Сегодня обучение в вузе возможно в самых разных вариантах, каждый из которых обладает своей спецификой, достоинствами и недостатками. Притом выбирать формат освоения образовательной программы абитуриенту приходится в начале учебного пути – в ходе подачи документов.
В числе наиболее распространенных форматов обучения на базе школ, колледжей и вузов выступают следующие варианты: очный, заочный, вечерний, дистанционный, семейный, домашний, групповой и индивидуальный. Ниже мы подробнее рассмотрим каждый из них, отметив достоинства и недостатки.
СОДЕРЖАНИЕ
Специфика обучения по очным, заочным и вечерним программам
Указанная триада форматов обучения действует практически повсеместно. Их можно встретить в школах, колледжах, университетах и даже на отдельных курсах и дополнительных программах.
Очная подготовка
Очное обучение – самый популярный и востребованный вариант освоения выбранной траектории, где отмечается тесное взаимодействие педагога и учащихся, живое общение, доминирует аудиторная работа. Данный сценарий действует во всех учебных заведениях без исключений, начиная от детских садов, школ и заканчивая сузами и вузами.
Очные программы – самые сложные и глубокие в освоении. Рассматриваемый вариант появился в системе подготовки кадров самым первым и поэтому считается классическим, традиционным. Он предполагает ежедневное посещение учебного заведения, работу на аудиторных занятиях, выполнение самостоятельной работы и домашнего задания. Средняя продолжительность подготовки дипломанта составляет от 4 до 6 лет (бакалавр+магистр).
Помимо аудиторной (устной) работы студентам предстоит выполнять письменные проекты: контрольные и лабораторные работы, курсовые работы, отчеты по практике, отчеты о НИР, дипломный проект и пр.
Сред и очевидных плюсов очного обучения можно отметить:
- Обучение предполагает не просто изучение учебных материалов, но и обмен опытом (от педагога к студенту, от научного руководителя к практиканту и пр.);
- Программа тщательно продумана и преподносится последовательно, поэтапно с активным участием в учебном процессе студентов: лекции семинары, практикумы;
- Очные программы можно освоить бесплатно (на бюджетном месте) и платно, притом стоимость такой подготовки будет самой дорогой;
- Именно очникам вузы и сузы готовы предоставить место в общежитии или студенческом кампусе;
- Только учащимся очного отделения полагается отсрочка от армии, выплата стипендий, использование имеющихся льгот и пр.;
качество подготовки выпускников очных программ считается наивысшим и наиболее привлекательным для работодателей.
В числе недостатков очного формата пребывания в сузе или вузе можно выделить:
- Стоимость обучения по контракту для очников – самая высокая. Она далеко не каждому оказывается «по карману»;
- Очникам из-за высокой учебной нагрузки крайне трудно совмещать дополнительные секции, работу и прочие увлечения с освоением профиля. Основная часть времени отводится на учебу;
- Очные программы предоставляют больше теоретическую или научно-исследовательскую подготовку, нежели практическую. Поэтому работодателям зачастую приходится стажировать или дообучать выпускников очного формата необходимым умениям и навыкам.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Заочная подготовка
Второе место по востребованности и популярности среди абитуриентов занимает заочное обучение. Данный вариант действует преимущественно в колледжах и вузах. В его основе лежит принцип совмещения аудиторной и самостоятельной работы.
В настоящее время заочное образование в России претерпело ряд перемен:
- Освоить первое профессиональное образование заочно стало невозможно;
- Часть направлений подготовки были ликвидированы из данного варианта;
- Специальности заочного отделения доступны только на коммерческой основе, встретить бюджетные места можно крайне редко и крайне мало;
- Учебный процесс предполагает изучение основной программы самостоятельно и посещение университета в период сессии. В отдельных случаях возможно обучение в рамках групп «выходного дня».
Среди очевидных плюсов заочного обучения студентов можно отметить их свободу и возможность совмещать учебу и работу, личную жизнь, творчество и пр. Несмотря на коммерческий характер, стоимость пребывания в учебном заведении будет ниже, чем у очников. Продолжительность покорения профессионального пьедестала чуть длиннее – в среднем на полгода дольше, чем по очным специальностям.
В числе минусов заочного обучения можно отметить отсутствие льгот и стипендий, отсрочки от армии, востребованность дипломантов на рынке труда немного ниже (по сравнению с очниками). Более того, далеко не все работодатели готовы отпускать своего сотрудника на сессию с предоставлением учебного оплачиваемого отпуска.
Очно-заочная подготовка
Одним из уникальнейших вариантов обучения, который находится на стыке двух вышеописанных форм является вечернее (или как его еще называют – очно-заочное) образование. Оно сочетает в себе элементы очного и заочного образования.
