Учимся выполнять аналитический раздел для ВКР по социологическим направлениям подготовки

Ни одно социологическое исследование, курсовая, дипломная или научно-исследовательская работа не обходится без проведения анализа данных и формирования соответствующего раздела, призванного диагностировать и констатировать актуальную проблему на конкретном примере. Сегодня мы расскажем, что именно исследуют и анализируют социологи, какими приемами и методами анализа чаще всего пользуются, как грамотно оформляют полученные результаты в ВКР по соответствующим профилям.

Учимся выполнять аналитический раздел для ВКР по социологическим направлениям подготовки
Ни одно социологическое исследование, курсовая, дипломная или научно-исследовательская работа не обходится без проведения анализа данных и формирования соответствующего раздела, призванного диагностировать и констатировать актуальную проблему на конкретном примере. Сегодня мы расскажем, что именно исследуют и анализируют социологи, какими приемами и методами анализа чаще всего пользуются, как грамотно оформляют полученные результаты в ВКР по соответствующим профилям.

Особенности формирования аналитической главы курсовой или дипломной работы по социологии

Аналитический раздел ВКР по социологическому профилю представляет собой эмпирическую часть исследования, основанную на реальных данных, отражающих текущее положение дел в рамках исследуемого вопроса или проблемы. Поэтому здесь целесообразно выделить два «подпункта», каждый из которых обладает определенными особенностями в структуре и содержании.

Первая часть аналитической главы посвящается краткому описанию исследуемого явления и информационной базы, послужившей опорой прикладной работы автора. То есть здесь уместно грамотное описание процедуры сбора доказательной базы, подлежащей в перспективе тотальному анализу. Фактически в этом пункте автору курсовой или дипломной работы по социологии предстоит представить программу социологического исследования, с констатацией наиболее существенных моментов: объект исследования (какая проблема подлежит изучению), выборка респондентов (чье мнение будет доминирующим, критерии отбора), методы исследования (опрос, интервью, анкетирование и пр.), масштабы и сроки исследования (сколько человек опрошено, в какие сроки запланировано проведение изыскания), способы обработки данных и критерии оценивания полученных результатов.

Методология выполнения аналитического раздела ВКР по социологии
Методология выполнения аналитического раздела ВКР по социологии

При формировании организационно-методологического раздела курсовой или дипломной работы социолога происходит проектирование мероприятий, разработка своего рода инструкции по сбору и обработке данных в рамках утвержденной темы, подготовка к реальным действиям.

Казалось бы, где здесь анализ? Аналитическая работа в ходе проектирования и планирования социологического исследования заключается в следующем: грамотная подборка респондентов (чье мнение будет учтено, сколько человек достаточно опросить для получения корректного результата, как оценивать результаты), выбор оптимального способа сбора информации (анкетирование онлайн или смс-тест, опрос, рассылка, фокус-группа), какие вопросы следует задавать респондентам (как сформулировать вопрос просто и понятно, сколько вопросов поможет получить более точный и развернутый ответ и пр.).

Также на данном этапе выполнения научно-исследовательской работы по социологии предстоит конкретизировать вид социологического исследования: пилотажное, описательное, аналитическое и пр. Но в любом случае без проектирования и анализа не обойтись.

Второй частью практического раздела курсовой работы или ВКР по социологии выступает непосредственно аналитический раздел, где уже по результатам прикладных действий автора происходит обработка полученных результатов:

  • сортировка и обработка собранных первоисточников: ответов респондентов, их классификация по признакам и пр.;
  • анализ данных: определение доминирующего мнения и позиции респондентов, констатация по сегментам и долям (сколько % человек считает аналогично и пр.), сравнение текущих результатов с данными актуальных ранее проведенных изысканий и определение тенденций (как изменилась позиция респондентов и ситуация в исследуемом сегменте в целом), соотнесение полученных результатов с утвержденной оценочной шкалой и пр.
  • подведение итогов по результатам проведения социологического исследования с констатацией данных, закономерностей и пр.

Результаты аналитической главы должны подчеркнуть актуальность и значимость проблемы, ее потенциальные решения, состоятельность гипотезы автора. Поэтому важно получить аргументированные и обоснованные выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Основные этапы аналитической работы при выполнении дипломной работы по социологии

Проведение анализа предполагает, что автор ВКР уже собрал необходимую информационную базу, то есть реализовал социологическое исследование. Теперь ему предстоит грамотно систематизировать полученные материалы, проанализировать их (то есть определить тенденции) и сформулировать четкие и корректные выводы.

Как проводить анализ в курсовой или дипломной работе по социологии?
Как проводить анализ в курсовой или дипломной работе по социологии?

Первый этап – сортировка собранных данных согласно утвержденным критериям. В рамках этого шага исследователю предстоит внимательно изучить все опросные листы или полученные ответы, классифицировать их по схожему признаку. Как правило, здесь распределение материалов происходит по одному сходству – совпадение мнения (за, против, нейтралитет и пр.). Если изысканием учитывало возрастной ценз, то важно сначала распределить материалы с учетом возраста опрошенных лиц, а затем углубляться в детали – непосредственно ответ и совпадение ответов.

Второй этап – математическая обработка полученных результатов. В рамках этой стадии автору социологического НИР необходимо установить общее количество опрошенных респондентов, а затем определить количество «совпадающих» ответов в рамках полученной классификации. Второй этап аналитической части дипломной работы по социологии предполагает перевод качественной информации в количественный вид. Для этого достаточно ответить на вопрос: сколько человек так считает?

Также на данной стадии целесообразен перевод числовой информации в процентный вид, то есть определение соотношения мнений: сколько процентов опрошенных индивидов считает одинаково? Для этого придется потрудиться и установить общее количество респондентов (то есть 100%), а затем рассчитать пропорции с учетом полученных числовых данных (сколько ответов и какой доле соответствует).

Третий этап – подведение итогов, формулировка окончательных выводов. Это завершающая стадия всего второго раздела социологического дипломного проекта, где автору предстоит конкретизировать явные тенденции и полученные результаты. Чаще всего акцент делается на доминирующем мнении (как считает большинство) с указанием первопричин. Также уместно отражение общих тенденций (то есть мнения респондентов в процентном соотношении). Особое внимание следует уделить определению тенденций: как изменилось отношение участников опроса к проблеме (сравнение с результатами НИР прошлых лет), как преобразилась непосредственно исследуемая проблема с течением времени и принимаемыми решениями и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Аналитический раздел ВКР по социологии предполагает, что студент не просто проанализирует общее положение дел в рамках утвержденной темы, но и сможет констатировать отдельные нюансы:

  • Как изменилась проблема в динамике?
  • Что изменилось в отношении респондентов по отношению к проблеме?
  • Как распределились ответы с учетом оценочной шкалы, о чем они свидетельствуют с научной точки зрения?
  • Степень эффективности ранее предпринятых мер по решению проблемы?
  • Каким видят решение проблемной зоны респонденты?
  • Чем довольны и недовольны анкетированные лица (как они относятся и как оценивают ранее предпринятые попытки по решению провоцирующего фактора, эффективность результатов и пр.);
  • Какие пути решения очевидны или возможны с учетом прошлого опыта?

Важно получить ответы на все намеченные вопросы и констатировать конкретные тенденции и изменения. В противном случае аналитическая деятельность автора будет бессмысленна и неполноценна.

Самые распространенные приемы, используемые при выполнении аналитического раздела дипломной работы по социологии

Мы не будем затрагивать проекционную (методологическую) часть второй главы социологической НИР. Опишем лишь самые востребованные инструменты, пригодные в анализе собранных первоисточников.

Основные этапы метода "Анализа документов" в социологии
Основные этапы метода «Анализа документов» в социологии

Аналитическая работа в социологической ВКР предполагает использование общенаучных методов, а также узкоспециализированных приемов. В числе наиболее популярных и распространенных схем обработки и констатации тенденций выделяют:

  • Методы математической обработки и моделирования. Здесь автору предстоит грамотно перевести качественную информацию в количественный вид, организовать и провести статистический анализ для определения характера изменений: сколько человек считает аналогично, динамика результатов и пр.;
  • Сравнение и сопоставление. Сравнивать целесообразно с научными правилами и канонами, а также результатами НИР прошлых лет. Сравнение позволяет определить сильные и слабые стороны проблематики и вопроса, характер тенденций и перемен отношение общества к проблеме с течением времени, модификации проблемы, эффективность предпринимаемых мер и пр.;
  • Индукция, дедукция и обобщение. Эти схемы показали свою состоятельность при подведении итогов в отношении выявленных тенденций: перенесе6ние частного результата на массы и наоборот, определение возможностей по решению. Проблем и пр.
  • Факторный анализ для констатации первопричин изменений, диагностики доминирующих или провоцирующих факторов и пр.;
  • Графический анализ или графические методы. Они призваны упростить интерпретацию полученных результатов и корректную оценку, отражение тенденций, умелую комплектацию первоисточников, упростить непосредственный анализ данных и подведение итогов.
  • Методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, социометрия и пр. Они больше призваны собрать информацию, но также позволяют ее корректно распределить по схожим признакам и пр.

Также в курсовых и дипломных работах по социологии могут применяться приемы из тех областей, наук и предметов, к которым относится изучаемая тема: экономические, психологические, медицинские, гуманитарные, политические, управленческие и пр. Все зависит от узости и характера изучаемого вопроса.

Методы, применяемые в социологическом проекте в аналитическом разделе, призваны упростить процесс обработки систематизации и интерпретации полученных данных, помочь автору получить аргументированные выводы и подчеркнуть проблему, ее значимость и воздействие, отношение общества к ней, пути решения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Специфика оформления аналитической главы в дипломном проекте по социологии

Основа аналитической главы – собранные автором первоисточники: результаты наблюдения или эксперимента, опросные листы, анкеты с ответами и пр. Но их анализ предполагает выделение конкретных тенденций и их корректное и грамотное оформление.

Изложение информации в проектно-аналитическом разделе курсовой или дипломной работы предполагает задействование всех возможных и уместных способов. Учтите, что отражать только текстовый вариант невозможно. Автору НИР предстоит показать наглядно все выявленные факты и тенденции. Для этого необходимо использовать посильные для него графические вариации: графики, диаграммы, схемы, гистограммы, таблицы и пр.

Способы отражения результатов анализа в ВКР по социологии
Способы отражения результатов анализа в ВКР по социологии

В табличных данных возможно отражение общих результатов: распределение полученных результатов опроса по категориям и признакам, определение количественных показателей, анализ динамики и пр. При табличном интерпретации первоисточников уместно применение методов математического и статистического анализа.

При задействовании графических способов важно иметь на руках конкретные значения, подчеркивающие определенное явление, изменение (то есть определенные показатели или коэффициенты и пр.). Графики и иные подобные приемы призваны показать именно характер изменений: рост или снижение недовольства, увеличение или сокращение отдельных показателей и пр.

Независимо от выбранного формата преподнесения полученных фактов и тенденций, автору предстоит тщательно их проанализировать и описать, а в конце анализа указать конкретный вывод с учетом принципа научной аргументации.

Фактически, обойтись без методов математического и компьютерного моделирования при изложении результатов аналитической главы в социологическом проекте невозможно.

Оформление всех данных и результатов аналитической мысли должно учитывать общие требования, предъявляемые к курсовым и дипломным работам: наличие краткого и емкого заголовка, правильное расположение материала на странице, шрифт, цвет, границы, четкость и пр.

С какими сложностями сталкиваются авторы при выполнении аналитической главы в курсовой или дипломной работе по социологии?

Выполнение аналитической части в социологическом исследовании и его оформлении в курсовых, дипломных работах в целом не вызывает колоссальных проблем. Чаще всего сложности поджидают студента при проектировании и организации, непосредственной реализации социологического эксперимента.

Среди наиболее распространенных нюансов при выполнении аналитического подпункта в ВКР по социологии можно выделить:

  • Сортировка собранных первоисточников студентам порой бывает трудно определить признак и выявить сходства во мнении респондентов, даже если ответы на вопросы были предельно краткими и точными;
  • Определение и обоснование тенденций с научной и практической точки зрения: далеко не всегда выявленное изменение, динамику или черту бывает легко уследить с научной позиции, описать ее и обосновать с теоретической точки зрения. Здесь важно быть предельно внимательным, хорошо владеть научным аппаратом, теорией, терминологией и пр.;
  • Грамотное структурирование материалов. Не стоит забывать о том, что каждый раздел и подпункт целесообразно начинать с небольшого вступления, которое подведет к основной миссии и описанию проделанной работы, а затем сформулировать промежуточные и итоговые выводы, подчеркивающие результаты и их значимость, тенденции. Аналитическая часть не исключение: автору целесообразно наметить траекторию (что он будет изучать и как), затем показать ход проделанной работы (полученные результаты и их анализ с промежуточными выводами), сформулировать окончательный вывод с конкретизацией тенденций, аргументов и фактов.
  • Оформление. Здесь важна предельная точность и концентрация на действующих правилах: учет требований по классификации данных, интерпретации материалов (шрифт, цветовая гамма, расположение на странице и пр.). Притом доминирующая часть ошибок встречается именно в оформительном плане: неверно расставленные знаки препинания, некорректное оформление заглавий и непосредственно схем/графиков и пр.

Чтобы минимизировать ошибки и огрехи при выполнении и оформлении аналитического раздела в курсовой/дипломной работе по социологии, важно хорошо владеть теоретическим методологическим аппаратом, разбираться в информации и умело работать с любыми первоисточниками. Подготовка автора играет немаловажную, а порой решающую роль в качестве изыскания, грамотности и эффективности НИР.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *