На сегодняшний день вузы успешно развивают сотрудничество между собой, содействуя не просто банальному обмену студентами, но и перенятию лучших традиций, подходов и методик к обучению, инноваций. Столь богатому и полезному развитию системы образования содействуют так называемые программы академической мобильности.
На фоне политических неурядиц многие программы по международному обмену оказались «под ударом» и были свернуты, в части их них были глобально пересмотрены условия для российских студентов. Но самыми неуязвимыми и набирающими обороты в реалиях остались направления «внутреннего» обмена. Сегодня мы поговорим о них подробнее.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое программы внутренней академической мобильности?
Под программами внутренней (или национальной) академической мобильности следует понимать уникальные отношения между российскими вузами, в рамках которых студенты могут проходить обучение (частично) за пределами основного заведения (куда поступали изначально).
В данном случае учебный процесс предполагает, что часть программы учащийся будет осваивать в ином корпусе или заведении. То есть «внутренний обмен» может быть, как внутри одного и того же заведения (между факультетами или филиалами), так и в рамках разных вузов, располагающихся на территории региона или страны.
В качестве «подкатегории» в рамках программ внутренней академической мобильности можно также выделить сетевые образовательные программы. В данном случае студент поступает на комплексную специальность, освоение которой изначально запланировано на базе нескольких институтов: по семестрам или курсам.
В отдельных случаях к сфере национального обмена студентами относят программу «Двойной диплом». Но здесь есть ряд преимуществ и отличий: студент может освоить одновременно (параллельно) 2 направления подготовки в рамках одной и той же ступени, выполнить ВКР по ним, защитить их и получить сразу 2 диплома об образовании. Чаще всего такой подход реализуется в отношении смежных специальностей.
В любом случае итоговая аттестация дипломанта будет проходить в основном университете, в который абитуриент в свое время подавал документы.
Чаще всего подобный обмен действует в рамках гуманитарных, естественнонаучных, IT и инженерных профессий.
Условия участия в программах внутренней академической мобильности
Чтобы принять участие в подобных направлениях подготовки, студенту предстоит заранее подготовиться. Несмотря на то, что география обмена определена изначально – в пределах России, возможности по освоению профессии на базе различных вузов есть не у всех желающих.
Принять участие в направления обучения в рамках национального студенческого обмена смогут следующие категории учащихся:
- Студент очного отделения вуза, предоставивший справку об обучении в конкретном заведении с точным отражением: специальности, курса, перечня освоенных дисциплин, сроками обучения и пр.;
- Студент, имеющий гражданство РФ и владеющий как минимум русским языком, в некоторых случаях (если вузы привлекают к образовательному процессу иностранных лекторов) – знание иностранного языка, на котором будут преподаваться отдельные предметы или курс;
- Студент, имеющий за плечами сугубо положительную успеваемость, то есть текущие отметки в зачетной книжке должны быть не ниже 4 и 5, в идеале – отличники или претенденты на «красный диплом»;
- Обмен возможен строго при сотрудничестве вузов или по согласованию с руководством каждого из заведений. Все отношения фиксируются документально с констатацией профессии (профиль обучения), формата подготовки учащегося, продолжительности пребывания в «новом месте», условия сдачи «предметов по основной программе» и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Обмен студентами внутри одного и того же вуза (межфакультетный или межфилиальный) возможен строго по одной и той же или смежным образовательным программам с условием, что их преподавание в корпусах отличается. В данном случае студент сможет тотально вникнуть в суть специальности обрести более широкие полномочия и компетенции и пр. Для участия в таких внутривузовских мероприятиях достаточно уточнить наличие подходящего профиля и программы, сроки реализации программы, а затем подготовить пакет документов и направит его в деканат вместе с соответствующим заявлением на рассмотрение.
Обмен между разными вузами претерпевает более сложную комбинацию, где основным фигурантом и активным участником остается студент:
- Ему предстоит выяснить наличие подходящей программы для обучения по ней в ином заведении;
- Обратиться в иной вуз с возникшими вопросами: возможность частичного обучения или «временного перевода» без отчисления с основного места, условия обучения и пр.;
- Уточнить возможность развития межвузовского обмена в основном институте: обратиться в деканат с соответствующей просьбой и пр.;
- При одобрении всех сторон заключить трехсторонний договор и в намеченные сроки явиться на занятия по указанным адресам и явкам;
- По мере окончания программы обмена студенту предстоит пройти аттестацию в новом заведении для подтверждения освоения пройденного курса, а затем сдать все зачеты и экзамены, письменные проекты (обязательные) по основному учебному плану. В случае «сетевых программ» ликвидировать долги не придется, так как программа изначально разделена на блоки при вузах.
В каких российских вузах практикуют программы национального обмена студентами?
На сегодняшний день пока не все вузы сумели грамотно организовать и поставить «на поток» программы внутреннего обмена. По данным статистов, на конец 2020-2021 годов лишь 9-10 вузов наладили прочные и выгодные отношения внутри страны, обмениваясь студентами в рамках следующих направлений подготовки.
Самыми известными и популярными тандемами стали следующие связи вузов в рамках национальных программ обмена.
Вариант №1. Специальность «Реклама и связи с общественностью».
Данная программа реализуется в рамках сетевой программы между тремя университетами: САФУ – СВФУ – БФУ.
Профиль предполагает начальное обучение на 1-3 курсах строго в стенах СВФУ. В рамках основного модуля, преподаваемого здесь, студенты освоят базовые части экономического, управленческого, правового, социального и творческого плана. На старшем (выпуском для бакалавров) курсе, начнутся межвузовские странствия в целях освоения профессиональной части на базе СВФУ и БФУ.
Все основные учебные дисциплины равномерно распределены в течение учебного года и семестра. Аттестация студентов по предметам происходит на базе того вуза, где проходило его освоение.
Учебный процесс построен в рамках комбинации аудиторной (лекционная и семинарская) работа, прикладные исследования и задачи (кейсы, ситуационные задачи), практикумы, проектная деятельность. Притом именно на последнюю категорию приходится больше всего времени. Также здесь предусмотрено 5 видов практики: учебная, научно-исследовательская, рекламно-информационная, организационно-управленческая, проектная и преддипломная.
Лекции и некоторые семинарские занятия могут проходить в дистанционном формате. Если у студента нет возможности явиться в «совмещаемый вуз» лично, то он должен изначально указать способ взаимодействия — дистанционный или онлайн.
На текущий момент специальность «реклама и связи с общественностью» на базе САФУ-СВФУ-БФУ доступна на уровне бакалавриата, но в ближайшей перспективе предполагает запуск и магистерской ступени в данном русле.
Прием на специальность предполагает предоставление ЕГЭ по русскому и иностранному языкам, обществознанию и истории. Обучение возможно на бюджетной и коммерческой основе, конкурс на место – до 8 человек.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вариант №2. Специальность «Землеустройство и кадастры».
Данное направление подготовки реализуется совместно с вузами САФУ и БФУ, КФУ.
Абитуриенту предстоит поступать в САФУ, но с изначальным указанием вида образовательной программы – сетевая. Притом студент сам выбирает, с каким именно вузом будет происходить обмен. В данном случае договор может носить как трехсторонний, так и четырехсторонний формат.
Прием ведется на основе ЕГЭ по математике, русскому и физике. Проходной минимум установился в районе 50-65 баллов по каждому испытанию. ДВИ нет.
Обмен студентами начинается на старших курсах бакалавриата – примерно на 3 курсе обучения, по мере преступления к освоению профильного модуля и практики. Студенты «скитаются» по вузам в очном или дистанционном режиме, обучаясь при них в течение семестра (или не более того). Итоговая аттестация проходит на базе основного вуза.
Вариант №3. Специальность «Туризм».
Межвузовское взаимодействие в рамках данного направления подготовки предусмотрено между УрФУ, БФУ, ДВФУ, САФУ, ЮФУ. Профиль доступен в рамках прикладного бакалавриата.
Приемная кампания по этому профилю предполагает прохождение ЕГЭ по русскому, иностранному языкам, математике, истории или географии. В заявлении важно сделать пометку – «сетевая программа» или участие в программах внутреннего обмена.
Непосредственный обмен учащимися происходит только на старших курсах. Базовая часть программы и итоговая аттестация проходит в стенах основного заведения. Обмен предполагает погружение в профильные дисциплины. Притом варианты обмена студент вправе выбирать самостоятельно, но его одобрение проходит несколько стадий согласования и заключение соответствующего договора. Чаще всего обучение на базе университетов-партнеров проходит в дистанционном формате, где доминирует проектная деятельность и кейсы.
Вариант №4. Специальность «Филология».
Стать квалифицированным и полноценным филологом можно посредством традиционных программ бакалавриата, а также посредством участия в программах внутренней академической мобильности между ЮФУ, УрФУ, БФУ, КФУ.
Приемная кампания основывается на традиционной вариации ЕГЭ: русский язык, история или иностранный язык, литература.
Учебный процесс предполагает постепенное погружение в профиль в стенах основного вуза, а затем перемещение студентов в партнерские организации с целью более детального изучения профильных предметов, прохождения практики, обретения профессиональных компетенций. Притом данное перемещение возможно на различные сроки согласна учебному планку и выделенных академических часов на основные дисциплины: от месяца, триместра до семестра. Формат взаимодействия: очный или онлайн.
В числе наиболее важных предметов, подлежащих изучению можно выделить: литературоведение, специальная филология, языкознание, история основного языка, теория перевода, основы межкультурной коммуникации.
В конце обучения студент проходит комплексный государственный экзамен, а также защищает бакалаврскую работу.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вариант №5. Специальность «Психология».
Межвузовское взаимодействие на территории России по данному профилю предусмотрен между УрФУ, БФУ.
В основе обучения лежат предметы связанные с консультационной психологией и психоанализом, НЛП, социальные дисциплины. Студентам предстоит посещать аудиторные занятия при основном вузе, а также совмещать их или проходить отдельно с помощью онлайн-обучения профильные предметы на старших курсах при вузе-партнере.
Помимо традиционных и дистанционных лекций, студентам предстоит проходить практику (учебную, консультационную, производственную, преддипломную), выполнять НИР и междисциплинарные проекты, исследования, проводить эксперименты и оформлять их в виде отчета по НИР.
К учебному процессу по профильным предметам привлекают практикующих психологов и психоаналитиков, кандидатов и докторов психологических наук и пр. Учтите программа не относится к категории медицинской, поэтому заниматься лечением выпускникам не под силу. В их полномочия будет входить лишь разработка коррекционной политики для индивида (пациента) с учетом специфики сложившейся ситуации, его личностных характеристик и пр.
Промежуточная аттестация проходит в формате, установленном в том вузе, где происходило освоение дисциплины. Шкала оценивания – единая. Итоговая аттестация предполагает прохождение комплексного государственного экзамена и защиту дипломной работы в стенах основного института.
Вариант №6. Информационные системы и технологии, прикладное программирование.
Данное направление подготовки доступно в рамках программ академического национального обмена между ЮФУ, СКФУ в рамках академического бакалавриата и магистратуры.
Программа разбита на отдельные модули, каждый из которых преподается на территории утвержденного вуза. Базовая часть доминирует в ЮФУ, а прикладные профильные дисциплины – в СКФУ. На освоение каждого модуля отводится в среднем 1 семестр, притом обучение при вузе-партнере проходит параллельно основной учебе при ЮФУ в дистанционном формате.
Учебный комплекс включает в себя аудиторную работу, решение прикладных задач и кейсов проектную деятельность (лабораторные работы), прохождение практики (ознакомительная, педагогическая научно-исследовательская и пр.). Специальность трансформируется в рамках индивидуального обучения старшекурсника, но реализуется в строго очерченные сроки.
Итоговая аттестация предусмотрена на базе ЮФУ.
Вариант №7. Экономика и управление, юриспруденция.
Данная специализация действует в сетевом или межвузовском формате в различных вариациях. Студентам предлагается освоить одну из ниш: экономика, менеджмент, стратегический менеджмент, управление персоналом, юриспруденция (гражданское право, уголовное право, семейное право и пр.).
Указанные экономические и юридические специальности доступны в рамках следующих тандемов: ЮФУ, СКФУ, СФУ, САФУ, К(П)ФУ. Приёмная кампания основывается на традиционных испытаниях: математика, русский + иностранный язык, обществознание.
Программы доступны на базе бакалавриата и частично магистратуры. Студенты проходят обучение на русском и английском языках в рамках базового и профильного блоков. Обмен начинается на 3-4 курсах обучения для бакалавров или со второго семестра магистратуры. Обучение в основном заведении – очное, на базе «партнерской части» — онлайн. В основе профильной подготовки лежит практика и проектная деятельность, частично – самообучение (освоение теории по списку рекомендованной литературы).
Итоговая аттестация проходит на базе главного заведения-координатора, а промежуточная попредметная аттестация на базе того учреждение, где проходило его освоение.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности реализации программ внутренней академической мобильности
Если студент участвует в программе «Двойного диплома», то он получает 2 диплома об образовании сразу с отражением освоенных смежных профилей (притом защищаться придется 2 раза). Если же он постигал азы одной конкретной профессии на базе различных вузов, факультетов и подразделений, то этот момент будет отмечен в документе, как «сетевая программа» с отражением вуза-координатора (основное место учебы) и вуза-партнера. В списке освоенных предметов также будет стоять пометка о месте прохождения и формате (очно, онлайн), но чаще всего данный момент опускается.
Студент имеет право выбирать вуз-партнер и способ взаимодействия с ним или же следует уже устоявшимся правилам и традициям, сложившимся между образовательными центрами и прописанными в соответствующих правил, уставе, договоре.
В основе обучения в рамках программ национальной мобильности лежит аудиторная работа на первых 1-2 курсах, а затем самообразование, проектная и научно-исследовательская деятельность, практика на старших курсах. Без промежуточной и итоговой аттестации здесь не обходится. Притом промежуточная чаще всего проходит в стенах того заведения, где преподавалась дисциплина или выполнялся письменный проект (курсовая, лабораторная работа и пр.). Итоговая аттестация проходит в очном формате на базе основного университета.
Становление специалистов возможно на бюджетной или коммерческой основе, участие в программе – аналогично, но стипендию студент будет получать только по основному месту обучения.
Если Вы желаете постигать профессиональные азы и горизонты с помощью программ внутренней (национальной) академической мобильности, то будьте готовы к большой нагрузке в части самообразования и проектной деятельности, совмещению традиционного и дистанционного форматов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!