Методологический раздел курсовой или дипломной работы: понятие, особенности формирования, роль

Подготовка любой курсовой или дипломной работы не обходится без применения специальных механизмов, приемов и подходов. Притом выбор каждого из них должен быть обоснованным, тщательно продуманным и уместным. Для максимального раскрытия темы каждый автор должен сформировать методологический раздел исследования. Сегодня мы расскажем о его роли и особенностях формирования.

Методологический раздел курсовой или дипломной работы: понятие, особенности формирования, роль
Подготовка любой курсовой или дипломной работы не обходится без применения специальных механизмов, приемов и подходов. Притом выбор каждого из них должен быть обоснованным, тщательно продуманным и уместным. Для максимального раскрытия темы каждый автор должен сформировать методологический раздел исследования. Сегодня мы расскажем о его роли и особенностях формирования.

Что это такое?

Методологический раздел подставляет собой отдельный пункт в курсовой или дипломной работе, подчеркивающий комбинацию основных приемов и методов исследования, которыми пользовался автор при раскрытии темы. Фактически в данном контексте раскрывается и подробно расписывается методологическая аза исследования.

Благодаря методологическому разделу исследователь решает следующие задачи:

  • Конкретизирует основные действия в части постановки, исследования и решения проблемы: какие приемы помогли выявить уязвимое место, какие действия предпринимал автор для урегулирования ситуации и пр.;
  • Подчеркивает логику научно-исследовательской или студенческой работы, взаимосвязи, причины и следствия, результативность, степень проработанности научного аппарата;
  • Обосновывает авторскую позицию и демонстрирует уровень подготовки исследователя;
  • Демонстрирует навыки автора по корректной и грамотной интерпретации собранных фактов, информации, умения пользоваться ресурсами и пр.
Что содержит методологический раздел исследования?
Что содержит методологический раздел исследования?

Фактически, методологическая база студенческой или научной работы призвана показать основные операции, совершаемые автором на каждом этапе выполнения НИР:

  • Как происходил сбор информации?
  • Как автор пользовался собранной информационной и доказательной базой, с помощью каких приемов диагностировал или отразил наличие проблемы?
  • Какие действия предпринимались для решения проблемы и проверки выдвинутой гипотезы?

Методологическая база курсовой или дипломной работы подчеркивает именно действия исследователя в рамках утвержденной темы на каждом конкретном этапе. Она позволяет грамотно связать теорию с практикой, а также показать умение пользоваться теоретическим багажом и решать прикладные задачи.

В основу методологии НИР могут быть положены отдельные приемы (из одной или разных научных областей), связанные в единую схему, или готовый алгоритм (с дополнениями, коррективами или без них). Главное – его уместность, целесообразность и эффективность.

Грамотно разработанный методологический аппарат позволяет автору установить причинно-следственные связи, провоцирующие рождение проблемы факторы и выработать оптимальное и эффективное решение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Где располагается методологический раздел студенческой или научной работы?

Обратите внимание, что при выполнении курсовых и дипломных работ методологического раздела в структуре исследования в «чистом виде» нет, но методологическая база имеет место и отражается в составе основных (классических разделов).

Методологический пункт студенческой или научно-исследовательской работы подлежит емкому описанию в составе вводной части. Здесь на писание задействованных в проекте подходов, приемов способов сбора, обработки информации и решения проблемы отводится отдельный пункт или абзац.

Место и роль методологического раздела в исследовании
Место и роль методологического раздела в исследовании

При выполнении курсовой и дипломной работы достаточно перечислить основные методы исследования, а в научных работах придется обосновать каждый прием, отметив его роль, эффективность. Притом результативность изыскания напрямую зависит от создания эффективной комбинации приемов. Один и тот же метод может быть задействован на различных этапах НИР в сочетании с конкретной информацией, научными фактами, с учетом специфических (частных) обстоятельств и пр.

Если же исследование носит прикладной характер, то методологический раздел станет не только частью НИР, но и определенной частью программы исследования, где будут очерчены основные мероприятия, этапы изыскания, участники научного процесса и пр. В этом случае методологическая основа проекта выносится в отдельный пункт с детальным разъяснением всех нюансов экспериментального этапа. Данная часть свойственна маркетинговым исследованиям социологическим опросам и изысканиям, естественнонаучным изысканиям с опытной частью и пр.

Обратите внимание, что методологический раздел подлежит описанию лишь в отдельных сегментах, но реализовываться будет на протяжении всего проекта. Притом применение каждого метода будет строго в рамках намеченного плана или предоставленного описания программы НИР.

Таким образом, методологический раздел является составной частью курсовой или дипломной работы, но располагается в рамках традиционной структуры. Отдельного подпункта. Параграфа для описания задействованных в исследовании приемов фактически нет. В целом, такой подход вполне оправдан: достаточно просто отметить пригодившиеся в раскрытии темы приемы и основные действия автора, чтобы показать уровень его компетентности и подготовки, ракурс изучения проблемы, умение пользоваться различными видами информации и приемами и пр.

Порядок формирования методологического раздела курсовой и дипломной, научной работы

Выполнение курсовой, дипломной или научной работы будет сопровождаться целой комбинацией приемов и способов по «добыче», обработке и интерпретации информации, доказательств. В данном деле уместно применение двух групп методов: общенаучные и специальные. О них мы уже писали ранее.

Обращаем Ваше внимание на следующий факт: проектирование методологического раздела уместно в самом начале исследования. Данная стадия предполагает осознание необходимости отдельных методов исследования и о допустимости (но с дальнейшей оценкой) дополнительных (более точных, специфических) подходов.

Схема проектирования, реализации и оформления методологического раздела исследования
Схема проектирования, реализации и оформления методологического раздела исследования

Для формирования методологического раздела и базы курсовой или дипломной работы студенту предстоит пройти следующие стадии:

  • Выбрать и утвердить тему исследования, предварительно проанализировав ее и выделив существенные моменты: что предстоит изучать, какую проблему исследовать и решать? Уже на данном этапе станет ясно, что работать придется как с теорией, так и с практическим материалом, подбирая соответствующие методы.
  • Проектирование исследования, то есть определение основных путей и мероприятий по изучению темы – разработка научного аппарата. Здесь студент определяет основные действия, что ему предстоит сделать: изучить, описать, проанализировать, решить и пр. Уже здесь можно найти основополагающие методологические азы и приемы: анализ, сопоставление, чтение и систематизация и пр. Данные приемы чаще всего носят общенаучный характер и свойственны всем изысканиям без исключений.
  • Планирование исследования. Этот шаг предполагает детализацию каждого этапа с конкретизацией: как и где искать, как проверять найденную информацию, как ею пользоваться и пр. В данном деле важно обратить внимание на предметную (научную) принадлежность НИР, так как для решения изучаемой проблемы пригодятся специальные методы.
  • Реализация исследования. В данном случае автор будет полагаться на утвержденный план действий и намеченные (наиболее подходящие на первый взгляд) приемы. В ходе выполнения изыскания автор имеет право подключать новые способы и подходы в соответствии с нуждами и собственным видением темы, для ее наиболее полного раскрытия. В случае добавления методов их обоснование происходит в ходе апробации или при сравнении полученных результатов (на одном и том же этапе, но с помощью различных инструментов).
  • Констатация подходящих приемов. Это завершающий этап по формированию методологической основы любого проекта. Он формируется строго по мере выполнения основной части исследовательской миссии, когда автор реализовал намеченный план действий или программу мероприятий, получил конкретный результат и может с уверенностью описать выявленные тенденции, предложить план действий по урегулированию или ликвидации проблемы и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Облегчить проектирование и констатацию методологического раздела в курсовой или дипломной работе можно различными способами. Первый предполагает изучение аналогичных трудов в рамках выбранной темы. Поверьте, Вы – далеко не первый исследователь вопроса. Посмотрите, какие подходы и приемы использовали ваши предшественники, на какие теории и подходы опирались опытные исследователи и ученые, какие действия предпринимали для решения и пр. Принцип аналогии никто не отменял и не запрещал.

Также упростить разработку методологического аппарата курсовой или дипломной работы поможет банальная консультация с научным руководителем, который подскажем, какие методы будут наиболее доступны и уместны для автора, на каком этапе необходимо быть более внимательным и использовать более точные инструменты и категории, на какие правила ориентироваться и пр. Важно определить роль и место каждого способа в исследовании.

Что необходимо для формирования качественного методологического раздела исследования?

Независимо от вида и характера, глубины погружения в тему каждый автор должен наиболее полно и аргументированно раскрыть суть и обосновать/опровергнуть собственную идею. Для этого важно вникнуть в тему, то есть понять ее и выделить конкретную проблему (которую предстоит решать). То есть сначала нужно определить тему и проблематику, цель и задачи, а затем предопределять основные действия для достижения намеченных ориентиров. Эти действия и станут фундаментом методологического раздела НИР.

Отвечаем на вопросы и формируем методологический раздел исследования
Отвечаем на вопросы и формируем методологический раздел исследования

Вторым не менее важным шагом на пути к разработке методологического аппарата курсовой или дипломной работы является погружение в тему для получения первичных представлений, категорий и подходах: кто и как ранее решал проблему, какие результаты были достигнуты и степень их эффективности. То есть важно изучить существующие понятия, правила, результаты предшествующих изысканий, теорий, научных каноны и факты и пр.

Третий шаг по выбору наиболее подходящих приемов – оценка собственных возможностей. В данном плане необходимо определить посильность выбранных подходов и приемов, необходимость дополнительных материалов или ресурсов для их реализации (специальное оборудование и владение им, достаточность информационной и доказательной базы и пр.). Если какие-либо моменты неясны или не поддаются разработке, то придется искать достойную альтернативу.

Формирование методологического раздела студенческой или научной работы происходит на всех этапах исследования, начиная от проектирования и заканчивая констатацией полученных результатов, их анализом. Притом автор имеет право не просто использовать ранее намеченные действия и приемы, но и изменять последовательность их применения, комбинации, дополнять или ликвидировать (отказываться от использования) и пр. Главное – делать это обоснованно и осознанно с учетом располагаемых данных и их достаточности, достоверности и надежности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сложности при разработке методологического раздела курсовой, дипломной или научной работы

Каждый автор сталкивается с определенными сложностями и преградами при выполнении НИР. Притом нюансы и препятствия могут поджидать студента или исследователя на каждом шагу.

Чаще всего сложности с разработкой методологической базы возникают на фоне следующих факторов:

  • Слабая подготовка исследователя. В данном случае автор проекта не в силах корректно организовать и провести исследования из-за того, что не владеет базовыми приемами или основной информацией по теме, не имеет четких представлений относительно исследуемого явления/проблемы и пр. Когда не знаешь, с чем и как работать, определить логику исследования и четкую последовательность действий для достижения эффективных результатов невозможно;
  • Узкая тема и недостаточная информационная основа. На фоне дефицита качественных первоисточников автору предстоит подобрать такие приемы, методики и способы обработки, которые помогут установить тенденции или восполнить пробелы и получить целостную картину. При изучении узких тем требуются специфические приемы, так как общенаучный подход не позволит всецело и глубоко изучить проблему, а лишь опишет ее проявления.
  • Креативность и творческий подход к исследованию. Выполнение любой НИР предполагает внесение определенной значимой инновации или решения проблемы с помощью новой комбинации. Без знания научных азов и воображения (что и с чем комбинировать, какая информация пригодится и пр.) достичь успеха не удастся.

Роль методологического раздела в курсовой или дипломной работе

Методологический раздел представляет собой не просто перечисление задействованных приемов и способов исследования и решения проблемы. Данная ниша призвана описать действия автора и общую логику исследования, разъяснить нюансы и ликвидировать существующие в науке и отрасли пробелы.

Ключевые элементы методологического раздела исследования
Ключевые элементы методологического раздела исследования

Анализ методологической базы курсовой или дипломной работы позволяет определить:

  • Глубину погружения в тему;
  • Достоверность и проверяемость, надежность доказательной базы;
  • Уровень подготовки студента (какие методы посильны для него, на сколько хорошо он разобрался в теме, с какой литературой и как работал, доля узких и общих методов и пр.);
  • Умение кратко и лаконично, аргументированно изъясняться и описывать получаемые результаты.

Несмотря на то, что методологическая база студенческой или научной работы не имеет отдельного места, она играет важную роль и призвана сделать исследовательский пути интереснее, разнообразнее и эффективнее.

Грамотно разработанный методологический аппарат курсовой, дипломной или научно-исследовательской работы позволяет доподлинно проверить гипотезу исследователя и проверить предлагаемое им решение, показав его эффективность или несостоятельность.

Таким образом, методологический раздел студенческой или научной работы представляет собой небольшое и емкое описание ключевых приемов. Которые помогли автору погрузиться в тему, изучить проблему и определить ее действие в настоящее время, наметить перспективы развития (решение). Без данного подпункта не удастся выполнить ни один проект.

Методологический раздел в курсовых и дипломных работах не имеет кардинальных различий и формируется на базе перечисления основных методов, к которым прибегнул студент. В научной работе данный пункт более значим и подлежит обоснованию и отражению роли каждого приема и привнесенного с его помощью вклада.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *