На сегодняшний день высшее образование в России считается одним из самых доступных. Такой эффект достигается благодаря действию платной основы, которая предполагает проведение «отдельного отбора» претендентов на более лояльных условиях.
Коммерческое обучение при вузе предполагает появление у студента финансовой обязанности – внесение платы за соответствующие услуги учебного центра. Сегодня мы расскажем, за что на самом деле платит студент университету и из чего складывается ценообразование в высшей учебной среде.
СОДЕРЖАНИЕ
Стандарты ценообразования на обучение в вузе согласно регламентам и официальным актам
Наверняка при поиске вуза и обзоре действующих предложений Вы обратили внимание, что стоимость обучения в разных институтах разнится. Притом порой эта разница может достигать колоссальных размеров. Удивительно, но факт: одна и та же специальность в топовом и простом провинциальном вузе может отличаться по цене в 2-5 раз!
Политика ценообразования на обучение в институтах основывается на действующих регламентах. Разработанных Минобрнауки. Согласно правовой концепции стоимость платных услуг вуза складывается из следующих элементов:
- Нормативы обучения по каждой ступени образования и характеру специализации.
На законодательном уровне все программы обучения распределены в строгой иерархии: бакалавриат, магистратура и аспирантура/докторантура. Каждая из ниш доступна абитуриентам на бюджетной и коммерческой основе. Притом доля бюджетных мест зависит от финансирования со стороны государства, а количество платных вакантов – больше от возможностей вуза.
Все программы обучения также можно поделить на три категории:
Первая – легкие программы, не требующие специфического и сложного оборудования для обучения. К данной категории относят гуманитарные, экономические профессии, математические науки и пр.
Вторая – профили среднего уровня, где для становления специалистов требуется разработка специальных программ, основная ориентация профиля – практика. Здесь для становления студентов требуется хотя бы минимальная часть специального оборудования, преподаватели со специальной подготовкой (практики, владеющие оборудованием и технологией и пр.). Наиболее популярными программами обучения в этой нише выступают медицинские программы (преимущественно бакалавриат, подготовка младшего и среднего медперсонала), инженерные специальности, IT-программы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Третья – требующее особого «снаряжения» и оборудования, уникальных программ и разработок, специальный подход к делу, точное и тонкое владение теорией практикой и пр. Для подготовки студентов по подобным направлениям вуз должен располагать уникальной лабораторной площадкой, оборудованием, партнерами и пр. Специальности данной ниши носят узкоспециализированный, прикладной и научно-исследовательский характер. Здесь можно выделить следующие варианты: энергетика, ядерная физика, биотехнология, авиастроение, ракетостроение и пр.
Стоимость обучения также зависит от осваиваемой ступени, ведь каждая из них предполагает погружение в профиль на определенную глубину: бакалавр – освоение минимальных и основных навыков, магистр – обретение узких компетенций, знаний, аспирантура – научное движение и развитие специалиста, совершенствование отрасли, изобретения и пр. Соответственно, чем выше ступень – тем выше стоимость подготовки дипломанта.
Обратите внимание, что для каждой программы и ступени, категории Минобрнауки утвердило конкретный норматив – то есть «ценовой минимум», но верхних пределов не предусмотрено. При установлении цен на обучение в вузе администрация руководствуется «минимумом» и политикой «разумного ценообразования».
Таким образом, чем выше уровень образования и категория, к которой относится профиль, тем дороже обучение в вузе!
Не менее важно отметить, что минимальный размер стоимости обучения ежегодно пересматривается с учетом экономических, политических, внутренних факторов и подлежит утверждению Минобрнауки. Притом освоение профессии на коммерческой основе явно не может быть дешевле, чем бюджетное.
Из чего складывается «политика ценообразования» в вузах?
Стоимость платного пребывания в университетах страны складывается из внутренних и внешних параметров. Внешние – описали выше. В основном они представлены в виде «минимального уровня цен», утвержденных на законодательном уровне, государственно регулирования и пр.
В числе обязательных параметров, включенных в ценообразование на образовательные услуги вуза, можно отметить:
- В первую очередь – нормативы (о которых мы писали выше);
- Оплата работы профессорско-преподавательского состава, задействованного в ходе учебного процесса при подготовке студентов. Здесь размер платы будет зависеть от состава учебного плана количества академических часов по каждому предмету, ставка по часам и пр.;
- Оплата зарплаты административного и иного аппарата, который осуществляет дополнительную деятельность, создает определенные условия для обучения: делопроизводство, уборка и пр.;
- Аренда помещений. Для подготовки студентов выделяются отдельные помещения: аудитории, лаборатории, спортивные залы, также возможна аренда помещений у сторонних организаций (для тщательной подготовки, где требуется специфическое оборудование, большая площадь и пр.);
- Оборудование и реквизиты, инвентарь. Стоимость указанных категорий также распределяется между студентами, ведь именно они этим пользуются, осваивая рабочие моменты и процессы. Притом «коммерсанты» оплачивают не всю стоимость приобретенного или задействованного оборудования (ведь бюджетники также ими пользуются), но на их долю приходится значительная часть (более 50-60%);
- Библиотека и библиотечный фонд. Без данного структурного элемента не обходится ни один уважающий себя вуз, ведь студентам выделяют специальную литературу, учебники, пособия, журналы для развития, освоения теории и освещений научных достижений по профилю и пр. Чтобы содержать фонд, закупать свежие материалы – необходимо финансирование;
- Спортивный зал, оборудование и инвентарь. Физическое развитие предусмотрено по всем программам обучения, начиная от первого и заканчивая старшими курсами. На поддержание соответствующих условий требуется квалифицированный персонал, отдельное оборудованное помещение, реквизиты в достаточном количестве и пр.;
- Услуги ЖКХ: электроэнергия, вода, теплоснабжение и пр. Согласитесь, учиться в холодном, темном помещении просто невозможно, а пользоваться благами можно только за отдельную плату.
Обратите внимание, что размер каждого из указанных параметров (плата за них) будет зависеть от площади вуза: чем больше помещение, тем выше расходы на его содержание, эксплуатацию, ремонт и обновление. Притом размер этой платы будет распределяться между всеми студентами: и контрактниками, и бюджетниками. Но основная материальная часть ложится на плечи платников.
Указанные элементы включаются в стоимость обучения в обязательном порядке и формируют до 70% от общей цены на обучение.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие факторы влияют на формирование стоимости обучения в вузе на коммерческой основе?
Помимо прямых затрат, понесенных образовательных заведений на организацию и проведение учебного процесса, студенты также несут дополнительные расходы. Они включаются в прайс-лист «по умолчанию». Именно на фоне дополнительных факторов стоимость подготовки по одной и той же специальности в разных вузах может разниться.
В числе воздействующих на политику ценообразования при вузе факторов можно выделить:
- Престиж и рейтинг вуза. Данные параметры больше влияют на известность учебного центра. Если он включен в национальные и международные рейтинги, то это свидетельствует о качестве обучения, а значит стоимость подготовки дипломантов будет выше, чем в обычных, малоизвестных, провинциальных центрах, не имеющих достойной репутации в образовательной среде, среди работодателей и пр.;
- Востребованность профессии. В данном случае вузы руководствуются «экономическими правилами ценообразования», повышая стоимость на более популярные направления, и снижая цены на менее востребованные (но при этом необходимые на рынке труда) программы.
- Формат/основа обучения. Очникам подготовка при вузе обходится дороже, так как они занимаются в специально созданных условиях, занимая помещение, используя оборудование и пр. Притом их подготовка происходит на ежедневной основе, согласно расписанию, тщательно спланировано. Заочники пребывают в вузе меньше времени, доминирующая часть профессионального воспитания отводится на самообучение. В последнее время популярным стало дистанционное образование, но оно незначительно отличается по стоимости от очного, так как педагогам требуется специальная подготовка, разработка отдельных программ, заданий, специальное оборудование и онлайн-доступ ко всем компонентам, сервисное обслуживание, отдельное время, новая нагрузка и пр. Здесь больше действует принцип «время – деньги»;
- Уникальность образовательной программы. Если вуз не просто копирует готовые шаблоны по обучению, а стремится подготовить высококвалифицированных специалистов с традиционными и незаурядными познаниями, навыками, то ему придется совершенствовать учебные планы согласно отзывам выпускников, работодателей, нуждам отраслей и пр. Инновационные программы, дисциплины, методики подготовки потребуют больших вложений.
- География и местоположение вуза. В данном случае могут зависеть нормативы и конечная стоимость обучения, так как в каждом регионе действуют свои тарифы на ЖКХ, особенности получения всевозможных налоговых льгот, объема бюджетного финансирования, стоимости аренды помещений в регионе и пр. Данный параметр может как повысить, так и понизить цены на обучение.
- Особенности подразделения университета: обучение в главном корпусе обходится дороже чем в филиале. Данная тенденция связана с тем, что чаще всего главные корпуса располагаются в крупных городах, предлагают больше направлений подготовки, лучше оснащены, а филиалы ориентируются на нужды конкретного региона, имеют более скромные площади и оснащение и пр.;
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Состав образовательной программы: если в программе доминируют практические занятия, то такие направления подготовки обходятся студентам дороже, чем гуманитарные или «теоретические» профили, так как они требуют подключения специального оборудования, техники, инструментов и инвентаря. Отсюда следует, что прикладные специальности будут стоить дороже.
- Уровень подготовки выпускника. Чем выше осваиваемая ступень, тем уже знания и навыки студента, а значит качество подготовки выше. Поэтому каждая последующая образовательная ниша дороже предыдущей. Достаточно сравнить одни и те же программы по бакалавриату и магистратуре, чтобы увидеть разницу в цене и составе.
- Отзывы выпускников, партнеров и работодателей. Если окружение одобряет качество подготовки дипломированных специалистов, уровень и скорость их трудоустройства высоки, компании отмечают мастерство и профессионализм, то вузы могут пользоваться этим факторов в свою пользу, наращивая прибыль.
- Наличие приглашенных лекторов, партнеров, иностранных стажировок и участия в международных программах по обмену опытом. Университеты, которые приглашают в качестве педагогов известных практиков, иностранных лекторов (в любом формате: очное или дистанционное преподавание), тратят больше средств, поэтому стоимость обучения может быть в разы выше. Притом, если студент желает принять участие в программах академической мобильности, то у него будут немалые дополнительные траты на подготовку документов, изучение иностранного зыка (как минимум), а качество подготовки – в разы выше, ведь он получит уникальные знания, сможет перенять опыт других стран, лично увидеть все нюансы и пр.
Как и почему меняются цены на обучение в вузе?
Стоимость обучения в вузе – постоянно плавающая категория, которая зависит от внутренних и внешних факторов.
Колебания цен можно наблюдать на фоне следующих внешних тенденций:
- Экономические факторы: изменение уровня инфляции, повышение ключевой ставки (как следствие – повышение ставок по образовательным кредитам), изменение тарифов ЖКХ;
- Политические факторы – сложности в реализации программ академической мобильности, приглашения иностранных педагогов и лекторов, закупки импортного оборудования (сложности по ценам, логистике и пр.);
- Изменение требований к системе или качеству обучения, требующие доработки программ: изменения ФГОС, набору предметов по специальностям и пр.;
- Внутренние факторы: пересмотр задействованных площадей, квалификация педагогического состава и пр.
Чаще всего внешние факторы провоцируют повышение цен. Снижение стоимость образовательных услуг возможно лишь при жестком государственном регулировании – постановлениях свыше, выделении дополнительных ассигнований и финансирования и пр.
Повышение цен на обучение в университете может быть как по инициативе, так и по необходимости вуза.
Каждый студент должен знать способы легального снижения стоимости обучения в институте. Для этого он должен хорошо владеть правовыми аспектами (права, обязанности, ответственность) и обладать информацией по следующим моментам:
- Льготное обучение обходится дешевле. В этом случае шансы на поступление на бюджет возрастают, итоговая стоимость обучения для отдельных категорий при вузах может быть снижена (по усмотрению вуза) – всевозможные скидки и пр. Для этого важно документально подтвердить наличие особого статуса, привилегии или льготы;
- Получение налогового вычета за коммерческое обучение при вузе. Данная мера реализует только в отношении лицензированных вузов и аккредитованных программ в рамках очного и заочного обучения. учащиеся ил его опекуны (кто оплачивает обучение) имеют право возместить 13% от оплаченной стоимости. Чем не снижение цены?
Указанные способы – самые распространенные и популярные, но не единственные.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
За что же платит студент вузу?
По факту и формальным параметрам стоимость образовательных услуг университета складывается из обретаемых учащимся знаний, навыков и их качества, конкурентоспособность на рынке труда. Но в реальности молодой специалист платит вузу за условия обучения и комфорт, доступность новых знаний (консультации, разъяснения и пр.), «бренд» (престиж и рейтинг, популярность и востребованность), новые возможности (путешествие и более глубокие знания в случае действия программ академической мобильности), саморазвитие и пр.
Поэтому, выбирая вуз и профиль, важно обращать внимание не только на стоимость подготовки, но и состав образовательной программы, уровень подготовки преподавательского состава, условия обучения. Дорого – не значит лучше, а дешево – не значит некачественно. В настоящее время можно найти желаемый профиль по доступной цене и соответствующего качества!
Важно отметить, что в стоимость обучения включены все услуги вуза: от обучения до пересдачи. Никаких дополнительных трат в рамках основной программы быть не должно! Дополнительные расходы могут возникнуть только добровольно (например, для участия в научной конференции, оргвзносы для участия в олимпиадах или иных программах по стажировке и пр.).
Обратите внимание, что платное обучение в вузе не снимает с учащегося обязанностей по выполнению учебного плана, НИР, студенческих работ, прохождение сессии и пр. Притом за неуспеваемость, прогулы студента также могут отчислить. Никаких дополнительных «сверх»-привилегий коммерческое обучение не дает.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
интересная статья. Получается, что в целом государство платит каждому вузу по минималке, возмещая основные расходы на подготовку бюджетника (коммуналка, зарплата педагогов и пр.), а основную часть всех обновлений и инноваций финансируют контрактники. По сути, разнится лишь «накрутка вуза» для контрактников: посолиднее требуют суммы больше. Только сильно ли разнится качество подготовки сейчас? Спасибо за подробное описание, теперь хоть ясно из чего складывается стоимость обучения и от чего она реально зависит.