Курсовая работа – особая и важнейшая письменная работа любого студента. Она носит обязательный характер и требует основательного подхода при подготовке. Все, что находится между введением и заключением в проекте, принято называть основной частью. Сегодня мы раскроем занавес и расскажем, как правильно подготовить данный фрагмент и избежать ошибок.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции основной части курсовой работы
Основная часть курсовой работы представляет собой самую масштабную часть проекта, где автор подробно и аргументированно описывает ход проведения научного исследования и отмечает полученные результаты.
Именно данный элемент фактически наполняет сутью, фактами, итогами деятельность студента, а процесс его формирования реализует наиважнейшие учебно-исследовательские функции:
- Повышает эрудицию и расширяет кругозор преимущественно по профильным предметам, углубляет знания в рамках обозначенной дисциплины и темы;
- Воспитывает у автора умение следовать четким инструкциям, регламентам, проводить научное исследование;
- Учит работать с большим объемом первоисточников: определять их качество, различать надежные и ненадежные материалы, сортировать и структурировать данные и пр.;
- Развивает навыки по установлению причинно-следственных связей по теме и обоснованию авторской позиции, проверке гипотезы, подведению выводов (промежуточных и итоговых);
- Содействует становлению компетенций по подготовке письменных работ и дополнительных документов: написание курсовой работы, ее оформление, подготовка к защите и пр.
Основная часть – сердце курсовой работы (и не только), где подробно, но одновременно с этим емко и кратко, раскрывается заявленная тема и проблема, раскрывается научный аппарат.
Обратите внимание, что рассматриваемый фрагмент курсовой работы подлежит обязательной проверке на плагиат и от его качества зависит исход данного мероприятия. Если автор некорректно использовал первоисточники, злоупотреблял копированием и/или цитированием, то оригинальность текста будет низкой и проект не будет допущен к защите. Поэтому к подготовке основной части проекта следует подходить ответственно и предельно внимательно. Именно от него зависит судьба письменной работы и ее качество.
Основной часть курсового проекта недаром так именуется. Ведь именно в этом разделе происходит раскрытие главной идеи и проблемы, то есть описывается самое важное и значимое, но с учетом определенных границ и параметров. Поэтому оценка рассматриваемого элемента НИР считается приоритетным и значимым.
Основная часть курсовой работы обладает рядом специфических черт и признаков, выделяющих ее среди аналогичных пунктов в иных проектах. Во-первых, несмотря на объемность, в курсовой работе на основную часть приходится до 20-25 страниц печатного текста, в то время когда в ВКР она достигает 50-60 страниц, а в диссертациях – переваливает за сотню.
Во-вторых, основная часть курсовой работы посвящается обзору, изучению и диагностике проблемы в рамках обозначенной темы, описанию классических или существующих решений. То есть в этом сегменте автору предстоит полагаться на базовые подходы, «изобретать велосипед» не придется. Достаточно лишь грамотно воспользоваться описанной методикой и показать умение воспроизводить изложенное на практике (если проект носит прикладной характер).
В-третьих, основная часть курсовой работы показывает глубину и ширину научного исследования, действия и работу автора, констатируя его достижения и полученные результаты. То есть именно в этом разделе происходит реализация конкретных мероприятий и обоснование полученных итогов со всех допустимых и посильных для студента сторон, раскрывается тема и формируется доказательная база, конкретное решение или позиция и пр.
В-четвертых, важно отметить, что без основной части курсовой работы невозможно подготовить введение и заключение. Указанные разделы формируются только по мере проведения изыскания, то есть по мере сбора данных для написания основной части, констатации результатов и тенденций, выводов и пр.
Таким образом, основная часть курсовой работы – самый объемный и масштабный раздел научно-исследовательского проекта, где приводится всецелое раскрытие обозначенной темы на теоретическом, научном и практическом уровне. Именно эта часть изыскания подчеркивает полноту изучения намеченного направления и проблемы, характер и глубину исследования, качество работы автора и обоснованность каждого шага и результата. От корректности и достоверности раздела зависит судьба проекта и успех создателя.
Виды основной части курсовой работы
Основная часть – это не просто описание реализованных действий и полученных результатов. Наполнение и характер данного сегмента исследования напрямую зависит от вида курсовой работы. Поэтому на практике принято выделять следующую классификацию.
В зависимости от характера научно-исследовательской работы и курсового проекта можно выделить: теоретическую, практическую и комбинированную основную часть. Первая предполагает проведение сугубо научного исследования на основе учебной, справочной, научной литературы с целью проверки существующих законов и правил, оценки их эффективности.
Практическая основная часть курсовой работы требуют проведения прикладного исследования и чаще всего сводится к анализу, диагностике ситуации, проведению научного эксперимента и описанию полученных результатов и пр.
Комбинированная основная часть курсовой работы предполагает сочетание вышеупомянутых вариантов. Данный вид является самым масштабным и полноценным при описании и раскрытии темы, позволяя оценить проблему с научной и практической точки зрения, выработать теоретические представления и конкретные навыки по использованию теоретического багажа и пр.
В зависимости от состава и характера используемых приемов в основной части принято выделять описательный, аналитический, расчетно-графический и рекомендательный вид. Первый основывается на всестороннем описании действующих правил, то есть освещает тему сугубо с научной и теоретической точки зрения. Для его подготовки достаточно разобраться в терминологии, правилах, методологии и пр.
Аналитическая основная часть курсовой работы сводится к проведению анализа конкретной ситуации и темы. В этом случае преобладают сравнительные операции и приемы сопоставления, констатации тенденций, происходит диагностика проблемы и ее обоснование.
Расчетно-графический вид основного раздела курсовой работы можно сопоставить с комбинированной разновидностью. Но ее особенность проявляется в соответствующей подаче информации: преобладание расчетов и таблиц, аналитики данных, графиков и схем, рисунков, диаграмм и гистограмм и иных способах интерпретации данных. Важно отметить, что в составе расчетно-графической части будут преобладать графические материалы и их обзор, разбор, аналитика с акцентом на проблему (ее констатацию) и решение, обоснование авторской позиции и проверка гипотезы.
Рекомендательный вид основной части курсовой работы не является обязательным, но готовится автором при необходимости: для наиболее полного раскрытия темы, отображения навыков по подбору инструментария для воздействия на проблему, определение путей по решению проблем и пр. Чаще всего этот пункт присутствует в более масштабных и важных студенческих и научных работах (ВКР, диссертация, НИР и пр.), но и в курсовых проектах находит свое место и роль.
Таким образом, основная часть курсовой работы – это не просто универсальное и полное описание хода научно-исследовательской деятельности. Она имеет массу градаций, а каждый из обозначенных видов выполняет определённые функции и своеобразно подчеркивает тему и проблему, развивая у автора определенные навыки. По реализации изыскания, описанию полученных результатов, обоснованию проблемы и темы, авторской позиции и выработке решения, умения по использованию первоисточников и пр.
Базовые правила по написанию основной части курсовой работы
Написание основной части курсовой работы предполагает следование определенным правилам и ограничениям, которые делают данный раздел НИР весомым.
Первым правилом в подготовке основной части курсовой работы выступает соблюдение тематических рамок и учет характера исследования. В данном случае автору предстоит не просто описать выбранную тему, но и определить масштабы научно-исследовательской деятельности: ширина и глубина погружения в тему, текущие тематические ограничения, научный аппарат проекта, характер курсовой работ и приемы, допустимые для создания основной части и пр.
Студент не вправе отклоняться от заданной темы. Для корректного раскрытия и обоснования авторской позиции ему предстоит установить четкие границы научной и практической мысли: цель, задачи, предмет и объект, а также грамотно подобрать методологию изыскания.
Вторым правилом по формированию основной части курсовой работы выступает проектирование и планирование исследования, воссоздание конкретной логики. В данном разделе студенческой работы автору предстоит не просто описывать предпринимаемые им действия и получаемые результаты (без акцента на целесообразно, весомость, уместность и пр.). Написание основной части курсовой работы требует соблюдения определенных ограничений: объем проекта, масштабы научной мысли и пр. Поэтому важно разработать четкий план действий – план курсовой работы. Именно он будет переопределять характер всех частей, их наполнение, роль в исследовании в целом и пр.
Написать основную часть курсовой работу без плана невозможно. Только с помощью данного кастета возможно лаконичное, обоснованное, последовательное и обоснованное раскрытие заявленной темы с учетом формальных, качественных и иных ограничений и условий.
Третье правило в выполнении курсового проекта связано с качеством информационной базы. Подготовки основную часть студенческой работы без использования первоисточников невозможно. Во-первых, исследование должно подкрепляться фактами, а это возможно только при грамотном употреблении подобранных ресурсов. Во-вторых, научные факты подчеркивают правоту автора, качество полученных результатов и пр.
При включении ненадежных, второсортных и некачественных материалов в текст основной части курсовой работы, автор рискует получить недостоверный результат, слабую доказательную базу и низкую репутацию.
Четвертое правило формирования основной части курсовой работы – самостоятельность и оригинальность исследования. В данном случае важно, чтобы студент самостоятельно, лично выполнял научное исследование, фиксировал полученные результаты и отображал их в соответствующем контексте, разделе. Более того, рассматриваемый раздел студенческой работы должен быть оригинальным. Конечно, о 100%-ной уникальности текста нет и речи, ведь без заимствований, цитирований, использования первоисточников в иных форматах не обойтись. Но основная часть должна быть как минимум на 50-60% оригинальна, то есть автору предстоит самостоятельно проводить новое исследование, подкрепляя его (для весомости и обоснования) проверенными фактами, данными.
При нарушении требований по самостоятельности и уникальности проекта автору грозит недопуск к защите и множественные доработки материалов. Неуникальный и некачественный текст просто не пройдет нормоконтроль.
Пятое правило написания основной части курсовой работы – оформление, следование ГОСТ и методическим рекомендациям. Оформление основной части НИР – это не просто пересказ изученных материалов или описание мероприятий и результатов. В данном деле важно учитывать ряд условий: важно соблюдение научного стиля, корректность изложения фактов и тенденций, существенных моментов, правильность оформления. Учите, что объем курсовой работы оценивается по мере ее поной готовности к защите, то есть после оформления. Поэтому важно учесть все до мелочей: правила отображения текста, графических материалов и таблиц, способы использования первоисточников и особенности формирования списка литературы, библиографического описания и пр. Малейшее нарушение правил оформления приведет автора к доработке материалов.
Таким образом, формирование основной части курсовой подчиняется классическим правилам выполнения НИР и требует внимательного и ответственного подхода к выполнению и оформлению исследования. Для получения качественного результата и корректного проекта необходимо внимательно изучить методические рекомендации и ГОСТы.
Структура и содержание основной части курсовой работы
Основная часть курсовой работы подлежит четкому структурированию и этапированию материалов, требуя построения понятной логики и выделению достоверных результатов, обоснованных тенденций.
В составе основной части курсовой работы чаще всего выделяют 2-3 раздела – главы, каждая из которых выполняет определенную функцию. Классический сценарий формирования рассматриваемой части студенческой работы включает в себя теоретическую и практическую части. Первый призван раскрыть базовые правила, категории, подходы и приемы по диагностике и решению проблемы, существующие мнения и предположения, тенденции, а вторая — проверить их действие на практике или лично разобраться в частной ситуации с «тематической проблемой» на основе описанных инструментов и приемов.
Теоретическая глава основной части курсовой работы |
Практическая глава основной части курсовой работы |
Пишутся в научном стиле, требования по оформлению единые для всего проекта в целом |
|
Объем раздела – до 25-30% от общего объема НИР | Объем раздела – около 40-50% орт общего объема НИР |
Описание теоретической базы по теме: термины, правила, подходы, приемы, методы | Применение описанных в теории подходов и методик, проверка их действия и эффективности |
Теоретическое отражение и обоснование проблемы на основе научной литературы | Диагностика и констатация проблемы, ее описание (причинно-следственные связи, тенденции) |
Описание классических и современных подходов к решению проблемы по теме исследования | Побор приемлемых способов воздействия на проблему с учетом специфики объекта исследования |
Подача информации преимущественно в текстовой, графической форме | Используется комбинированный подход к интерпретации данных: уместны текст, графики, таблицы, схемы, рисунки и пр. |
Обязательно наличие выводов по каждому этапу и разделу с констатацией существенных моментов, явлений, решений, авторской позиции и пр. |
Помимо этого, каждая из глав подлежит разделению на более мелкие задачи и этапы – параграфы или подпункты. С их помощью автор выстраивает логику исследования, выделяя существенные мероприятия и результаты, отражая их в единой связке, воссоздавая тем самым логичную и полную картину по заявленной теме.
Обратите внимание, что строение основной части курсовой работы должно совпадать с утвержденным планом проекта.
Разбивка основной части курсовой работы на главы и подпункты потребует от автора подготовки емких, кратких и понятных заголовков. Их миссия – подчеркнуть суть каждого раздела и этапа, выделив ключевые моменты и очертив тем самым содержанием соответствующего раздела. Учтите, что наименование и наполнение фрагмента должны совпадать, а не противоречить друг другу.
Обратите внимание, что основная часть курсовой работы должна быть равномерно распределена по главам и подпунктам. Данное правило предполагает, что автор сумеет соблюсти примерно одинаковый объем между разделами, уложив в каждый из них определенный момент, этап, результат, доказательную базу и пр.
В конце каждого раздела основной части курсового проекта целесообразно подводить промежуточные выводы, отмечая явные тенденции, изменения, проблему и обосновывая ее актуальность и необходимость решения.
Объем основной части курсовой работы в составе исследования занимает около 70-80% от общего количества страниц и действий. Данная часть – самая масштабная и подробная.
Таким образом, основная часть курсовой работы представляет собой подробное описание темы с акцентом на логику научной мысли, результаты практической деятельности исследователя. Для ее формирования необходимо иметь под рукой план НИР, качественную информационную и доказательную базу, а также навыки по выдвижению и проверке гипотезы, обоснованию авторской позиции. В написании рассматриваемой части курсовой работы важно грамотно перераспределять и структурировать материалы, преподнося их в нудном свете и объеме, оригинально и корректно.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Ошибки при написании основной части курсовой работы
При выполнении научного исследования и его оформления в основной части курсовой работы студенты допускают ошибки чаще всего. В данном случае нарушения отмечаются в следующих ракурсах:
- Некорректное употребление профессиональных и научных терминов, некачественное описание или разъяснение правил и методов и пр.;
- Отсутствие четкой структуры и нарушение требований по оформлению. Чаще всего эта огреха возникает на фоне банальной невнимательности, рассеянности и лени автора;
- Низкая оригинальность текста. Возникает из-за злоупотребления приемами копирования и заимствования первоисточников, чрезмерного употребления цитат, излишнее или частое использование клише, стоп-слов, высокая водность и тошнотность текста;
- Низкое качество исследования и полученных результатов. Данная ошибка является следствием применения некачественных и ненадежных материалов, неактуальной информации или непроверенной доказательной базой;
- Несовпадение заголовков разделов с содержанием. Эта ошибка провоцируется отсутствием представлений или четкого плана исследования, непониманием темы и неразборчивостью автора, а также частыми отклонениями от намеченной траектории, следствием дефицита первоисточников и пр.;
- Ошибки в интерпретации данных: грамматические, лексическое, логические и стилистические нарушения, несовпадение данных в графическом формате и х анализа (некорректное описание) и пр.
Ошибки в основной части курсовой работы – не редкость, но чем их меньше, тем выше качество и результаты исследования, а автору проще получить заслуженную отметку и вовремя получить допуск к сессии.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
хороший обзор. Подробно выделили понятие и особенности основной части курсовой работы. отдельное спасибо, что конкретизировали специфику разделов. Сразу становится ясно, о чем, где писать, а базовые правила показывают, как это делать. Читаю не первую статью из вашего блога и хочу заметить, что все излагается просто и доступно. Спасибо, что не только готовы оказать практическую помощь, но и занимаетесь просвещением.
Здравствуйте, Владимир! Мы рады, что данная статья оказалась для вас полезной. Рекомендуем вам также данную статью для прочтения:https://disshelp.ru/blog/ustanavlivaem-obshhie-trebovaniya-dlya-oformleniya-diplomnoj-kursovoj-raboty-v-vorde-polya-mezhstrochnyj-interval-shrift-otstupy-markirovka-i-pr/
хорошая обзорная статья, с разъяснениями, советами. Изложили все довольно просто, четко и по делу. По сути, основная часть курсовой и представляет особую ценность для автора, потому что в ней он раскрывает тему, разбирается в ней и показывает степень ее освоения, понимания, умения пользоваться полученными знаниями и фактами. И именно в ней «сидит» та самая оригинальность работы, она проверяется на соответствие требованиям и пр.
Добрый день, Никита! Вы правы по сути основная часть курсовой работы представляет собой самую масштабную часть проекта, где автор подробно и аргументированно описывает ход проведения научного исследования и отмечает полученные результаты. Рекомендуем вам также данную статью для прочтения: https://disshelp.ru/blog/struktura-issledovatelskoj-raboty-o-planirovanii-i-strukturirovanii-nauchnyh-trudov/