Подготовка педагога играет немаловажную роль в системе образования, напрямую отражаясь на качестве соответствующих услуг, знаниях и умениях учащихся всех ступеней. Поэтому особое внимание государство уделяет аттестации педагогических кадров.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и виды аттестации учителей
Для начала предлагаем разобраться в понятиях «преподаватель» (педагог) и «учитель», данные профессии находятся в одной плоскости и предполагают передачу знаний и опыта подопечным, но уровень и место работы этих специалистов разнится. Учителя трудятся только на базе общего образования (школы, гимназии, лицеи и пр.), а преподаватели востребованы преимущественно в системе профессионального образования и обладают более глубокими познаниями и компетенциями. Но несмотря на столь явную разницу, каждый учитель и педагог проходит аттестацию, после которой получает допуск к конкретному набору профессиональных обязанностей.
Аттестация учителей – это способ оценки качества их подготовки с целью определения актуальности их знаний и навыков, соответствия действующим регламентам и нормам, возможностям по применению современных или более интересных для детей подходов к обучению и пр.
Данная процедура может носить, как промежуточный, так и итоговый характер. Но в любом случае она позволяет убедиться в профессиональной состоятельности и компетентности специалиста, отметить его сильные и слабые черты, перспективы для дальнейшего развития и карьерного роста.
На практике выделяют следующие виды аттестаций педагогов:
- Итоговая аттестация по мере получения профессионального образования. Данный вид считается первичной аттестацией новоиспеченного учителя. Он предполагает написание и защиту выпускной квалификационной работы или дипломной работы;
- Первичная аттестация учителя, которая нацелена на проверку компетентности специалиста и его соответствия минимальным требованиям системы образования, а также требования работодателя;
- Аттестация на категорию учителя, предполагающая прохождение проверки с целью установления достаточности знаний и опыта, наработок для получения определённой квалификации (первой или высшей);
- Аттестация учителя на рабочем месте носит вспомогательный характер и предполагает соотнесение результаты педагогической деятельности с требованиями организации и Минобрнауки;
- Аттестация на подтверждение категории. Данный вид призван убедиться в том, что имеющийся багаж знаний и навыков позволяет подготовить учащихся с учётом действующих параметров ФГОС;
- И пр.
Видов аттестации учителей много. Притом в рамках каждого из них практикующему педагогу предстоит пройти ряд проверочных рубежей, а также подготовить аттестационную работу. Она призвана подчеркнуть его сильные и слабые стороны, уровень образования и развития, профессиональные навыки.
Важно отметить, что сама по себе процедура аттестации учителей и преподавателей носит добровольный характер. Но практика показывает, что каждый действующие работник образовательного заведения, обучающий детей, проходит аттестацию раз в пять лет. Данная процедура проходит параллельно основному рабочему процессу (то есть без отрыва от производства).
Специалисты Дисхелп готов помочь на выручку учителям начального и среднего общего, образования, педагогам-предметникам из школ и лицеев в выполнении любых педагогических исследований и письменных работ.
Как проходит итоговая аттестация новоиспеченных учителей: секреты написания и защиты ВКР учителя?
Самым первым и обязательным видом аттестации выпускников педагогических колледжей, педагогических университетов или педагогических специальностей – является итоговая аттестация по окончании образовательной программы. Она предполагает прохождение ГОСов и защиту ВКР в рамках заявленного педагогического профиля.
Написание ВКР по педагогике – процесс не однодневный. Для выполнения качественного исследования, демонстрации полученных навыков и знаний, важно тщательно проработать тему и реи конкретною проблему (действующей как минимум в теории, а лучше всего – с которой автор столкнулся лично на практике).
Структура аттестационной работы учителя в данном случае будет выглядеть традиционно:
- Во введении он опишет основные действия, которые произвел при исследовании выбранной м темы;
- В теоретической главе раскроет ключевые понятия, правила, методы работы;
- В практической части реализует педагогический эксперимент на примере действующей образовательной организации (где проходил практику) или поможет в решении научной проблемы, глобальной образовательной проблематики, спрогнозировав соответствующие результаты исследования;
- В заключении подчеркнет полученные результаты и их качество, ценность, новизну и обозначит перспективы применения, дальнейшего развития темы и пр.
В целом, схема выполнения ВКР учителя типична. Но в зависимости от узости постигаемого педагогического образования она может обрести ряд специфических черт.
Во-первых, учитель начальных классов будет работать с детьми определенного возраста, поэтому он будет также учитывать психологические составляющие в учебном процессе, особенности образовательной программы (вид, акцент, продолжительность и пр.), в данном случае ему предстоит решать проблемы общей педагогики ас акцентом на частные внутриорганизационные проблемы, а также особенности работы с детьми и пр.
Во-вторых, учитель-предметник будет глубже и тотальнее владеть конкретными дисциплинами и содействовать их постижению учащимися. В данном случае он будет работать в определённом научном поле и отмечать проблемы в изучении соответствующих тем, науки, проведении испытаний и пр.
Важно отметить, такую особенность. Учитель начального звена будет проходить классический вид аттестации (по мере обретения минимального опыта). А учитель-предметник будет аттестовываться по одному из поверенных ему предметов, но преподавать сможет все освоенные им в рамках профессионального образования направления. Например, учитель информатики и математики может аттестоваться по одному из указанных предметов, но вести занятия по обоим направлениям. Для допуска к работе или практики достаточно пройти одну аттестацию (но при желании можно аттестоваться по всем предметным областям).
Выполнение ВКР учителя по мере получения профессионального образования (для подтверждения обретенных знаний и компетенций) без проведения педагогического эксперимента практически немыслимо. Результаты данного испытания станут основой практического раздела дипломной работы. Результаты ВКР подтолкнут новоиспеченного педагога к развитию практических умений, а также укажет пути для дальнейшего развития.
Следует отметить, что в ходе обучения начинающим учителям предстоит проходить промежуточную аттестацию в виде защиты курсовых работ, научных статей и докладов, отчетов по практике, а также сдавать зачеты и сессии. Данные виды проверки качества подготовки молодых специалистов не менее важны и требуют серьёзной сноровки и знаний: планирование и проведение педагогического эксперимента, его описание в тексте аттестационной работы и пр.
Об особенностях написания и защиты педагогических дипломных работ мы уже писали ранее в нашем блоге.
Специалисты Дисхелп готовы помочь выпускникам педколледжей, университетов по всем педагогическим направлениям обучения в выполнении курсовых проектов, отчетов по практике и отчетов о НИР, научных статей, выполнении дипломных работ на основе теоретических исследований и педагогических экспериментов.
Команда Дисхелп проконсультирует по вопросам выбора темы и проектирования исследования, поможет составить качественный план педагогического исследования, подберет информационную и доказательную базу по рассматриваемой проблематике, а также поможет оформить аттестационную работу согласно действующим требованиям ГОСТ.
Как учителю пройти аттестацию на категорию?
Получив диплом об образовании, новоиспечённые учителя устремляются в поисках работы. Об особенностях работы учителя мы писали в соответствующей статье.
По мере обретения начального опыта, педагоги «созревают» до получения категории. В данном случае без очередной аттестации и проверки уровня компетентности педагога не обойтись.
Аттестация учителя на категорию проходит в рамках одного из сценариев:
- Получение первой педагогической категории, предполагающей прохождение тестирования или собеседования. Проведения открытых уроков или предоставления записи занятий с детьми, а также подготовку дополнительного пакет документов – письменная отчетность о проделанной работе и пр.;
- Получении высшей педагогической категории. В данном случае требуется пройти вышеописанный пункт, обрести опыт работы около 2 лет (с предшествующей категорией), а затем преодолеть аналогичный сценарий с предоставлением полного пакета документов во главе с аттестационным проектом или отчетом о профессиональной деятельности, портфолио и пр.
- Подтверждение имеющейся категории. В данном случае действующему педагогу достаточно пройти «проверку качества» на рабочем месте с учетом заявленных требований: собеседование, тестирование, отчет о профессиональной деятельности с акцентом на достижения и заслуги учителя и пр.
Для прохождения аттестации и присвоения категории каждому учителю важно подготовить отчет о профессиональной деятельности и портфолио. Для успешного прохождения аттестационного рубежа и обретения соответствующей квалификации, категории, практикующему педагогу предстоит показать все свои таланты, умения и возможности, а самое главное – стремление к саморазвитию, владение современными подходами и приемами, инструментами обучения!
Об особенностях формирования портфолио для прохождения аттестации и переаттестации, мы уже писали в нашем блоге. Самым важным разделом этого документы выступает отражение перечня всех пройденных курсов, программ дополнительного образования по педагогике (строго в отчетный период времени). Этот документ призван подчеркнуть практические и теоретические, научны взгляды и компетенции учителя, его интересы и возможности работы с детьми, активность и стремление к профессиональному совершенствованию.
Обратите внимание, что аттестация учителя проходит параллельно его основной работе и требует предварительной подготовки, проработки и соответствующего оформления! Согласитесь, что обучать детей и параллельно проходить аттестацию непросто. Более того, для успешного завершения аттестации учителя ему необходимо оперативно пополнять профессиональный багаж знаний и умений посредством дополнительного обучения и получения соответствующих сертификатов, документов, применения новых компетенций на практике! Это означает, что промежуточная аттестация педагогов в рамках курсов повышения квалификации, переподготовки кадров неизбежна!
Немаловажную роль в оценке состоятельности учителя и возможности присвоения ему педагогической категории играет научная карьера специалиста: участие в профессиональных конкурсах, конференциях, получение ученой степени или звания. В данном случае важно иметь за плечами актуальные исследования, опубликованные или защищённые в виде научных статей и научных докладов, кандидатских и докторских диссертаций, обзоров и пр. Все эти материалы прикладываются к портфолио, отражая подход к профессиональной нише и стремление к развитию, инновациям, оптимизации рабочих условий и пр.
Специалисты Дисхелп готовы помочь в прохождении всех видов аттестаций учителей (на первую или высшую категорию, на подтверждение текущей категории, на соответствие занимаемой должности и пр.), взяв на себя ряд важнейших функций:
- Консультирование и разъяснение специфики прохождения аттестации учителей: особенности, понятие, роль, этапы, требования, минимальный пакет документов и пр.;
- Проектирование, календарно-тематическое планирование занятий для проведения открытых занятий перед членами аттестационной комиссии: проработка хода занятия, подготовке вопросов и пакетов заданий для подопечных, разъяснение нюансов, оформление план-конспекта занятия и пр.;
- Подготовка и оформлении портфолио учителя на основе предоставленных им сведений о пройденном дополнительном обучении;
- Выполнение отчета о профессиональной деятельности и его оформление согласно действующим требованиям ГОСТ с грамотным и качественным анализом полученных результатов, достижений, достаточности текущих полномочий и компетенций минимальным параметрам ФГОС и пр.
Подготовка к аттестации по присвоению педагогической категории – одна из серьезнейших и немаловажных этапов в научной, профессиональной карьере практикующего специалиста. От качества предоставляемых документов, отчетов зависит дальнейшая судьба и уровень компетентности учителя.
Особенности прохождения аттестации в рамках дополнительного профессионального образования учителей и преподавателей
Для прохождения аттестации на присвоение или подтверждение педагогической категории важно не просто подготовить отчет о профессиональной деятельность, где будут описаны основные профессиональные пути, ходы, приемы и умения, но и этапы развития учителя в рамках дополнительного профессионального образования.
Для успеха в рамках аттестации преподавателю школы, лицея или гимназии предстоит время от времени посещать дополнительные мероприятия по повышению профессиональной пригодности, обретая новейшие знания и приемы педагогики, психологии, работы с детьми, перенятия опыта у лидеров и пр.
Самым простым способом дополнительного обучения и получения подтверждающего документа выступают курсы повышения квалификации, мастер-классы и тренинги для педагогов, участие в педагогических конкурсах и экспериментах и т.д. Но для полноценного завершения и официального подтверждения соответствующих перемен в профессиональной нише необходимо подготовить аттестационный проект и защитить его. По программам повышения квалификации учителей столь важным документом служит один из документов:
- Отчет о педагогической деятельности. В этом документе слушатель курса должен провести небольшое научное и/или практическое исследование, где сможет описать обретенные новшества, возможности и эффективности их применения в практической деятельности, возможности дальнейшего развития и совершенствования и пр. В этом документе учитель подчеркивает, как он пользуется имеющимся багажом знаний и умений в рамках освоенного курса, пройденной программы;
- Научный доклад или научная статья. Данная форма аттестации уместна при участии в научных конференциях, профессиональных конкурсах, педагогических мастер-классах или тренингах и пр. В этом документе важно обозначить новшество, которое преподаватель изобрел самостоятельно и успешно реализуется в собственной практике, показать успехи и возможности повсеместного применения и пр. В отдельных случаях данные документы могут быть зачтены во время аттестации по курсам дополнительного образования (повышения квалификации) учителей: главное, чтобы обозреваемая тематика укладывалась в траекторию обучения и содержание программы.
- Аналитический отчет или аналитическая справка. Данный документ призван исследовать педагогическую практику учителя до курсов, а затем проанализировать изменения в работе после завершения обучения и внедрения новоизученных инструментов и теорий, правил и пр.
Обратите внимание, что учителя проходят курсы повышения квалификации без отрыва от основной работы. Чаще всего практикуется вечерний или дистанционный формат. При этом никто с учителя не снимал прямых рабочих обязанностей и обязанностей по подготовке аттестационной работы для завершения программы. Именно совмещение учебы и работы вызывает немало сложностей, преград в подготовке качественного документа для завершения обучения и получения соответствующего документа.
Без подготовки аттестационной работы согласно требованиям организаторов программ повышения квалификации учителей завершить обучение и получить соответствующий документ не удастся. Притом в письменной работе важно подчеркнуть именно способы, возможности применения освоенных новшеств и успехи от использования современных или новоизученных технологий, приемов в практике учителя.
Результаты обучения по программам повышения квалификации включается в портфолио педагога. Этот документ выступает не менее важным составляющим документом для аттестации и присвоения категории, научного роста и пр.
Важно отметить, что практикующий или начинающий учитель, выпускник педагогического колледжа или вуза может одновременно проходить несколько программ повышения квалификации. Главное – чтобы спектр обучения, тематическая принадлежность и набор профессиональных компетенций разнился, пополняя его опыт современными и полезными навыками.
Специалисты Дисхелп готовы помочь в прохождении аттестации по программам дополнительного педагогического образования с целью профессионального и личностного роста, подготовки привлекательного портфолио и пр. Наша команда учтет особенности выбранной программы обучения, ее направленность и спектр действия, результаты обучения и успешно выполнит педагогическое исследование, эксперимент, оформив его в рекомендованном виде.
Эксперты Дисхелп готовы оказать широкий спектр услуг в рамках аттестации учителей по мере завершения курсов повышения квалификации:
- Проконсультировать относительно выбора темы для аттестационного исследования;
- Разъяснить правила, ГОСТы и особенности выполнения аттестационной работы с учетом выдвинутых критерия со стороны организаторов или аттестационной комиссии;
- Подобрать информационную базу для проведения исследования;
- Оформить результаты педагогического исследования по направлению курса повышения квалификации;
- Подготовить сопутствующие документы и материалы на защиту проекта и пр.
Особенности подготовки аттестационных работ по программам переподготовки кадров для учителей
Одним из видов пополнения профессиональной копилки кардинально новыми подходами и направлениями педагогики с минимальными тратами времени является прохождение курсов по переподготовке кадров. Но в отношении учителей данная ниша выдвигает ряд существенных требований.
Во-первых, поступить на программы профессиональной переподготовки учителей могут только те лица, которые имеют за плечами профессиональное педагогическое образование. Притом уровень подготовки не столь важен: техникум, университет, бакалавриат или магистратура и пр.
Во-вторых, учителя могут освоить преимущественно смежную с их основной профессией направление. Но в целом, закон не запрещает осваивать новейшие предметные области для оказания образовательных услуг. То есть учитель может переквалифицироваться в педагога-предметника по любой научной плоскости и пр.
Подготовка учителей в рамках программ по переподготовке кадров приравнивается к высшему образованию. Одной из ее специфических черт данного варианта профессионального становления является короткий срок обучения благодаря моментальному погружению в сугубо профильные дисциплины и науки, методы работы. Притом в рамках данного варианта переобучения выпускнику предстоит также пройти итоговую аттестацию и подтвердить усвоение пройденного материала и выработку соответствующих методов работы.
Тема дипломной работы по переподготовке педработников будет предельно узкой и свойственной определенной педагогической нише: предмет, методика и пр. Но раскрыть ее предстоит полно, аргументированно и ясно.
Аттестационная работа учителя по программе переподготовки кадров будет содержать в себе полноценное педагогические исследование, описанное с теоретико-научной стороны, а также практического. Подготовить дипломную работу без проведения педагогического эксперимента на практике крайне трудно (только если тема носит сугубо теоретический характер). Притом в основной части важно показать именно те знания и умения, которые были изначально заявлены образовательной программой.
Программы переподготовки кадров, предназначенные для учителей, чаще обновляются, поэтому позволяют не просто расширить профессиональные компетенции, но и обновить теоретический, методологи кий, научный и практический багаж современными канонами и инновациями, усовершенствовать тем самым работу и получить более высокие результаты.
Аттестационная работа учителя по программам переподготовки кадров выполняется по типичной схеме. Структура документа будет аналогична ВКР учителя. Важно следовать методическим рекомендациям, а также проявить творческий потенциал в раскрытии темы.
Специалисты Дисхелп готовы помочь в выполнении дипломных и квалификационных работ по курсам переподготовки учителей, гарантируя высокое качество услуг и успех на защите. В спектр услуг по выполнению аттестационных проектов входит:
- Содействие в формулировке темы проекта, выбор актуальной и подходящей освоенной программе темы;
- Проектирование и планирование исследования с учетом специфики и направленности освоенной образовательной программы;
- Подбор информационной базы для проведения исследования, планирование и проведение, описание педагогического эксперимента ли научной мысли по заявленной теме;
- Разъяснение, консультирование по вопросам соблюдения действующих регламентов, правил и ГОСТов;
- Корректура и редактура рукописей, готовых проектов и пр.;
- Оформление дипломных и квалификационных работ;
- Подготовка научных статей, докладов по теме исследования для самоцитирования и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Дисхелп – спутник в профессиональном росте учителей
Работа учителя, преподавателя – одна из самых сложных и важнейших. От качества подготовки, умения располагать к себе подопечных, мотивировать их к учебе и раскрывать их таланты, способности, используя их во благо зависит будущее поколение и его всестороннее развитие: культурное, творческое, духовное, профессиональное и пр. Именно педагоги являются посредниками между детством и профессионализмом.
Получить педагогическое образование – еще недостаточно для качественного обучения школьников и студентов. Учитель, преподаватель должен постоянно самосовершенствоваться, развиваться, чтобы соответствовать реалиям, освещать подопечным актуальные тенденции и приемы, учить их полезным навыкам и умениям. Но совмещать работу и учебу в данном случае крайне трудно: у учителей и без того высок уровень бюрократизма, а обучение требует дополнительного времени и сил не только на постижение новшеств, но и подготовку дополнительных документов.
Специалисты Дисхелп готовы взять на себя часть обязанностей с учебной и/или профессиональной стороны. Наша команда с лёгкостью и качественно выполнит следующие услуги:
- Разработает, обновит или оформит образовательную программу в рамках поверенной ему образовательной или педагогической области, предметной принадлежности и пр.;
- Разработает и оформит рабочую программу по дисциплине, сформировав полноценный пакет ФОС и КОС, дополнительной литературы для самоизучения и пр.;
- Поможет сформировать план-конспект урока с подробной инструкцией по реализации описанной темы, инструментария и методологии;
- Спроектирует, выполнит и оформит результаты педагогического исследования, научного или педагогического эксперимента в виде соответствующего документа: статья, доклад, ВКР, научная работа и пр.;
- Написание всех видов студенческих и научных работ по педагогике и пр.;
- Консультирование студентов, слушателей курсов и практикующих учителей относительно прохождения всех видов аттестации и содействие в благополучном исходе: подготовка отчетов на экзаменационные вопросы, тьюторские услуги, планирование исследования и пр.
Наши специалисты готовы помочь начинающим и опытным учителям в профессиональном развитии в любое время года.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!