Казалось бы, студентов удивить и напугать уже ничем невозможно. Но на самом деле в природе и жизни есть такой «страшный зверь», и имя ему – сессия. Зачеты и экзамены, от результатов и исходов которых зависит дальнейшая судьба учащегося колледжа или вуза – волнительный период, а самым страшным и незабываемым считается первая сессия. Сегодня мы рассмотрим специфику данного образовательного явления на очном и заочном отделении.
Первая сессия у первокурсников-очников: порядок проведения, требования к студентам, нюансы
Обучение в вузе кардинальным образом отличается от учебного процесса в школе. Здесь присутствует серьезный аттестационный порог в виде сессии. Первокурсники вплоть до наступления экзаменационной поры до конца не осознают, что и как будет проходить, что от них требуется и что будет в перспективе.
Первая сессия, в целом, ничем не отличается от всех последующих аналогичных этапов профессиональной подготовки и аттестаций. Важно лишь отметить, что к сессии относят только экзамены, которые оцениваются в рамках утвержденной (в России – пятибалльной) шкалы.
У студентов очного отделения сессия проходит традиционно. На экзаменационную оценку выносятся преимущественно базовые и профильные дисциплины, связанные с выбранной специальностью напрямую, призванные привить и развить конкретные профессиональные качества и навыки. Средняя продолжительность данной поры составляет 21-28 дней. Аттестации подлежит около 3-7 дисциплин (в зависимости от учебного плана и состава образовательной программы).
У студентов очного отделения не принято выделять виды сессии, так как фактически она проходит традиционно, в едином порядке и условиях. Алгоритм организации и реализации данного этапа в системе профессионального образования следующий:
- Все экзаменационные дисциплины отражаются в учебном плане, а затем накануне сессии в соответствующем расписании. Учебный процесс «табелируется» в одном расписании занятий (по четным и нечетным неделям или иначе), а сессия – в отдельном варианте;
- Количество сессии в традиционном формате обучения – 2 раза в год (в конце каждого семестра);
- Состав данной поры идентичен все последующим сессиям: консультация + экзамен;
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Накануне экзамена педагог проводит консультацию, на которой отвечает на вопросы студентов, разъясняет сложные экзаменационные задания, поясняет ход проведения аттестации, озвучивает «автомат» и пр.;
- Аттестация может проходить в устном или письменном формате. При необходимости вузы могут организовать дистанционное обучение и онлайн-экзамен (тестирование или аттестация по видеосвязи);
- Между экзаменами обязательно будет присутствовать несколько свободных дней (не менее 3), чтобы студент мог отдохнуть от прошедшего испытания и подготовиться к следующему;
- Экзаменационные вопросы и «задания-аналоги» для практической части аттестации выдаются студентам заранее по мере прохождения полного курса в рамках дисциплины;
- Экзаменатор имеет право задавать каждому студенту дополнительные вопросы по своему-усмотрению. Притом они могут находиться, как в пределах билета, так и затрагивать любую часть изученного курса/предмета.
Первая сессия студентов очного отделения в целом не имеет существенных отличий от всех последующих аналогичных мероприятий. Единственными отличительными чертами этого периода выступают следующие моменты:
- Требования преподавателей могут оказаться немного жестче, так как за полгода они не сумели ближе познакомиться со студентами, узнать их уровень подготовки, отношение к предмету и обучению, степень погружения в предмет и пр.;
- Зачастую отметка, выставляемая на экзамене во время первой сессии, носит субъективный характер и основывается на первом впечатлении экзаменатора о студенте, учитывая посещаемость занятий, активность на практикумах и семинарах, своевременность сдачи письменных и обязательных работ (лабораторных, контрольных и пр.), научный интерес и научная активность, личные взаимоотношения педагога и студента (доброжелательные или напряженные) и пр.;
- Первокурсникам (особенно во время первой сессии) редко ставят «автоматы». Зачастую педагоги идут на уступки непосредственно во время экзамена, проверяя уровень подготовки аттестуемого лица: анализируя поведение и честность (не списывает ли он?), предоставляя возможность начать готовить ответ и затем просто вызывая учащегося «за стол переговоров» для проставления «заслуженной отметки» в ведомость и зачетную книжку;
- Провал на экзамене на первом курсе воспринимается более остро и с максимальным страхом, опасением отчисления. Опытные студенты знают, что им будет предоставлен еще один шанс, но пересдача у первокурсников проходит в более жестких условиях: количество дополнительных вопросов и заданий по пройденному курсу может резко возрасти, итоговая отметка может показаться заниженной или незаслуженной, а первый провал – необоснованным и пр. Притом учтите, что после провала на сессии размер стипендии может либо резко сократиться (упасть до минимума) или вовсе произойдет отмена.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности сессии у первокурсников-заочников
Аттестационная пара студентов заочного отделения проходит специфично и отличается от традиционной проверки знаний очников.
Сессия для заочников – это не просто экзаменационный период. Данная стадия профессиональной подготовки предполагает сочетание учебного процесса с выполнением и защитой письменных проектов, а также сдачу зачетов и экзаменов.
Средняя продолжительность сессии у студентов заочного формата – 21 день согласитесь, судя по нагрузке учащихся, темп их обучения – бешеный, нагрузка в эти три недели – жесткая и беспощадная.
Порядок проведения сессии на заочном отделении следующий: между экзаменами также будет несколько дней, но они не совсем свободные. В этот период студенты посещают предусмотренные расписанием занятий лекции, защищают письменные работы (контрольные, курсовые, лабораторные, отчеты), посещают консультации и пр.
Специфика первой сессии заочников проявляется в следующих аспектах:
- На первом курсе проходит не 2, а 3 сессии. Первая — в начале учебного года, ее называют установочной. Ее миссия – познакомить новичков с правилами вуза, предоставить им минимальный объем знаний (лекции, семинар), предоставить задания для самообучения и подготовки к сессии (варианты контрольных работ и задания к ним, экзаменационные билеты и задания, перечень дисциплин, темы по ним, закрепить темы письменных проектов и пр.). Последующие сессии проходят традиционно в конце семестра или отчетного периода;
- Заочники не получают автоматы (крайне редко), так как встречаются с преподавателями только в период сессии (согласитесь, за 21 день трудно завоевать доверие и расположить к себе экзаменатора, особенно, когда приходится совмещать работу и учебу, если работодатель не отпустил в ученический отпуск и пр.);
- Сессия проходит согласно утвержденному расписанию;
- Требования педагогов в отношении заочников считаются более лояльными (по сравнению с очниками);
- Провал на первой сессии воспринимается заочниками также как остро, как и очниками, но в любом случае шанс исправить ситуацию и собственное положение будет предоставлен – в расписании занятий будут действовать специальные дни я для ликвидации академической задолженности (как правило, для этого выделяется примерно 1 неделя по окончании сессии после проведения последнего экзамена). Чаще всего заочники пересдаю экзамены, согласовав день и время с педагогом, учитывая собственные возможности и занятость;
- Формат проведения экзаменов определяется педагогом-экзаменатором (устный или письменный), при необходимости администрация вуза может перевести всех учащихся на дистанционный вариант с использованием чатов, видеосвязи, онлайн-тестирований и пр.
Обратите внимание, что заочники знакомятся и погружаются в учебную атмосферу только во время сессии, так как до ее начала они фактически не видят экзаменатора воочию, а последний (в свою очередь) не знает, как занимается студент, каковы его способности и уровень текущей подготовки, с какими «учебными» сложностями в рамках осваиваемого предмета он сталкивается. Притом заочники в 80% случаев садятся за подготовку только в активный период сессии, а вне него не торопятся прибегать к учебникам и письменным работам.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сходства и отличия первой и последующих сессий у студентов очного и заочного отделения
К числу явных схожих черт в аттестации очников и заочников можно отнести следующие моменты:
- Экзаменационная пора проходит в конце семестра, по мере освоения определенной программы (согласно учебному плану);
- Средняя продолжительность данного этапа – 3-4 недели;
- Явка на все рубежи – обязательна, только уважительная причина может спасти студента от моментального провала или отчисления из учебного заведения;
- Порядок проведения экзамена идентичный: студенты являются в назначенный день в вуз, заходят в аудиторию по очереди или списку, тянут экзаменационный билет, регистрируют его у преподавателя, готовятся к ответу и защищаются. Все происходит по простому принципу «пришел – увидел (вытянул) – ответил (победил).
- Студенту важно максимально подготовиться к предстоящему испытанию, быть готовым к опросу во всех планах: интеллектуально, морально, физически и пр.;
- В случае провала на экзамене у очника и заочника будет шанс исправить ситуацию – пересдача в дни ликвидации академической задолженности или по договоренности с преподавателем. Если решить проблем так и не удастся, то нагрянет самое тяжелое и негативное последствие – отчисление;
- Посещение всех занятий и аттестаций согласно действующему расписанию и учебному плану — обязательное требование для каждого студента независимо от формата подготовки.
Среди отличий между аттестационными периодами очников и заочников можно отметить следующие моменты:
- У учащихся очной формы сессия может немного затянуться и превысить 3 недели. Все зависит от количества экзаменов;
- Знакомство с преподавательским составом у очников более тщетный – на протяжении семестра, а заочники впервые встречаются с педагогами только во время сессии. Согласитесь, за полгода человека можно узнать со всех сторон, а за сессию – только поверхностно (и то не всегда);
- Требования педагогов-экзаменаторов к заочникам мягче, чем к очникам, так как в большинстве случаев на заочное отделение поступают уже работающие люди, имеющие определённый багаж (теоретический, практический). Притом на фоне краткосрочного пребывания в вузе. Более того, заочники самостоятельно изучают программу, а очникам все раскалывают «по полочкам» на лекциях и семинарах в течение всего учебного года;
- У студентов-очников сессия включает в себя только два вида встреч: консультация и экзамен, у заочников «набор» шире — защита письменных проектов, лекции/семинары, консультации и экзамены, иногда между экзаменами могут присутствовать зачеты.
Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что к первокурсникам преподаватели вуза уделяют больше внимания, чтобы понять степень понимания предмета и определить «заслуженную ими отметку». Поэтому рекомендуется не пренебрегать имеющимися возможностями и посещать все предусмотренные занятия, своевременно выполнять и сдавать письменные проекты или промежуточные рубежи, являться на экзамен подготовленными.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!