Разработка практико-ориентированных образовательных программ

Замечали ли Вы, что в колледжах и вузах действуют различные направления подготовки, притом все они отличаются между собой не только наименованием и содержанием, но и характером. В зависимости от характера можно выделить фундаментальные (теоретические) специальности, научно-исследовательские профили, а также практико-ориентированное обучение. Сегодня речь пойдет о последней разновидности обучения на базе профессионального образования.

РАЗРАБОТКА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Замечали ли Вы, что в колледжах и вузах действуют различные направления подготовки, притом все они отличаются между собой не только наименованием и содержанием, но и характером. В зависимости от характера можно выделить фундаментальные (теоретические) специальности, научно-исследовательские профили, а также практико-ориентированное обучение. Сегодня речь пойдет о последней разновидности обучения на базе профессионального образования.

Что такое практико-ориентированные образовательные программы?

На сегодняшний день обучение в колледжах и вузах обрело новые требования, особенности, ориентир. Работодатели желают и стремятся принимать в свой штат не просто дипломированных специалистов, вчерашних выпускников, а полностью подготовленных к трудовым будням экспертов, готовых приступить к выполнению своих прямых обязанностей без замедления и дополнительного обучения. Удовлетворение данного желания возможно с помощью реализации практико-ориентированных образовательных программ.

Под данной категорий понимают такие направления подготовки, которые помогают студенту не только получать и усваивать теоретический багаж знаний в рамках выбранной им профессии, но и пользоваться им на практике, то есть оттачивать свое профессиональное мастерство параллельно или по мере постижения теории. То есть этот вид обучения предполагает обретение первичного опыта в рамках осваиваемой специальности.

Особенности практико-ориентированных программ
Особенности практико-ориентированных программ

Практико-ориентированные образовательные программы действуют в рамках всех ступеней подготовки дипломированных специалистов действуют только в рамках бакалавриата и специалитета. Магистратура уже считается нишей по подготовке научно-исследовательских кадров, начинающих исследователей.

Нередко для конкретизации характера обучения в рамках выделенных специализаций перед ступенью образования или наименованием профиля указывают слово «прикладной». Например, прикладной бакалавриат и пр. Данная категория отмечает акцент на характере и особенностях образовательной программы, методах обучения студентов и пр.

Среди ключевых функций прикладных направлений подготовки при колледжах и вузах можно отметить:

  • Всестороннее развитие индивида в рамках выбранной им профессии: изучение теоретических основ, а также одновременное или параллельное постепенное развитие соответствующих базовых навыков работы;
  • Оперативное удовлетворение потребностей рынка труда или частного заказчика (предприятия-партнера, партнера по целевому обучению, государства и пр.) и подготовка универсальных специалистов, которые по окончании обучения могут незамедлительно приступить к выполнению своих профессиональных обязанностей;
  • Развитие междисциплинарного подхода к подготовке специалиста, расширение границ профессиональных компетенций и возможностей выпускника;
  • Преемственность. Предполагающая привлечение к учебному процессу не только педагогов-теоретиков и исследователей, но и практикующих специалистов, которые могут поделиться со студентами личным опытом;
  • Взаимосвязанность и комплексность, которая проявляется в том, что обучение студентов происходит как на территории учебного заведения, так и за его пределами: на территории базы практики, на территории предприятия-партнера или заказчика и пр.

Таким образом, практико-ориентированные направления подготовки при колледжах и вузах ориентированы на прикладное развитие студентов и формирование у них определенного набора компетенций, умений, свойственных выбранной отрасли, профессии. При этом погружение в специальность происходит на двух уровнях: теоретическое и прикладное. Притом данная комбинация неминуема и обязательна для каждого учащегося, дабы без владения теоретическим аппаратом невозможно постичь соответствующие рабочие азы.

Особенности и база практико-ориентированных образовательных программ

Образовательные программы прикладного плана имеют массу специфических черт подчеркивающих их оригинальность и важность в современном мире и системе обучения. В числе явных признаков практических профилей в колледжах и вузах можно отметить:

