Реформирование системы образования в России продолжается, но теперь оно затронет не высшее, а среднее профессиональное поколение – колледжи, техникумы и пр. Миссия преобразований остается прежней: сделать освоение профессии более доступным, прозрачным и качественным. Уже с 2022 года здесь появится новая ступень со своими особенностями и ролью. Речь идет о таком новом понятии, как профессионалитет в ссузе.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Если о специалитете в вузах уже давно все наслышаны и с каждым годом слухи о его ликвидации появляются все чаще, то понятие «профессионалитет» хоть и созвучно, но для России — кардинально новое. Лишь в 2021 году Министерство просвещения заявило о зарождении и потенциальном внедрении новой ступени в системе профессионального образования.
Итак, что же такое профессионалитет? Профессионалитет – это новая категория в образовательной среде России, которая будет функционировать только на базе колледжей, ссузов. В настоящее время данная концепция еще не реализуется. Она будет внедрена в качестве эксперимента в 2022 году.
В рамках этого проекта будет действовать ограниченный круг специализаций. Пока что выделили четыре основных направления подготовки: металлургия, фармацевтика, нефтехимическая отрасль, транспорт, но не исключено их дополнение или «внутреннее расширение по областям, отраслям и потребностям конкретной местности/компании. Конечно же, на базе ссузов не смогут готовить управленцев высшего звена, но младшего или среднего – вполне посильно и уместно. Поэтому профессионалитет предназначен преимущественно для воспитания рабочих кадров для указанных отраслей, а также базовых работников офисного плана.
Продолжительность обучения в рамках новой образовательной ступени будет короче и составит всего около 2-2,5 лет (по сравнению с традиционным бакалавриатом, отнимающим у студентов около 4 лет). В этом проявляется одна из явных особенностей проекта. Освоить востребованную профессию быстро и качественно станет возможным.
Зачем и кому будет полезен профессионалитет?
Новый виток в системе среднего профессионального образования будет выгоден и полезен всем: как непосредственно учебным центрам, так и работодателям, а абитуриентам и студентам – в особенности.
Во-первых, на базе ссузов появятся технические специальности в рамках сокращенной программы, которые позволят заполнить пустующие рабочие места квалифицированными кадрами, обеспечив при этом высокий уровень трудоустройства выпускников.
Во-вторых, предлагаемые направления подготовки будут доступны к освоению по окончании 9 классов школы в рамках сокращенной программы. По статистике, доля абитуриентов со средним неполным образованием в России начала расти и достигает 50-60%. Поэтому предполагается, что новые направления подготовки успешно будут приняты обществом и оценены по достоинству.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В-третьих, власти отмечают, что обучение будет не просто дуальным, а инновационным при тесном взаимодействии реальных работодателей и учебных заведений. Здесь прослеживается явное сходство с целевым обучением: выпускнику будет гарантировано трудоустройство, но ему важно достойно зарекомендовать себя в процессе обучения.
В-четвертых, преобразование позволит обновить материально-техническую базу образовательных заведений СПО. В частности, предполагается, что предприятия-партнеры смогут создать на их базе специализированные центры, аудитории со специальным оборудованием для более качественной подготовки «дефицитных» специалистов, в которых они нуждаются. Фактически, предлагаемые направления подготовки будут основываться на потребностях конкретного предприятия, поэтому студентам смогут гарантировать трудоустройство.
Как будет построен учебный процесс в рамках профессионалитета?
Разработка и реализация образовательных программ будет производиться только в рамках утвержденного перечня направлений (о них мы писали выше). Притом проектирование и внедрение будет происходить педагогами и практиками совместно. Такой подход позволит сделать профили более практико ориентированными, а выпускники будут пригодны в трудовых буднях сразу же после получения документа об образовании с соответствующей квалификацией. Притом пока еще доподлинно неизвестно, будет ли на законодательном уровне официально закреплен статус «профессионал».
Учебная программа сокращенная, а это значит, что на долю базовых и общеразвивающих предметов будет выделено минимум времени. Студенты практически сразу приступят к постепенному погружению в профессию, осваивая теорию и практику параллельно. Притом состав дисциплин, характер занятий будет согласован между ссузом и предприятием-партнером, которому необходим дипломированный специалист: какие знания и навыки должны быть при нем, что он должен уметь делать и как и т.д.
Аудиторная работа будет проходить в классическом виде, а также на базе специально оборудованных помещений для обретения практических навыков: мастерские, слесарные, лаборатории, коворкинг-центры, стартап-центры. Помимо этого, работодатель гарантирует предоставление места для практики студенту.
Теоретические моменты и азы, скорее всего, достанутся студентам в качестве списка рекомендованной литературы, вопросов для самоизучения, самообразования. Притом определенный минимум обязательных письменных проектов будет иметь место: контрольные, лабораторные, курсовые работы, отчеты по НИР и отчеты по практике, ВКР никто не отменяет.
Обучение будет проводиться по семестрам, по аналогии с бакалавриатом. В конце каждого полугодия студентам предстоит преодолеть промежуточную аттестацию: зачеты и экзамены, а для получения диплома об образовании сдать ГОСы и защитить аттестационный проект.
Фактически внедрение профессионалитета позволит увеличить долю практической подготовки на базе ссузов, поможет отраслям и работодателям получить тех специалистов, которые они желают видеть в своем штате, принять личное участие в их воспитании и формировании с учетом собственных потребностей и возможностей.
Как, когда и где будет реализовываться новая концепция?
В настоящее время нет конкретных сроков повсеместного распространения программ профессионалитета. Предполагается, что в 2022-2023 учебном году проект будет реализован в качестве эксперимента на базе выбранных площадок – ссузов в разных регионах страны (их перечень пока не афишируется). В первом наборе власти намерены выделить 150 тысяч мест. В числе пилотных регионов выделены Санкт-Петербург, Алтайский край, Ивановская, Владимирская и Нижегородская области.
Приемная кампания на профессионалитет будет проходить в классической форме на основе конкурсного отбора. О необходимости внутренних или дополнительных испытаний пока не говорится. В целом ясности в отношении приемной кампании по профессионалитету нет.
По окончании обучения выпускникам будет выдано два документа: диплом об образовании и цифровой паспорт компетенций, подчеркивающий освоенные навыки и профессиональную пригодность.
На текущий момент принять участие в новой образовательной концепции готовы ведущие компании из самых разных отраслей: РЖД, Сибур, Росатом, Росагро и пр. Согласитесь, далеко не каждый опытный специалист сможет трудоустроиться в них на общих основаниях, а выпускники профессионалитета в этом случае будут в приоритете.
Если концепция в рамках эксперимента продемонстрирует достойный результат, то через пару лет новая ступень будет доступна повсеместно.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Перспективы профессионалитета: достоинства, недостатки, нюансы
Новая образовательная парадигма – что-то между общим средним образованием и бакалавриатом, та самая промежуточная ступень, позволяющая также либо по ее завершении трудоустроиться, либо продолжить обучение на вышестоящих уровнях. Она призвана возродить систему СПО и повысить интерес и востребованность ссузов в глазах абитуриентов.
Среди особенностей профессионалитета можно отметить следующие черты:
- Узкий спектр действия. Исходя из начальной концепции, новые образовательные программы нацелены на выпускников 9 классов. Как вы думаете, сможет ли 14-16-летний индивид определить для себя, кем он желает стать, работать и правильно, грамотно и взвешенно сделать осознанный выбор профессии и программы? Спорный вопрос, не правда ли. Ведь даже студенты вузов лишь после обучения на 1-2 курсах или в середине обучении понимают, что выбрали не то, что хотели. В этом случае профессионалитету может грозить провал.
- Сокращенная программа. Скорость – не означает качество. Да, в век инноваций, современных онлайн-технологий освоить практически любую профессию стало проще, доступнее и интереснее, вопрос качества подготовки дипломантов все еще остается открытым. Студентам нужно время на осознание, адаптацию, погружение в профессию. Делать это бегом или спешно слишком рискованно.
- Сходство с целевым обучением. Целевые программы издавна действуют как в вузах, так и ссузах, но не все поступающие о них знают. Профессионалитет имеет немало сходств с данным форматом: тесное сотрудничество с предприятием-работодателем, восполнение его потребностей в кадрах на основе «инновационной и индивидуальной программы», выпускникам гарантируют трудоустройство, обеспечение материально-технической базы берет на себя компания-партнер и частично государство.
- Формат и способ обучения. Так как профессионалитет призван восполнить потребности рынка труда и конкретной отрасли, компании, то предполагается, что обучение в СПО по этим профилям будет проводиться только в очном формате и на бюджетной основе. Поэтому будьте готовы к жесткому конкурсному отбору: победит сильнейший.
- Документ об образовании и перспективы. Власти сразу же заявили, что выпускники профессионалитета будут получать классические дипломы о среднем профессиональном образовании государственного образца, который не будет ничем в целом отличаться от иных документов в системе профессионального образования. На его основе владелец сможет работать и/или продолжать учиться далее.
- Практический характер подготовки. Невзирая на короткие сроки обучения, предполагается, что доминирующая часть занятий и подготовки студентов будет относиться к практике: работа в специально оборудованных аудиториях и помещениях при ссузе, на территории потенциального работодателя, под кураторством опытных педагогов, наставников и практиков. Акцент будет сделан на профильных и прикладных дисциплинах, а доля общенаучных занятий минимизирована. Здесь возникает масса споров, ведь порой для решения проблем и задач необходим широкий кругозор, которого фактически учащиеся профессионалитета будут лишены в рамках учебного процесса. Данный аспект останется лишь в рамках самообразования, внеурочной деятельности.
- Возрождение и повышение роли, статуса рабочих профессий и среднего профессионального образования. Уже сейчас выпускники школ начинают осознавать и понимать, что выбирать нужно не модную или популярную профессию, а то направление, которое отвечает принципам востребованности, перспективности, предоставляет возможности роста (карьерного, интеллектуального, морального пр.). Именно к такой категории относят профессионалитет, который делает рабочие профессии более привлекательными. Поверьте, квалифицированные и подготовленные рабочие могут достойно зарабатывать и продвигаться вперед.
В настоящее время возникает немало вопросов относительно поступления и иных специфических черт новой категории в системе СПО. Наиболее популярными вопросами в социальных сетях и на форумах остаются: предельный возраст абитуриента (есть ли ограничения), будет ли возможность платной подготовки и стоимость обучения, будет ли расширен перечень профессий и пр. Надеемся, то в скором времени ситуация прояснится и все вопросы будут разрешены (закрыты).
Таким образом, профессионалитет представляет собой уникальную ступень с возможностью в короткие сроки освоить специальность и оперативно устроиться в солидную компанию. Еще не бакалавр, но уже профессионал своего дела.
Специалисты образовательного центра Disshelp готовы помочь студентам всех уровней образования в выполнении НИР независимо от уровня сложности, темы или направления подготовки. У нас трудятся сильнейшие педагоги и практики, успешные исследователи и ученые, которые готовы взять на себя ответственность по написанию всех видов студенческих и научных работ: от рефератов и докладов, лабораторных, контрольных и курсовых работ до ВКР, научных статей, монографий, диссертаций и пр.
Наши авторы готовы подготовить качественный проект согласно всем требованиям профессионалитета, бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Мы гарантируем индивидуальный подход, безопасность сделки и конфиденциальность данных, достойное качество услуг. Убедитесь в этом лично.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
В целом задумка неплохая, тем более что в колледжи предпочитают идти в основном 9-классники, а тут очень хороший стимул, как для них, так и для переобучения на выгодных условиях. Название интересное придумали этой «ступени». Лишь бы не развалилось и качество обучения хорошим было.
интересная статья. Получается очередной эксперимент на детях. Сначала развивали и проталкивали высшее образование. А теперь нехватка рабочих рук и начали продвигать простые программы да еще и привлекая работодателей к оснащению образовательных заведений. В целом, попытка неплохая для популяризации рабочих профессий: кому-то все же нужно работать. Если я правильно понимаю, это будет промежуточной ступенью между училищем и бакалавриатом, но все привилегии бакалавров сохраняются, а получить квалификацию можно будет на более простых условиях. Спасибо за статью, интересный обзор получился.
Обучение после 9 класса начинается с 15 лет, до профессионалитета ССУЗ заканчивали в 18 лет, по новому веянию в 17, как реализована будет практика, и где же тут сразу трудоустройство, вроде как все выпускники будут несовершеннолетние. Обучение должно быть два дня теории и три дня практики на неделе.
Добрый день, Александр! Благодарим за ваш отзыв, возможно вас также заинтересует данная статья: https://disshelp.ru/blog/osobennosti-programmy-praktiki-i-otcheta-po-praktike-dlya-studentov-professionaliteta/