Во-первых, данный вариант предполагает посещение занятий при учебном центре сугубо в вечернее время, но практически на ежедневной основе (или насколько дней в неделю) как правило, становление специалистов происходит после 17.00 и до 22.00. Учебный процесс включает в себя лекции и семинары, письменные проекты, сессии и пр.
Во-вторых, основная часть программы подлежит самоизучению, а во время аудиторной работы учащиеся разбирают наиболее сложные моменты и задания, получают разъяснения по возникающим вопросам и пр.
В-третьих, программы очно-заочного характера доступны только на платной основе. Стоимость обучения примерно идентична заочному образованию. Притом студентам не полагаются стипендии или иные выплаты, льготы, отсрочки и пр. работодатели относятся к данному виду с настороженностью, приравнивая к заочному обучению.
Вечернее обучение в 90% случаев совмещается с работой. У учащихся фактически отсутствует полноценный отдых: после работы они идут на занятия, а в свободные от учебы дни – готовятся к предстоящим парам или аттестациям, выполняют письменные работы, разбирают новые темы. «двойная нагрузка» способна привести к эмоциональному выгоранию.
Выбирая между очным, заочным, вечерним образованием, важно сравнить все три формы и выбрать наиболее подходящий для себя вариант. В таблице ниже мы приведем ключевые моменты каждой из рассмотренных ниш.
Признак для сравнения |
Очное обучение | Заочное обучение |
Вечернее (очно-заочное) обучение |
Учебный процесс | Аудиторная работа, письменные проекты, зачеты и сессии | Самообразование с минимальным пребыванием в вузе | Совмещение аудиторной и самостоятельной работы: посещение вуза несколько дней в неделю в вечернее время, сессии, письменные работы |
Сроки обучения | Традиционные: бакалавр – 4 года, магистр – 2 года, специалист – 5 лет и пр. | Пролонгированное: все традиционные сроки удлинняются в среднем на полгода | |
Сфера действия | Повсеместно: от детских садов, школ до сузов и вузов | Только колледжи и вузы | |
Финансирование | Государство (бюджет) или студент лично (контракт) | Только за счет студента (платно) | |
Специальности | Все | Частично | |
Проходной балл | Максимальный | Минимальный |
Если вы готовы пребывать основную часть времени при вузе и тесно сотрудничать с педагогами, глубоко погружаться в профиль, дисциплины и темы – то Вам прямой путь на очные программы. Если же студент намерен совмещать учебу, работу, творчество и иные дела и готов самостоятельно разбираться во всех нюансах, то следует рассмотреть заочное и вечернее обучение.
Особенности дистанционного, домашнего и семейного обучения
В последнее все большую популярность набирают инновационные подходы в педагогике, основанные на использовании современных технологий. Сегодня многие специальности доступны в рамках специфических форм, которые предполагают косвенную связь с учебным заведением. Речь пойдет о дистанционном, семейном и домашнем обучении.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Дистанционная форма обучения
Дистанционный формат подготовки активно развивался в России в период пандемии когда образовательные заведения был вынуждены перейти на «новый лад». Этот вариант обучения основывается на использовании интернет-технологий и предполагает минимум живого общения и максимум самообразования, онлайн-общения. Контакт с учебным заведением в большинстве случаев виртуальный – через мессенджеры, электронную почту, личный кабинет студента и пр.
Дистанционные программы обучения обладают рядом специфически черт. Они в большей степени сводятся к тьюторству, где образовательное заведение координирует обучение подопечного, предоставляя ему грамотно проработанную траекторию с подбором соответствующей литературы для изучения, материалами и заданиями – для закрепления, промежуточными контролями и аттестациями – для контроля.
Обучение в рамках дистанта возможно только на коммерческой основе, притом ценовой диапазон – примерно на уровне заочного обучения. Важно учесть, что далеко не все направления подготовки могут быть доступны в данном варианте. Сугубо прикладные специальности исключены из данного списка (медицинские, частично технические и пр.).
Дистанционные программы действуют в рамках всех ступеней образования. Притом перейти на «новый лад» можно добровольно по заявлению. Сроки обучения аналогичны заочному и вечернему форматам.
Среди очевидных плюсов дистанта: масса свободного времени из-за отсутствия необходимости в посещении учебного заведения, онлайн-связь с педагогами и вузом (можно задать вопрос в любое время), возможность совмещать учебу и иные дела, интересы, привлекательная и доступная стоимость обучения и пр. Среди минусов – низкая котируемость среди работодателей, сложности в постижении профильных и сложных предметов, не содействует развитию коммуникационных навыков и пр.
Семейное обучение
Данный вариант подготовки действует преимущественно в школах. Вон предполагает переход конкретного учащегося на самостоятельное обучение при помощи родителей, то есть освоение намеченной программы и учебного плана происходит «в семейном кругу». Индивид будет самостоятельно разбираться в предметах, темах, выполнять задания в определенные сроки проходить проверки: контрольные работы, тестирования, письменные работы, экзамены, ВПР и пр.
Семейное обучение – образование бюджетное. Для его реализации достаточно прикрепиться или пойти учиться в школу, а затем написать заявление о переходе на это формат. Но назвать бюджетным данный формат трудно, так как учебные пособия, канцелярия и остальные материалы для покорения учебного плана придется приобретать самостоятельно.
Среди плюсов данного сценария можно отметить:
- Развитие самостоятельности, самодисциплины и ответственности;
- Темп обучения ученик устанавливает самостоятельно;
- Индивид покоряет классическую или индивидуальную программу в установленные сроки;
- Обучение – бесплатно и сугубо на добровольной основе.
Среди минусов можно выделить отсутствие коммуникаций и связи с обществом, отсутствие материально-технической базы и методической литературы для изучения и автоматизации знаний/навыков, освоить самостоятельно дисциплины может быть непосильно и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Надомное (домашнее) обучение
Домашнее или надомное образование – это новый тренд в системе образования который доступен только в рамках среднего общего образования. Постигать новые учебные и научные горизонты в этом формате смогут не все желающие, а лишь отдельные категории лиц:
- Имеющие отклонения в развитии, которые мешают классическому образованию;
- Имеющие медицинские и иные показания для обучения на дому с помощью квалифицированных специалистов.
Надомное образование производится за счет государства. В данном случае педагоги из учебного заведения, к которому прикреплен индивид, будут приходить к нему на дом и преподавать соответствующие дисциплины в «домашних условиях». Учебные материалы и пособия предоставляет учебная организация.
В рамках надомного образования зачастую реализуют адаптированные или инклюзивные образовательные программы. Для перехода на данный формат требуется весомое и документально подтверждённое основание. Сроки реализации идентичны классическому обучению в школе.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСТАНЦИОННОГО, СЕМЕЙНОГО И НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ |
|||
Признак для сравнения |
Дистанционное обучение | Семейное обучение |
Надомное обучение |
Учебный процесс | Индивидуальный или групповой | Индивидуальный | |
Сроки реализации | На полгода дольше классического очного обучения | Соответствуют традиционным нормам | |
Целевая аудитория | Школьники, студенты, аспиранты | Только школьники | |
Направления подготовки | Есть исключения (медицинские, технические и пр.) | Среднее общее образование | |
Проходной балл | Минимальный | Предварительное тестирование для определения текущего уровня подготовки и проработки программы обучения | |
Финансирование | Коммерческий (за счет учащегося) | Бюджетный (за счет государства) |
Проанализировав условия обучения в рамках дистанционного, семейного и надомного обучения, можно отметить, что данные варианты имеют как сходства, так и отличия.
Среди явных сходств можно выделить акцент на самостоятельной работе учащихся в освоении образовательной программы, доминирование письменных работ и минимум живых контактов. Исключением станет лишь домашний вариант, где педагог будет приходить к подопечному домой и помогать в освоении дисциплины.
Абитуриентам и студентам доступен только дистанционный сценарий, где все взаимодействие с учебным заведением будет происходить посредством IT-технологий, посещение учебного заведения не требуется. В остальных случаях как минимум один раз явиться в образовательное учреждение придётся – для подачи документов (прикрепление) и заявления о переходе на новый вариант подготовки. Поэтому студенты могут поступать только на дистант, а школьники выбирать подходящий сценарий с учетом имеющихся у них оснований и возможностей.
Групповое или индивидуальное обучение?
Все вышеописанные форматы можно разделить на две большие группы, которые прояснят особенности и ход обучения. В частности, очные, заочные, очно-заочные и дистанционные программы могут реализовываться, как в индивидуальном порядке, так и в рамках групповой подачи (в небольших, но однородных группах).
Семейное и надомное обучение реализуется сугубо по индивидуальной траектории. В данном случае учебный путь подбирается строго под возможности подопечного после предварительного тестирования. К этим категориям относят адаптивные, коррекционные, реабилитационные и пр.
Какой вариант обучения Вам ближе и привлекательнее: групповой или индивидуальный? Групповые сценарии содействуют как профессиональному, так и личностному росту, а индивидуальные – только профессиональному или научному. Но в любом случае качество подготовки выпускника зависит от предпринимаемых им усилий.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!