Развитее каждого региона зависит не только от его возможностей и условий, готовности развиваться и взаимодействовать, но и уровня подготовки специалистов-управленцев, аналитиков и пр. Именно для этих целей при вузах действует специальный профиль – «Зарубежное регионоведение».
СОДЕРЖАНИЕ
Краткая характеристика направления подготовки
Миссия рассматриваемой специальности – воспитать и подготовить высококвалифицированных специалистов, способных изучать, анализировать ситуацию в конкретном регионе с учетом его особенностей развития, текущего положения, связей и прочих факторов, а также совершенствовать стратегию и тактику действий.
Обучение студентов предполагает изучение всех деталей, нюансов от истории зарождения до современного положения дел в рамках конкретного региона. Притом именно он будет выступать объектом дипломной работы выпускника. Поэтому заниматься его изучением с первого и по последний курс следует предельно точно и внимательно.
Профессиональные компетенции выпускников по «Зарубежному регионоведению» весьма обширны. Дипломированные специалисты могут успешно трудиться в качестве аналитиков и консультантов, дипломатами, работниками государственного аппарата по внешней/внутренней политике или в области международных отношений, переводчиками или специалистами по переговорам, в сфере культуры и искусства, информационного и культурного обмена, туризма, экспертами по деловым коммуникациям, региональной интеграции и пр. Все зависит от «узости» выбранной им профессии и глубины погружения в нее.
Как правило, бакалавры занимают рядовые должности в госструктурах, а магистры и исследователи – руководящие должности.
Особенности поступления и обучения по специальности «Зарубежное регионоведение»: чему учат студентов?
Следует отметить, что рассматриваемая специальность действует исключительно на базе высших учебных заведений. Ее освоение в колледжах и техникумах не предусмотрено.
Для поступления на нее абитуриентам предстоит преодолеть вступительные испытания по основным и профильным предметам. К первой категории относят математику и русский язык, а ко второй – дисциплины по выбору с учетом «узости» профиля – иностранный язык (для переводчиков., специалистов по переговорам, дипломатов и пр.), обществознание (для экономистов, аналитиков, консультантов, управленцев), история (специалистов по туризму, культуре, инфокоммуникациям и пр.). Отборочная программа основана на результатах ЕГЭ. Притом средний проходной балл по рассматриваемому профилю составляет от 65 до 85 баллов по каждом испытанию.
Обучение по профилю «Зарубежное регионоведение» может быть основано на погружении в конкретный сегмент: страны Европы, Востока, Африки, СНГ, Латинской Америки, Северной Америки, Азии и пр.
Набор дисциплин в рамках образовательной программы полностью зависит от характера профессии и будущей сферы трудовой деятельности дипломированного специалиста. Но в любом случае студенты будут углублено изучать несколько иностранных языков, одним из которых точно станет английский – разговорный, деловой, научный стили.
Программа бакалавриата на первых двух курсах в целом идентична. Она основана на изучении общеразвивающих и базовых дисциплин программы, к числу которых относят русский язык, культура и этика, всеобщая история, история региона, обществознание, философия, социология, политология, менеджмент, экономика, маркетинг, ораторское искусство, экономический анализ, информатика, IT-технологии и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Начиная с 3 курса студенты погружаются непосредственно в профильные дисциплины (узкоспециализированная часть, учитывая особенности выбранного профиля). Здесь можно выделить различные наборы предметов с учетом характера программы:
- Специалисты «экономического жанра» будут углубленно изучать основы экономического учета, современные методики анализа деятельности региона, формирования бюджета, юридические азы делопроизводства и издания местных актов;
- Управленцы погрузятся в азы менеджмента: внутренняя и внешняя политика региона, политика ценообразования в регионе, основы дипломатической этики, финансовый/оперативный/риск-менеджмент, стратегический менеджмент, управление регионом и муниципалитетами (ГМУ), молодежная/социальная политика региона, управление по отраслям в регионе и пр.;
- Специалисты по переговорному и переводческому делу будут изучать иностранные языки и техники перевода, психологию (общую, трудовых отношений, психология в переговорном деле и пр.), историю, туризм, культуру региона, основы информационной безопасности, правила успешной коммуникации и установления внутренних и внешних связей и пр.;
- Местные культурологи, специалисты по туризму и этике погрузятся в исторический и культурный мир. Здесь спектр дисциплин сконцентрирован вокруг истории РФ, зарубежной истории, истории региона, особенностей развития туризма и сервиса в регионе, порядок организации культурно-массовых мероприятий, религиозные и иные праздники региона, экологический и спортивный туризм, экология и природопользование, основы работы со СМИ, развитие культурно-досуговой деятельности и пр.
- Дипломаты и юристы будут усиленно изучать местные действующие нормативные акты, спектр и эффективность их действия, а также изучать подобные регламент в других странах и регионах, вырабатывая достойную траекторию совершенствовании местного законодательства.
- И пр.
Обратите внимание, что важным моментом в становлении специалистов по зарубежному регионоведению является изучение всех дисциплин с трех ракурсов: по России в целом, по конкретному региону, а также на примере определенной страны или направления за рубежом (Африка, Америка, СНГ и пр.). Притом каждый из предметов изучается досконально. Столь комбинированный подход позволяет оптимизировать систему управления в региональных масштабах с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Акцент на определенном блоке дисциплин делается с учетом характера специализации и ее масштабов: исключительно отечественные рамки (конкретный регион) или международный характер (изучение отдельных стран или группы стран и пр.).
В серьезных (сильнейших и топовых) вузах к учебному процессу привлекают педагогов высшей категории, практикующих специалистов из госструктур, дипломатов, управленцев крупных холдингов, а также лекторов из-за рубежа.
Образовательная программа основана на принципах дуального обучения и проектной деятельности. Помимо аудиторной работы студенты в обязательном порядке занимаются выполнением НИР в виде рефератов, докладов на первом курсе, а на последующих – написанием курсовых, контрольных работ, научных статей и пр.
Не менее важной частью подготовки дипломированных специалистов по регионоведению выступает прохождение практики. Притом данный вид деятельности также может проходить на родине и за ее пределами (на территории «профессиональной» страны) – в рамках выбранного направления подготовки. Чаще всего данный этап реализуется на базе отделов рекламы и связей с общественностью, PR-агентствах, госаппарате и пр.
Продолжительность обучения на базе вузов составляет 4-6 лет, притом освоить профессию можно очно или заочно.
Ключевые профессиональные навыки и компетенции дипломированных специалистов по профилю «Зарубежное регионоведение»
На сегодняшний день процессы глобализации, цифровизации и развития буквально захватили весь мир, поэтому каждое государство и ее отдельная часть в лице регионов стремится установить прочные международные взаимосвязи и сотрудничества. Именно для этих целей изначально появилась специальность «Зарубежное регионоведение» — для воспитания экспертов, способных развивать внутренние и внешние связи региона, государства и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
На сегодняшний день спектр полномочий дипломантов в рамках рассматриваемого профиля широк. Ключевыми компетенциями выпускников являются:
- Глубокое знание иностранных языков (на уровне продвинутого пользователя) и четкие навыки по формирование документов. Деловых писем и пр.;
- Развитое логическое и критическое мышление: аналитические способности, учетные критерии, умение устанавливать причинно-следственные связи и «предвидеть будущее» (прогнозирование результатов);
- Коммуникационные навыки: умение вести переговоры, работать со СМИ, формировать рекламную и иную стратегию продвижения, устанавливать деловые связи с отечественными и зарубежными партнерами, умения по переводу материалов на иностранный и русский язык, ведение делового и иного документооборота на нескольких языках и пр.;
- Управленческие черты: навыки по проведению различных мероприятий, решению проблем регионов и иных субъектов (городов, частных и юридических лиц и пр.), разработка мер региональной государственной поддержки бизнеса, управление в различных сегментах региона (здравоохранение, культура и этика, туризм, образование, строительство и пр.), решение демографических вопросов, помощь социально-незащищённым слоям населения и пр.
Особенности профиля «Зарубежное регионоведение»
Эксперты выделяют следующие специфические черты рассматриваемой профессии:
#1. Междисциплинарный характер. Студенты погружаются в самые разные дисциплины, развивая ключевые навыки аналитика, менеджера, юриста, культуролога, переводчика, психолога и пр. Такой подход делает выпускников востребованными и пригодными практически в любом сегменте.
#2. Одновременное освоение двух направлений подготовки. В рамках этой стратегии можно отметить, что студент вузов тотально изучают отечественные нормы и традиции на примере всей страны и/или конкретного региона, а также исследуют аналогичные черты и тенденции за рубежом в рамках выбранного направления (Африка, Америка. Азия. СНГ и пр.). Поэтому выпускники пригодны как в сфере образования, так и дипломатии, международных отношений и сотрудничества, на родине и за ее пределами.
#3. Возможности по прохождению практики на родине и за рубежом, официального трудоустройства за рубежом (стажировка) по профилю, обретение европейского и иного опыта, овладение современными методами работы и их адаптация под местный (российский) менталитет и потребности и пр. Данная возможности присуща чаще студентам старших курсов (преддипломникам).
#4. Тотальное изучение иностранного языка и владение одним или несколькими языками на уровне продвинутого пользователя. Сегодня без данного навыка невозможно обойтись ни одному руководителю, планирующему установить прочные связи за пределами региона и страны. Изучение иностранного языка по программе изначально глубокое, поэтому выпускнику не потребуется даже пополнять багаж знаний, если ему потребуется пройти международный языковой тест. Его уровень подготовки (при ответственном подходе) позволит успешно преодолеть как IELTS/TOEFL, так и иные экзамены.
#5. Умелое сочетание теории, практики и аналитической деятельности. Комбинированный подход, совмещающий глубокую теоретическую подготовку, проектную деятельность и стажировки позволяет воспитать подготовленного во всеоружии специалиста, способного решать любые задачи.
В настоящее время освоить программу «Зарубежное регионоведение» можно в любом солидном отечественном вузе. Самыми популярными среди абитуриентов учеными центрами с действующим предложением по данному профилю выступают МГУ имени М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РУДН, СПбПУ имен Петра Великого, УрФУ имени Б. Н Ельцина, МГИМО и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!