Статистика – штука неумолимая и беспощадная, предельно точная. Согласно результатам многочисленных социологических и статистических исследований, доля студентов, не окончивших вуз по тем или иным причинам составляет около 15-18%, притом данный показатель ежегодно растет примерно на 0,1-0,2%.
В большинстве случаев «покидают» вуз по собственному желанию студенты первых курсов, старшекурсники рискуют реже и сознательнее. Такой подход вполне объясним: старшекурсникам уже есть что терять – целые годы обучения, масса освоенных дисциплины и защищенных курсовых работ, лабораторных проектов, зачетов и сессий. Поэтому после 3 курса бросать вуз уже не хочется, ведь до заветного диплома осталось всего чуть-чуть.
Сегодня мы расскажем, что мешает студентам успешно заверить обучение в вузе.
СОДЕРЖАНИЕ
Ключевые причины для отчисления из вуза
Об особенностях отчисления и основаниях для данного действия мы писали ранее. Сейчас лишь кратко осветим существенные моменты.
Отчисление представляет собой процесс прекращения обучения в стенах образовательного заведения. Он может быть инициирован студентом (по собственному желанию) или по «настоянию» вуза (на фоне конкретных данных об успеваемости учащегося, договорных условий и пр.).
Фактически, окончить вуз мешает либо банальная лень, либо слабая подготовка. Но на самом деле, указанные первопричины описывают следствие лишь частично. Реальные основания для отчисления порождаются на их фоне.
Согласно статистическим данным. Около 21% учащихся высших образовательных заведений принимает решение об отчислении по собственному желанию, а вынужденно (то есть по решению вуза) покидают систему образования лишь до 15% человек. Давайте разбираться что же мешает освоить профессию студентам.
Почему студенты бросают учебу в вузе?
Причина №1. Слабая мотивация.
Выбор профессии у абитуриентов проходит преимущественно по двум сценариям: «как все» и «решение родителей». в рамках первого варианта поступающий ринулся вслед за лучшим другом или выбрал модную профессию, не учтя собственные возможности, способности и пр. Второй вариант – за него сделали выбор родители. Откуда здесь взяться мотивации, если студент не понимает и не представляет свои перспективы, занимается делом «не по душе»?
В данном случае обучение проходит для него обыденно и воспринимается, как должное. День за днем проходят за партой, а уверенности, что он осваивает то, что ему пригодится и нравится, будет полезным и выгодным – нет. В этом случае у студента мотивация одна – получить диплом, но ее оказывается недостаточно, чтобы стерпеть все преграды и тяжбы. Потому у него по отношению к учебе назревает агрессия, ненависть или «аллергия», приводящая к отчислению по тем или иным причинам.
В целом, слабую мотивацию трудно считать причиной. Но именно она является первоочередным фактором, подталкивающим учащегося к провалу и выбытию.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Причина №2. Ошибочный выбор профессии и как следствие смена специальности.
Это основание можно считать следствие вышеописанной причины, но здесь уместно несколько вариантов развития событий:
- Перевод на другую специальность внутри факультета;
- Перевод внутри вуза: на другой факультет или в другой филиал;
- Перевод в другой вуз;
- Отчисление из вуза с целью перепоступления.
Независимо от выбранного сценария студенту сначала нужно отчислиться (чаще всего это происходит по собственному желанию и личной инициативе учащегося). Но чтобы все увенчалось успехом, важно подготовиться к процессу: уточнить наличие свободных мест по интересуемому профилю, согласовать перевод, оценить «академическую разницу» и пр.
Обратите внимание, что отчислиться по собственному желанию возможно на любом этапе подготовке – даже на выпускном курсе. Но перевод (то есть смена профессии) допускается только до 2-3 курса. На последнем курсе активировать такую возможность невозможно.
Около 40% студентов, которые принимают решение о прекращении обучения, обосновывают свою позицию «сменой профессиональных интересов», переоценкой способностей и возможностей, более объективной оценкой перспектив.
Притом статистика гласит, что лишь 32% от «перепоступивших» и «переведенных» учащихся успешно оканчивают вуз и получают заветный документ о образовании. Те, кто изначально отчислился «без явных перспектив» редко возвращаются на «студенческую скамью».
Причина №3. Совмещение работы и учебы.
Нередко студенты стремятся к самостоятельности и финансовой независимости, стараясь совмещать работу и учебу. С одной стороны, если учащемуся удается устроиться «по профилю», то он обретают двойную выгоду: доход и практический опыт (но такое бывает крайне редко).
С другой стороны, совмещение работы и учебы – двойная нагрузка на организм, сокращение свободного времени. В один момент студенту приходится выбирать между учебой и работой. Чаще всего, когда образование становится обесцененным на фоне работы (студент ведь уже работает и зарабатывает, зачем ему образование?), вуз лишается студента.
Также, отчисление из-за работы может наступить на фоне снижающейся успеваемости, появления академической задолженности, отказом работодателя предоставить ученический отпуск на период сессии и пр. То есть рассматриваемая первопричина может быть инициирована как вузом, так и учащимся.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Причина №4. Семейные обстоятельства.
Студент – как представитель социума, может столкнуться самыми разными жизненным обстоятельствами, которые непосредственно сказываются на качестве его жизни и учебы. В частности, бросить учебу в вузе учащиеся могут по следующим «семейным обстоятельствам»: болезнь близкого человека, смерть родственника или опекуна, смена статуса (свадьба и обретение семьи, беременность и рождение ребенка, новые обязательства и пр.).
Конечно, семейные обстоятельства всегда можно урегулировать и без отчисления оформив, например, академический отпуск. Но студенты стремятся радикально изменить жизнь и торопятся покинуть вуз, чтобы устроиться на работу и помочь себе или близким. Притом именно отчисление – это первое, что приходит на ум учащемуся, как выход из сложившейся ситуации.
Причина №5. Финансовые проблемы.
Данное основание чаще всего затрагивает студентов, осваивающих специальность на коммерческой основе – по договору возмездного оказания образовательных услуг. В этом случае, несвоевременная оплата обучения может рассматриваться как нарушение условий договора (тогда инициатором может выступать вуз). Также студент может самостоятельно принять решение об отчислении по финансовым основаниям, когда понимает непосильность этой ноши: дороговизна обучения, отсутствие необходимой суммы на руках, нежелание брать очередной кредит и пр.
Причина №6. Достойная альтернатива.
Сегодня получить профессиональное образование можно разными способами: в колледжах и вузах, очно, заочно или дистанционно, по полной или сокращенной программе, платно и бесплатно, в специализированных центрах переподготовки.
Согласитесь, студент – как «разумное существо», когда узнает о новых возможностях, оценит их и примет решение в пользу более выгодного варианта: дешевле, проще, быстрее.
Поэтому нередко учащиеся вузов бросают «студенческий пьедестал» в пользу курсов по переподготовке, дополнительных центров, краткосрочных обучающих курсов, прохождения которых достаточно для развития и трудоустройства.
Например, чтобы работать визажистом или парикмахером, специалистом по депиляции не нужно иметь профильного образования. Достаточно окончить специальные курсы и обрести минимальный опыт («набить руку»).
Согласитесь, такая логика обоснована: зачем учиться 4-6 лет, если можно освоить интересное или смежное направление в более короткие сроки, дешевле, с наименьшими затратами и усилиями?
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Причина №7. Неудачная адаптация.
Данная причина поражает чаще всего первокурсников, которым не удаётся влиться в новый коллектив, найти единомышленников, правильно построить отношения с преподавательским составом и пр. Согласитесь учиться в постоянном напряжении, конфликтах крайне тяжело и малоэффективно.
Более того, агрессия со стороны одногруппников может спровоцировать нарушение правил вуза и отчисление по инициативе учебного заведения (вплоть до нарушения статей административного кодекса, условия договора об обучении и пр.).
Причинам №8. Конфликт с преподавателем.
От напряжённых отношений и конфликтов с педагогом в целом не застрахован никто. Но стычка с педагогом-экзаменатором (на любой стадии: на лекции семинаре непосредственно на аттестации) не приведет к добру. Студент как минимум обретет «личного врага», который может усложнить его обитание в стенах вуза: никто не отменял «преподавательскую солидарность», занижение отметок за ответы и работу на занятиях, дополнительные вопросы и «придирания» на зачете/экзамене, постоянные доработки НИР и недопуск к аттестации и пр.
Конфликт с педагогом не всегда приводи к отчислению, но способен нарушить привычный темп и режим обучения. Притом данная причина может быть основанием как для отчисления по личной инициативе учащегося, та и по решению администрации вуза.
Причина №9. Низкая успеваемость.
У каждого учащегося встречаются простые и сложные предметы, требующие дополнительных сил, времени и пр. При этом снижение успеваемости становится сигналом для студента: нужно больше усилий и стараний.
Низкая успеваемость сможет спровоцировать решение об отчислении с разных ракурсов:
- По инициативе студента – из-за чрезмерной нагрузки и отсутствия времени на отдых. Увлечения, слишком сложный (неподдающийся усвоению) предмет;
- По инициативе вуза – ухудшение успеваемости и появление академической задолженности.
Обратите внимание, что отчисление – не лучший выход из сложившейся ситуации. Порой достаточно просто «преодолеть как это посильно» (смириться с полученной отметкой) предмет и продолжи обучение, нежели опускать руки и бросать учебу вовсе. Всегда можно найти выход: поговорить с педагогом оставит все как есть (не Ваш это предмет и все тут), попросить дополнительные задания, нанять репетитора и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Причина №10. Неактуальная программа обучения и отсутствие реальных знаний и навыков.
К сожалению, объективно оценить качество образования студентам первых курсов невозможно. Лишь на старших курсах учащиеся понимают, какие знания получают, степень их применимости на практике, соответствие актуальным требованиям работодателей и пр. К сожалению, после такой оценки около 10% старшекурсников принимают решение об отчислении, отказываясь от «недалекого финала» — диплома об образовании.
На самом деле выход из данной ситуации есть более достойный, нежели отчисление: прохождение дополнительных курсов по профессии, стажировки и практика. Но лучше всего изучить отзывы выпускников и работодателей относительно состава образовательной программы и обучения в выбранном вузе.
Причина №11. Коррупция.
Несмотря на жестокую борьбу с коррупцией в системе образования, некоторые преподаватели и работники вуза не боятся и продолжают настойчиво брать взятки, утверждая «прайс» и буквально заставляя студентов «под дулом отчисления» платить за аттестацию.
Одни учащиеся молча выкладывают озвученную сумму, другие – пытаются бороться легально, обращаясь в правоохранительные структуры, а третьи – отчисляются по собственному желанию или просто не соблюдают «правила игры, установленные педагогом» и вылетают из-за возникшей академической задолженности.
Причина №12. Выбранная программа не прошла аккредитацию.
Обучение по неаккредитованной программе в целом не несет серьезных проблем: выпускник пройдет обучение и также получит диплом, но не государственного, а частного образца. Но у молодых людей могут возникнуть проблемы с военным комиссариатом, ведь отсутствие аккредитации не освобождает их от службы в армии.
Отсутствие свидетельства об аккредитации специальности нередко пугает студентов, а отсутствие аккредитации у вуза в целом провоцирует отток учащихся. Притом «отказ от обучения» у 1-2 курсов происходит в пользу перевода или перепоступления в иные учреждения, а у старшекурсников выбор невелик – отчисление и восстановление или окончание программы на действующих условиях.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Причина №13. Эмоциональное выгорание или желание взять паузу.
У каждого человека наступают моменты усталости, депрессии, профессионального или иного выгорания, но не стоит воспринимать их слишком буквально и жестко, чтобы торопиться с отчислением из вуза. Лучше всего взять академический отпуск, восстановить силы, переоценить обстановку и принять окончательное решение.
Что лучше: продолжить обучение или бросить вуз?
Однозначного ответа на данный вопрос нет. Каждый студент самостоятельно принимает окончательное решение о продолжении профессионального пути и обучения, исходя из сложившейся ситуации, воздействующих факторов, собственной мотивации и желания и пр. Но отметим лишь одно – не стопоритесь и не бойтесь трудностей, все они преодолим. Для покорения вершин потребуется больше усилий и стараний, но все это обязательно учтется.
Специалисты Дисхелп готовы помочь студентам всех уровней обучения по всем действующим программам в выполнении НИР, курсовых и дипломных работ, контрольных и лабораторных работ, научных статей и проектов. Наши специалисты облегчат учебный и аттестационный путь: подберут программу для самообучения, выполнят задачи и исследования по всем дисциплинам, подготовят ответы к зачетам и экзаменам, защитную речь и пр. Мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход каждому клиенту.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!