Современная система высшего образования классифицирована на три основных сегмента: освоение базовых знаний в рамках бакалавриата, освоение узкоспециализированных навыков и исследовательских качеств на уровне магистратуры, углубление теоретической подготовки и научное развитие в рамках послевузовского образования (аспирантура).
На практике совершенствование дипломированных специалистов может быть различным, иметь специфические цели, способы подготовки. Сегодня мы расскажем о таких вариантах продолжения профессионального и научного становления, как аспирантура и ординатура, конкретизировав их сходства и отличия.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и основное предназначение ординатуры
Согласитесь, что доверять здоровье и жизнь вчерашнему студенту бывает страшно, ведь у него нет должного практического опыта и умений по быстрой и корректной диагностике заболевания, подбору соответствующих схем лечения и пр. Поэтому к подготовке медицинских сотрудников (особенно врачей) подходят с особым вниманием, требуя от выпускников медицинского вуза сначала «наработки» соответствующего опыта под контролем опытного наставника, а затем к плавному переходу к самостоятельной врачебной деятельности. Именно для этих целей существует такая ступень в рамках высшего медицинского образования, как ординатура.
О сущности данной ниши мы писали в одной из наших статей ранее. Поэтому сегодня мы выделим лишь характерные для ординатуры черты:
- Данная ступень образования целесообразна лишь в рамках освоения медицинской профессии. Поэтому для ее покорения претенденту важно иметь сугубо высшее медицинское образование;
- Постижение ординаторской линии свойственно узкой профессии, то есть здесь предусмотрен переход от общей медицинской помощи к специализированной части в рамках конкретного медицинского направления: неврология, ревматология, кардиология, эндокринология, неонатология, радиология, хирургия, травматология и пр.;
- Необходимость освоения ординаторской ступени проявляется в том, что без нее новоиспеченный медик не сможет самостоятельно заниматься врачебной практикой, принимать соответствующие решения без куратора. Только дипломированный ординатор имеет право лично и без «третьих участников» вести пациентов, заниматься их лечением (диагностировать заболевание, подбирать методику и съему лечения и пр.);
- Без ординатуры медицинским работникам трудно продвинуться вверх по карьерной лестнице. Занимать руководящие чины могут только выпускники данной ступени образования. Притом она является обязательной для каждого врача-практика, даже если он не планирует переходить на «управленческий уровень» в соответствующие государственные структуры в области здравоохранения;
- И пр.
Таким образом, миссия ординатуры в современном мире сводится к подготовке всесторонне развитого специалиста в сфере здравоохранения, тотально владеющего всеми теоретическими, но в особенности практическими азами в рамках узкого медицинского сегмента (профессии). Данная ниша является прямым допуском к самостоятельной врачебной деятельности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сущность и миссия аспирантуры
Сегодня аспирантская ступень считается одной из самых востребованных, которая фактически по спросу не уступает программам магистратуры. О данной категории мы писали не раз, начиная от особенностей поступления и заканчивая спецификой учебного процесса и перспективами. Поэтому ниже также выделим ее ключевые параметры:
- Основное предназначение аспирантуры – подготовка научных кадров, исследователей, способных привносить инновации;
- Поступить в аспирантуру без высшего образования (притом не ниже специалитета или магистратуры) невозможно, не менее важно иметь минимальные представления по теме кандидатской диссертации (то есть по той тематике и проблематике, которую нацелился изучать и решать дипломант);
- Аспиранты занимаются сугубо научными исследованиями, притом их характер может быть, как теоретический (научный), так и практический (экспериментальный), но при этом не все «новоиспеченные кандидаты наук» имеют право на самостоятельную врачебную деятельность;
- Для постижения данной послевузовской ступени необходимо пройти кандидатский минимум, опубликовать тематические (по теме научной работы) ВАК-статьи, подготовить и защитить кандидатскую диссертацию или выпускную квалификационную работу аспиранта (без присвоения ученой степени, но с обретением квалификации – исследователь);
- Наличие оконченного аспирантского образования содействует научному и профессиональному, карьерному росту, позволяя исследователю обрести соответствующую репутацию в медицинских и исследовательских кругах.
Аспирантура призвана искать новые способы решения существующих отраслевых и научных проблем в медицине, позволяя углубить уровень подготовки теоретиков и практиков, развить в них научный интерес и креативное мышление.
Обратите внимание, что дипломированные медики с аспирантским образование м не допускаются к самостоятельной врачебной практике, ведению частного медицинского бизнеса и пр. Они могут действовать сугубо в научной плоскости, развивая новые теории и методы работы и пр.
То есть в целом аспиранта нельзя считать узкоспециализированным врачом, но порой практикующим специалистам в сфере здравоохранения не обойтись без исследовательских навыков и качеств при решении особо сложных или новых профессиональных и иных проблем.
Основное предназначение аспирантов – решать текущие и новейшие проблемы в медицине с помощью достижений НТП и их модификаций, совершенствований, полагаясь на опыт предшественников. То есть кандидаты и доктора наук – фактически являются сподвижника инноваций и реформ в сфере здравоохранения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сходства ординатуры и аспирантуры
Пришла пора выделить совпадения, наблюдающиеся в освоении ординаторской и аспирантской ступеней образования.
Во-первых, данные ниши относятся к послевузовскому профессиональному направлению подготовки, то есть для их постижения наличие диплома о высшем образовании обязательно! Покорить рассматриваемый сегмент посильно лишь профессионалу с соответствующей (как минимум!) теоретической подготовкой, понимающему азы и особенности отрасли, профессиональной деятельности. В рамках этого ракурса можно отметить что миссия ординатуры и аспирантуры – усовершенствовать знаний и профессиональные качества новоиспеченного специалиста, расширить спектр его полномочий и возможностей.
Во-вторых, учебная программа ординатора и аспиранта будет носить комплексный характер и затрагивать, как теоретическую, так и научную, практическую зону становления в рамках конкретного сегмента (направления подготовки, темы и пр.).
В-третьих, обучение на базе ординатуры и аспирантуры проходит на кураторских началах, то есть молодой специалист будет выполнять все задания и поручения под контролем опытного наставника. Самостоятельность проявляется лишь в работе с информационной базой, но решение проблем будет строго согласовываться с куратором. Никакой самодеятельности в практическом плане не будет.
В-четвертых, освоение рассматриваемых ступеней «научного профессионального роста» возможно как на бюджетной, так и на коммерческой основе. При том, что в аспирантуре, что в ординатуре, данное удовольствие будет недешевым.
В-пятых, ординатура и аспирантура не являются взаимозаменяемыми ступенями образования, но дополнить познания и отдельные навыки, ликвидировав пробелы или и сомнения – могут.
В-шестых, ординаторов и аспирантов активно привлекают к просветительной и научной деятельности. Каждый из них участвует в научных семинарах и конференциях (как минимум в качестве слушателю, а в идеале – в качестве участника, исследователя, который делится с единомышленниками личным опытом в решении конкретной проблемы).
Таким образом, ординатура и аспирантура располагаются рядом, практически на одной ступени и нише – поствузовское образование. Притом нередко ординатуру относят к разновидности аспирантуры (но это не совсем корректно и верно).
Отличия ординатуры и аспирантуры
Несмотря на немало совпадающих характеристик, рассматриваемые ступени образования имеют массу существенных различий, подчеркивающих специфику обученные и перспективы выпускников.
Во-первых, ординаторские программы обучения ориентированы только на дипломированных медиков. То есть для поступления и постижения соответствующих программ потребуется высшее только высшее медицинское образование. Никакие иные варианты и дипломы котироваться не будут.
Поступление в аспирантуру же возможно при наличии любого высшего образования. На практике же стараются учитывать особенности и характер текущего уровня образования. чаще всего поступлению в аспирантуру при медицинском вузе подлежат дипломированные медики или специалисты, которые смежны с естественнонаучной и медицинской средой.
Ординатура |
Аспирантура |
Ориентирована на практику, развитие и оттачивание профессионализма |
Ориентирована на научное развитие дипломированных специалистов, подготовку инноваторов |
Обязательна для допуска к самостоятельной врачебной деятельности |
Не обязательна для допуска к самостоятельной врачебной деятельности |
Срок обучения – 1-2 года, по отдельным направлениям – до 5 лет |
Единый срок обучения – 3-4 года |
Подготовка только на очном отделении |
Доступен любой формат в зависимости от возможностей вуза: очно, заочно, дистанционно |
Возможности – профессиональная карьера |
Возможности – научная и частично профессиональная карьера |
Учебный процесс: семинары, основной акцент на практике |
Учебный процесс: индивидуальный план обучения аспиранта, аттестации, кандидатский минимум, ВАК-статьи, защита кандидатской диссертации |
Действует только в профессиональном образовании медиков |
Действует по всем направлениям подготовки |
Выпускники могут работать врачами, педагогами, занимать руководящие посты, развивать собственный бизнес |
Выпускники могут работать педагогами и научными сотрудниками, исследователями |
По окончании – подтверждение квалификации, аттестации допуск к работе |
По окончании – присвоение ученой степени «кандидат медицинских наук» |
Обучение возможно на бюджетной, коммерческой основе |
|
Относятся к послевузовскому профессиональному образованию |
|
Учащиеся обязательно привлекаются к научным конференциям, семинарам |
|
Постижение новшеств, развитие учащихся возможно только под кураторством опытного наставника |
|
Ступени не взаимозаменяемы, но взаимодополняемы |
Во-вторых, ординатура акцентирована на развитии сугубо практических навыков для дальнейшей самостоятельной практики в качестве врача. Аспирантура призвана подготовить исследователей, научных работников. То есть выпускники ординатуры становятся узкоспециализированными и самостоятельными врачами, а выпускники аспирантуры – кандидатами медицинских наук.
В-третьих, срок обучения в рамках данных ниш кардинально разнится. Профессиональное развитие медиков на базе ординатуры занимает 1-2 лет (в отдельных случаях в зависимости от узости профиля – до 4 лет), в рамках аспирантуры действуют единые временные рамки – 3-4 года.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В-четвертых, обучение в рамках ординатуры возможно только в очном формате, а аспирантура доступна для каждого претендента во всех существующих форматах (но с учетом возможностями университета) – очною заочно и даже дистанционно.
В-пятых, характер обучения будет кардинально отличаться, демонстрируя перспективы выпускников. Ординатура обязательна для самостоятельной врачебной практики в рамках конкретного медицинского русла. Аспирантура же покоряется сугубо на добровольной основе. Притом ординатура позволяет успешно строить профессиональную карьеру, а аспирантура сказывается преимущественно на научной и частичного профессиональной карьере.
В-шестых, аспирантов и кандидатов медицинских наук часто привлекают к работе в научных центрах для проведения исследований, а также для преподавания в вузе (преимущественно теоретических предметов). Практикующие медики-ординаторы востребованы повсеместно: от науки до преподавания, работы в медицинских учреждениях и госструктурах и пр.
Седьмое различие кроется в организации и реализации учебного процесса. Воспитание ординаторов сосредоточено на практике, на долю теоретических занятий отведено минимум часов, доминирующая часть заданий теоретического плана носит письменный характер – рефераты, доклады, научные статьи, отчеты в рамках намеченных дисциплин или тем (притом все они носят сугубо специализированный, профильный характер). Обучение аспирантов движется в рамках индивидуального плана (графика) с акцентом на научную деятельность (исследования, эксперименты и пр.), присутствуют промежуточные сессии, кандидатский минимум и пр.
Таким образом, обучение в ординатуре обязательно для новоиспеченных дипломированных специалистов в медицинской среде, чтобы они получили право самостоятельно вести пациентов и заниматься врачебной деятельностью без привлечения опытных наставников и третьих лиц, советчиков. Данная стезя нацелена на практическое совершенствование молодых кадров.
Аспирантура в сфере здравоохранения призвана утончить познания и исследовательские качества теоретиков и практиков, способных развиваться инновации внедрять их и оптимизировать текущую профессиональную среду на всех уровнях.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!