Позитивные стереотипы для абитуриентов и студентов

Сегодня, пожалуй, невозможно найти такую отрасль, тему, которая бы не вызывала у людей определенные ассоциации и не провоцировала бы чрезмерный интерес к ней или полное отторжение. Одним из таких специфических моментов в жизни каждого абитуриента и студенты является категория «стереотип». О высшем и среднем профессиональном образовании сложено немало мифов и легенд. Но как показывает практика, различные стереотипы также оказывают серьезное давление на выбор и судьбу учащегося, его дальнейшее развитие. Сегодня мы поговорим о положительных стереотипах.

Позитивные стереотипы для абитуриентов и студентов
Сегодня, пожалуй, невозможно найти такую отрасль, тему, которая бы не вызывала у людей определенные ассоциации и не провоцировала бы чрезмерный интерес к ней или полное отторжение. Одним из таких специфических моментов в жизни каждого абитуриента и студенты является категория «стереотип». О высшем и среднем профессиональном образовании сложено немало мифов и легенд. Но как показывает практика, различные стереотипы также оказывают серьезное давление на выбор и судьбу учащегося, его дальнейшее развитие. Сегодня мы поговорим о положительных стереотипах.

Понятие и признаки стереотипов

Под стереотипами абитуриентов и студентов понимают некие внутриличностные установки и предубеждения, порождающие определенные представления и впечатления по конкретному поводу или теме. Природа рассматриваемой категории неслучайна: они возникают на подсознательном уровне посредством тщательной переработки и запоминания поступаемой извне информации, личного опыта и пр.

Проще говоря, стереотипы можно представить в самых разных проявлениях и формах. Для кого-то это банальные ассоциации и представления по конкретной теме, для других – определенная реакция или простейшая схема действий с акцентом на привлекательность, доступность, реалистичность. Для третьих стереотип представляет собой некий образ-аналог, основанный на личных впечатлениях, сторонней информации, чужом опыте ли с чужих слов и пр.

На чем основываются стереотипы абитуриентов и студентов?
На чем основываются стереотипы абитуриентов и студентов?

Среди специфических черт стереотипов студентов и абитуриентов можно выделить следующие:

  • Они затрагивают условия приема и поступления в образовательное учреждение или учебный процесс, организационные моменты и нюансы, требования и пр.;
  • Они влияют на выбор учебного заведения и специальность, подчеркивая сложности в освоении программы, требовательность педагогов, нагрузку на студентов и пр.;
  • Рассматриваемая парадигма стабильна и устойчива, редко поддается колебаниям и изменениям, то есть стереотипы чаще всего носят «традиционный» характер, передаются из поколения в поколение со слов одного студента к другому и пр.;
  • Абитуриентские и студенческие стереотипы преподносятся в предельно простой форме и очевидны для восприятия, чаще всего однозначны в толковании и «тональности»;
  • Стереотипы среди студентов способны влиять на решение как одного конкретного индивида, так и на массы в целом, меняя потоки поступающих и пр.;
  • Ассоциации и представления способны сказываться на «моде специальностей» и «престиже вуза» и т.д.;
  • Количество действующих установок неограниченно и неконтролируемо. У каждого абитуриента или студента в закромах может быть как 1 стереотип, так и сотни стереотипов.

Исходя из всего вышесказанного, можно понять, что стереотипы среди абитуриентов и студентов порождаются добровольно, без какого-либо принуждения и чаще всего основаны на голословных утверждениях, субъективном подходе и опыте. Они порождают определенные установки, призванные упростить понимание специфики образовательной среды, поступления и обучения. Но влияние подобных ассоциаций может быть различным: мотивирующим или отпугивающим, положительным или отрицательным и пр.

У каждого абитуриента или студента есть собственный, индивидуальный набор стереотипов! Притом проверять их действие каждому приходится самостоятельно, на личном опыте.

Классификация абитуриентских и студенческих стереотипов: какие они бывают?

Стереотипы среди поступающих и учащихся сузов, вузов – это не просто универсальная парадигма, которая сопоставима с мифами, реальными фактами, тенденциями в соответствующей нише. На самом деле существует целая градация установок в студенческой среде.

В зависимости от характера воздействия и вызываемых эмоций, настроек, можно выделить положительные и отрицательные стереотипы. Первые — ассоциируются с позитивными моментами, результатами, повышая мотивацию и продуктивность в учебе. Вторые же сопоставимы с негативными моментами, чертами, разочарованием, что способно разрушительно сказываться на деятельности студента: снижать качество подготовки к предмету, негативный настрой перед экзаменом и пр.

Какие бывают стереотипы студентов и абитуриентов?
Какие бывают стереотипы студентов и абитуриентов?

В зависимости от силы воздействия, масштабы «работы» можно выделить индивидуальные и групповые стереотипы. Первые – оседают в подсознании и сознании конкретного индивида. Они могут быть выработаны в рамках «сарафанного радио» под воздействием эмоций, впечатлений, опыта друзей или же рождаются сугубо лично (по мере получения соответствующего личного опыта). Групповые ассоциации и установки на учебу, поступление возникают во внешней среде и фактически подталкивают индивида к определенной позиции, полагаясь на чужой опыт и мнение, внешнюю информацию и факты. Притом такие веяния затрагивают судьбу определенной группы лиц, а не одного конкретного человека. Групповые стереотипы носят общий характер и вовлекают конкретный предмет, объект обсуждений, одновременно с этим они обитают в судьбе «однородной группы лиц» (имеющих один и тот же статус, один и те же условия подготовки, контактирующие с одними и теми же лицами и пр.).

В зависимости от сферы действия можно выделить гендерные и этнические установки. Первые распределяют имеющиеся представления в зависимости от пола, то есть на мужские и женские. В рамках поступления и обучения существует стереотип «мужская» или «женская» профессия, наука и пр. Сегодня многие подобные мифы были развеяны, но ассоциации все же продолжают жить и воздействовать на массы при выборе вуза, профессии и специальности.

Этнические стереотипы затрагивают определенную расовую группу и в большей степени зависят от религиозных мировоззрений и канонов, культурно-досуговых ценностей народов и пр. Самым ярким стереотипом этнического типа выступает убеждение, что священнослужители не могут иметь семью и должны жить в уединении. Обратите внимание, что многие абитуриенты отправляются в духовные семинарии с решением жить в одиночестве.

Также можно отметить по характеру проявления стереотипы учебные и профессиональные (по социальному, профессиональному статусу). Первые затрагивают преимущественно ход освоения профессии, процесс поступления в колледж или вуз, учебный процесс и отношения с преподавателями, обще представления о пребывании в сузе или вузе. Вторая парадигма напрямую соотносится с построением карьеры: особенности и тонкости работы, трудности, ход выполнения обязанностей, перспективы и пр.

Обратите внимание, что все стереотипы делятся преимущественно по степени и сфере воздействия: определенная ниша, группа лиц и пр. При этом один и тот же стереотип может оказывать двоякое влияние на массы: одни воспримут его положительно, другие – в штыки.

Польза и вред положительных стереотипов

Положительные стереотипы представляют собой такие установки, ассоциации и впечатления, которые фактически мотивируют к развитию в выбранном направлении, предоставляя позитивные впечатления.

Рассматриваемой категории свойственны следующие функции:

  • Мотивирующая задача, позволяющая расположить к развитию в определенном профиле, заведении, коллективе. В этом случае положительные ассоциации позволяют получить уверенность в собственных силах и способностях, грамотно и психологически правильно настроиться на покорение новых вершин;
  • Перспективная функция проявляется в том, что на фоне устоявшихся или развившихся предубеждений индивид представляет свое будущее (в учебном, профессиональном или ином среде) в конкретном качестве и виде, отмечая основные виды деятельности, обязанности, требования, оценивая их посильность и пр.;
  • Описательная, предполагающая предоставление общих и сугубо с положительных сторон характеристик относительно приема и обучения в стенах конкретного заведения под кураторством определенного педагога и пр. В данном случае с помощью ассоциаций студент сможет выстроить грамотную и эффективную траекторию сотрудничества, облегчив тем самым преодоление любых препятствий;
  • Эмоционально-уравновешивающая. В данном случае положительные стереотипы позволяют легче пережить и преодолеть негативные исходы, разочарования и пр.

