Для работы в школе или колледже к качеству и характеру подготовки педагогов не предъявляют колоссальных требований. Главное, чтобы преподаватель имел профильное (желательно высшее) педагогическое образование, хорошее портфолио и рекомендации, положительный опыт и пр. Но для работы в вузах, научных организациях одним из важнейших параметров при оценке претендента является наличие учёной степени – кандидат педагогических наук.
СОДЕРЖАНИЕ
Кто такой кандидат педагогических наук?
Кандидат педагогических наук – это особая ученая степень присуждаемая претенденту только по результатам выполнения и защиты научной работы в сфере образования, педагогики и пр.
Наличие ученой степени приносит ее обладателю ряд преимуществ:
- Возможности научного роста: у кандидата педагогических наук больше шансов покорить следующие научные ступени, внести свой вклад в развитие конкретной образовательной или научной организации или науки в целом;
![Кандидат педагогических наук - это...](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/06/word-image-27826-1.png)
- Возможности карьерного роста: кандидаты наук имеют высокие шанс ы на повышение по должности: от простого преподавателя к старшему преподавателю, заместителю декана, иногда – должность декана и пр.;
- Возможности получения надбавки за особые заслуги в виде премии, материальных доплат и поощрений, грамот и пр. Кандидаты наук чаще принимают участие в грантах, получая одобрение и финансирование своей научной деятельности;
- Определенный авторитет в профессиональной среде и научном сообществе, репутация, почет.
По сути, кандидат педагогических наук – это квалифицированный эксперт в области педагогики и образования, который нацелен на совершенствование не только собственных умений и навыков, но и отрасли в целом. Он занимается разработками и совершенствованием существующих правил, подходов, теорий и механизмов в образовательной нише, инновациями и пр.
Ученая степень «кандидат педагогических наук» — начальная ступень в научном развитии дипломированного или уже практикующего преподавателя.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Кто может стать кандидатом педагогических наук?
Постичь «верх» научной карьеры и профессионализма может только дипломированный (квалифицированный) педагог, имеющий за плечами высшее педагогическое, лингвистическое, филологическое и иное образование. В большинстве случаев приветствуется сугубо педагогическое образование.
Обязательным условием является наличие диплома о высшем образовании не ниже специалитета или магистратуры.
Индивиды с высшим лингвистическим, филологическим образованием могут претендовать на покорение рассматриваемой научной категории.
Обратите внимание, что для освоения рассматриваемой послевузовской ступени не требуется иметь за плечами опыт работы в соответствующей отрасли. Данный постулат покоряется параллельно написанию диссертации – во время стажировки, научной практики аспиранта или ассистентуры при вузе.
![Ключевое условие для освоения степени "кандидат педагогических наук"](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/06/word-image-27826-2.png)
Стать кандидатом педагогических наук может каждый желающий эксперт в соответствующей (профильной) среде. Суровых ограничений в данном плане нет. Кандидатская степень для педагога доступна на базе аспирантуры при вузе: в этом случае возраст аспиранта должен быть до 35 лет. Но если претендент уже «перешел» возрастные границы или желает покорять пьедестал параллельно работе – для него есть уникальный формат – соискательство.
В любом случае чтобы стать кандидатом педагогических наук, необходимо поступить или прикрепиться к вузу, где есть соответствующая программа в рамках аспирантуры!
Что необходимо для освоения степени «кандидат педагогических наук»?
Покорение рассматриваемой научной ступени необходимо учесть ряд бюрократических, формальных, личных и общих требований, предъявляемых к кандидатуре аспиранта и его проекту.
В числе основных документов, необходимых для зачисления в аспирантуру или прикреплению к вузу, можно выделить:
- Документ о высшем образовании. В данном случае важно, чтобы имеющаяся за пазухой профессия была как-либо связана с образованием: педагогическое, лингвистическое, филологические и пр.
- Паспорт поступающего (для проверки гражданства, данных о личности, возраст претендента и пр.);
- Копия трудовой книжки (для трудоустроенного педагога) с целью подтверждения наличия стажа в образовательной среде, наличии «базы для научной практики», обоснования причины выбора формата обучения (заочная аспирантура, соискательство и пр.).
В числе личных факторов, влияющих на освоение степени кандидата педагогических наук можно выделить:
- Выбор подходящего вуза с соответствующим направлением подготовки. В этом деле важно умело совместить собственные потребности и возможности: выбирайте посильный вуз и пр.;
- Выбор актуальной темы диссертации с учетом интересов автора, потребностей отрасли или конкретного объекта исследования.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Среди общих правил для будущего кандидата педагогических наук можно выделить следующие постулаты:
- Сроки приема документов. Набор аспирантов ведется в рамках общей приемной кампании – раз в год, набор соискателей возможен в любое время года;
- Прохождение вступительных испытаний при вузе. В данном случае требуется подготовиться к экзаменам (по аналогии с кандидатским минимумом), выполнить и сдать в намеченные сроки аспирантский реферат (п философии, профильному предмету) и эссе (по английскому языку);
- Подготовка диссертации и автореферата к защите;
- Далее для допуска к защите диссертации важно подготовить не менее 3 актуальных ВАК-статей и иных публикаций в рецензируемых изданиях, а также пройти кандидатский минимум и получить соответствующее удостоверение;
- Общие сроки обучения или прикрепления. Освоение аспиранткой программы или срок соискательства составляет 3 года. За это время претенденту на ученую степень предстоит выполнить «учебный план» и подготовить научную работу к защите.
На практике бывают случаи, когда стать кандидатом педагогических наук стремятся личности, далекие от образовательной среды – не имеющие подходящего или смежного образования. В этом случае им рекомендовано сначала поступить на педагогический факультет, изучить и покорить соответствующий педагогический профиль, а затем продолжить научное развитие.
Специфика выполнения кандидатской диссертации по педагогике
Диссертация кандидата педагогических наук – это особый проект, в котором будет исследоваться сугубо педагогическая проблема, затрагивающая одни из аспектов в образовательной среде:
- Теория педагогики;
- Методы и инструменты преподавания;
- Коррекционная педагогика и ее совершенствование;
- Психология и педагогика и пр.
В основе научной работы по педагогической научной специальности будет лежать реальная проблема, проявляющая себя в настоящее время. Для ее решения автору предстоит не просто изучить научные факты, современные тенденции, но и провести педагогический эксперимент, перепроверив тем самым собственную «версию» (гипотезу).
![Особенности кандидатской диссертации по педагогике](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/06/word-image-27826-3.png)
Чаще всего исследуемая тема (проблема) находится на стыке личных, профессиональных и отраслевых сложностей.
Аспирантам рекомендуется согласовывать каждый значимый шаг при выполнении кандидатской диссертации по педагогике со своим научным руководителем. В основу теоретической главы следует класть научную литературу, статистические данные, мнение и достижения авторитетных экспертов. В основу практической части научного изыскания принято класть результаты эксперимента – тщательно спланированного и реализованного в рамках намеченной траектории. Исследователь должен учесть, что выработанное им решение должно соответствовать принципам новизны (то есть быть новым, ранее неопробованным) и значимости (подчеркивать весомость проблемы и необходимость ее разрешения).
Таким образом, яркими отличительными чертами «педагогической диссертации» является:
- Узость темы – сугубо педагогический акцент, учитывающий особенности выбранной научной специальности;
- Экспериментальный или прикладной характер изыскания;
- Научная аргументация каждого шага с опорой на текущие достижения исследователей.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Специфика прохождения кандидатского минимума по педагогическим научным специальностям
Кандидатский минимум для претендентов на степень «кандидат педагогических наук» проходит в классическом порядке. Для начала соискателю предстоит преодолеть общие экзамены по истории и философии наук, иностранному языку, а затем – по профильной дисциплине.
Экзамен по философии потребует предварительной защиты реферата на одну из актуальных тем (лучше всего связанной с педагогикой), а затем прохождение устного экзамена при вузе.
Экзамен по иностранному языку также предполагает предварительное написание эссе (на английском), а затем прохождение комплексного экзамена по иностранному языку – устная речь, аудирование, перевод текста, диалог, письменная речь (тестирование или написание небольшого текста и пр.).
![Особенности профильного кандидатского экзамена по педагогике](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/06/word-image-27826-4.png)
Испытание по профильной дисциплине учитывает:
- Научную специальность и особенности образовательной программы соискателя ученой степени;
- Общие тенденции в рамках научного направления;
- Тенденции по теме исследования и ранее выполненным по ней научным работам и пр.
Экзамен по профильной дисциплине предполагает ответ соискателя на экзаменационный билет. Как правило, в нем включено около 3 вопросов, затрагивающих общую подготовку соискателя в рамках осваиваемой программы и научного направления, проблеме по диссертации и современным тенденциям по теме исследования. Уточнить перечень экзаменационных вопросов можно на профильной кафедре или у научного руководителя.
Кандидатский минимум призван оценить следующие качества соискателя ученой степени:
- Общая и профессиональная эрудиция педагога;
- Научный кругозор претендента на ученую степень;
- Аналитические и критические способности соискателя;
- Тематическая подкованность и ориентация в профессиональном, проблемном поле;
- Творческие, инноваторские возможности претендента и пр.
Кандидатский минимум позволяет по достоинству оценить будущего ученого, удостовериться в его компетентности и готовности к открытиям, разработкам и пр.
Схема становления кандидата педагогических наук
Для обретения ученой степень «кандидат педагогических наук» соискателю придется преодолеть традиционный путь:
- Констатировать желание и необходимость покорения научного пьедестала и определиться с подходящим для него направлением, научной специальностью;
- Изучить предложения университетов и институтов, на базе которых действуют педагогические программы в рамках аспирантуры. В идеале следует отобрать те вузы, где доступны удовлетворяющие потребностям и желаниям претендента научные направления;
- Изучить условия набора абитуриентов, правила и сроки приема;
![Этапы становления кандидата педагогических наук](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/06/word-image-27826-5.png)
- Подготовить пакет документов;
- Пройти вступительные испытания при вузе или прикрепиться к учебному центру в качестве соискателя ученой степени. Здесь важно точно сформулировать тему кандидатской диссертации по педагогике, подчеркнув проблему и собственные разработки;
- Освоить аспирантскую программу и выполнить диссертационное исследование, подготовить все необходимые сопутствующие документы и материалы (ВАК-статьи, публикации, автореферат, рецензии, отзывы и пр.);
- Преодолеть кандидатский минимум и защитить диссертацию перед Диссоветом, достойно представив свои разработки и предложения, обосновав их экспериментально и научно.
В данном деле важно уложиться в строго очерченные временные рамки, учесть все требования вуза, ГОСТы, ВАК и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Рекомендации для соискателей ученой степени «кандидат педагогических наук»
Освоить «кандидатский пост» посильно далеко не каждому желающему. Поступить в аспирантуру или стать соискателем соответствующей ученой степени сможет лишь подготовленный, владеющий базовыми знаниями и навыками в области педагогики, образования специалист, так как погружение в тему – доскональное, глубокое, дотошное.
Опытные эксперты рекомендуют покорять кандидатские программы по педагогике только дипломированным преподавателям, в идеале – практикующим педагогам, которые имеют не только теоретические представления по проблеме/теме, но и определенные наработки, навыки, личный опыт (сами сталкивались с ней).
Соискатель ученой степени должен иметь профильное педагогическое образование, но при этом он может выбрать любую научную специальность по педагогике и заниматься исследованием в новом для себя сегменте и пр.
Инновация, новизна кандидатской диссертации по педагогике может заключаться в совершенствовании действующей теории, технологии или методологии. Не обязательно изобретать «велосипед» с ноля, порой достаточно оптимизировать его отдельную часть и подчеркнуть это, показав эффективность, актуальность, целесообразность. Новшество не обязательно должно быть полномасштабным или ярким, порой малейшие перемены приводят к колоссальным успехам.
![Рекомендации для будущих кандидатов педагогических наук](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/06/word-image-27826-6.png)
Учтите, что кандидатская диссертация по педагогике (как и ее отдельные элементы в виде ВАК-статей, научных статей в рецензируемых изданиях и научных базах, площадках), подлежит обязательной проверке на плагиат и тотальному нормоконтролю. Поэтому автору следует тщательно перерабатывать все источники информации, перепроверяя их на критерии качества, тщательно следовать заявленным требованиям. Тотальная концентрация внимания, бдительность и дотошность помогут исследователю преодолеть любые преграды и получить желаемую ученую степень.
Не стоит торопиться с выбором вуза. Поверьте – это не последний поезд в жизни исследователя. Тщательный отбор учебного заведения, подходящего варианта освоения ученой степени и образовательной программы – залог успеха. Лучше всего приступать к выбору учебного заведения заблаговременно, а после поступления – не тянуть с написанием диссертации.
Выполнение научной работы по педагогике потребует соблюдения общих правил и их адаптации под собственные нужды и возможности.
Обратите внимание, что аспирантура по педагогическим специальностям действует не только в узкоспециализированных институтах (педагогических), но и много профильных университетах. Поэтому, выбор у соискателей – огромен.
Во время написания и подготовки диссертации к защите не пренебрегайте рекомендациями научного руководителя, а также советами официальных оппонентов, сторонних консультантов и пр. Обязательно учитывайте результаты предзащиты научной работы, чтобы не претерпеть фиаско на итоговом заседании и выступлении.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!