  • Педагог превращается из «авторитетного диктатора» в партнера студента, который помогает ему в осознании и освоении соответствующих правил, их применении в профессиональной и повседневной жизни;
  • В рамках программы обучения в обязательном порядке будет присутствовать практический блок, притом формат и способ его реализации может быть любым: от банальной практики, лабораторных работ и НИР до стажировки, реализации программ академической мобильности (в качестве обязательной составной части программы по подготовке дипломированного специалиста) и пр.;
  • Наличие самостоятельной работы студента для саморазвития в профессиональном плане. Закрепления пройденного материала и оттачивания обретенные ранее навыков, доведения их до автоматизма и совершенства;
  • Практико-ориентированные программы нацелены на развитие практических навыков, от есть имеют конкретную систему конечных результатов и показателей качества подготовки дипломанта, набор компетенций, учитывающий потребности реалий, работодателей, достижений НТП и пр. То есть миссия данных подходов состоит именно в формировании квалификации выпускника;
  • Актуальность знаний и навыков. Все практико-ориентированные направления подготовки базируются сугубо на современных подходах и методиках, соответствующих требованиям и ожиданиям рынка труда. Более того, они нацелены на проблемный конус, то есть получаемые знания позволяют выпускникам успешно решать текущие отраслевые и профессиональные задачи, проблемы;
  • Максимальное вовлечение студентов в учебный процесс посредством поручения специфических заданий, проектной деятельности, а также саморазвития. Практическая деятельность в любом проявлении мотивирует учащихся и позволяет привить максимум полезной информации лучше и быстрее ее усвоить. Здесь же можно отметить возможности по сокращению периода подготовки дипломанта (при грамотном и корректном планировании учебного процесса, его содержания и пр.).

Применение практико-ориентированных программ полагается на три основных принципа. Первый – самостоятельность, которая предполагает организацию учебного процесса с акцентом на самостоятельную работу студента: теоретическую исследовательскую проектную, практическую. То есть на каждом этапе становления дипломанта важно присутствие самостоятельного блока: изучение тем, решение задач, практика и пр.

Принципы формирования практико-ориентированных программ
Принципы формирования практико-ориентированных программ

Второй постулат, лежащий в основе практико-ориентированного обучения в колледже или вузе – принцип свободы. Данный канон полагается на то, что учащимся будет предоставляться выбор в процессе обучения: выбор тем для исследований, выбор дисциплин в рамках вариативной части программы, выбор научного руководителя, выбор проблемы по заявленной или утвержденной теме, выбор места практики. То есть практико-ориентированная подготовка в системе профессионального образования позволяет студенту самому определять, что учит, как учить, где совершенствоваться, на какие подходы и методы опираться и пр.

Третий канон – сотрудничество, которое базируется на дружеском общении педагога и учащихся, развитии коммуникационных навыков между студентами, командную работу и пр. То есть реализация этого правила предполагает равноправие всех участников учебного процесса и развитие доверительных, дружеских отношений независимо от роли, статуса и пр., при этом субординацию, культуру и этику общения никто не отменял.

В основе практико-ориентированных образовательных программ лежит сочетание двух критериев:

  • Классические требования ФГОС (требования государства), устанавливающие общую траекторию развития студентов, минимальный набор знаний и компетенций, которые должен постичь учащихся по мере завершения курса или программы в целом. То есть данный нормативный акт определяет ключевые, обязательные параметры обучения в рамках конкретного уровня образования, специальности, характера программы обучения и пр.;
  • Требования рынка труда или работодателя. Соблюдение данных параметров предполагает разработку тем и заданий (ФОС и КОС) с уклоном на ожидания и требования рынка труда. Этот подход позволит приблизить качество и уровень полномочий выпускника ссуза или вуза к ожиданиям работодателя, его требованиям, повысив тем самым шансы на трудоустройство, карьерный рост и дальнейшее развитие специалиста в профессиональном и научном плане.

Среди признаков практико-ориентированного обучения также можно выделить следующие черты. Первая – каждое занятие в той ил иной мере будет захватывать практическую часть: разбор примеров, анализ опыта практиков или иных авторитетных экспертов, выполнение практических заданий, самообучение и пр.

Второй признак прикладных траекторий подготовки заключается в приближенности осваиваемой программы и предусмотренных в ее рамках заданий к реальности. В данном случае уместно использование ситуационных задач, методов кейс-стади, «виртуальных» подходов в системе обучения, прохождении практики и пр.

Третья специфическая черта практико-ориентированных образовательных программ проявляется в том, что при проведении практических занятий отсутствует какой-либо шаблон и доминирует оригинальность подачи информации, которая зависит от фантазии и подготовки педагога, специфики изучаемой темы и пр.

Четвертый признак прикладных образовательных программ состоит в том, что данный подход не просто учит студентов понимать теорию, но и осознавать проблемы в рабочем поле, заниматься поиском их решения. То есть в этом сценарии происходит изучение дисциплине не ради предмета, а ради понимания его сути, поиска достойных способов использования полученных знаний с максимальной эффективностью, результативностью и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Подходы к организации и проектированию практико-ориентированных образовательных программ в системе профессионального образования

На практике выделяют 4 ключевых подхода, на основе которых базируется прикладное становление студентов.

Первый подход основывается на включении в образовательную траекторию прохождения практики. Как правило, он предполагает поэтапное погружение в профессиональную реальность с учетом постижения соответствующих зов: учебная, производственная, преддипломная практика и пр. Данный вариант позволяет лично убедиться в состоятельности изученной теории, научиться применять ее в реалиях, отметить для себя условия работы практикующего специалиста и перенять минимальный или посильный для учащегося опыт у куратора с места практики, обрести первый профессиональный опыт и пр.

Как правило, период прохождения практики строго ограничен по времени, а сама программа практики тщательно планируется с учетом особенностей постигаемой профессии, состава образовательной программы и пр. В среднем студенты проходят практику 1 раз в год в течение 2-3 недель.

Второй подход ориентирован на внедрение специальных профессионально-ориентированных подходов в системе обучения, которые позволят сформировать соответствующие компетенции. К данной категории принято относить привлечение к обучению практикующих экспертов, организацию мастер-классов и тренингов, стажировок на базе предприятий-партнеров, привлечение к исследовательской деятельности и пр.

Основа для разработки практико-ориентированных программ
Основа для разработки практико-ориентированных программ

Третий подход нацелен на внедрение специфических, но строго профессионально ориентированных инновационных форм подготовки студентов по профилю. В частности, данный сценарий предполагает подключение к учебному процессу онлайн или мультимедийных возможностей, работу в специально оборудованных помещениях. Например, нередко на юридическом факультете можно встретить имитированный зал суда, где будущие юристы будут оттачивать профессиональное мастерство судьи. Адвоката, секретаря и пр.

Четвертый подход предполагает создание специфических условий для успешной комбинации теоретических занятий и практических с целью всестороннего развития индивида в рамках конкретной отрасли, специальности. Здесь можно проследить принципы дуальной подготовки, но при этом основной акцент в учебном процессе будет отводиться практическим формам занятий: семинары, практикумы, лабораторные работы и исследования, проектная деятельность, исследования и эксперименты и пр.

Выбор наиболее подходящего подхода и сценария по развитию практико-ориентированных образовательных программ зависит от массы факторов:

  • Текущий уровень подготовки учащихся;
  • Материально-техническая база учебного заведения;
  • Подготовка профессорско-преподавательского состава;
  • Отраслевая принадлежность специальности и ее характер, набор дисциплин, подлежащих освоению и соответствующие им знания навыки и пр.;
  • Достижения науки и отрасли в рамках отрасли и профессии, использование инноваций и разработок в учебном процессе, своевременное обновление программ с учетом уровня образования и пр.

Поэтому разработка практико-ориентированной образовательной программы в каждом учебном заведении будет проходить индивидуально.

Этапы разработки практико-ориентированных образовательных программ

Разработка практико-ориентированных образовательных программ

Практико-ориентированные образовательные программы подлежат тщательной проработке, которая включает в себя несколько стадий:

  • Проектирование;
  • Планирование;
  • Утверждение;
  • Внедрение и реализация.

На этапе проектирования разработчик должен определить ключевые моменты будущей траектории становления специалиста. Для этого достаточно ответить на простые вопросы:

  • В какой сфере деятельности или отрасли будет работать сотрудник и какие базовые знания ему необходимы?
  • Какими навыками и умениями должен располагать выпускник и какие дисциплины способны их развить?
  • Как будет организован учебный процесс, из чего он будет состоять (виды занятий и пр.)?

Первый шаг по подготовке практикоориентированным образовательной программы заключается в определении сути направления обучения, основных полномочий и компетенций. Для этого важно иметь не только общие преставления по специальности (чем занимается специалист), но и исследовать рынок труда и определить: какими качествами и навыками должен обладать дипломант п мнению работодателей, какие знания и навыки сейчас актуальны и необходимы и пр.

Традиционная схема разработки практико-ориентированных программ
Традиционная схема разработки практико-ориентированных программ

Практико-ориентированная программа ориентирована на развитие современного и подкованного эксперта, который способе использовать современные и новейшие подходы в решении профессиональных задач и проблем.

Также на этой стадии целесообразно изучить требования ФГОС по отношению к образовательным программам и определить структуру и содержание учебного курса (программы в целом). После изучения государственных стандартов важно определить необходимый минимум знаний и навыков, который позволит воспитать квалифицированного практико-подготовленного специалиста.

Проектирование практико-ориентированной образовательной программы предполагает определение общей траектории развития студента с учетом конкретной отрасли, ожиданий и требований работодателей, а затем грамотное соотнесение соответствующих моментов с действующими регламентами и критериями, заданными со стороны государства.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Второй этап разработки образовательной программы предполагает детализацию ключевых моментов обучения:

  • Набор дисциплин и определение роли каждого из них. Важно, чтобы постижение каждого предмета соотносилось не только с общим развитием студента, но и прививало ему конкретные профессиональные навыки и качества, пригодные в трудовых буднях с учетом специфики отраслевой принадлежности, характера профессии и пр.;
  • Определение соотношения теоретических и прикладных занятий, часов по каждому предмету, списка заданий и пр. То есть разработчик при формировании календарно-тематического плана должен учесть, что практико-ориентированная программа будет основываться преимущественно на практических видах занятий (семинары, практикумы, ситуационные задачи, деловые игры), интерактивных методах обучения, проектной деятельности, а также включать в себя отдельный блок – прохождение практики. На долю теоретических занятий отводится минимум времени, а часть вопросов и вовсе выносится на самоизучение;
  • Разработка списка заданий для закрепления и осознания темы, оттачивания конкретных навыков и развития соответствующих качеств, а также контрольно-оценочных материалов (промежуточная проверка знаний, сессия, итоговая аттестация и пр.).

В рамках планирования практико-ориентированной образовательной программы важно не просто распределить нагрузку на студента с учетом общей продолжительности обучения, семестров, дисциплин и их роли, но и выделить ключевые виды деятельности. В частности, практико-ориентированные направления подготовки основываются именно на прикладных занятиях и мероприятиях: более 40-50% учебного процесса отводится на практические занятия, практикумы, семинары, прохождение практики или стажировку (при том преимущественно в отношении профильного блока дисциплин). Также в составе практико-ориентированных программ не исключена научно-исследовательская деятельность, которая позволит углубить имеющиеся познания и развить интерес к профессиональным проблемам и пр.

При планировании каждого предмета (тематическое планирование занятий) важно выделить перечень обретаемых полномочий, а затем выделить наиболее существенные из них компетенции в предназначении всего курса подготовки специалиста.

Структура практико-ориентированной программы обучения
Структура практико-ориентированной программы обучения

На этапе планирования важно представить соображения относительно траектории по подготовке специалиста и систематизировать их в виде официального документа с классической структурой:

  • Титульный лист с отражением основной информации по специальности: учебное заведение (где планируется внедрение), вид, специальность, разработчик, дата разработки и дата применения и пр.;
  • Оглавление;
  • Паспорт программы, в котором будет предоставлена общая схема практико-ориентированного обучения: цель и задачи обучения, общая продолжительность обучения, соотношение видов занятий, ожидаемые результаты обучения;
  • Содержание образовательной программы, где будут изложены детали подготовки специалиста: общие положения обучения с акцентом на прикладной характер и манеру, общая характеристика специальности и описание полномочий выпускник, учебный план, календарный учебный план, рабочие программы по предметам или тематическое планирование, программа практики или практической подготовки и пр.;
  • Условия реализации программы, где важно констатировать необходимую инфраструктуру и материально-техническую базу для внедрения, уровень подготовки преподавательского состава. Особый акцент делается на условиях проведения практическ4их занятий: место, порядок, общий объем, специфика заданий, продолжительность практики и ее миссия и пр.;
  • Контроль и оценка результатов обучения в рамках практико-ориентированных образовательных программ. В данном случае важно представить критерии оценивания достижений выпускника или студента на каждом этапе становления, подготовить пакеты ФОС и КОС с конкретизацией видов аттестации, проверок и пр.

Обратите внимание, что теоретические аспекты сводятся к минимуму, доминирует в данном случае практика, поэтому она потребует тщательной проработки: объем заданий на занятиях, самоизучение. Прохождение практики, особенности формулировки заданий с учетом современных требований и проблем в отрасли и пр.

Третий этап – утверждение образовательной программы. Перед тем как утвердить намеченную траекторию обучения, важно провести предварительное согласование и обсуждение новой специальности или траектории подготовки специалистов. Чаще всего достаточно собрать заседание администрации вуза и педагогический совет, проанализировать предложение и учесть пожелания или советы всех участников учебного процесса, а также потенциальных работодателей (для которых производится обновление или проработка практико-ориентированной программы). После положительного решения о внедрении нового пути, учесть замечания и рекомендации, внести их в состав программы и приступить к следующему этапу – внедрению.

Данный шаг потребует предварительной подготовки условий для реализации, а затем использования намеченного плана подготовки специалистов практического плана и характера. По результатам каждого этапа или по мере возникновения сложностей на пути по эксплуатации образовательной программы, важно провести анализ и определи пути решения нюансов, необходимость корректировки направления подготовки или текущего учебного плана и пр.

Далее после внедрения практико-ориентированной образовательной программы на каждом этапе ее реализации важно оперативно анализировать результаты обучения и рекомендации работодателей в отношении качества подготовки студентов.

Скорость обновления практико-ориентированных образовательных программ в большей степени зависит от изменения на рынке труда, достижений научно-технического прогресса и требований работодателей, материально-технической базы вуза и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сравнение классических и практико-ориентированных образовательных программ

В таблице ниже приведем сравнительную характеристику традиционного и практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов.

Признак

Классические образовательные программы

Практико-ориентированные образовательные программы

Масштабы и сфера действия Действуют повсеместно на всех уровнях образования Реализуются преимущественно в отношении программ бакалавриата и специалитета или в отношении точных наук и профессий
Разработка траектории обучения

Подлежат тщательному планированию с учетом требований ФГОС и работодателей (рынка труда)

Цель обучения Развитие общих теоретических и научных представлений и компетенций Формирование навыков и умений по использованию теоретического багажа знаний, формирование квалификации специалиста
Предметы Преобладают учебные дисциплины Преобладает междисциплинарный подход и модульная система образования
Акцент обучения Теоретическая и научно-исследовательская подготовка Практическая и научно-исследовательская подготовка
Статус педагога Педагог-авторитет, куратор и наставник Педагог-союзник
Результаты обучения Теоретическая подготовка и общие представления о специальности

Общие знания по профилю

Практическая подготовка и осознание специфики выбранной профессии

Обретение профессиональных компетенций и полномочий, квалификации

Контроль качества подготовки учащихся

Контрольные и самостоятельные работы, защита курсовых работ и отчётов по практике, опрос, зачеты и сессия, ГИА и защита дипломной работы (проекта)

Классическая образовательная программа в большинстве случаев носит сугубо теоретический или научно-исследовательский характер, где учащиеся обретают лишь общие представления и базовые теоретические знания в рамках осваиваемой специальности. На долю практики и прикладных форм занятий отводится минимум времени.

Практико-ориентированные программы же наоборот ориентированы на формирование сугубо трудовых, рабочих компетенций, умений. Достижение данной цели происходит благодаря доминированию практических форм занятий и соответствующих траекторий, включению в учебный процесс различных видов практики и стажировок, привлечению практикующих специалистов, а также взаимодействие с предприятиями-партнерами, развитию целевых и индивидуальных программ обучения с учетом потребностей отрасли и параметров ФГОС.

На сегодняшний день именно практико-ориентированные образовательные программы считаются наиболее ценными и востребованными в системе профессионального образования. Во-первых, работодатели чаще отдают предпочтение именно выпускам прикладных программ и направлений, во-вторых, качество подготовки дипломантов выше, так как новоиспеченным специалистам не требуется проходить дополнительного обучения для выполнения рядовых обязанностей.

Рекомендации по разработке практико-ориентированных образовательных программ

Важно ознакомиться с общими требованиями ФГОС и рекомендациями, потребностями работодателей при формировании прикладных образовательных программ. Такой ход позволит сформировать актуальную и востребованную специальность.

Учитывайте ступень образования и глубину погружения в предметы при разработке учебного плана, не забывая сделать акцент на практике, практических формах занятий, самообразовании и частично НИР.

Проектирование практико-ориентированной образовательной программы должно ориентироваться на ресурсы учебного заведения и его инфраструктуру: материально-техническая база, оснащенность аудиторий, наличие специальных лабораторий, связи с предприятиями-партнерами, связи с иными вузами для организации программ академической мобильности, подготовка профессорско-преподавательского состава и пр.

Учитывайте общие правила формирования официального документа практико-ориентированной программы обучения, соблюдая правила структурирования материала и его оформления.

Если разработка практико-ориентированных образовательных программ вызывает трудности, то можно обратиться за помощью сторонних, но квалифицированных и опытных специалистов.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *