Правила структурирования материалов

Выполнение любого исследования предполагает соблюдение определенных правил, границ, последовательности, но не менее важно соблюдать аналогичные критерии при описании полученных результатов и хода изыскания. Каждый студенческий или научный проект (да даже типичный рекламный или информационный текст) обладает конкретной структурой. При написании курсовых, дипломных, научно-исследовательских и научных работ невозможно обойтись без структурирования информации. Сегодня мы расскажем, на чем основывается столь специфичный процесс.

Правила структурирования материалов
Выполнение любого исследования предполагает соблюдение определенных правил, границ, последовательности, но не менее важно соблюдать аналогичные критерии при описании полученных результатов и хода изыскания. Каждый студенческий или научный проект (да даже типичный рекламный или информационный текст) обладает конкретной структурой.

При написании курсовых, дипломных, научно-исследовательских и научных работ невозможно обойтись без структурирования информации. Сегодня мы расскажем, на чем основывается столь специфичный процесс.

Что такое структурирование материалов?

Выполнение любого проекта (будь то простейший реферат или серьезный научный труд) требует тщательной разборчивости во всем: начиная от темы (ее понимание и видение) и заканчивая обработкой информационной базы и описанием результатов.

Написание курсовой, дипломной или научной работы сопровождается конкретными регламентами, правилами, инструкциями, где в качестве основополагающих принципов подготовки материала к защите является структурирование текста. Под данным термином понимают процесс организации и подачи информации.

То есть структурирование материалов студенческих и научных работ (а также любого иного текста) представляет собой процесс качественной и количественной обработки теста с целью воссоздания простого, понятного, корректного и осмысленного материала. Миссия структурирования состоит в упрощении восприятия и наилучшего запоминания информации.

Понятие и сущность структурирования материалов
Понятие и сущность структурирования материалов

Таким образом, структурирование представляет собой процесс переработки информации в удобочитаемый вид с целью упрощения подачи материалов для целевой аудитории.

В то же время в отношении каждого вида студенческого или научного исследования действуют определенные правила, затрагивающие структуру исследования и описания полученных результатов. Отсюда вытекает вторая не менее важная миссия структурирования материалов — соблюдение обязательных регламентов по подаче информации, унификация информационного процесса при выполнении студенческих и научных работ.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: ни один материал не обходится без структурирования. Данный процесс является обязателен к реализации для каждого автора и необходим для упрощения восприятия информации целевой аудиторией. Поэтому он должен учитывать конкретные требования, выдвигаемые к структуре исследования, а также особенности пользователей информации (уровень их подготовки).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Структурирование материалов выполняет важнейшие функции:

  • Упрощение поиска информации и ее восприятия, наилучшее запоминание сути и важнейших параметров в рамках исследуемой темы;
  • Ускорение работы над темой исследования с целью решения конкретной научной или практической проблемы. В данном случае процесс структурирования позволяет быстрее сориентироваться в реалиях и подобрать эффективное и безопасное решение с учетом опыта предшественников;
  • Конкретизация изменений и их характера, упрощение изучения темы и проблемы на основе поэтапного погружения в ключевые аспекты, термины, правила и прочие нюансы;
  • Улучшить и повысить скорость и качество запоминания информации, то есть повысить скорость обновления и пополнения знаний.

Согласитесь, что в грамотно построенном логичном тексте разобраться гораздо легче, чем в смешанной подаче материала, где автор прыгает с одной темы или раздела на другой без каких-либо оснований и обоснований.

Структурирование информации при написании курсовых, дипломных и научных работ позволяет тщательно разобраться в рамках выбранной темы, сформировать индивидуальный путь по ее дальнейшему развитию, а также добиться новых высот и успехов в соответствующем поприще, разработав инновационное и эффективное, современное решение рассматриваемой проблемы.

Именно процесс структурирования помогает автору разложить все «по полочкам», собрать весомую доказательную базу и обосновать собственную позицию, сделать НИР постепенной (поэтапной, последовательной) и логически завершенной.

Принципы структурирования текста при выполнении студенческих и научных работ

Сам по себе процесс структурирования текста равнозначен распределению информации, то есть воссозданию определенной логики исследования с учетом массы факторов: уровень подготовки автора, его позиция (по теме и проблеме), глубина погружения, требования к качеству проекта и пр. Поэтому структурирование материалов при выполнении курсовых, дипломных и научных работ будет основываться на следующих канонах:

  • Унификация и индивидуализация (2 в 1). Первый постулат предполагает наличие единой структуры текста, то есть соблюдение общих требований по подаче материала (чаще всего базируется на правиле «от простого к сложному»). Чаще всего они предполагают выделение конкретных разделов, каждый из которых выполняет определённую миссию и позволяет сделать погружение в тему поэтапным, обоснованным и логичным.

Второй момент – индивидуализация основывается на том, что автор самостоятельно решает, что он будет рассматривать и какие методы использовать для раскрытия своего замысла, какую информацию использовать и пр.

Фактически, структурирование текста студенческих и научных работ учитывает внешние требования к подаче материала (распределение по традиционным разделам), а также внутреннее содержание (определяемое исследователем самостоятельно);

Роль и миссия структурирования материалов
Роль и миссия структурирования материалов
  • Осмысленность или распределение по смысловым блокам. В данном случае обработка и подача текста в рамках любого проекта должна не просто вписываться в рамки выбранной темы, но и описываться с учетом смысла: в каждом параграфе будет раскрываться определенный этап НИР, в каждом абзаце должна прослеживаться конкретная суть, особенность, подчеркивающая позицию автора и его идею, проблему. Соблюдение принципа осмысленности предполагает наполнение проекта сугубо значимой и важной информацией, конкретными аргументами и фактами, обоснованными выводами, укладывающимися в общую структуру проекта и тему, каждый отдельный шаг;
  • Логичность и последовательность. Весь текст НИР должен быть связным, постепенно раскрывающим тему и подчеркивающим проблему, возможности по ее решению. Недопустимы резкие переходы от одного факта к другому без их увязывания в единое целое;
  • Простота и ясность. Последовательное распределение текста должно содействовать удобочитаемости и лучшей усваиваемости, то есть все описываемые явления будут раскрываться в доступной для целевой аудитории форме.

Таким образом, изучать грамотно структурированный текст – одно удовольствие, не требующее колоссальных физических и умственных затрат, но при этом данный процесс содействует развитию индивида, науки и отрасли. Знакомство со грамотно сформированным и логичным материалом облегчает участь исследователя: ему не придется «перепахивать информационное поле», разбираясь в сложных и непонятных терминах, механизмах. Корректный и структурированный текст позволит ему «плыть по течению», захватывая нужные факты, моменты попутно без серьезных усилий.

Обратите внимание, что только структурированный материал принимается к публикации или защите, демонстрирует умения автора работать с различными источниками информации, выражать собственные мысли и обосновывать выбранную им позицию.

Методы структурирования материалов в студенческих и научных работах

Далеко не каждый начинающий, а порой и опытный автор знает, понимает, как грамотно структурировать информацию в рамках исследуемой темы. В том деле важно не просто прочитать и пересказать, ведь первоисточников масса – миллионы, их качество, объем, достоверность могут кардинально разниться. На помощь исследователям в систематизации и подаче текста в курсовых, дипломных и научных работах приходят классические приемы:

  • Сортировка. В данном случае важно определить основание для классификации: по разделам проекта, по смыслу текста, по степени обоснованности и достоверности (важность, значимость, надежность и пр.). По хронологии (дата публикации) и пр. В студенческих и научных проектах чаще всего придерживаются сортировки с учетом сути информации и ее соотносимости с конкретным разделом плана изыскания;
  • Выборка или избирательность (точечность). Согласитесь, что невозможно в одном исследовании полностью использовать тот или иной научный материал (будь то небольшая статья или цела книга). Автору предстоит выделить ключевые и важные для него моменты, факты, то есть отобрать из представленного множества отдельные элементы значимые для НИР, которые он может включить в состав своего текста в качестве информационной, доказательной базы посредством заимствования, копирования ил цитирования;
  • Обработка информации. В данном случае автор определяет способ включения первоисточника в свой проект таким образом, чтобы информационная основа подчеркивала конкретную тенденцию (то есть была осмысленной и важной), а также преподносилась в простом и понятном виде. Методы на основе обработки текста при его структурировании основываются на таких азах, как перефразирование или пересказ, копирование или цитирование (полное или частичное), описание и сравнение и пр.
  • Аналогия. В данном случае автор распределяет материал полагаясь на образцы и примеры, аналогичные проекты по теме. Данный прием нередко используется студентами (притом как первокурсниками, так и уже опытными авторами). Самая главная аналогия производится с учетом требований, предъявляемых на методическом и законодательном уровне к составу и содержанию НИР. Как правило, в ГОСТах прописывается общая структура исследования и примерное наполнение каждого раздела, которое в последующем адаптируется под нужды автора.

Каждый автор самостоятельно выбирает приемы и способы структурирования информации, посильные и понятные, удобные для него. Поэтому данный процесс всегда носит индивидуальный характер, а получаемый текст получаются комбинированным (подчеркивающим индивидуальность НИР и учитывающим классические параметры подачи и оформления).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как структурировать текст курсовой, дипломной или научной работы (схема)?

Предлагаем Вам ознакомиться с простейшей и классической схемой по структурированию текста, которая подойдет как начинающим исследователям, так и опытным авторам. В ней изложены ключевые моменты по работе с информацией в ходе подготовки НИР, при этом каждый автор может дополнить ее подходами, приемами и действиями по собственному усмотрению.

Шаг №1. Изучение общих требований, предъявляемых к исследованию в рамках осваиваемой ступени образования или научной ниши. В данном случае опытные исполнители рекомендуют изучить, как минимум методические рекомендации по выполнению соответствующего вида исследования (курсовая, дипломная, научная работа), выделив для себя наиболее важные моменты: какие разделы должны быть в проекте, о чем следует указать в каждом из них, требования к информационной базе и пр.

Как происходит структурирование информации?

Курсовая работа

Дипломная работа

НИР и научная работа

Информационная база Учебная, справочная, научная литература Учебная, справочная, научная литература Научная литература, результаты экспериментов
Чем регламентирован процесс структурирования информации?

ГОСТы, методические рекомендации, план и научный аппарат исследования

Наиболее популярные приемы структурирования информации Сортировка, аналогия, анализ, описание, сравнение, общенаучные и специализированные приемы Сортировка + индивидуализация (вместо аналогии), общенаучные и специальные подходы, анализ, сравнение

Шаг №2. Выбор темы исследования и разработка научного аппарата, плана исследования. На начальном этапе важно разобраться, что предстоит изучать и как это грамотно сделать. Для этого нужно разработать и констатировать научный аппарат (т есть ключевые моменты исследования), а затем сформировать план курсовой, дипломной или научной работы.

В данном случае первичное проектирование исследования будет состоять в определении основных направлений, выделении этапов и последовательности отражения информации. Далее важно оптимизировать план работы в краткий и лаконичный вид (ярким примером готового плана НИР выступает раздел «Оглавление» или «Содержание»), где будут учтены общая структура проекта и видение темы автором (то есть что он намерен раскрывать, что будет описываться в каждой главе и разделе).

Шаг №3. Сбор информационной базы по теме исследования. В данном случае автору предстоит ознакомиться с массой трудов, соответствующих выбранной теме, чтобы понять суть проблемы, ее симптоматику, классические методы и подходы к ее диагностике, решению и пр.

Шаг №4. Сортировка информации. Далее по мере подбора множества первоисточников. Исследователю предстоит выделить основную базу (3-5 ресурса, на которые он будет полагаться при раскрытии темы), дополнительные материалы (призванные конкретизировать отдельные моменты НИР, дополнить доказательную базу и подчеркнуть авторскую позицию, обосновать выводы и пр.). На данном этапе не менее важно распределить информацию не только по важности и роли в изыскании, но и согласно принадлежности к разделам (то есть с учетом намеченного плана).

Шаг №5. Распределение текста и его переработка. В данном случае автор должен переработать и изложить информацию (после ее распределения по главам, подпунктам) на простом и понятном языке с учетом общих требований: научный стиль, информативность и качество достоверность. При этом важно использоваться различные способы интерпретации и подачи информации, чтобы текст исследования получился понятным, обоснованным, корректным. В данном случае на выручку приходят такие приемы, как цитирование, заимствование, анализ, сравнение, описание. Притом формат текста может быть разным: типичная словесная основа (то есть непосредственно текст), графическая аза (графики, диаграммы, схемы), иллюстративная (рисунки, иллюстрации), табличная и пр.

Для наиболее интересной и качественной подачи информации в тексте исследования применяют не один способ и вид, а целую комбинацию. Она призвана упростить изучение и восприятие собранных доказательств и фактов, определить тенденции и найти оптимальное решение проблемы, максимально глубоко раскрыв тему.

Шаг №5. Оформление. Данный момент является немаловажным так как структурирование информации должно учитывать, как содержательные, так и визуальные аспекты. Ни один проект не будет допущен к публикации или защите, если будет неправильно оформлен. Поэтому по мере структурирования материала выделите время на его оформление с учетом утвержденных и действующих правил.

В данном случае особое внимание следует уделить стилистике (строго научный формат), подаче информации (логика НИР, план исследования и соотносимость заглавий с содержанием разделов), внешний вид (оформление текста, таблиц, графических материалов, списков и пр.), общий объем исследования (нормы и их соблюдение), оригинальность текста и пр.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: структурирование информации – основополагающий процесс при выполнении любого проекта (будь то студенческий или научный). Его миссия – организовать и провести качественное изыскание, грамотно и обоснованно раскрыть тему, подчеркнув суть проблемы и уровень компетентности автора, изложив весь ход НИР на простом и понятном языке.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Правила структурирования материалов”

  • неплохая инструкция по структурированию текста с простым и понятным описанием. Огромное спасибо за описание методов и пошаговое описание способов преобразования текста. по мне, так можно было и не делить на виды исследований, так как структурирование информации в целом везде проходит идентично, а методологию каждый автор выбирает самостоятельно, исходя из возможностей.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *