Когда речь заходит о профессии и карьере, многие абитуриенты вспоминают и сразу же путают две кардинально разных категории: специальность и научная специальность. Одни полагают, что это синонимы, другие же понимают, что это разные понятия, но что они означают – объяснить не могут. Помочь разобраться в терминах, решила наша команда.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое специальность и что она дает?
Когда речь заходит об обучении в колледже или вузе, освоении профессии, то абитуриент невольно сталкивается с таким понятием, как «специальность». Под данным термином понимают комплекс знаний и навыков, получаемый студентом в процессе обучения по конкретной образовательной программе (направлению подготовки).
Если говорить простым языком, то специальность – это набор предметов и различных занятий, форм обучения с целью воспитания специалиста с конкретным набором теоретических и практических достижений, представлений умений.
В переводе с латинского «специальность» означает «вид, род», то есть является общим ракурсом профессиональной деятельности. Но при этом каждая специальность включает в себя массу подвидов. Например, специальность врача (медицинская) разбивается на множество узкоспециализированных программ – кардиолог, терапевт, гинеколог, офтальмолог, отоларинголог и пр. При этом даже узкие направления могут дополнительно делиться: например, хирург – нейрохирург, кардиохирург, офтальмохирург и пр. Специальность педагога классифицируется по научным областям и предметам: дошкольное образование, начальная школа, преподаватель математики и информатики и пр.
Таким образом, специальность представляет собой общее направление в рамках конкретной научной области или отраслевой принадлежности. В данном случае будут присутствовать общие предметы (притом не только базовые или общеразвивающие), но в рамках каждой «подкатегории» будут присутствовать специфические дисциплины.
Освоение специальности означает обретение конкретных профессиональных качеств, позволяющих выпускнику трудиться в определённой отрасли, занимать конкретную должность и развивать собственные возможности и перспективы: карьерный рост, научная карьера, доходный взлет, лидерские качества, авторитет и признание и пр.
Обретение специальности равносильно обретению конкретной квалификации или категории, которая конкретизирует уровень подготовки специалиста и позволяет получить допуск к трудовым будням в определенном сегменте и пр.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод:
- Специальность представляет собой комплекс теоретических, научно-исследовательских и практических подходов по воспитанию квалифицированного специалиста с учетом потребностей отрасли, инноваций и пр.;
- Наличие документально подтверждённой специальности позволяет ее обладателю получить допуск к трудовым будням, выполнению конкретных обязанностей, обретение рабочего статуса, официального (или неофициального) заработка и пр.;
- Дипломированный специалист может не только работать, но и продолжать обучение в рамках освоенной профессии по вышестоящим образовательным ступеням, программам, а затем строить научную карьеру;
- Специальность тесным образом сопрягается и пересекается с похожими и частично смежными категориями: профессия (конкретная узкая деятельность), должность (непосредственно рабочий статус специалиста), карьера (профессиональная, научная и пр.), квалификация (категория, подчеркивая уровень подготовки, качественную характеристику обучения (базовая, профильная, научная и пр.)).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как и где можно освоить специальность?
Специальность – это сугубо профессиональная категория, а значит, доступна может быть только в системе профессионального образования – то есть на базе колледжей и вузов.
Каждая образовательная программа в рамках выбранного вида деятельности может быть подана в разных ракурсах:
- В зависимости от уровня получаемого образования: бакалавриата (минимальный набор профессиональных знаний и навыков, качеств), специалист (углубленное изучение профессии с акцентом на практические навыки), магистратура (изучение узких предметов с акцентом на научно-исследовательскую и проектную деятельность, практику).
- В зависимости от отраслевой или научной принадлежности: педагогическая, медицинская, техническая, гуманитарная, экономическая, психологическая, юридическая и пр.;
- С учетом характера набора предметов и форматов занятий: теоретическая (философская, гуманитарная), физическая (спортивная, силовая, военная и пр.), прикладная (техническая, изобретательная и пр.), творческая, исследовательская и пр.
Освоение специальности предполагает изучение теоретических предметов, выполнение письменных работ и практических заданий (от решения простейших задач до решения кейсов, выполнения проектов и пр.), прохождение практики или стажировки, промежуточной и итоговой аттестации и пр. Притом делается это в очном, заочном или дистанционном режиме.
Несмотря на то, что обрести специальность можно только на базе профессиональных образовательных заведений, сделать это можно разными способами. Одними из современных форматов освоения профессии являются обучение в дистанционном формате, прохождение курсов по переподготовке кадров (доступно только дипломированным специалистам) и пр.
В любом случае при поступлении новичку предстоит пройти вступительные испытания и преодолеть конкурсный отбор.
Таким образом, освоить специальность можно только в специализированных заведениях путем погружения в конкретный набор предметов и практические виды деятельности.
Что такое научная специальность?
Когда студенты или абитуриенты впервые слышат о научной специальности, они невольно воспринимают ее как очередной способ освоения профессии, но на самом деле данная категория имеет иной смысл и предназначение.
Научная специальность – это направление на базе высших заведений по подготовке научных работников, воспитанию исследователей и ученых. Данная ниша доступна только в тех институтах, где действует аспирантура/докторантура или иные виды послевузовской подготовки.
Научная специальность представляет собой комплекс узких теоретических предметов и научно-исследовательскую деятельность в рамках выбранной темы, позволяющих подготовить высококвалифицированных ученых, новаторов, реформистов, способных развивать отрасль и науку, совершенствовать текущие достижения и развивать новые идеи, внедрять их.
Научные специальности также подлежат классификации в зависимости от научной принадлежности или направленности профиля, в рамках которого будет проводиться исследование с дальнейшей его защитой. В рамках каждой науки выделяется общая направленность в виде научной специальности, а затем производится разделение на более мелкие научные сегменты.
Например, общее научное направление – педагогические науки. В рамках данной ниши будут действовать следующие научные специальности и программы: общая педагогика, коррекционная педагогика, теория и методика дошкольного образования, теория и методика профессионального образования и пр. В каждой из указанных научных программ также будет присутствовать своя градация более узких направлений и тем.
Научная специальность не дает претенденту на нее никаких дополнительных квалификаций или допусков к профессиональной деятельности в рамках ранее освоенной профессии (притом традиционная специальность будет совпадать с научной – это обязательное требование), но ее покорение позволяет индивиду обрести новый статус — исследователя, ученого. В свою очередь, данное положение открывает для обладателя новые возможности – проводить научные исследования, развивать инновации и внедрять их, патентовать изобретения и пр. В свою очередь, достижения и открытия способных принести создателю соответствующую репутацию и дополнительный (а порой высокий!) доход, авторитет в соответствующих кругах и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как и где освоить научную специальность?
Научная специальность относится к дополнительной образовательной нише – послевузовское образование, а значит доступна только определённому кругу лиц:
- Дипломированным специалистам, имеющим за плечами подготовку не ниже специалитета или магистратуры;
- Действует строго на базе высших учебных заведений, где доступны программы аспирантуры, докторантуры, адъюнктуры, ординатуры и пр. Притом перечень программ в рамках поствузовского обучения ограничивается возможностями вуза;
- Освоение научной специальности происходит сугубо по личной инициативе и желанию индивида. Данная среда не является обязательной для получения допуска к трудовой деятельности или должности, карьерному росту;
- Миссия научной специальности – подготовить исследователей и реформаторов, инноваторов, способных усовершенствовать отрасль, науку и пр.
Для освоения научной специальности претенденту предстоит пройти непростой путь. Основанный на проведении научного изыскания и развития выбранной им темы, поиска оптимального и инновационного (в одном лице) решения актуальной проблемы. При этом у исследователя будет утвержден индивидуальный план обучения (развития), необходимость прохождения дополнительных аттестаций (например, кандидатский минимум), важная публикационная копилка (размещение наиболее важных результатов и этапов исследования в виде научных статей) и пр.
Таким образом, научная специальность – это кардинально иная ниша, фактически не имеющая существенных сходств с традиционной специальностью. Миссия первой категории – усовершенствовать и углубить познания дипломированного специалиста и помочь ему превратиться в квалифицированного исследователя, ученого.
Специальность & научная специальность: сходства и отличия
Рассматриваемые категории имеют массу сходств и отличий, которые предопределяют возможности выпускников и предназначение каждой из них.
Среди очевидных сходств специальности и научной специальности можно отметить следующие моменты:
- Для освоения любой из ни требуется пройти обучение и выполнить аттестационное исследование в определенных масштабах, согласно намеченным требованиям;
- В рамках каждого вида действует своя градация: общее направление – узкое направление – специальная ниша и пр.;
- Окончание обучения предполагает прохождение итоговой аттестации и защиты аттестационной работы, после которой последует присвоение конкретного уровня: квалификация, категория, ученая степень и пр.;
- Доступны на базе профессиональных заведений, имеющих лицензию на оказание образовательных услуг и аккредитацию;
- В подготовке дипломированных специалистов принимает участие преподавательский состав, состоящий из квалифицированных педагогов, практикующих специалистов, исследователей, научных работников и пр. Подготовка научных кадров предполагает акцент на самообразовании под кураторством опытного ученого консультанта, а предусмотренные занятия при вузе проводятся преимущественно учеными, доцентами и профессорами, ведущими экспертами в рамках научной области и специальности;
- Для получения документа о прохождении становления на базе профессиональной или научной программы, важно получить допуск к итоговой аттестации и защите соответствующего проекта.
К числу существенных отличий между профессиональной специальностью и научной специальностью относят следующие основания:
- Освоение рабочей программы предполагает присуждение выпускнику определенной квалификации, которая будет равносильна допуску к работе в рамках конкретной должности, профессии или ниши. Освоение научной программы же предполагает присуждение выпускнику квалификации «исследователь» или ученой степени/звания, которая позволяет обладателю заниматься научной деятельностью и продолжать научную карьеру;
- Рабочие специальности доступны на базе колледжей и вузов на уровне бакалавриата, специальности и магистратуры; научные профили действуют, начиная от аспирантуры и далее (докторантура, адъюнктура, ординатура и пр.). То есть рядовые специальности действуют в системе профессиональной подготовки, а научные – послевузовской подготовки;
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Освоение специальности при ссузе или вузе предполагает обретение профессиональных и практических качеств, а обучение по научной программе акцентировано сугубо на научно-исследовательском (теоретическом, экспериментальном и пр.) становлении;
- Традиционная специальность предполагает карьерный и доходный рост индивида, а наличие научной специальности – построение академической (научной) карьеры с обретением соответствующей репутации, признания, лидерских качеств и пр.;
- Все письменные и иные проекты на базе традиционного профессионального образования обладают малыми или средними масштабами на уровне организации или небольшой группы лиц, частного плана – дипломная работа, ВКР и т.д. Научные исследования, на базе которых происходит погружение в научную специальность, предполагают проведение экспериментов, опытов глобального масштаба – решение колоссальных и полномасштабных, значимых для науки и отрасли, страны и мира проблем. К данной категории относят монографии, диссертации, научные доклады и авторефераты и пр. Притом для допуска к итоговой аттестации в первом случае потребуется преодолеть ГОСы, а во втором – кандидатский минимум, иметь за плечами необходимый минимум научных публикаций в рецензируемых изданиях и пр.
Таким образом, освоение любой специальности (будь то профессиональной, будь то научной) не обходится без погружения в конкретный набор дисциплин, выполнения различных проектов и исследований. Но в первом случае обучение при ссузе или вузе – необходимость, позволяющая построить карьеру, а во втором – потребность индивида в самореализации, самоутверждении и развитии инноваций.
Если к выбору профессии (профессиональной ниши, специальности) абитуриенты подходят вынужденно (так как этого требует отрасль, работодатель, родители, общество и пр.), то к обретению научной специальности уже состоявшийся дипломант подходит вполне осознанно и заинтересованно. В любом случае чтобы обрести успех, претенденту предстоит преодолеть серьезный путь, выполнить конкретные условия и требования вуза. Облегчить учебную и научную миссию поможет тайм-менеджмент, правильная мотивация и грамотная расстановка приоритетов.
Для покорения любой специальности будьте готовы хорошенько потрудиться, чтобы доказать, что вы достойны присуждения квалификации или соответствующей ученой степени/звания.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Спасибо за хорошую и понятную статью, легкое разъяснение. Получается, что освоить научную специальность можно только при наличии обычной: то есть сначала основная специальность, а потом научная. Градация сохраняется прежней.
скажите пожалуйста, получается специальность – это только на бакалавриате, магистратуре, специалитете, а научная специальность – это только в аспирантуре?
Добрый день, Татьяна! Да, все верно. Специальность действует в рамках профессионального образования, то есть в рамках вами указанных ступеней, а также по новым программам профессионалитета. Научная специальность – это поствузовское образование. Она свойственная аспирантам и докторантам.