С развитием научного и технического прогресса работа во всех сферах деятельности в значительной степени преобразилась: где-то усложнилась на фоне внедрения инноваций, а где-то стала интереснее и эффективнее. Но ведь новшества сложны всегда только на первых порах, в период адаптации к ним. Далее они воспринимаются легче и быстрее. Сегодня мы поговорим о новейших и перспективных педагогических программах и профессиях.
Особенности педагогической профессии: понятие, функции и трансформации
В настоящее время роль преподавателя претерпела немало перемен: переход от живого к виртуальному общению, возможности получить образование дистанционно без посещения учебного заведения, акцент на самообучении и практических занятиях. Но несмотря на изменения в работе педагога, его миссия и основные функции остаются прежними и требуют определенного присутствия и воздействия на учащихся на каждой ступени образования:
- Преподаватель занимается просветительской деятельностью, призванной осветить и разъяснить конкретный предмет, его раздел или тему, донести суть до каждого подопечного;
- Развивает практические навыки по применению теоретического багажа, ориентации в информационном поле, подбору необходимого инструментария и пр.: решение задач, разбор примеров, анализ данных и пр.;
- Контролирует уровень подготовки и усваиваемости пройденных тем с помощью промежуточных срезов, опросов, проверки домашнего задания, зачетов и экзаменов;
- Разрабатывает, при необходимости корректирует образовательные программы и учебный план с учетом актуальных параметров, факторов, достижений НТП и пр.;
- Проводит педагогический эксперимент и учитывает полученный опыт в собственной трудовой деятельности, пишет научные статьи и работы, постоянно развивается и пр.;
- Воспитывает молодое поколение согласно общим правилам, а также на уровне личностного роста;
- И т.д.
Обратите внимание, что все основные педагогические функции уместны, как в традиционном обучении (при живом контакте), так и при дистанционном. Поэтому полностью заменить преподавателя современная техника не в силах: кто же будет анализировать и разрабатывать траекторию обучения, внедрять инновации, настраивать программы и оборудование и пр.?
Отсюда можно сделать вывод: профессия преподавателя будет актуальна всегда, но потребует постоянного развития и совершенствования, применения современных технологий для достижения наиболее высоких результатов.
Основное новшество в педагогической деятельности связано преимущественно со следующими аспектами:
- Внедрением современных технических и технологических средств в учебный процесс: электронная документация, онлайн-обучение и специальные программы;
- Применение новейших методик обучения с переходом от теории к практике и науке: проектная подготовка, игровой способ обучения, привлечение к НИР, дистанционное обучение и взаимодействие и пр.;
- Пересмотр классических образовательных и учебных программ с учетом внедрения онлайн-технологий: сокращение, акцент на самообучении, примеры решения задач и подготовка заданий для самостоятельной работы и пр.
Каждый новый виток в подготовке педагогов связан с реалиями и новыми условиями внешней среды.
Современное педагогическое образование — это не просто изучение соответствующих дисциплин и прохождение практики в учебном заведении. В большинстве случаев действующие педагогические профили при колледжах и вузах придерживаются привычных методов обучения, а инновации будущим специалистам и практикующим учителям приходится осваивать самостоятельно, в свободное от учебы и работы время. Но подход к становлению педагогических кадров изменился. Уже сейчас стали известны «профессии будущего» в сфере педагогики. О них мы расскажем ниже.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Три педагогические профессии будущего и их краткая характеристика
Чтобы работать преподавателем в обычной школе, колледже и даже при вузе, достаточно иметь за плечами классическое профильное образование. Но на фоне постоянных перемен и новшеств в практической отрасли, специальности, некоторые программы требуют наличие дополнительного образования в конкретном научном сегменте. Уже сейчас можно выделить следующие новые и перспективные направления по подготовке педагогических кадров для общего и профессионального становления:
Профессия №1. Тьютор. По своей сути, тьютор – это обычный преподаватель-предметник, который занимается «сопровождением» учащегося в реальном или виртуальном порядке. Не путайте «сопровождение» с «репетиторством». Это кардинально разные понятия и схемы работы.
До настоящего времени специалисту-тьютору достаточно было иметь профильное образование по направлению «Педагогика и психология», но введение онлайн-технологий потребовало зарождения новой стези.
Работать тьютором может только квалифицированный преподаватель, владеющий современными гаджетами, устройствами и конкретной (подходящей для него) платформой для связи с подопечным. Миссия тьютора – не разъяснить слушателю сложности, а тщательно спланировать и спроектировать его индивидуальный учебный путь: подобрать литературу для изучения, составить задания для погружения в предмет/тему (тренировочные, аттестационные и пр.).
Миссия тьютора – замотивировать подопечного к освоению программы, спланировать его персональную траекторию обучения (оценить текущий уровень подготовки и разработать персональный план обучения), сформировать навыки самостоятельной работы в конкретной предметной области, самообучения и самодисциплины.
Категория «Тьютор» для России относительно новая и молодая. На данный момент официальная специальность «Тьютор» действует лишь на базе двух отечественных вузов – СФУ и НГЛУ. Поэтому тьюторством занимаются преимущественно опытные преподаватели-практики, освоившие азы интернет-технологий и обучения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Профессия №2. Игропедагог. Данная специальность больше востребована в системе общего образования при работе с детьми младших классов, коррекционных группах и классах. Игропедагогика – это уникальная сфера деятельности, сочетающая серьезные науки, подходы к обучению с играми.
Основным функциями игропедагога выступают:
- Разработка и корректировка программ обучения в игровой форме, укладывание учебного процесса в рамки определённой игры с жесткими и предельно точными правилами;
- Развитие творческих, аналитических и интеллектуальных особенностей, физического развития подопечных;
- Разъяснение любого материала в простой и доступно й форме, развитие практических навыков с помощью игровой деятельности: квест логические игры, игры на внимательность, соревнования и конкурсы, творческие проекты и пр.
Игропедагогика успешно сочетает в себе серьезные научные каноны и проектную деятельность, объединение учеников в команды (развитие командного духа) или выдача индивидуальных заданий и пр.
Игропедагог занимается разработкой учебных планов и программ с учетом специфики методов преподавания. Состав образовательной программы будет ориентирован на базовые нормы, но переложен на новый лад – игропознавательная, игропрактическая, игронаучная деятельность.
Современный игропедагог способен реализовывать виртуальные игровые зоны, пользоваться симуляторами, специально оборудованными классами и аудиториями (имитация реальности), создавать специфические условия для развития.
Чтобы стать квалифицированным «игропедагогом» достаточно освоить классическую программу по педагогике (с учетом профиля, предметной принадлежности) с акцентом на IT-технологии, коррекционную педагогику. Одной из новейших специальностей в данном сегменте является профиль «Игропедагогика и английский язык» в НовГУ.
Профессия №3. Организатор проектного обучения, разработчик индивидуальной траектории обучения. В настоящее время происходит постепенное отхождение от типичной теоретической подготовки в пользу проектно-практической, способной развивать исследовательские качества, творческий подход, аналитические способности и навыки по работе в команде.
Проектная подготовка свойственная на всех ступенях образования, но для ее качественной проработки и внедрения необходима особая «сноровка» со знанием традиционных основ (предмета, методики обучения), а также специфику проектного обучения, особенностей подготовки материалов для становления и пр.
Организатор проектного обучения и разработчик индивидуальной траектории обучения в настоящее время востребованы на онлайн-платформах, частных курсах по подготовке/переподготовке преподавателей, на дистанционных отделениях при вузах. Одной из наиболее подходящих новейших образовательных программ данного плана является – «Проектирование образовательных систем» при МГПУ, ТГУ, БФУ имени Канта.
Обратите внимание, что все новейшие описанные нами профили ориентированы на проектную и индивидуальную (персональную) подготовку слушателей и студентов. Притом в ходе обучения студенты получат комплексную подготовку с учетом собственных возможностей, талантов и желаний, которая позволит воспитать более осознанных, замотивированных и практико ориентированных дипломантов.
Выбирайте профессию не только модную, востребованную, но и современную, учитывающую реальные требования и условия. В этом случае проблем с трудоустройством (при условии качественной подготовки выпускника) не возникнет.
Следите за всеми новшествами в профессиональной и образовательной среде, ведь описанные нами новые программы и направления подготовки в педагогической среде не единственные и не последние.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Полезная статья. Сама кстати работаю педагогом. Недавно как раз квалификацию повысила на курсах, много нового узнала.
Добрый день, Анна. Благодарим за ваш отзыв. Советуем также прочитать данную статью: https://disshelp.ru/blog/navigator-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-moskve-i-moskovskoj-oblasti-obuchayushhie-tsentry-i-kursy/