Сходства и отличия ординатуры и аспирантуры

Современная система высшего образования классифицирована на три основных сегмента: освоение базовых знаний в рамках бакалавриата, освоение узкоспециализированных навыков и исследовательских качеств на уровне магистратуры, углубление теоретической подготовки и научное развитие в рамках послевузовского образования (аспирантура). На практике совершенствование дипломированных специалистов может быть различным, иметь специфические цели, способы подготовки. Сегодня мы расскажем о таких вариантах продолжения профессионального и научного становления, как аспирантура и ординатура, конкретизировав их сходства и отличия.

Сходства и отличия ординатуры и аспирантуры
Современная система высшего образования классифицирована на три основных сегмента: освоение базовых знаний в рамках бакалавриата, освоение узкоспециализированных навыков и исследовательских качеств на уровне магистратуры, углубление теоретической подготовки и научное развитие в рамках послевузовского образования (аспирантура).

На практике совершенствование дипломированных специалистов может быть различным, иметь специфические цели, способы подготовки. Сегодня мы расскажем о таких вариантах продолжения профессионального и научного становления, как аспирантура и ординатура, конкретизировав их сходства и отличия.

Понятие и основное предназначение ординатуры

Согласитесь, что доверять здоровье и жизнь вчерашнему студенту бывает страшно, ведь у него нет должного практического опыта и умений по быстрой и корректной диагностике заболевания, подбору соответствующих схем лечения и пр. Поэтому к подготовке медицинских сотрудников (особенно врачей) подходят с особым вниманием, требуя от выпускников медицинского вуза сначала «наработки» соответствующего опыта под контролем опытного наставника, а затем к плавному переходу к самостоятельной врачебной деятельности. Именно для этих целей существует такая ступень в рамках высшего медицинского образования, как ординатура.

Особенности ординатуры
Особенности ординатуры

О сущности данной ниши мы писали в одной из наших статей ранее. Поэтому сегодня мы выделим лишь характерные для ординатуры черты:

  • Данная ступень образования целесообразна лишь в рамках освоения медицинской профессии. Поэтому для ее покорения претенденту важно иметь сугубо высшее медицинское образование;
  • Постижение ординаторской линии свойственно узкой профессии, то есть здесь предусмотрен переход от общей медицинской помощи к специализированной части в рамках конкретного медицинского направления: неврология, ревматология, кардиология, эндокринология, неонатология, радиология, хирургия, травматология и пр.;
  • Необходимость освоения ординаторской ступени проявляется в том, что без нее новоиспеченный медик не сможет самостоятельно заниматься врачебной практикой, принимать соответствующие решения без куратора. Только дипломированный ординатор имеет право лично и без «третьих участников» вести пациентов, заниматься их лечением (диагностировать заболевание, подбирать методику и съему лечения и пр.);
  • Без ординатуры медицинским работникам трудно продвинуться вверх по карьерной лестнице. Занимать руководящие чины могут только выпускники данной ступени образования. Притом она является обязательной для каждого врача-практика, даже если он не планирует переходить на «управленческий уровень» в соответствующие государственные структуры в области здравоохранения;
  • И пр.

Таким образом, миссия ординатуры в современном мире сводится к подготовке всесторонне развитого специалиста в сфере здравоохранения, тотально владеющего всеми теоретическими, но в особенности практическими азами в рамках узкого медицинского сегмента (профессии). Данная ниша является прямым допуском к самостоятельной врачебной деятельности.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сущность и миссия аспирантуры

Сегодня аспирантская ступень считается одной из самых востребованных, которая фактически по спросу не уступает программам магистратуры. О данной категории мы писали не раз, начиная от особенностей поступления и заканчивая спецификой учебного процесса и перспективами. Поэтому ниже также выделим ее ключевые параметры:

  • Основное предназначение аспирантуры – подготовка научных кадров, исследователей, способных привносить инновации;
  • Поступить в аспирантуру без высшего образования (притом не ниже специалитета или магистратуры) невозможно, не менее важно иметь минимальные представления по теме кандидатской диссертации (то есть по той тематике и проблематике, которую нацелился изучать и решать дипломант);
  • Аспиранты занимаются сугубо научными исследованиями, притом их характер может быть, как теоретический (научный), так и практический (экспериментальный), но при этом не все «новоиспеченные кандидаты наук» имеют право на самостоятельную врачебную деятельность;
  • Для постижения данной послевузовской ступени необходимо пройти кандидатский минимум, опубликовать тематические (по теме научной работы) ВАК-статьи, подготовить и защитить кандидатскую диссертацию или выпускную квалификационную работу аспиранта (без присвоения ученой степени, но с обретением квалификации – исследователь);
  • Наличие оконченного аспирантского образования содействует научному и профессиональному, карьерному росту, позволяя исследователю обрести соответствующую репутацию в медицинских и исследовательских кругах.

Аспирантура призвана искать новые способы решения существующих отраслевых и научных проблем в медицине, позволяя углубить уровень подготовки теоретиков и практиков, развить в них научный интерес и креативное мышление.

Что такое аспирантура?
Что такое аспирантура?

Обратите внимание, что дипломированные медики с аспирантским образование м не допускаются к самостоятельной врачебной практике, ведению частного медицинского бизнеса и пр. Они могут действовать сугубо в научной плоскости, развивая новые теории и методы работы и пр.

То есть в целом аспиранта нельзя считать узкоспециализированным врачом, но порой практикующим специалистам в сфере здравоохранения не обойтись без исследовательских навыков и качеств при решении особо сложных или новых профессиональных и иных проблем.

Основное предназначение аспирантов – решать текущие и новейшие проблемы в медицине с помощью достижений НТП и их модификаций, совершенствований, полагаясь на опыт предшественников. То есть кандидаты и доктора наук – фактически являются сподвижника инноваций и реформ в сфере здравоохранения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сходства ординатуры и аспирантуры

Пришла пора выделить совпадения, наблюдающиеся в освоении ординаторской и аспирантской ступеней образования.

Во-первых, данные ниши относятся к послевузовскому профессиональному направлению подготовки, то есть для их постижения наличие диплома о высшем образовании обязательно! Покорить рассматриваемый сегмент посильно лишь профессионалу с соответствующей (как минимум!) теоретической подготовкой, понимающему азы и особенности отрасли, профессиональной деятельности. В рамках этого ракурса можно отметить что миссия ординатуры и аспирантуры – усовершенствовать знаний и профессиональные качества новоиспеченного специалиста, расширить спектр его полномочий и возможностей.

Во-вторых, учебная программа ординатора и аспиранта будет носить комплексный характер и затрагивать, как теоретическую, так и научную, практическую зону становления в рамках конкретного сегмента (направления подготовки, темы и пр.).

В-третьих, обучение на базе ординатуры и аспирантуры проходит на кураторских началах, то есть молодой специалист будет выполнять все задания и поручения под контролем опытного наставника. Самостоятельность проявляется лишь в работе с информационной базой, но решение проблем будет строго согласовываться с куратором. Никакой самодеятельности в практическом плане не будет.

В-четвертых, освоение рассматриваемых ступеней «научного профессионального роста» возможно как на бюджетной, так и на коммерческой основе. При том, что в аспирантуре, что в ординатуре, данное удовольствие будет недешевым.

В-пятых, ординатура и аспирантура не являются взаимозаменяемыми ступенями образования, но дополнить познания и отдельные навыки, ликвидировав пробелы или и сомнения – могут.

В-шестых, ординаторов и аспирантов активно привлекают к просветительной и научной деятельности. Каждый из них участвует в научных семинарах и конференциях (как минимум в качестве слушателю, а в идеале – в качестве участника, исследователя, который делится с единомышленниками личным опытом в решении конкретной проблемы).

Таким образом, ординатура и аспирантура располагаются рядом, практически на одной ступени и нише – поствузовское образование. Притом нередко ординатуру относят к разновидности аспирантуры (но это не совсем корректно и верно).

Отличия ординатуры и аспирантуры

Несмотря на немало совпадающих характеристик, рассматриваемые ступени образования имеют массу существенных различий, подчеркивающих специфику обученные и перспективы выпускников.

Во-первых, ординаторские программы обучения ориентированы только на дипломированных медиков. То есть для поступления и постижения соответствующих программ потребуется высшее только высшее медицинское образование. Никакие иные варианты и дипломы котироваться не будут.

Поступление в аспирантуру же возможно при наличии любого высшего образования. На практике же стараются учитывать особенности и характер текущего уровня образования. чаще всего поступлению в аспирантуру при медицинском вузе подлежат дипломированные медики или специалисты, которые смежны с естественнонаучной и медицинской средой.

 

Ординатура

Аспирантура

 

Ориентирована на практику, развитие и оттачивание профессионализма

 

Ориентирована на научное развитие дипломированных специалистов, подготовку инноваторов

 

Обязательна для допуска к самостоятельной врачебной деятельности

 

Не обязательна для допуска к самостоятельной врачебной деятельности

 

Срок обучения – 1-2 года, по отдельным направлениям – до 5 лет

 

Единый срок обучения – 3-4 года

 

Подготовка только на очном отделении

 

Доступен любой формат в зависимости от возможностей вуза: очно, заочно, дистанционно

 

Возможности – профессиональная карьера

 

Возможности – научная и частично профессиональная карьера

 

Учебный процесс: семинары, основной акцент на практике

 

Учебный процесс: индивидуальный план обучения аспиранта, аттестации, кандидатский минимум, ВАК-статьи, защита кандидатской диссертации

 

Действует только в профессиональном образовании медиков

 

Действует по всем направлениям подготовки

 

Выпускники могут работать врачами, педагогами, занимать руководящие посты, развивать собственный бизнес

 

Выпускники могут работать педагогами и научными сотрудниками, исследователями

 

По окончании – подтверждение квалификации, аттестации допуск к работе

 

По окончании – присвоение ученой степени «кандидат медицинских наук»

Обучение возможно на бюджетной, коммерческой основе

Относятся к послевузовскому профессиональному образованию

Учащиеся обязательно привлекаются к научным конференциям, семинарам

Постижение новшеств, развитие учащихся возможно только под кураторством опытного наставника

Ступени не взаимозаменяемы, но взаимодополняемы

 

Во-вторых, ординатура акцентирована на развитии сугубо практических навыков для дальнейшей самостоятельной практики в качестве врача. Аспирантура призвана подготовить исследователей, научных работников. То есть выпускники ординатуры становятся узкоспециализированными и самостоятельными врачами, а выпускники аспирантуры – кандидатами медицинских наук.

В-третьих, срок обучения в рамках данных ниш кардинально разнится. Профессиональное развитие медиков на базе ординатуры занимает 1-2 лет (в отдельных случаях в зависимости от узости профиля – до 4 лет), в рамках аспирантуры действуют единые временные рамки – 3-4 года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В-четвертых, обучение в рамках ординатуры возможно только в очном формате, а аспирантура доступна для каждого претендента во всех существующих форматах (но с учетом возможностями университета) – очною заочно и даже дистанционно.

В-пятых, характер обучения будет кардинально отличаться, демонстрируя перспективы выпускников. Ординатура обязательна для самостоятельной врачебной практики в рамках конкретного медицинского русла. Аспирантура же покоряется сугубо на добровольной основе. Притом ординатура позволяет успешно строить профессиональную карьеру, а аспирантура сказывается преимущественно на научной и частичного профессиональной карьере.

В-шестых, аспирантов и кандидатов медицинских наук часто привлекают к работе в научных центрах для проведения исследований, а также для преподавания в вузе (преимущественно теоретических предметов). Практикующие медики-ординаторы востребованы повсеместно: от науки до преподавания, работы в медицинских учреждениях и госструктурах и пр.

Седьмое различие кроется в организации и реализации учебного процесса. Воспитание ординаторов сосредоточено на практике, на долю теоретических занятий отведено минимум часов, доминирующая часть заданий теоретического плана носит письменный характер – рефераты, доклады, научные статьи, отчеты в рамках намеченных дисциплин или тем (притом все они носят сугубо специализированный, профильный характер). Обучение аспирантов движется в рамках индивидуального плана (графика) с акцентом на научную деятельность (исследования, эксперименты и пр.), присутствуют промежуточные сессии, кандидатский минимум и пр.

Таким образом, обучение в ординатуре обязательно для новоиспеченных дипломированных специалистов в медицинской среде, чтобы они получили право самостоятельно вести пациентов и заниматься врачебной деятельностью без привлечения опытных наставников и третьих лиц, советчиков. Данная стезя нацелена на практическое совершенствование молодых кадров.

Аспирантура в сфере здравоохранения призвана утончить познания и исследовательские качества теоретиков и практиков, способных развиваться инновации внедрять их и оптимизировать текущую профессиональную среду на всех уровнях.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *