Одним из важнейших этапов и требований в отношении каждого индивида и специалиста является возможности карьерного роста. Но здесь следует учитывать, что карьера может быть разной. Под карьерой целесообразно понимать не просто какое-либо повышение или продвижение, а совершенствование индивида в определенном русле с возможностью применения освоенных новшеств на практике. Сегодня мы расскажем об особенностях построения студенческой и научной карьеры.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое студенческая карьера?
Студенческая карьера – термин неоднозначный. С одной стороны, под ним понимают развитие индивида на базе профессионального образования, то есть непосредственное становление дипломанта от простого человека с общими представления в определенной нише до квалифицированного специалиста с конкретным набором профессиональных качеств, навыков и знаний. То есть в данном ракурсе студенческая карьера представлена в виде преображения абитуриента в студента, а затем дипломанта.
С другой стороны, под студенческой карьерой понимают определенные успехи студентов колледжей и вузов, которых они добиваются в ходе освоения программы. При этом обретенные достижения и заслуги позволяют привлечь внимание работодателей или практиков, открыть для них новые возможности: устроиться в штат компании и совмещать работу и учебу, участвовать в дополнительных мероприятиях и пополнять портфолио и пр.
Таким образом, студенческую карьеру можно охарактеризовать со следующих ракурсов:
- Прохождение трех стадий по подготовке дипломированного специалиста с минимумом или определенной базой профессиональных навыков и качеств: абитуриент – студент – выпускник (дипломант);
- Совмещение обучения при колледже или вузе с работой: параллельное восхождение на «трудовой олимп» с возможностями карьерного роста при наличии достижений и заслуг на месте учебы/работы;
- Этапы профессионального становления: практика – стажировка – трудоустройство.
Схема студенческой карьеры: от бакалавра до магистра или от практиканта/стажера до штатного/внештатного сотрудника организации
Самая банальная схема превращения абитуриента в студента и дипломированного специалиста предполагает обучение в рамках конкретной образовательной ступени. Освоение образовательной программы на каждом уровне предполагает изучение определенного набора дисциплин, выполнение всевозможных письменных и устных заданий, прохождение практики и аттестации. При этом в любом случае завершение обучения предполагает обязательное прохождение итоговой аттестации в виде государственных экзаменов и защиты дипломной работы.
Самое простое превращение типичного обывателя или рядового человека в квалифицированного специалиста с минимальными или основными знаниями и навыками проходит в рамках обучения по программам бакалавриата, которые практикуются на базе колледжей и вузов. В данном случае учащийся обретает основные компетенции и по окончании обучения, после получения диплома бакалавра может трудиться рядовым сотрудником. В данном случае вероятность карьерного роста минимальна, ведь полученных знаний будет недостаточно для обретения руководящих постов.
Обратите внимание, что бакалаврам трудно совмещать учебу и работу. Во-первых, устроиться по специальности не всегда возможно из-за отсутствия необходимых знаний и навыков. Во-вторых, по новым правилам бакалавры смогут впервые осваивать профессию только очно, поэтому основное время будет уходить на посещение занятий и подготовку к ним.
Чтобы иметь возможности продвижения по карьерной лестнице, следует поступать в магистратуру (притом неважно: очную или заочную). В данном случае студент будет осваивать узкие профессиональные горизонты и компетенции, получит азы проведения исследовательской деятельности и более утонченные компетенции. Магистерское образование открывает перед дипломантом новые возможности: карьерный рост, доходный рост, авторитет и признание, репутация, власть (в определенных масштабах и объемах согласно имеющейся профессии) и т.д.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Еще одной ступенью позволяющей добиться профессионального признания и роста выступает специалитет. Это «золотая середина» между бакалавриатом и магистратурой, где происходит подготовка дипломанта, обладающего общими и частично узкими компетенциями, благодаря чему выпускники имеют шансы на трудоустройство в солидную организацию и возможности карьерного роста.
Обратите внимание, что студенческая карьера, как профессиональное развитие и перспективы, предполагает:
- Полное обучение в рамках выбранного профиля и получение диплома об образовании;
- Бакалавры могут работать в качестве рядового сотрудника, выполняя непосредственные задачи от руководства, а также направиться в магистратуру;
- Выпускники специалитета и магистратуры могут рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице и/или продолжить повышение качества и уровня подготовки на базе аспирантуры, то есть приступить к научной карьере.
Студенческая карьера в качестве специалиста может начаться в период обучения. На начальной стадии она представлена в виде прохождения практики на базе профильной организации, а затем в виде совмещения учебы и работы. В данном случае рассчитывать на карьерный рост не приходится, но зато учащийся параллельно постигает теорию и пользуется ею на практике, работе.
Если студент-практикант сумеет проявить и показать себя во время практики с положительной стороны, то у него есть все шансы на трудоустройство в штат компании с дальнейшим переходом на постоянное место работы (по мере получения диплома).
Также студент вуза может принимать участие в различных программах академической мобильности, иностранной или иной стажировке. В данном случае шансы на трудоустройство также возрастают, а параллельно с этим у учащегося появляются уникальные знания и опыт, репутация и пр.
Таким образом, студенческая карьера завязана на превращении типичного индивида с общими представлениями в квалифицированного специалиста, а в зависимости от уровня полученного образования будут очерчены границы и возможности карьерного роста. В данном случае человек проходит следующие основные стадии: абитуриент – студент – дипломант (выпускник) – работник.
Также студенческую карьеру можно приставить в виде связки «учеба – практика-стажировка-работа». В этом сценарии статус индивида будет зависеть от вида практической деятельности: практикант/стажер – сотрудник организации.
Во время прохождения практики или стажировки человек получает новые и совершенствует имеющиеся знания и представления по работе, но в любом случае для карьерного роста потребуется профильное образование.
Проектирование студенческой карьеры начинается с тотальных целей: получить образование – устроиться на работу или продолжить обучение при вузе. Но зачастую начало студенческой карьеры происходит спонтанно на фоне личной инициативы и желания учащегося стать менее зависимым от родителей, поэтому он стремится совмещать работу и учебу (притом работа не всегда связана с осваиваемой специальностью).
Построение студенческой карьеры является обязательным условием для трудоустройства в надежную компанию на конкретную должность. Без профессионального образования достойно зарабатывать удается единицам, а продвигаться по карьерной лестнице и вовсе невозможно.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как построить студенческую карьеру?
Студенческая карьера со стороны обучения представляет собой постепенное погружение в профессию и постижение ключевых аспектов в рамках конкретной программы, ниши или ступени. Поэтому в данном случае следует придерживаться классической схемы: правильный выбор профессии, корректный выбор учебного заведения и подходящей программы, ответственный подход к учебе.
Чтобы в перспективе иметь шансы на карьерный рост, рекомендуется освоить как минимум программу специалитета или продолжить обучение в магистратуре.
Для получения рекомендаций, достойного резюме, портфолио, студенту также следует иметь определенные заслуги и достижения. Для этого необходимо проявлять активность и инициативность: принимать участие в различных тренингах, мастер-классах по профилю, получать дополнительное образование, проходить стажировки и практику на базе компаний, заниматься научной деятельностью и иными вариантами (волонтерство и пр.).
Строить студенческую карьеру необходимо с умом, тщательно планируя время и дела, ответственно подходя к каждому заданию и поручению, изучению темы и пр. Облегчить данную участь помогут принципы тайм-менеджмента и грамотная мотивация.
При построении студенческой карьеры важно правильно расставить приоритеты: для бакалавров на первый план должно выйти освоение профильной программы и обретение профессиональных навыков и качеств (то есть акцент на обучение), а затем уже работа и прочие виды деятельности.
Понятие научной карьеры
Научная карьера представляет собой продолжение профессионального становления и развития дипломированного специалиста с целью углубления его знаний и навыков. В данном случае индивид обретает навыки исследовательской деятельности, которая содействует развитию научного, технического и иного прогресса, поиску инновационных путей для решения насущных и актуальных проблем.
Научная карьера начинается с магистратуры, затем продолжается на базе аспирантуры или докторантуры, а также может быть реализована в рамках соискательства ученой степени. Но в данном случае обязательным требованиям к претенденту выступает наличие профильного образования:
- Для поступления в магистратуру – не ниже бакалавриата или специалитета;
- Для подачи документов в аспирантуру– не ниже специалитета и магистратуры;
- Для превращения в «доктора наук» — не ниже аспирантуры и обязательно наличие присужденной учёной степени «кандидат наук».
На каждой ступени научного обучения происходит погружение в конкретную тему, решение определенной проблемы, притом масштабы исследования становятся все шире и больше, погружение – глубже и основательнее, характер НИР переходит от теоретического русла к экспериментальному.
Научная карьера представляет собой дополнительное образование с акцентом на проведение научных исследований. Теоретическое и практическое погружение в тему, проверку существующих теорий и методов, а также поиск возможностей по их совершенствованию и разработке/внедрению инноваций. В данном случае без наличия определенной базы и оконченного образования не обойтись, в противном случае произвести более глубокое погружение в тему не удастся.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы научной карьеры
Научная карьера строится в строгой последовательности, но при этом у претендента есть ряд вариаций по ее успешному покорению.
Постижение каждой последующей научной ступени возможно только при наличии предшествующей (то есть по принципу матрешки):
- Магистр должен иметь бакалаврское или «специалитетное» образование за плечами;
- Аспирант – магистерское или «специалитетное» образование;
- Докторант – степень кандидата наук.
Притом постижение указанных научных пьедесталов возможно в различных форматах: очно или заочно, на бюджете или платно. Но нарушить описанную выше последовательность невозможно.
Покорение аспирантуры возможно посредством поступления на данную нишу или с помощью соискательства. Обретение ученой степени производится только после защиты кандидатской или докторской диссертации.
Научная карьера может быть представлена в виде следующей градации статусов:
- Дипломант-абитуриент, то есть индивид, поступающий на следующую образовательную ступень для пополнения профессиональной и исследовательской копилки новыми знаниями и навыками. В данном случае им может быть дипломированный бакалавр или специалист;
- Магистр. Здесь научная карьера будет строиться на выполнении магистерской диссертации.
- Аспирант или соискатель степени кандидат наук. Обязательны условием для поступления или соискательства является наличие оконченного магистерского образования (диплома). Притом для покорения данной ниши придется учесть дополнительные условия: индивидуальный график обучения, подготовку научных статей по теме кандидатской диссертации, прохождение кандидатского минимума и пр.
- Докторант или соискатель степени «доктор наук». Обрести данную квалификацию посильно только действующему исследователю с кандидатской степенью. Ему предстоит подготовить научные статьи, провести исследование и оформить его в виде соответствующей диссертации ил монографии. Присуждение очередной степени возможно только после защиты научной работы.
- Получение научного звания «доцент» или «профессор». Данная ступень покоряется на фоне прикрепления к вузу и выполнения дополнительных научных работ, новых исследований, но при условии работы в научной организации в качестве педагога, консультанта по выполнению научных работ и пр. Наличие преподавательского стажа, опыта в консультировании при выполнении научных работ, а также ученых степеней обязательно.
Таким образом, научная карьера строится строго в определенной последовательности и с обязательным выполнением исследований, их защиты.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Специфика построения студенческой и научной карьеры
В целом, карьера независимо от ее вида предполагает определенный рост индивида: профессиональный (знания и навыки), карьерный (продвижение по должности), доходный (рост заработной платы, доходов, прибыли), статусный (авторитет, репутация, лидерство и пр.) и т.д. Но в любом случае получать новый статус без обучения невозможно.
Студенческая карьера может быть построена разными способами:
- Начальное профессиональное образование (бакалавр) можно получить на базе колледжей и вузов, а квалификацию специалиста – только на базе вузов;
- Сменить профессию можно с помощью перепоступления или путем прохождения курсов по переподготовке, с помощью онлайн-обучения и пр.
- Освоение каждой последующей ступени образования возможно только при наличии предыдущей, то есть только после защиты дипломной работы и обретения соответствующей квалификации, документа об образовании;
- Возможно совмещение работы и учебы;
- Карьерный и доходный рост возможен только при наличии профессионального образования, то есть успешного построения студенческой карьеры.
Научная карьера же проходит в более жестких условиях:
- Доступна сугубо на базе вузов и научных организаций;
- Требует теоретического и научного погружения в тему исследования: проведение экспериментов, опытов, наблюдений, анализа ситуации, работы со специфическими источниками информации, стремление к инновациям, оптимизации и совершенствованию процессов и пр.;
- Предусматривает четкую градацию: магистр – аспирант (кандидат наук) – докторант – доцент – профессор. При этом построение научной карьеры производится сугубо по личной инициативе индивида.
- Наличие ученых степеней влияет на карьерный рост сугубо в педагогической и научной среде.
В целом можно отметить, что студенческая карьера ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов-практиков, пригодных для непосредственной работы в отрасли и карьерного роста, а научная карьера совершенствует базовые качества и позволяет дипломантам добиваться успехов в профессиональном поле – выполнять исследования и внедрять инновации, получать признание со стороны окружения, частично повышения по должности.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Наконец-то хоть здесь выделили эти категории в отдельные русла. Студенческая карьера – это преобразование студента в специалиста, в научная – превращение специалиста в исследователя. Притом научная карьера в целом не относится в системе профессионального образования и не дает профессии! она лишь утончает знания и навыки, сужает их до конкретной науки, темы, проблематики и пр. Спасибо автору, что сумел это выделить и просто донести!