Услуги ОЦ «DissHelp» по разработке программ прикладного бакалавриата

Бакалавриат – одна из важнейших и базовых ступеней в системе профессионального образования, которая дает толчок молодым специалистам к трудоустройству и/или продолжению развитию в рамках исследовательской, научной парадигмы. Для абитуриентов привычно слышать данный термин, но немногие знают, что на практике выделяют два вида программ бакалавриата. Одним из ее представителей выступает прикладной бакалавриат.

Услуги ОЦ «DissHelp» по разработке программ прикладного бакалавриата
Бакалавриат – одна из важнейших и базовых ступеней в системе профессионального образования, которая дает толчок молодым специалистам к трудоустройству и/или продолжению развитию в рамках исследовательской, научной парадигмы. Для абитуриентов привычно слышать данный термин, но немногие знают, что на практике выделяют два вида программ бакалавриата. Одним из ее представителей выступает прикладной бакалавриат.

Что такое прикладной бакалавриат?

Исходя из формулировки, можно понять, что рассматриваемая ниша по подготовке специалистов базового уровня будет ориентирована на развитие практических навыков. То есть программы прикладного бакалавриата – это первичная ступень по подготовке дипломированных экспертов с акцентом на освоение конкретных навыков: работа с определенным оборудованием, техникой, программами и пр. То есть первой специфической чертой рассматриваемого направления подготовки выступает его более узкие масштабы и приверженность к точным наукам: техническим, математическим, IT и компьютерным и пр.

Программы прикладного бакалавриата ориентированы на подготовку рабочего персонала, для которых важны не просто теоретические представления: знание терминов, правил, законов, истории развития отрасли и профессии, а конкретные навыки. То есть второй специфической чертой данного направления будет преобладание практических занятий, модулей и непосредственно практики для развития базовых, основных умений и их автоматизации. Программы прокладного бакалавриата призваны выпустить подготовленных практиков с минимальными, но достаточными для начала профессиональной карьеры компетенциями, владеющими основным инструментарием.

Специфические черты образовательных программ прикладного бакалавриата
Специфические черты образовательных программ прикладного бакалавриата

Рассматриваемые направления подготовки реализуются по классическим канонам и имеют типичную продолжительность обучения – 4 года. Они могут действовать как на базе колледжей, так и университетов. Притом выпускники реже отправляются осваивать магистерские программы, предпочитаю проходить курсы повышения квалификации, переподготовки кадров для пополнения профессиональных компетенций современными методами, приемами, техниками. В этом также прослеживается очередная особенность прикладного бакалавриата.

Еще одной специфической чертой рассматриваемой парадигмы выступает то, что реализация подобных специализаций позволяет оперативно ликвидировать дефицит рабочих кадров, минимизировать траты работодателей на дополнительную подготовку новоиспеченных специалистов. Программы прикладного бакалавриата ориентированы на развитие определенной отрасли или реализуются на партнерских началах – по целевым квотам, государственному заказу и пр. Разработка данных ниш учитывает требования предприятий по отношению к специалистам и позволяет подготовить «готовых базовых специалистов».

Таким образом, прикладной бакалавриат – это начальная ступень профессионального образования, которая занимается подготовкой специалистов точного характера с достаточным уровнем практических навыков. В данных программам акцент делается на развитии умений посредством доминирования практических занятий и преобладания стажировки. В дипломных работах бакалавры-прикладники должны предоставить конкретное решение в отношении частной (заявленной) проблемы на основе полученных знаний и опыта.

Миссия программ прикладного бакалавриата в системе образования
Миссия программ прикладного бакалавриата в системе образования

Основными функциями направлений прикладного бакалавриата выступают:

  • Прикладная (она же основная), призванная развить конкретный набор профессиональных качеств и умений для моментального преступления к работе;
  • Восполняющая, проявляющаяся в том, что реализация данных специальностей позволяет оперативно ликвидировать дефицит рабочих кадров, снизить расходы работодателей на дополнительное обучение новичков, сократить сроки стажировки и допустить их к работе;
  • Общеразвивающая. Данная функция основывается на том, что в составе программ прикладного бакалавриата будет присутствовать теоретический модуль, но он будет захватывать лишь общие и сугубо профессиональные блоки: терминология, правила, инструкции, алгоритмы и пр. То есть студенты будут изучать общие и теоретические аспекты по минимуму, обретут соответствующие представления в отношении выбранной профессии.

Следовательно, программы прикладного бакалавриата ориентированы чаще всего на подготовку технических, IT, педагогических и иных специалистов, где требуется тщательная практическая подготовка. Выпускники рассматриваемых профилей – преимущественно практики, поэтому редко занимаются научными исследованиями общего или теоретического характера. Их интересуют конкретные навыки, оборудование, методика работы, а не правила, теории, подходы. Именно за их более узкие компетенции и рабочие умения работодатели ценят выпускников подобных программ.

Не менее важно отметить, что программы прикладного бакалавриата действует на базе колледжей и университетов строго в очном формате, так как подготовка специалистов данного плана потребует тщательного контроля за качеством обучения, усвоением материалов и развитием соответствующих компетенций.

Классическая структура программ прикладного бакалавриата

Программы академического и прикладного бакалавриата будут иметь существенные отличия в соотношении теории и практики. Поэтому ниже мы приведем описание классической (типичной) структуры рассматриваемой образовательной парадигмы.

Во-первых, в рамках прикладного бакалавриата будет наблюдаться смещение обучения в пользу практики и практических занятий. Поэтому вполне оправдано преобладание семинаров, лабораторных работ, практики на территории предприятий-партнеров и пр.

Во-вторых, для углубления теоретической и общей подготовки студентов сокращение часов по лекционным материалам перенесется на повышение роли и объема проектной деятельности. Студентам предстоит чаще самостоятельно разбираться в теоретических материалах, литературе, общих категориях посредством выполнения рефератов, докладов, отчетов о НИР, а также во время устных ответов на семинарах. Притом лекции полностью не отменяются. На них педагоги будут освещать наиболее важные и сложные темы, разъяснять нюансы работы и пр.

Структура программ прикладного бакалавриата
Структура программ прикладного бакалавриата

В-третьих, особое место будет занимать практика. В рамках прикладного бакалавриата образовательные заведения могут выделять больше часов и времени на стажировку студентов на территории предприятий-партнеров. Например, вместо традиционных 14-21 дня практики бакалавры-прикладники могут оттачивать соответствующие навыки под контролем опытных наставников в течение месяца, притом данный период может им оплачиваться и пр. Более того, практика будет преобладать в виде соответствующих занятий при вузе: больше семинаров, лабораторных работ и действий на базе слесарных, мастерских помещений, учебных лабораторий и пр.

Исходя из вышеописанных канонов и признаков программ прикладного бакалавриата, можно отметить следующую примерную структуру соответствующих направлений подготовки.

Модуль программы прикладного бакалавриата

Описание, характеристика раздела обучения

Основные элементы

Теоретический Захватывает все заявленные предметы в минимальном объеме и призван осветить важнейшие моменты: терминология, правила, методы работы с акцентом на профильные детали (оборудование, инструментарий, действия, проблемы и пр.). Носит больше общеразвивающий или консультационный характер Лекции, семинары с устным опросом студентов, деловые игры и викторины

Ключевые моменты: профессиональная терминология, методики и правила по специальности, общие и узкие моменты

Проектный, научно-исследовательский В минимальном объеме затрагивает общие предметы, серьезнее – профильные. Позволяет углубить познание важнейших тем и предметов, отметить современные тенденции в науке и на практике Курсовые работы, рефераты и доклады, конспекты, отчеты о НИР
Практический Обретение навыков по преобразованию знаний в действия, обретение профессиональных умений и навыков, освоение различных способов работы (изучение специализированного оборудования, инструментария, технологий и пр.). На данный модуль отводится наибольшее количество часов учебной программы Лабораторные работы, выполнение кейсов, симулятивные занятия, все виды студенческой практики
Аттестационный Ориентирован на оценку знаний и умений студента, оценку его соответствия цели обучения и требованиям ФГОС, требования партнера или работодателей Тестирование, зачет, экзамен (сессия), ГОСы, написание и защита ВКР

Программы прикладного бакалавриата ориентированы на потребности рынка труда и восполнении специалистов с определённых набором практических навыков. Поэтому соотношение модулей или блоков обучения будет ориентировано на точные науки (основные правила, методы и пр.), проектная деятельность и практика.

Проще всего планировать программы прикладного бакалавриата в рамках модульной системы:

  • Теоретический модуль. Он будет заявлен в минимальном объеме, но при этом затронет все дисциплины, начиная от общих, базовых и заканчивая профильными. В рамках лекций, теоретических занятий, устных опросов студенты обретут основные знания и представления, закрепят профессиональную терминологию, правила безопасности, методы работы и пр.
  • Проектный или научно-исследовательский модуль больше ориентирован на осознание теории, правил и развитие базовых профессиональных качеств: умение ориентироваться информации и преобразовывать ее из теории в практику, решать поступающие задачи и проблемы посильными способами, подбирать достаточный инструментарий и пр. Поэтому все проекты (будь то рефераты, доклады, курсовые работ, НИР и отчеты) будут ориентированы на углубление теории по теме исследования, развитие навыков – решение задач, анализ ситуации, подбор и обоснование инструментов для решения проблемы, выбор методики или техники работы и пр. То есть проектная деятельность призвана уточнить познания и развить основные практические компетенции.
  • Стажировка или практика. Данный блок наиважнейший и самый длительный. Его реализация наступает в конце первого или середины второго курса, когда бакалавров выводят на практику для развития соответствующих навыков. Первое время стажеры выполняют все под тотальным контролем руководителя, а затем постепенно перенимают русло и задания, превращаясь в самостоятельных экспертов с достаточным багажом знаний и умений. Результаты практики подлежат отражению в отчете по практике с подробным описанием действий и результатов, их анализом.
  • Аттестация. Данный блок — незаменимый, действующий повсеместно в отношении любых образовательных программ. У бакалавров-прикладников также присутствуют плановые проверки по предметам в течение семестра (самостоятельные и контрольные работы, тестирования и пр.), а также промежуточная аттестация (в виде зачетов и экзаменов, защиты курсовой работы или отчета по практике) и итоговая (ГОСы, выполнение и защита ВКР).

Таким образом, программы прикладного бакалавриата предпочитают выделять два модуля: проектная деятельность и практика, минимизируя время на теоретическое и исследовательское погружение в профессию. Притом без аттестации и проверки качества подготовки студентов не обходится ни один этап профессионального воспитания: защита обязательных письменных работ, зачеты и экзамены неизбежны.

Важно отметить, что организация прикладных занятий при вузе затрагивает больше развитие аналитических, конструкторских и общих компетенций с акцентом на практику. То есть на семинарах студенты решают задачи, анализируют инструментарий, знакомятся с рабочими элементами (изучают особенности работы оборудования, профильные предметы с акцентом на технику безопасности, общие каноны, НИОКР и пр.), а на практике закрепляют и совершенствуют полученные знания и преставления посредством выработки определённых умений. То есть реализация программ прикладного бакалавриата вовсе без теории, части академической программы немыслима.

В данном случае теоретический блок носит вспомогательный характер, содействуя более качественному развитию основных практических навыков новоиспечённого специалиста.

Принципы и этапы разработки программ прикладного бакалавриата

Перед тем как приступить к разработке программ прикладного бакалавриата, важно ознакомиться с действующими параметрами и требованиями, выдвигаемым со стороны системы образования и рынка труда. Поэтому первым шагом на пути к созданию рассматриваемых траекторий обучения станет тщательное исследование регламентов, а также критериев п поиску/приему работников со стороны работодателей.

В данном случае необходимо внимательно изучить требования ФГОС, предъявляемое к бакалаврским специальностям и сделать акцент на прикладной части. Притом разработчикам следует также учесть дополнительные факторы: направление учебного заведения и текущие образовательные программы бакалавриата, требования ФГОС и рекомендации партеров или работодателей (какими уме6иями и качествами должен обладать выпускник). Результаты подготовительной стадии позволят сформировать общие представления относительно прикладной специальности: чему учить, как учить, какие ресурсы понадобятся, соотношение теории и практики, установить общие требования к реализации программы (сроки, акцент на профильных предметах и пр.).

То есть в рамках подготовительной стадии разработчику предстоит всесторонне изучить требования, выдвигаемые к качеству подготовки специалистов: со стороны системы образования и со стороны рынка труда, по результатам первого шага важно грамотно совместить указанные критерии и получить общую картину относительно траектории обучения с акцентом на практические навыки, отраслевые особенности и пр. Здесь же целесообразно соотнести намеченные ориентиры с возможностями учебного заведения: достаточность материально-технической базы, подготовка профессорско-преподавательского состава, оснащенность кабинетов для практических занятий, лабораторий и пр.

Классическая схема разработки программ прикладного бакалавриата
Классическая схема разработки программ прикладного бакалавриата

Вторым этапом по разработке программ прикладного бакалавриата станет проектирование траектории подготовки. Он предполагает формирование списка основных дисциплин, необходимых для развития специалиста с акцентом на практику. В данном случае будет составлен перечень предметов с акцентом на отраслевую принадлежность новоиспечённого специалиста: общеразвивающие и вводные предметы сводятся к минимуму, предпочтение отдается базовым и профильным дисциплинам с акцентом на проектную деятельность, самообразование, практику в рамках учебного процесса и практику (как отдельный блок подготовки).

В рамках проекционной стадии важно соотносить все заявленные предметы в общей целью реализации программы прикладного бакалавриата (чему должен научиться выпускник, какие навыки обрести) и определить место каждого предмета в формировании указанных компетенций. Важно оставить достаточный минимум дисциплин, которые можно реализовать преимущественно в прикладной форме.

Третий этап – тематическое или календарно-тематическое планирование обучения бакалавров-прикладников. В данном случае в отношении заявленного списка предметов важно определить роль каждой дисциплины и основные компетенции, получаемые студентом от ее постижения, умения. Далее происходит детализация каждого обозначенного занятия: выделение основных тем (с учетом утверждённых правил и требований), выделение основных моментов для освещения, распределение по часам теоретических и практических занятий, определение тем для НИР, констатация формы контроля полученных знаний и качеств и пр. Помимо этого, важно предусмотреть периоды практической подготовки на базе предприятий и сформировать соответствующую программу практики с учетом вида стажировки: предназначение, цель, задачи, индивидуальные задания, требования по подготовке отчета и пр.

В рамках третьего этапа происходит предварительное формирование образовательной программы с подготовкой рабочих программ. При необходимости разработчики могут предоставить годовые учебные планы (ан весь период обучения), примерные рабочие программы по заявленным дисциплинам с пакетами ФОС и КОС и пр. Данный ход позволит уточнить: что и когда будет изучено, какие навыки обретут студенты, где они смогут применять их и пр.

Важно отметить формат и сроки обучения. Чаще всего он очный, а период обучения бакалавров – не менее 4 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Четвертый шаг – оформление образовательной программы в едином документе, его согласование с руководством образовательной организации и партнерами, утверждение образовательной траектории, решение о внедрении и пр.

Схема по подготовке образовательных программ прикладного бакалавриата придерживается ряда важнейших принципов.

Правило №1. Сужение направления подготовки. Программы прикладного бакалавриата нацелены на подготовку высококвалифицированного и подкованного специалиста, готового моментально приступить к выполнению профессиональных обязанностей на базе предприятия, в отрасли, без необходимости дополнительного обучения. То есть прикладной бакалавриат – более уточнённый, точный, ориентированный на развитие основных прикладных умений компетенций, решение конкретных задач и проблем, работу с определенной базой, инструментарием, объектами и пр.

Правило №2. Учет внешних требований с акцентом на критерии работодателей, потребностей отрасли. При разработке программ прикладного бакалавриата важно ориентироваться не только на достижения НТП, но и потребности рынка труда с акцентом на выдвигаемые требования к соискателям: уровень образования, умения, владение определённой техникой и пр.

Чаще всего реализация направлений прикладного бакалавриата происходит на партнерской или совместной основе: при тесном взаимодействии с государственными структурами, предприятиями-партнерами или представителями отрасли в домашнем регионе, по целевым квотам, в рамках совместного развития базовых кафедр и пр. Поэтому прикладной бакалавриат призван чаще всего удовлетворить дефицит конкретных специалистов с определенными навыками, восполнить пробелы в действующей системе подготовки рабочих кадров и рук и пр. Благодаря такому подходу, выпускник прикладного бакалавриата быстрее трудоустраиваются п освоенной специальности.

В большинстве случаев сузы и вузы перепрофилируют академические программы в прикладные. Притом в основе подобных перемен лежит учет требования со стороны системы образования (минимальные качества и навыки выпускников программ бакалавриата), условия партнеров или отрасли (обязательные навыки, умения) и материально-техническая база учреждена, профессорско-преподавательский состав (кто и как будет формировать прикладников, достаточность их компетенций, инструментов и пр.).

Суз или вуз обязан удовлетворить все установленные критерии на посильной основе. Притом нередко в оснащении аудиторий, лабораторий для проведения практических занятий принимает участие заинтересованное предприятие. Подобное тесное взаимодействие отмечается при наличии при сузе или вузе базовой кафедры, развития частно-партнерских отношений, при узкоспециализированных учебных заведениях с сильной зависимостью от госзаказов (военные вузы, технические вузы и пр.).

Принципы разработки программ прикладного бакалавриата
Принципы разработки программ прикладного бакалавриата

Правило №3. Емкость и краткость, ограниченность. В данном случае речь идет о планировании направлений обучения с учётом общего срока подготовки бакалавриата-прикладника, заявленных академических часов по каждому предмету и соотношении теории и практики. Студент должен получить минимальные теоретические знания и представления по предметам и профилю и максимально развить практические компетенции. То есть учащийся будет постигать только азы, ключевые аспекты с акцентом на прикладные работы и выработку соответствующих качеств для дальнейшей работы на предприятии.

Чаще всего на лекциях и семинарах освещают общие моменты и правила, а во время НИР, практики углубляют и уточняют отдельные моменты, вырабатывая определенных рефлексы, умения по работе с техникой или иными параметрами. При этом сроки подготовки специалистов единые, разнится лишь соотношение форматов и видов занятий.

Правило №4. Акцент на практических формах обучения. В данном случае важно отметить, что прикладной бакалавриат – это не просто доминирование практики в составе обучения, а преобладание всевозможных практических занятий. То есть студенты не будут проходить стажировку на баз предприятий по несколько месяцев. В данном случае смещается лишь акцент: сокращается число лекций, устных занятий с переходом на самостоятельную и/или практическую деятельность: решение задач, решение кейсов, выполнение лабораторных работ, экспериментов, работа в специально оборудованных аудиториях (слесарные, мастерские, компьютерные и пр.), групповая или индивидуальная работа по теме, проектная деятельность (выполнение письменных работ с подробным разбором существенных профильных моментов, изучение текущего положения дел в отрасли и пр.).

То есть не стоит воспринимать переход к практике буквально. Данный момент в рамках программ прикладного бакалавриата может быть представлен в самых разных форматах.

Правило №5. Поэтапность и планомерность погружения. Программы прикладного бакалавриата подлежат тщательному проектированию и планированию. Освоение каждого умения будет всесторонним (но с акцентом на практику), постепенным, длительным (с целью доведения его до автоматизации и превращения в навык). Сначала студенты освоят минимальные теоретические азы (для общего восприятия и понимания ситуации), а затем перейдут к практическому развитию.

Притом программа формируется с акцентом на полный курс: очное отделение, полный срок обучения. Также допускается проектирование сокращенных направлений подготовки для желающих пройти курсы переподготовки кадров или получить второе высшее образование по смежному направлению.

Таким образом, программы прикладного бакалавриата чаще всего реализуются на совместной основе, гарантируя или повышая шансы на быстрое трудоустройство после защиты ВКР.

Услуги Дисхелп по разработке программ прикладного бакалавриата

Формирование и реализация образовательных программ прокладного бакалавриата – миссия непростая, требующая тщательного проектирования, планирования и грамотной реализации. В данном деле облегчить участь педагогов, администрации сузов и вузов готова команда Дисхелп. Она возьмет на себя все нюансы и сложности, основные моменты и поможет разработать качественную траекторию по подготовке востребованного и конкурентоспособного специалиста.

Исходя из вышеописанного алгоритма по планированию и созданию программ прикладного бакалавриата, услуги Дисхелп включают в себя следующие виды действий:

  • Проведение социологических, маркетинговых и иных исследований внешней среды с целью определения приоритетных, востребованных и дефицитных направлений подготовки в рамках бакалавриата (академического и прикладного). Наши специалисты выделят список перспективных направлений для развития программ прикладного бакалавриата с учетом потребностей отраслей, отдельных работодателей, государства в целом;
  • Консультирование заказчиков относительно нормативов и регламентов, минимальных требований ФГОС, а также состава и качества программы прикладного бакалавриата: структура, набор предметов, сроки обучения и распределение учебной нагрузки, особенности проектирования и планирования и пр.;
  • Проектирование образовательной траектории: подготовка списка дисциплин с конкретизацией форматов занятий, разработка рабочих программ, пакетов ФОС и КОС, тематическое планирование занятий (календарно-тематическое планирование при утверждении объема академических часов и пр.), модульное проектирование обучения и т.д.;
  • Обновление, корректура и редактура действующих программ прикладного бакалавриата с акцентом на новшества отрасли, современные требования партнеров и работодателей, адаптация текущих траекторий обучения бакалавров-прикладников с учетом возможностей учебного заведения и пр.;
  • Оформление образовательных программ в едином стиле в качестве самостоятельного и тщательно проработанного документа, готового к согласованию, утверждению и внедрению;
  • Подготовка сопутствующей документации: пояснительная записка, аналитический отчет, результаты социологических, маркетинговых и иных исследований, презентации, раздаточный материал, макеты, рекомендации по внедрению и пр.

Специалисты Дисхелп тщательно и с высоким уровнем ответственности к проектированию, разработке, корректуре и обновлению, оформлению образовательных программ прикладного и академического бакалавриата, гарантируя высокое качество услуг и конфиденциальность данных.

Наши специалисты учтут общие или индивидуальные (выдвинутые заказчиком) требования, пожелания, подготовив заказ в строго обозначенные сроки.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *