На протяжении последних 3-5 лет физическое количество действующих вузов сократилось практически в 2 раза. Притом в числе весомых оснований «исчезновения» учебного заведения выделяют две первопричины: ликвидация на фоне отзыва образовательной лицензии или реорганизация учебных заведений в форме слияния. Сегодня мы расскажем о последнем виде преобразований, отметив его роль и воздействие именно на сотрудников и студентов вуза.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое слияние высших учебных заведений?
Слияние организаций – термин юридический, означающий совмещение двух или нескольких учреждений в единую структуру с едиными правилами, требованиями, условиями и пр.
Слияние вузов представляет собой уникальную процедуру по объединению соответствующих учреждений. В ходе данного мероприятия создается новая или обновленная структура учебного заведения, а «присоединяемое» заведение исчезает в своем первозданном виде. Новоиспеченный учебный центр может сохранить наименование основного или доминирующего вуза, к которому происходило «приращивание» или же обрести кардинально новое (чаще всего комбинированное, подчеркивающее уникальность или «совместимость») наименование.
Слияние вузов нацелено не на сокращение числа учебных заведений в системе профессионального образования, ужесточение конкурсного отбора. Данная мера реализуется для повышения качества образования и конкурентоспособности образовательного учреждения, наращивания мощи вуза и повышение уровня подготовки выпускников.
Слияние университетов считается успешным в следующих случаях:
- Объединению подвергались небольшие вузы. В данном случае выгодным и более привлекательным считается сращивание одного доминирующего вуза с более слабыми конкурентами, несколько самостоятельных небольших институтов и пр.;
- Объединение вузов с совпадающими направлениями подготовки, но различными материальным азами и инфраструктурой. В данном случае эффективность налицо: наращивание материально-технического фундамента новоиспеченного заведение. Усиление преподавательского состава, совмещение или «перестройка» образовательных программ (оперативная актуализация), расширение или совмещение традиций и пр.;
- Объединение университетов с разными направлениями позволяют сделать новый учебный центр более разносторонним, расширив ассортимент направлений подготовки, научных исследований , обновить и расширить профессорско-преподавательский состав и пр.;
- Слияние вузов воспринято педагогами и студентами нейтрально или положительно, конфликтные ситуации минимизированы.
Слияние институтов – это не мера по ликвидации учебных центров. Данный вариант является одним и способов по созданию сильного учебного заведения, перенявшего достоинства всех задействованных в процедуре учреждений.
Таким образом, объединение университетов представляет собой тщательно продуманную траекторию по воссозданию сильного образовательного центра на новых условиях. Результаты подобных сращиваний напрямую сказываются на конкурентоспособности, эффективности, привлекательности и возможностях новообразованного учреждения.
В каких случаях вузы прибегают к слиянию?
Слияние – процедура добровольно-принудительная. К ее реализации администрация вуза приходит после тщательного самоанализа деятельности и основных статистических показателей, оценки перспектив дальнейшего развития. Нередко причинами слияния становятся следующие основания:
- Расширение материально-технической базы. В данном случае чаще всего используют форму поглощения или обоюдного слияния;
- Расширение источников финансирования;
- Пополнение ассортимента направлений подготовки и уровня образования;
- Обновление преподавательского состава;
- Оптимизация и совершенствование образовательных программ;
- Наращивание числа студентов и статистических показателей;
- Повышение конкурентоспособности новоиспеченного образовательного центра на фоне перенятия лучших показателей, традиций и механизмов от каждого учебного заведения или снижение уровня конкуренции на рынке образовательных услуг;
- Повышение репутации и привлекательности в глазах абитуриентов посредством наращивания возможностей освоения профессии в новосозданном учреждении.
Слияние университетов – мера добровольная, к которой чаще всего приходят после долгих переговоров и дискуссий. Данный механизм позволяет сохранить деятельность учебного заведения, а не оставить помещение пустующим на фоне банальной ликвидации.
Условия объединения вузов |
||
Условия слияния |
Действия при слиянии |
Результат слияния |
Важно наличие двух и более участников: один основной вуз, второй — присоединяемые | Анализ перспектив и необходимости слияния учреждений, поиск союзников | Укрупнение вуза путем включения в его состав более слабого союзника или участника или создание новой учебной организации (новый бренд и пр.) |
Важно обоюдное согласие всех сторон | Обсуждение и переговоры относительно слияния с потенциальными участниками сделки | Расширение ассортимента направлений подготовки |
Присутствие доминирующего вуза в сделке позволяет повысить привлекательность и показатели новоиспеченного учреждения | Документальное оформление слияния | Учебный процесс не прерывается на любой стадии слияния. Студенты продолжают осваивать новые направления подготовки |
Расширение финансирования на фоне увеличения вакантных мест, свободных площадей и пр. | ||
Развитие новых направлений деятельности, развитие обновленной инфраструктуры и материально-технической базы | ||
Оптимизация нового состава учреждения: сокращение/наращивание профессорско-преподавательского состава, избрание ректора или преобразование структур, преобразование условий приема и обучения и пр. |
В то же время слияние может стать вынужденной процедурой. В частности, если у руководства одного учебного заведения иных выходов из сложившейся ситуации (на фоне ухудшения статистических, финансовых, качественных показателей) кроме ликвидации нет, то в этом случае в целях сохранения работоспособности сотрудников, инфраструктуры они вынуждены «признать капитуляцию» и войти в состав иного учреждения.
В любом случае слияние высших учебных заведений – мера обоюдная и тщательно спланированная, продуманная, претерпевающая немало бюрократических неурядиц.
Слияние университетов – мера оптимизационная, позволяющая адаптировать современное высшее образование к требованиям рынка труда и реалий, а также повысить качество подготовки дипломантов, усовершенствовать образовательные программы на основе обретенных возможностей и решить существующие проблемы в системе подготовки квалифицированных кадров.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как происходит слияние университетов?
Как мы уже отметили выше, слияние в образовательной среде – это объединение нескольких образовательных заведений в одну полноценную единую и связную структуру, которая в последующем будет действовать в рамках новонамеченной и утвержденной траектории.
Данная процедура – процесс многогранный, реализуемый в рамках специфической траектории. В числе основных этапов преобразовании учебных заведений в единый механизм посредством слияния можно отметить следующие:
Шаг №1. Анализ деятельности организации и определение ее места, роли на рынке труда (региональный, национальный, мировой и пр.). Миссия этого шага – самоанализ и поиск путей для дальнейшего развития или как минимум способа существования. Администрации вуза важно объективно подойти к оценке текущего положения, обратив внимание на динамику существенных показателей, среди которых следует выделить спрос абитуриентов на услуги вуза, анализ ассортимента направлений подготовки, состав и состояние материально-технической базы, качество профессорско-преподавательского состава, результаты обучения (отзывы выпускников и работодателей), последние изменения в образовательной среде и соответствие минимальным требованиям ФГОС/ГОСТ и пр.
Первый шаг позволяет осознать необходимость перемен и выявить потенциальные пути дальнейшего развития: возможности самостоятельного существования или необходимость преобразований (реорганизации, закрытия отдельных направлений или корпусов, слияние и пр.).
Шаг №2. Поиск возможностей по слиянию и переговоры. В данном случае следует найти «партнера». Готового взять под свое крыло ученое заведение или подобрать наиболее приемлемый вариант слияния с любым учреждением с минимальным ущербом для текущего положения (педагогического состава, студентов и пр.). Реализация данного этапа опирается на переговорное дело.
Именно в ходе обсуждения деталей или возможностей слияния стороны могут найти наиболее приемлемый вариант сотрудничества и преобразования. В ходе дискуссии администрация «подреформенных» структур обсуждают насущные детали:
- Условия слияния и судьба студентов, профессорско-преподавательского, административного состава;
- Особенности функционирования после объединения: правила, традиции, условия, ценовые категории, направления подготовки и состав образовательных программ и пр.;
- Возможности использования новой материально-технической базы и пр.;
- Условия перехода и этапы трансформации образовательных программ, правила перехода на новые параметры и пр.;
- Компенсации и иные финансовые вопросы относительно жизнедеятельности учебного заведения и пр.
Основная задача второго этапа при слиянии учебных заведений – найти согласное или подходящее учебное заведение, которое готово «совместить» возможности в обучении студентов и подготовке дипломантов с минимальным ущербом для текущего состава.
Чаще всего сливаются или объединяются вузы-партнеры, которые ранее взаимодействовали и поддерживали друг друга.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Шаг №3. Подготовка документов к слиянию. Обратите внимание, что при слиянии образуется новое учебное заведение, которое может сохранить наименование доминирующего учебного центра (принимающей стороны) или получить новое «имя». Данный шаг активизирует работу юридических служб всех участниц объединения. В рассматриваемом случае обсуждается возможности по переоформлению имущества вузов на новоиспеченное учреждение, правила перехода и пользования инфраструктурой условия работы педагогического состава и варианты оптимизации штата, решается вопрос о судьбе администрации учебного заведения (нового и старых), обсуждаются вопросы относительно направлений подготовки факультетов и подразделений и пр.
Сначала проводится дискуссия, а затем результаты обсуждения подлежат документальному оформлению через соответствующие договора, акты приема-передачи и пр. Притом в случае со слиянием «новообразованное учреждение» обязано получить лицензию на оказание образовательных услуг, пройти аккредитацию, чтобы получить право на набор абитуриентов и обучение текущих студентов (собранных со всех сторон слияния).
Юридическое сопровождение слияния – самый длительный процесс, требующий не просто грамотного формирования соответствующих документов, но и согласования каждого шага, сбора подписей административного аппарата и ответственных лиц и пр. В среднем подготовительная стадия реорганизационного процесса занимает от 1-3 месяцев до 6-12 месяцев, а само слияние документально перетекает в минутное дело – подписание соответствующего соглашения.
Далее после переоформления всех документов и обретения самостоятельного статуса новообразованного учреждения, учебное заведение начинает функционировать в новом режиме: с новообразованным штатом, инфраструктурой, но по сугубо согласованным и утвержденным регламентам.
На чем и ком отражается слияние вузов?
Слияние учебных заведений неоднозначно воспринимается, как непосредственно работниками учреждений, так и студентами, социумом в целом. Каждая из сторон видит свои плюсы и минусы, ощущает перемены и оценивает их.
Объединение университетов в настоящее время – не редкое явление. В первую очередь данная реформа отражается на следующих аспектах:
- Дуализм слияния напрямую отражается на материально-технической базе и инфраструктуре новоиспеченного заведения, обретение возможностей по получению новых источников финансирования образовательной деятельности, развитие новых направлений подготовки или совершенствование текущих образовательных программ с учетом требований каждой из сторон и ФГОС;
- Численные изменения. Многие работники и студенты боятся слияния, так как они чреваты массовыми изменениями состава. В отношении профессорско-преподавательского в большинстве случаев неминуемо сокращение, в отношении студентов отмечается только прирост или отчисление по собственному желанию. В редких случаях происходит отчисление из-за неуспеваемости или несоответствия новым требованиям;
- Структурные изменения. В составе новоиспеченного учреждения находятся все структурные объекты каждого из «слившегося» учреждения, которыми он может распоряжаться самостоятельно: пользоваться лично, сдавать в аренду, продать и пр. В любом случае материально-техническая база и общая инфраструктура заведения становится шире, оснащение, что позволяет развивать новейшие тенденции, специальности, научно-исследовательские направления;
- Административные изменения. Несмотря на объединение нескольких учебных заведений, администрация будет в новом центре в единственном виде и составе. Решение о том, кот займет должность ректора, проректора и пр. принимается путем голосования или путем дискуссии. Все вопросы регулируются в рамках действующего законодательства или путем обсуждения (компромисс) и пр.;
- Новые внутренние правила. Новые регламенты обсуждаются изначально на подготовительной стадии слияния, а затем закрепляются документально при этом разработанные правила вуза, устав, иные регламенты распространяются на всех сотрудников и студентов. Корректировка образовательных программ производится по согласованию сторон и учитывает общие параметры ФГОС. Ход обучения согласуется, но чаще всего остается в прежнем виде или в рамках классического высшего образования.
Нередко при слиянии вузов происходит «перетасовывание» направлений обучения по новообразованным факультетам, намечается смена преподавательского состава (появляются новые педагоги, предметы и пр.).;
- Новая корпоративная этика и культура, традиции. Совмещение нескольких учебных заведений предполагает полное переплетение всех моментов: от учебы до внеурочной деятельности, традиций.
Подобные трансформации могут сподвигнуть новообразованную администрацию к введению новых требований ко внешнему виду, правилам проведения массовых мероприятий, утверждению внутривузовских событий и праздников и пр.;
- Ребрендинг или имидж учебного заведения. Чаще всего остается имидж, бренд наиболее сильного участника слияния или воссоздается новая организация с «нулевым статусом», которая будет презентовать свои услуги, оперируя историей создания (кто слился, успехи прошлых вузов и пр.).;
- И пр.
В целом, слияние вузов – кардинальная реформа, затрагивающая всех участников образовательной среды. Во-первых, на фоне данного мероприятия сокращается общее количество высших учебных заведений (они уменьшаются), а значит происходит усиление позиций новообразованного учреждения и снижение конкуренции. Во-вторых, на студентах данная реорганизация в целом не оказывает существенного воздействия: они продолжают осваивать выбранный профиль, учеба не приостанавливается, может лишь частично сменить акцент (корректировка учебного плана), преподавательский состав, общие правила пребывания в вузе и пр. Преподавательский состав подлежит объединению и оптимизации с учетом количества учащихся, новой нагрузки учреждения и п. Не исключены, как сокращение штата, так и привлечение дополнительных кадров, развитие новых направлений деятельности и пр.
То есть перемены на фоне слияния будут как внутренними, так и внешними, а также носят обязательный и неминуемый характер.
Исходя из всего вышесказанного можно отметить, что слияние образовательных заведений приносит больше пользы, недели вреда. В таблице ниже мы констатируем соответствующие преимущества и недостатки.
Достоинства слияния вузов |
Недостатки слияния вузов |
Обретение финансирования в новых масштабах: на фоне слияния возможности нового учреждения расширяются количество бюджетных мест моет быть увеличено. А значит и соответствующие ассигнования из государственного бюджета | Воссоздание репутации с ноля или повышение авторитета новоиспеченного вуза в данном моменте приходится не просто после слияния слабых или учреждений с отрицательной «энергетикой» к вуза-передовикам или заведениям со среднестатистическим положением. Избавиться от негатива и заслужить доверие – миссия сложная |
Расширение направлений подготовки, совершенствование текущих программ с учетом договоренностей, требований ФГОС и реалий | Модернизация образовательного заведение: перестройка педагогического состава и администрации нового учебного центра.
Среди минусов данного момента можно отметить сокращение штата, «естественный отбор» среди текущего состава. Порой увольнение настигает нежданно и нападает на тех, кто этого момента совсем не ждал |
Развитие инфраструктуры, наращивание материально-технической базы | Несовпадение ожиданий и реальности на фоне слабой информированности: нередко студенты не понимают сути слияния вузов, а педагоги противятся данного мероприятия, не осознавая возможностей и пр. |
Научно-исследовательское развитие образовательного заведения и привлечение к науке студентов, развитие научных баз и лабораторий на фоне расширения инфраструктуры | Временное снижение или ухудшение отдельных показателей вуза на фоне присоединения слабого учреждения |
Оптимизация правил с учетом ранее действовавших канонов, традиций и законодательных основ | |
Повышение привлекательности и конкурентоспособности новоиспеченного вуза в глазах абитуриентов | |
Снижение конкуренции на рынке образовательных услуг | |
Развитие лидерских качеств на фоне присоединения слабых (или более слабых) университетов к лидерам или сильнейшим учреждениям | |
Ликвидация слабых или сомнительных, неустойчивых образовательных заведений | |
Повышение рейтинга в отечественных и международных списках |
Таким образом, достоинств у слияния университетов явно больше, чем недостатков.
Как слияние вузов отражается на абитуриентах и студентах?
Абитуриенты и студенты – две разные категории, но каждый из них так или иначе связан с вузом. Первые – выбирают подходящее для них учреждение с учетом собственных предпочтений, уровня подготовки и потребностей, а вторые – учатся в нем. Поэтому слияние высших учебных заведений так или иначе сказывается на каждом из них.
Объединение институтов напрямую воздействует на поступающих:
- Предлагает более широкий ассортимент образовательных программ и направлений;
- При вузе на фоне объединения расширяется количество вакантов, как бюджетных, так и коммерческих, притом ценовой диапазон остается примерно на прежнем уровне (в районе средних цен от лидирующего или наиболее сильного вуза-участника слияния);
- Обновленный профессорско-преподавательский состав привлекает своим опытом, знаниями и достижениями;
- Усовершенствованная материально-техническая база позволяет развивать новейшие специальности, научные исследования и инновации, соответствовать реалиям и продолжать развивать НТП;
- Обновленные правила приема могут содержать более ужесточенные границы или требования к абитуриентам: повышенный проходной балл, измененный перечень вступительных испытаний, пересмотр объема льготных, квотных и целевых мест и пр.
Абитуриенты редко страдают от слияния вузов, так как им остается лишь грамотно выбрать специальность и надежное образовательное заведение, способное предоставить качественные услуги по подготовке дипломантов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Объединение вузов напрямую сказывается на студентах реорганизуемых учреждений, но при этом все риски для них минимизированы. Нередко студентов пугает слияние образовательных заведений. Но если учесть, что чаще всего более сильный образовательный центр принимает под свое крыло слабого представителя, то можно отметить следующие преимущества для учащихся:
- Учебный процесс не останавливается, он реализуется на беспрерывной основе. То есть студент не утрачивает свой социальный и учебный статус ни на секунду;
- Образовательная программа не подвергается серьёзным коррективам. На фоне слияния она может быть обновлена, но «стержень». Наклон останется прежним;
- Расширение внутривузовской инфраструктуры позволит расширить спектр научно-исследовательской активности и деятельности, внеурочных видов занятий и дополнительных секций;
- Тип диплома (документа об образовании) останется изначальным: если специальность аккредитована, то выпускник получит диплом государственного образца. Притом если в перспективе ликвидируется «слабый» вуз с сомнительной репутацией, то у выпускника есть все шансы и получить диплом с «новым логотипом», от новообразованного учреждения с более высокой репутацией;
- Формат обучения не меняется. Он остается изначальным;
- Выбранная специальность может быть «переброшена» на новый или иной факультет после слияния, но это влияет лишь на «географию» (место расположения) структурного элемента. При этом миссия и сам ход подготовки специалиста не меняется;
- Стоимость обучения может измениться (как в большую, так и меньшую сторону). Данный момент затронет судьбу студентов платного обучения;
- Требования к студентам, оценке их успеваемости могут измениться;
- И пр.
Обратите внимание, что при слиянии высших учебных заведений никто никого массово не отчисляет. Вузы продолжают предоставлять ученые и социальные гарантии своим подопечным, соблюдая условия договора. Но после формального (документального) проведения объединения студентам предстоит подписать договор об оказании образовательных услуг с новосозданной организацией, ознакомиться с заявленными условиями и правилами. В данном случае отчисление из университета возможно только по собственному желанию. При этом право на восстановление в будущем никто не отнимал.
Не менее важно отметить, что процедура слияния не снимает со студентов всех участников процесса обязанности по обучению: посещение занятий, выполнение домашнего задания и письменных работ, прохождение промежуточной или итоговой аттестации. Несмотря на все происходящие перемены, реформы – студент продолжает выполнять свои рядовые полномочия. До завершения сделки абитуриенты поступают в «первоначальный вуз» (до слияния), а после автоматически переходит в состав новообразованного учреждения.
Важно также отметить, что при желании студенты могут перевестись в иное образовательное учреждение по собственному желанию, если сомневаются в том, что им будут предоставлены качественные образовательные услуги.
Таким образом, слияние вузов в наибольшей степени затрагивает жизнь студентов. Но в большинстве случаев учащимися овладевает страх и паника на фоне слабой информированности или некорректного восприятия соответствующих условий и параметров. Абитуриенты больше остаются в плюсе, так как им предстоит изучить новые правила с первых дней и определить, подходят ли они им.
Также следует отметить, что решение о слиянии принимается сугубо между вузами, то есть данный вопрос поднимается на административном уровне. Ни абитуриентов. Ни студентов не спрашивают о целесообразности, необходимости проведения процедуры и их отношения к ней.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
абитуриенты и студенты от слияния ничего не теряют, а порой даже приобретают больше. Например, если студент поступал в типичный вуз со средней репутацией, а он в процессе обучения объединился с более престижным заведением, то плюс налицо. Жалко педагогов, ведь часть из них попадет под сокращение/увольнение. Поэтому именно абитуриентам и студентам слияние в целом ничего плохого не несет предоставляя больше возможностей на фоне объединения ресурсов и пр.
не так страшен зверь, если разобраться. Никогда не понимал паникеров. Студенты в целом не теряют ничего: их никто не отчисляет, они продолжают учиться чаще всего на прежних местах, в прежних помещениях, преподавательский состав может немного смениться. Зато при необходимости они смогут пользоваться оборудованием и лабораториями, материально-технической базой второго вуза (с кем объединились). Так сказать хлеб и кров никто не отбирает. Если не давать повода для отчисления, то вообще ничего не страшно! Лично прошел через подобное, поэтому знаю, о чем говорю.
в целом опасаться нечего, у студентов больше плюсов (спасибо вам – разъяснили в статье), абитуриентам по идее все равно – они еще не поступили, только собираются. Важно только (особенно студентам) внимательно изучить правила вуза после слияния и учесть изменения, а абитуриентам – ознакомиться с правилами приема нового «образования».
Здравсвуйте, Павел! Мы рады, что данная статья оказалась для вас полезной.