Где и как можно пройти производственную и преддипломную практику студенту педагогического факультета?

Обучение студентов педагогического профиля предполагает не только аудиторную и научно-исследовательскую работу, но и практическую подготовку с освоением соответствующих и современных подходов, методов преподавания. Сегодня мы расскажем об особенностях выбора места для педагогической практики и особенностях ее прохождения.

Где и как можно пройти производственную и преддипломную практику студенту педагогического факультета?
Обучение студентов педагогического профиля предполагает не только аудиторную и научно-исследовательскую работу, но и практическую подготовку с освоением соответствующих и современных подходов, методов преподавания. Сегодня мы расскажем об особенностях выбора места для педагогической практики и особенностях ее прохождения.

Производственная практика студентов педагогического факультета

Производственная практика студентов, осваивающих педагогическую профессию, предполагает закрепление пройденных тем, азов и базовой подготовки по профилю с акцентом на развитие практических навыков по педагогике. Данный процесс выносится в отдельные рамки учебного процесса. Практика будущих преподавателей проходит непрерывно на протяжении 2-3 недель на базе действующей образовательной организации с учетом специфики постигаемой специальности.

На что ориентироваться при поиске места для прохождения педагогической практики?
На что ориентироваться при поиске места для прохождения педагогической практики?

Важно отметить, что условия прохождения производственной практики студентов педагогического факультета зачастую единые:

  • База практики – действующая учебная организация, которая реализует образовательные программы, совпадающую с направлением обучения студента;
  • В образовательном заведении имеются возможности по проведению практики: материально-технические условия позволяют развивать современных работников в системе образования, в штате имеется опытный и компетентный специалист-наставник, для выработки практических навыков имеется целевая аудитория (с учетом возрастных и профессиональных параметров);
  • Учебное заведение готово выделить «рабочее место» для практиканта, чтобы он мог готовиться к предстоящим занятиям, наблюдать за деятельностью куратора и практикующих специалистов, заниматься сбором необходимых документов и ресурсов для подготовки отчета по производственной практики и пр.

Выбор места для прохождения производственной практики происходит с учетом формальных и профессиональных требований. Формальные – устанавливает суз или вуз (где обучается студент) с учетом программы практики, а профессиональная – с учетом специфики постигаемой профессии (целевая аудитория, направление, ниша и уровень образования и пр.).

Варианты прохождения производственной практики у студентов педагогических направлений

Место прохождения практики предопределяет качество подготовки стажера и его профессиональное развитие, но не несет существенной роли для последующих исследований. Результаты производственной практики могут носить обособленный характер, учитывая сугубо учебный процесс и программу подготовки. Так же результаты рассматриваемого этапа обучения могут быть положены в основу научной статьи, дипломной работы (при совпадении объекта практики и пр.).

Как уже было отмечено выше, базой педагогической практики могут быть только образовательные заведения. К данной категории относят не только школы, лицеи, гимназии, колледжи и вузы, но и центры дополнительного образования, санаторные и досуговые организации. То есть объектом практики будут: детские сады, школы, лагеря, санатории и профилактории, реабилитационные центры, центры дополнительного образования (частные) и пр.

Место практики

Направление подготовки студента

Полномочия практиканта

Детское дошкольное учреждение (ясли, детский сад) Дошкольное образование

Детский психолог

Логопедия и дефектология

Наблюдение за практикующими специалистом, учебная работа с подопечными, игровая деятельность,
Среднее образовательное заведение (школы, гимназии, лицеи) Начальное образование

Логопедия и дефектология

Преподавание (по дисциплинам)

Физкультура и спорт (педагогика)

Педагогика и психология

Социальная работа

Коррекционная педагогика и пр.

Наблюдение и проведение занятий по плану, работа с детьми, делопроизводство
Учебные заведения в сфере профессионального образования (колледжи и вузы) Педагогика и психология

Преподавание по дисциплинам

Проектирование и планирование учебного занятия, проведение ученых занятий, анализ итогов практики
Центры дополнительного образования (платные курсы, подготовка к школе, подготовка к ЕГЭ, центры раннего развития и пр.) Педагогика (общая, коррекционная и пр.)

Педагогика и психология

Логопедия и дефектология

Проектирование и реализация программ индивидуального и группового характера

Проведение занятий, работа с детьми

Анализ результатов учащихся

Досуговые, санаторные и иные организации с пребыванием детей и учебным уклоном (детский лагерь, санаторий, реабилитационный центр и пр.) Педагогика (по возрастам и предметам)

Педагогика начального образования

Педагогика дошкольного образования

Педагогика и психология

Коррекционная педагогика

Адаптивная физкультура

Проведение учебных и досуговых мероприятий с поверенными детьми, роль вожатого

Если практика студента педагогического факультета проходит на базе детских садов и яслей, то чаще всего она реализуется под тотальным контролем воспитателей и нянечек. В данном случае первоначально важно найти общий язык с подопечными детьми, а также учитывать программу их развития, возможности каждого ученика. Практикант сначала наблюдает за деятельностью наставника, выполняет его поручения и помогает в организации учебного процесса, принимает участие в воспитательной и и8гровой деятельности, физическом и культурном развитии детей.

В отчете по производственной практике важно проанализировать условия практики, предоставив краткую характеристику образовательного заведения, а затем описать ход стажировки: с кем и с чем работал стажер, проанализировать состав поверенной ему группы, распорядок дня, определить сложности в реализации программы и проблемы в ходе практики, отметить пути их решения. Не стоит забывать про выполнение индивидуального задания. Для этого могут потребоваться дополнительное ресурсы и материалы.

В случае, когда база практики – это среднее общеобразовательное заведение, то в данном случае необходимо оценить условия стажировки, особенности реализуемых программ и их актуальность, а также в обязательном порядке опробовать собственные силы в проектировании занятия, преподавании. Все это делается под наблюдением наставника с места практики.

Новоиспеченному учителю предстоит найти подход к детям, замотивировать их и помочь в постижении новой темы, закреплении материалов и развитии соответствующих навыков и умений. При подготовке к проведению занятия практикант должен изучить учебный план, рабочую программу, сформировать план-конспект и сценарий занятия, согласовать его с научным руководителем и затем подготовиться к реализации.

Отчет по производственной практике на базе школ, гимназий и вузов будет содержать общие моменты – характеристика базы практики, анализ целевой аудитории (психологический, социальный и учебный портрет школьников), анализ результатов проведения занятия (самоанализ) с констатацией проблемных зон, а также выполнение индивидуального задания от кафедры.

Где проходит производственная практика студентов ПедФака?
Где проходит производственная практика студентов ПедФака?

Прохождение производственной практики на базе центров дополнительного образования потребует от стажера предварительной и тщательной подготовки с акцентом на изучение современных тенденций в сфере образования, выделение возрастных, психологических и учебных особенностей целевой аудитории (с какими группами предстоит работать, возраст, текущая подготовка, набор предметов, цель обучения и пр.), а также учитывать устав и правила заведения. Все виды занятий (будь то групповые или индивидуальные) подлежат тщательной проработке. Педагог имеет право на реализацию авторской программы обучения, которая будет учитывать требования ФГОС и содействовать развитию целевой аудитории. В данном случае формируется пакет документов (образовательная программа) с учетом сроков обучения, особенностей слушателей, согласуется с администрацией и подлежит непосредственной реализации (то есть преподавание). Как правило, практиканты перенимают опыт у наставников и реализуют сформированные ими планы, рабочие программы, обретая первичные практические азы. При желании стажер имеет право самостоятельно работать материал и согласовать новшества с куратором.

В отчете по производственной практике на базе центров дополнительного развития детей важно описать форму и правила учебного заведения, особенности целевой аудитории, предметный набор, программу или план занятий, а также описать ход реализации обозначенных моментов: как прошло занятия, чему научились подопечные, с какими сложностями они столкнулись при изучении темы, какие проблемы возникли у практиканта при реализации плана. Также обязательному исполнению и описанию подлежит индивидуальное задание.

Суть производственной практики студента педагогического факультета
Суть производственной практики студента педагогического факультета

Прохождение производственной практики на базе досуговых и оздоровительных заведений ориентировано на общее, базовое развитие подоплечных с учетом действующих стандартов обучения по возрасту, программе (по основному месту обучения) и пр. В данном случае практикант будет придерживаться той траектории, по которой слушатель следует в стенах учебного заведения, оказывая услуги консультанта, наставника. В то же время прохождение практики на баз летних или иных лагерей предполагает планирование работы детей с акцентом на воспитательную, познавательную, творческую, спортивную деятельность. Притом планирование производится на каждый день с учетом временных рамок, возрастных особенностей поверенной группы. Чаще всего практикант выполняет функции вожатого группы и ответственен за безопасность, здоровье детей.

В отчете по производственной практике на базе лагерей, санаториев важно описать особенности учебного и педагогического процесса. Основные полномочия преподавателей, распорядок дня, программу развития.

В случае прохождения педагогической практики на базе колледжей и вузов, потребуется тотальная подготовка стажера для допуска к непосредственной преподавательской деятельности. В данном случае изначально практикант вливается в новое заведение, поэтому обязан изучить правила и требования, действующие рабочие программы, самостоятельно проработать ход занятия и план-конспект, согласовать действия с наставником и опробовать собственные силы в проведении лекций и/или семинаров. Педагогическая активность контролируется опытным научным руководителем. Индивидуальное задание чаще всего затрагивает особенности проектирования и планирования учебного занятия.

Как отмечают сами студенты, самой легкой считается практика на базе лагерей, санаториев и профилакториев, так как учебная часть в этом случае сведена к минимуму, требования более лояльные. Самым сложным признается прохождение производственной практики в стенах школ, детских садов, центров дополнительного образования, где проходят групповые занятия и действуют суровые требования ФГОС.

Проанализировав основные моменты прохождения производственной практики студентами педагогического факультета можно отметить, что она играет промежуточную роль в их становлении, как специалистов. Во-первых, она позволяет углубить имеющиеся познания и обрести первичный опыт в проведении занятий, определить собственный стиль преподавания и эффективный, подходящий и посильный инструментарий,

Таким образом, прохождение производственной практики должно учитывать специфику постигаемой профессии (направление специальности, уровень образования), а также требования объекта практики, специфику целевой аудитории и пр. Стажеру предстоит быстро адаптироваться к рабочим будням, изучить правила учреждения, действующие в нем образовательные программы, а также согласовать план действий и мероприятий, спектр обязанностей с научным руководителем. Без контакта с детьми, планирования и проведения занятия, подготовки специального документооборота и написания отчета по практике и выполнения индивидуального задания не обойтись.

Специфика преддипломной педагогической практики: что, где, как и когда?

Преддипломная практика студентов педагогического факультета представляет самый важный этап в их профессиональном развитии. В рамках этого шага они не просто формируют информационную и доказательную базу для дипломной работы по педагогике, но и развивают основные компетенции, достаточные для полноценной и качественной работы. В данном случае рассматриваемый вид стажировки призван автоматизировать действия новоиспеченного педагога, «закалить» его и подготовить к трудовым будням от А до Я.

Преддипломная практика учащихся по педагогическим профилям проходит с максимальной самостоятельностью. Фактически, стажеры на период практики подменяют действующих педагогов и берут на себя учебные, воспитательные и иные обязанности. В спектр их полномочий входит работа с детьми, подготовка к занятиям ( с учетом текущего уровня подготовки учащихся, рабочей программы по предметам, требований ФГОС и пр.), проведение занятий и анализ результатов обучения, решение проблем в образовательной среде посильными способами и пр.

Преддипломная практика студентов педагогического факультета проходит также как и в рамках программы производственной практики – только на базе организаций, соприкасаемых или функционирующих в системе образования: детские сады, школы, сузы и вузы, центры дополнительного образования, лагеря и пр. Стажировка на базе санаториев, лагерей и реабилитационных центров приветствуется в основном в отношении педагогов-психологов, преподавателей физкультуры и творческих наук (музыка, декоративная и прикладная деятельность и пр.).

Преддипломная практика проходит только в том русле и направлении, которому соответствует постигаемая специальность.

Организация преддипломной практики студентов педагогического факультета происходит с акцентом на особенности образовательной программы и непрерывность стажировки. Притом не исключается возможность официального трудоустройства стажера.

База практики

Направления подготовки практиканта

Действия практиканта в рамках преддипломной практики

Детские сады, ясли, центры раннего развития детей Дошкольная педагогика

Логопедия и дефектология

Коррекционная педагогика

Планирование и проведение занятий с детьми в возрасте 2-6,7 лет

Организация учебного процесса

Взаимодействие с учениками и родителями

Анализ педагогической деятельности

Школы, гимназии, лицеи Начальное образование

Предметная педагогика

Физкультура и спорт (общая и адаптивная педагогика)

Коррекционная педагогика

Социальная работа

Педагогика и психология

Анализ работы практикующего педагога\

Реализация рабочей программы по предмету

Проектирование и планирование занятия, делопроизводство

Организация и проведение занятий

Анализ результатов обучения и констатация проблем в рабочем процессе

Колледжи и вузы Предметная педагогика

Инклюзивное образование

Коррекционная педагогика

Педагогика и психология

Организация и проведение лекций, семинаров в рамках поверенного предмета и осваиваемой специальности

Анализ условий работы

Анализ результатов преподавания, личный опыт, впечатления

Констатация проблем в учебном заведении, у целевой аудитории, проблемы в реализации программы и пр.

Центры дополнительного образования: курсы, программы по подготовке к ЕГЭ и пр. Предметная педагогика

Начальное образование

Коррекционная педагогика

Логопедия и дефектология

Разработка индивидуальных и групповых программ

Подготовка и проведение занятий с учетом особенностей целевой аудитории, продолжительности образовательной программы и требования ФГОС

Анализ педагогической практики с выделением проблем и пр.

Досуговые и реабилитационные, медицинские организации Не приветствуются. Допускаются преимущественно в отношении педагогов физкультуры, музыки, ИЗО, технологии и пр. Организация и проведение мероприятий по организации досуга, общего развития и творчества детей на период пребывания в соответствующем заведении

Преддипломная практика призвана отточить практическое мастерство новоиспеченного педагога, а также помочь студенту собрать информационную и основную базу данных для написания дипломной работы по педагогике. Притом в качестве доказательной базы нередко служит индивидуальное задание по преддипломной практике, которое отмечается в отчете.

В отчете по преддипломной практике важно тщательно проанализировать деятельность объекта (база практики, условия работы, целевая аудитория (ученики)), реализуемые программы или степень их соответствия реалиям, требованиям ФГОС, а также опробовать свои силы в прикладной педагогике и оценить все моменты лично: проблемы в преподавании и работе с детьми, особенности организации и реализации программы или учебного процесса, порядок проектирования занятий и реализации планов, особенности оценки успеваемости учащихся и корректировки программ и пр.

Отчет по преддипломной практике чаще всего становится основой при формировании практической части ВКР по педагогике, где предоставляется общая характеристика базы практики, условий работы практиканта, особенности организации и реализации учебного процесса и программ, портрет целевой аудитории, а также подтверждается факт обретения соответствующих навыков. В ходе данного этапа подготовки студент учится определять проблему в педагогике (общего и личного, внутриорганизационного и пр. плана) и решать их современными и посильными способами.

Важно отмети, что в любом случае деятельность стажера (на производственной или преддипломной практике) будет под тотальным контролем наставников от вуза и базы стажировки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по поиску базы для прохождения производственной и/или преддипломной практике студентам педагогического факультета

Грамотно подобрать место для прохождения педагогической практики сможет далеко не каждый студент. Поэтому важно подойти к решению данного вопроса предельно осторожно и ответственно.

Для начала следует тщательно проанализировать постигаемую профессию и определить потенциальные места для стажировки. Например, студента по программе «Педагогика дошкольного образования» не смогут работать в вузах, поэтому и место практики у них будет ограниченным – только детские сады, ясли, центры раннего развития.

Студенты, постигающие общие или узкоспециализированные профили, в целом востребованы повсеместно. Место их практики зависит преимущественно от требований программы практики и непосредственно потенциального партнера (организации, на базе которой будет проходить стажировка).поэтому важно оценить: с чем студент может и готов работать (целевая аудитория), места реализации соответствующих программ (предмет и пр.) и т.д.

Самый простой и надежный способ – обратиться за помощью в деканат, на профильную кафедру. В этом случае сотрудники вуза могут предоставить список партнеров, готовых взять на практику учащихся. В отдельных случаях суз или вуз может направить студента на практику самостоятельно.

Если же учащемуся предстоит лично искать место для стажировки по педагогическому профилю, то придется по результатам самоанализа выделить общие направления и компании, а затем составить список учреждений и обойти их лично, обговорив детали, условия, особенности с руководством. На собеседование следует захватить с собой копию зачетной книжки, программу практики, студенческий билет и договор от образовательного заведения.

Учтите, что найти место для педагогической практики – половина дела. Важно, чтобы его одобрила администрация суза или вуза.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *