Казалось бы, студентов удивить и напугать уже ничем невозможно. Но на самом деле в природе и жизни есть такой «страшный зверь», и имя ему – сессия. Зачеты и экзамены, от результатов и исходов которых зависит дальнейшая судьба учащегося колледжа или вуза – волнительный период, а самым страшным и незабываемым считается первая сессия. Сегодня мы рассмотрим специфику данного образовательного явления на очном и заочном отделении.
Первая сессия у первокурсников-очников: порядок проведения, требования к студентам, нюансы
Обучение в вузе кардинальным образом отличается от учебного процесса в школе. Здесь присутствует серьезный аттестационный порог в виде сессии. Первокурсники вплоть до наступления экзаменационной поры до конца не осознают, что и как будет проходить, что от них требуется и что будет в перспективе.
Первая сессия, в целом, ничем не отличается от всех последующих аналогичных этапов профессиональной подготовки и аттестаций. Важно лишь отметить, что к сессии относят только экзамены, которые оцениваются в рамках утвержденной (в России – пятибалльной) шкалы.
![Этапы аттестации студентов](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/10/word-image-308.png)
У студентов очного отделения сессия проходит традиционно. На экзаменационную оценку выносятся преимущественно базовые и профильные дисциплины, связанные с выбранной специальностью напрямую, призванные привить и развить конкретные профессиональные качества и навыки. Средняя продолжительность данной поры составляет 21-28 дней. Аттестации подлежит около 3-7 дисциплин (в зависимости от учебного плана и состава образовательной программы).
У студентов очного отделения не принято выделять виды сессии, так как фактически она проходит традиционно, в едином порядке и условиях. Алгоритм организации и реализации данного этапа в системе профессионального образования следующий:
- Все экзаменационные дисциплины отражаются в учебном плане, а затем накануне сессии в соответствующем расписании. Учебный процесс «табелируется» в одном расписании занятий (по четным и нечетным неделям или иначе), а сессия – в отдельном варианте;
- Количество сессии в традиционном формате обучения – 2 раза в год (в конце каждого семестра);
- Состав данной поры идентичен все последующим сессиям: консультация + экзамен;
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
- Накануне экзамена педагог проводит консультацию, на которой отвечает на вопросы студентов, разъясняет сложные экзаменационные задания, поясняет ход проведения аттестации, озвучивает «автомат» и пр.;
- Аттестация может проходить в устном или письменном формате. При необходимости вузы могут организовать дистанционное обучение и онлайн-экзамен (тестирование или аттестация по видеосвязи);
- Между экзаменами обязательно будет присутствовать несколько свободных дней (не менее 3), чтобы студент мог отдохнуть от прошедшего испытания и подготовиться к следующему;
- Экзаменационные вопросы и «задания-аналоги» для практической части аттестации выдаются студентам заранее по мере прохождения полного курса в рамках дисциплины;
- Экзаменатор имеет право задавать каждому студенту дополнительные вопросы по своему-усмотрению. Притом они могут находиться, как в пределах билета, так и затрагивать любую часть изученного курса/предмета.
![Что нужно для успешного прохождения сессии?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/10/word-image-309.png)
Первая сессия студентов очного отделения в целом не имеет существенных отличий от всех последующих аналогичных мероприятий. Единственными отличительными чертами этого периода выступают следующие моменты:
- Требования преподавателей могут оказаться немного жестче, так как за полгода они не сумели ближе познакомиться со студентами, узнать их уровень подготовки, отношение к предмету и обучению, степень погружения в предмет и пр.;
- Зачастую отметка, выставляемая на экзамене во время первой сессии, носит субъективный характер и основывается на первом впечатлении экзаменатора о студенте, учитывая посещаемость занятий, активность на практикумах и семинарах, своевременность сдачи письменных и обязательных работ (лабораторных, контрольных и пр.), научный интерес и научная активность, личные взаимоотношения педагога и студента (доброжелательные или напряженные) и пр.;
- Первокурсникам (особенно во время первой сессии) редко ставят «автоматы». Зачастую педагоги идут на уступки непосредственно во время экзамена, проверяя уровень подготовки аттестуемого лица: анализируя поведение и честность (не списывает ли он?), предоставляя возможность начать готовить ответ и затем просто вызывая учащегося «за стол переговоров» для проставления «заслуженной отметки» в ведомость и зачетную книжку;
- Провал на экзамене на первом курсе воспринимается более остро и с максимальным страхом, опасением отчисления. Опытные студенты знают, что им будет предоставлен еще один шанс, но пересдача у первокурсников проходит в более жестких условиях: количество дополнительных вопросов и заданий по пройденному курсу может резко возрасти, итоговая отметка может показаться заниженной или незаслуженной, а первый провал – необоснованным и пр. Притом учтите, что после провала на сессии размер стипендии может либо резко сократиться (упасть до минимума) или вовсе произойдет отмена.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Особенности сессии у первокурсников-заочников
Аттестационная пара студентов заочного отделения проходит специфично и отличается от традиционной проверки знаний очников.
Сессия для заочников – это не просто экзаменационный период. Данная стадия профессиональной подготовки предполагает сочетание учебного процесса с выполнением и защитой письменных проектов, а также сдачу зачетов и экзаменов.
Средняя продолжительность сессии у студентов заочного формата – 21 день согласитесь, судя по нагрузке учащихся, темп их обучения – бешеный, нагрузка в эти три недели – жесткая и беспощадная.
![Из чего состоит программа обучения у заочников?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/10/word-image-310.png)
Порядок проведения сессии на заочном отделении следующий: между экзаменами также будет несколько дней, но они не совсем свободные. В этот период студенты посещают предусмотренные расписанием занятий лекции, защищают письменные работы (контрольные, курсовые, лабораторные, отчеты), посещают консультации и пр.
Специфика первой сессии заочников проявляется в следующих аспектах:
- На первом курсе проходит не 2, а 3 сессии. Первая — в начале учебного года, ее называют установочной. Ее миссия – познакомить новичков с правилами вуза, предоставить им минимальный объем знаний (лекции, семинар), предоставить задания для самообучения и подготовки к сессии (варианты контрольных работ и задания к ним, экзаменационные билеты и задания, перечень дисциплин, темы по ним, закрепить темы письменных проектов и пр.). Последующие сессии проходят традиционно в конце семестра или отчетного периода;
- Заочники не получают автоматы (крайне редко), так как встречаются с преподавателями только в период сессии (согласитесь, за 21 день трудно завоевать доверие и расположить к себе экзаменатора, особенно, когда приходится совмещать работу и учебу, если работодатель не отпустил в ученический отпуск и пр.);
- Сессия проходит согласно утвержденному расписанию;
- Требования педагогов в отношении заочников считаются более лояльными (по сравнению с очниками);
- Провал на первой сессии воспринимается заочниками также как остро, как и очниками, но в любом случае шанс исправить ситуацию и собственное положение будет предоставлен – в расписании занятий будут действовать специальные дни я для ликвидации академической задолженности (как правило, для этого выделяется примерно 1 неделя по окончании сессии после проведения последнего экзамена). Чаще всего заочники пересдаю экзамены, согласовав день и время с педагогом, учитывая собственные возможности и занятость;
- Формат проведения экзаменов определяется педагогом-экзаменатором (устный или письменный), при необходимости администрация вуза может перевести всех учащихся на дистанционный вариант с использованием чатов, видеосвязи, онлайн-тестирований и пр.
Обратите внимание, что заочники знакомятся и погружаются в учебную атмосферу только во время сессии, так как до ее начала они фактически не видят экзаменатора воочию, а последний (в свою очередь) не знает, как занимается студент, каковы его способности и уровень текущей подготовки, с какими «учебными» сложностями в рамках осваиваемого предмета он сталкивается. Притом заочники в 80% случаев садятся за подготовку только в активный период сессии, а вне него не торопятся прибегать к учебникам и письменным работам.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Сходства и отличия первой и последующих сессий у студентов очного и заочного отделения
К числу явных схожих черт в аттестации очников и заочников можно отнести следующие моменты:
- Экзаменационная пора проходит в конце семестра, по мере освоения определенной программы (согласно учебному плану);
- Средняя продолжительность данного этапа – 3-4 недели;
- Явка на все рубежи – обязательна, только уважительная причина может спасти студента от моментального провала или отчисления из учебного заведения;
- Порядок проведения экзамена идентичный: студенты являются в назначенный день в вуз, заходят в аудиторию по очереди или списку, тянут экзаменационный билет, регистрируют его у преподавателя, готовятся к ответу и защищаются. Все происходит по простому принципу «пришел – увидел (вытянул) – ответил (победил).
- Студенту важно максимально подготовиться к предстоящему испытанию, быть готовым к опросу во всех планах: интеллектуально, морально, физически и пр.;
- В случае провала на экзамене у очника и заочника будет шанс исправить ситуацию – пересдача в дни ликвидации академической задолженности или по договоренности с преподавателем. Если решить проблем так и не удастся, то нагрянет самое тяжелое и негативное последствие – отчисление;
- Посещение всех занятий и аттестаций согласно действующему расписанию и учебному плану — обязательное требование для каждого студента независимо от формата подготовки.
![Сравнение обучения первокурсников на очном и заочном отделении](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/10/word-image-311.png)
Среди отличий между аттестационными периодами очников и заочников можно отметить следующие моменты:
- У учащихся очной формы сессия может немного затянуться и превысить 3 недели. Все зависит от количества экзаменов;
- Знакомство с преподавательским составом у очников более тщетный – на протяжении семестра, а заочники впервые встречаются с педагогами только во время сессии. Согласитесь, за полгода человека можно узнать со всех сторон, а за сессию – только поверхностно (и то не всегда);
- Требования педагогов-экзаменаторов к заочникам мягче, чем к очникам, так как в большинстве случаев на заочное отделение поступают уже работающие люди, имеющие определённый багаж (теоретический, практический). Притом на фоне краткосрочного пребывания в вузе. Более того, заочники самостоятельно изучают программу, а очникам все раскалывают «по полочкам» на лекциях и семинарах в течение всего учебного года;
- У студентов-очников сессия включает в себя только два вида встреч: консультация и экзамен, у заочников «набор» шире — защита письменных проектов, лекции/семинары, консультации и экзамены, иногда между экзаменами могут присутствовать зачеты.
Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что к первокурсникам преподаватели вуза уделяют больше внимания, чтобы понять степень понимания предмета и определить «заслуженную ими отметку». Поэтому рекомендуется не пренебрегать имеющимися возможностями и посещать все предусмотренные занятия, своевременно выполнять и сдавать письменные проекты или промежуточные рубежи, являться на экзамен подготовленными.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!