В указанных функциях проявляются очевидные плюсы положительных стереотипов. Но у каждой палки две стороны. Среди недостатков рассматриваемых установок можно отметить следующие черты.

Достоинства и недостатки стереотипов среди студентов и абитуриентов
Достоинства и недостатки стереотипов среди студентов и абитуриентов

Во-первых, положительные ассоциации могут затмевать реальность, предоставляя недостоверные, необъективные описания, порождающие ошибочные действия и отрицательные последствия. Например, студенты знают о лояльности педагога, низких требованиях и предпочитают не готовиться к экзамену. В свою очередь, подобный ход может породить получение низкой отметки или вовсе провал на аттестации.

Во-вторых, положительные ассоциации не всегда отражают действительность и способны искажать факты, реальное положение дел. Каждый стереотип – это частное предубеждение, которое требует не просто веры в позитивный настрой и исход, но и проверки. Не стоит слепо верить впечатлениям и слухам, важно тщательно взвешивать все факторы, ситуацию, принимать обоснованное решение и пр. Положительный стереотип – это предположение с акцентом на положительный исход дел.

То есть позитивные установки не всегда оказываются объективными, реалистичными и достоверными. Зачастую они искажают реальное положение дел, придавая ему однобокость: исключительно положительное описание и настрой, отсутствие препятствий и пр. Поэтому в реалиях абитуриент или студент может растеряться при появлении любых преград, получить огромное разочарование ан всю жизнь и пр.

Таким образом, позитивные стереотипы – категория неоднозначная, способная сказываться на деятельности абитуриента или студента как положительно, так и негативно. Поэтому важно не просто верит в положительный исход, но и корректно оценивать ситуацию и принимать основанные решения в любой ситуации, на любом этапе: от поступления, обучения и вплоть до построения профессиональной и научной карьеры.

Самые распространенные положительные стереотипы среди абитуриентов и студентов

Найти позитивные установки и ассоциации можно на любом этапе получения профессионального образования. Ниже мы приведем список наиболее известных и популярных среди учащихся сузов и вузов предубеждений, влияющих на ход освоения выбранной профессии.

Стереотип 1. Абитуриент, имеющий за плечами не ниже среднего проходного балла, с легкостью поступит на бюджет. В данном случае, если поступающий успешно преодолел ЕГЭ и набрал как минимум от 70 баллов, то он полагает, что сможет поступить на бюджет в любой желаемый им университет. Но на самом деле в данном случае важно ориентироваться на условия приема в каждом образовательном вуза и использовать все шансы для благополучного завершения отборочного этапа. Одного ЕГЭ (высоких баллов) может быть недостаточно.

Рассматриваемая установка искажает суть конкурсного отбора и не учитывает специфик требования при образовательных заведениях. Поэтому она с одной стороны мотивирует индивида к подаче документов, выбору престижного или привлекательного, желанного вуза, а с другой стороны – далеко не каждый университет может оказаться по зубам. Ведь в топовых университетах страны по ряду направлений подготовки минимальный проходной балл может начинаться от 80,90 баллов и выше!

Стереотип 2. Высшее образование – залог профессиональной карьеры и высокого дохода. Данный стереотип бытует у 90% абитуриентов и их родителей. Притом многие из них полагают, что без диплома вуза заполучить высокую должность, продвинуться по карьерной лестнице просто невозможно. С одной стороны, этот миф буквально мотивирует и побуждает к поступлению, обучению, развитию, а с другой – явно вводит в заблуждение. Ведь можно выделить ряд профессий, где можно освоить довольно серьезные инструменты, азы, и успешно трудиться, развиваться, продвигаться. Притом высшее образование – не клеймо и не необходимость для профессионального развития и роста. В век современных технологий освоить профессию можно с помощью онлайн-курсов и пр.

Здесь же уместна оценка заявления, что без диплома о высшем образовании нет работы. Работа есть всегда в любой отрасли, а уровень текущей подготовки лишь предопределяет спектр полномочий, возможности по продвижению и пр. Работать можно и с дипломом о среднем профессиональном образовании!

Не стоит приписывать высшему образованию карьерный рост. Он не всегда зависит от диплома вуза.

Стереотип 3. В университете учат преодолевать профессиональные сложности. Абитуриенты и студенты полагают, что в вузе будут обучать не только конкретным умениям, навыкам, но и объективно смотреть на поставленные задачи, не бояться преград и сложностей, умело их преодолевать на основе «сподручных средств». Большинство поступающих и учащихся убеждено, что на основе полученных знаний смогут моментально приступить к работе и решению соответствующих задач.

К сожалению, данное предубеждение работает ровно наполовину. Знания и умения будут получены точно, но в минимальном объеме. Работодатели вынуждены дообучать новичков с помощью стажировки, где они обретают дополнительные представления и учатся грамотно пользоваться располагаемыми ресурсами.

Обучение в вузе позволит получить общие и базовые представления по профилю, постичь азы работы и разбираться в ситуации, информации, «закалит» студента, но решать поступающие задачи и преодолевать преграды он будет по мере профессиональной, эмоциональной и иной зрелости.

Подготовка при университете – лишь база для дальнейшего самосовершенствования и профессионального роста.

Самые распространенные стереотипы абитуриентов и студентов противоположного характера

Позитивные стереотипы

Отрицательные стереотипы

Поступить на бюджет со средней подготовкой легко Учиться на платном отделении легче всего, можно не прилагать усилий
Без вуза невозможно построить профессиональную карьеру Без диплома вуза нет работы
Обучение в университете более качественное и престижное Без высшего образования не получают высокого дохода
В вуз можно поступить в любом возрасте При вузах мало современных направлений подготовки
Активность на занятиях гарантирует автомат на экзамене или зачете Студентов платного отделения не отчисляют из учебного заведения

Стереотип 4. Поступление в вуз более престижно, а образование – более качественное. Данная установка привлекает внимание абитуриентов именно к высшему образованию, очерчивая его положительные стороны и перспективы. Но на самом деле трудиться и получать достойный заработок, чувствовать себя социально и профессионально значимым можно и со средним образованием. Как показывает практика, далеко не всем индивидам необходимо иметь высшее образование для самореализации. Все зависит от личных амбиций, взглядов на жизнь, предпочтений в части работы и пр.

Стереотип 5. Обучение в вузе на платной основе равносильно «халяве». Практически 99% абитуриентов и первокурсников убеждены, что платное образование дается гораздо легче, чем бюджетное. Абитуриенты отмечают низкие проходные баллы и высокие шансы на поступление даже с минимальными значениями в рейтинге. Студенты же убеждены – их не отчислят за неуспеваемость, педагоги не будут придираться или предъявлять жестких требований. Халява, да и только: захотел — посещай пары, не захотел – не посещай. К сожалению, этот стереотип влияет негативно, порождая в учащихся лень, безразличие к качеству подготовки и повышая риск отчисления из-за не соблюдения правил вуза.

В реалиях все обстоит иначе: условия обучения для бюджетников и контрактников одинаковы, требования преподавателей – аналогичные! Поэтому придется учить, зубрить, сдавать зачеты и экзамены и пр.! Халявы ждать не стоит.

Стереотип 6. Поступить в вуз никогда не поздно. Данное убеждение, как никогда верно и актуально. Чтобы быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, важно своевременно пополнять знания и умения! Ограничений при поступлении в вуз фактически нет. Подавать документы могут как вчерашние школьники и выпускник сузов, так и дипломированные и практикующие специалисты с многолетним опытом работы, возраст при этом не имеет значения.

Важно отметить, что поступить сразу после получения аттестата или диплома об образовании легче, так как в голове преобладают свежие и полные знания. Со временем учебная программа забывается, поэтому преодолеть ЕГЭ или вступительные испытания сложнее.

Стереотип 7. Чтобы хорошо учиться, достаточно соблюдать студенческие ритуалы. Многие студенты полагают, что могут привлечь удачу на свою сторону и приложить минимальные усилия для получения диплома и трудоустройства в перспективе. В данном случае учащиеся полагают, что для успешной сдачи зачета или экзамена достаточно «позвать халяву», готовиться можно по минимуму или вовсе не готовиться.

На самом деле данный стереотип работает лишь на психологическом уровне в качестве успокоения. Отказываться от подготовки к аттестации не стоит.

Стереотип 8. Активная работа на занятиях гарантирует сдачу экзамена «автоматом». Большинство студентов мечтает об «автомате» на экзамене. Притом они по слухам от старшекурсников убеждены: чем активнее они на занятиях, тем проще им будет на экзамене, вероятность получения «автомата» выше. Более того, данный стереотип не просо настраивает на позитив, но и способен негативно сказываться на деятельности учащегося: провоцирует более простой подход к учебе, лень в подготовке, пустые надежды на получение положительной отметки и пр.

В любом случае будьте готовы доказать свою состоятельность и подтвердить заслуженную отметку! Если педагог изначально ни слова не говорил об «автоматическом зачете/экзамене», то мечтать о нем, надеяться на него глупо.

Таким образом, позитивные стереотипы заряжают студента на легкую учебу и качественные результаты, одновременно с этим порождая неправдоподобные суждения и представления об образовании.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Как бороться с позитивными стереотипами абитуриентам и студентам?

Позитивный настрой – это, конечно, хорошо. Но порой завышенные или некорректные ожидания способны пустить под откос планы и перспективы. Поэтому, имея при себе положительные впечатления, установки ассоциации. Важно грамотно ими пользоваться.

Во-первых, соотнесите располагаемые ассоциации с реальными фактами, свежей информацией, и постарайтесь определить правдоподобность и реалистичность установок. Полагайтесь только на проверенные и основанные стереотипы!

Во-вторых, тщательно планируйте каждый шаг и учитывайте всевозможные факторы, сценарии. Не стоит полагаться только на предубеждения. Факты – вещь упрямая и точная, а стереотипы – приблизительные, работающие на подсознательном уровне. Программируйте себя ан учебу грамотно, чтобы в будущем не возникало сомнений и проблем.

В-третьих, учитывайте сторонний опыт в реализации стереотипа и лично проверяйте его действие. Только так можно понять корректность и обоснованность, объективность и реалистичность. Согласитесь, что надеяться на проверенные стереотипы безопаснее, нежели следовать слепо по интуиции и вере в позитив.

Таким образом, позитивные стереотипы в жизни абитуриентов и студентов играют немаловажную роль, позволяя зарядиться положительным настроением, мотивацией для повышения продуктивности и результативности в учебе, но в то же время их неосознанное использование способно привести к плачевным итогам и последствиям. Поэтому будьте предельно объективными, внимательными и осторожными при реализации любых учебных и профессиональных действий.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Позитивные стереотипы для абитуриентов и студентов”

  • мне кажется, что при поступлении нужно быть более реалистичным. В данном случае от настроя поступающего мало что зависит. Важны имеющиеся в его запасе баллы, достижения. А вот в процессе учебы – да, позитив и предрассудки могут сыграть важную роль в качестве некоей мотивации, психологической готовности к контакту с педагогом, построение тактики общения и поведения и пр.

    • Здравствуйте, Варвара! Благодарим за ваш отзыв. Позитивные стереотипы – категория неоднозначная, способная сказываться на деятельности абитуриента или студента как положительно, так и негативно. Поэтому важно не просто верит в положительный исход, но и корректно оценивать ситуацию и принимать основанные решения в любой ситуации. При поступлении действительно мало что зависит от настроя, но и впадать в уныние не стоит. Советуем также прочитать данную статью: https://disshelp.ru/blog/postuplenie-v-kolledzh-posle-9-klassa/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *