С каждым годом поступление в вуз превращается в очередной квест для абитуриентов, с новыми нюансами, преградами и прочими сюрпризами. Поэтому, чем ближе приемная кампания, тем чаще нужно просматривать новости и отслеживать все изменения в образовательной среде, которые затрагивают их судьбу: от сроков действия приемной кампании до корректировок образовательных программ и пр. Преодолеть столь непростой путь от абитуриента ко студенту посильно далеко не каждому желающему. Сегодня мы расскажем с какими препятствиями могут столкнуться поступающие в 2022-2023 учебном году.
СОДЕРЖАНИЕ
Преграда №1. Незнание правил или последних изменений.
По статистике, лишь треть абитуриентов успешно и тщетно изучает правила каждого учебного заведения, исследуя все ключевые моменты и условия для участия в конкурсном отборе. Остальные поступающие действуют на основе собственной интуиции или в рамках «стадного чувства» — пора подавать документы в вуз вместе со всеми (ведь, соседка уже ходила в вуз или одноклассница рассказывала о подаче документов).
В рамках данного сегмента можно выделить следующие моменты, которые в 2022-2023 учебном году смогут осложнить или вовсе подорвать поступление в вуз:
- Незнание сроков действия приемной компании. Здесь важно не просто располагать данными относительно общей приемной программы (с какого и по какое число производится набор, прием абитуриентов). Каждый поступающий должен владеть информацией относительно крайней даты подачи документов в вуз, оформления приказа относительно лиц, рекомендованных к зачислению, а также зачисленных индивидов. Каждый абитуриент должен знать точное расписание приемной кампании: даты подачи документов, даты проведения ДВИ и иных испытаний при вузе, дата формирования приказов и донесения оригиналов, дата зачисления и пр.;
- Неполный пакет документов. В каждом вузе действует определенный перечень документов, позволяющий получить допуск к отборочной программе – непосредственному конкурсу среди поступающих. Если абитуриент вовремя не представить полный пакет документов, то его кандидатура не будет рассмотрена в общей рейтинге. Поэтому каждый поступающий должен вовремя собрать, подготовить и предоставить вузу пакет основных документов.
- Вступительные испытания. Данные моменты важно выяснять непосредственно в учебном заведении: перечень дисциплин для сдачи ЕГЭ, утвержденных в отношении интересуемого направления подготовки, порядок проведения дополнительных испытаний. В 2022-2023 году поступающим после колледжа необходимо уточнить порядок приема, а именно – на каком основании вуз будет рассматривать их кандидатуру: в рамках конкурса – по ЕГЭ или индивидуально разработанным заданиям внутренних испытаний (которые будут аналогичны ЕГЭ). Притом программу приема для таких абитуриентов вуз утверждает самостоятельно, не предоставляя право выбора претенденту.
Обратите внимание, что правила приема носят «плавающий характер» и пересматриваются ежегодно. Коррективам подвергаются следующие моменты:
- сроки приема документов и проведения конкурса зависят от расписания ЕГЭ, порядок оглашения результатов приема и зачисления,
- требования к конкурсантам: проходные баллы, реже – перечень вступительных испытаний или их комбинации.
Решение проблемы кроется в тотальном изучении общих правил поступления в вузе – расписание ЕГЭ, расписание действия приемной кампании, а также знакомство с правилами вуза (в каждом заведении, куда поступающий намерен поступать).
С правовой точки зрения, если конкурсант не поступил в вуз из-за банального непонимания, несоблюдения или незнания соответствующих правил, то это только его вина! Как говорят юристы, незнание новшеств и правил не снимает с Вас ответственности за действия и последствия!
Преграда №2. Преждевременный или некорректный выбор ЕГЭ и вуза для поступления.
Данный нюанс сопровождает абитуриентов ежегодно и не перестает утрачивать свою актуальность. Притом причина его возникновения – неосознанность поступающего (непонимание самого себя, кем он желает быть и стать, кем он себя видит в будущем и пр.) и некорректное построение траектории поступления.
Опытные эксперты и психологи рекомендуют сначала оценить собственные качества таланты и желания, предопределить наиболее подходящие для него направления деятельности, а затем исследовать предложения вузов. Притом не следует переоценивать собственные возможности. Если текущая успеваемость едва ли переваливает за «минимальный набор баллов», то рассчитывать на успех в борьбе за бюджетное место не приходится. В данном случае на помощь могут прийти всевозможные тесты (демо-тесты ЕГЭ, психологическое тестирование, тесты по профессиональному ориентированию и пр.), а также беседа с преподавателями (к каким наукам у вас больше предрасположенностей, где больше успехов и заслуг и пр.).
Будьте предельно объективны и адекватны, тщательно анализируйте все предложения вузов, средние статистические показатели поступающих за прошлые года и пр. Выбирайте сначала профессию, а затем соответствующие профилю (по требованиям вуза) ЕГЭ. По мере прохождения ЕГЭ корректируйте выбор заведений с учетом набранных баллов.
Чтобы минимизировать риск провала в приемной кампании при вузе, откажитесь от тех учреждений, где действуют слишком жесткие требования: минимальный балл выше набранных поступающим, рейтинг абитуриента – ниже среднестатистического порога (средних баллов по вузу), количество бюджетных мест крайне мало (менее десятка по профилю), конкурс за место – более 4-5 человек. В этом проявляется правило посильности, ведь выше головы (текущей подготовки, уровня) не прыгнешь.
Выбирая предметы для ЕГЭ и вуз, важно все точно и тщательно взвесить, оценить собственные шансы до и после сдачи экзаменов.
Обратите внимание, что выбирать ЕГЭ приходится заранее – как минимум за полгода до поступления в вуз. Поэтому важно определиться как минимум с профессий, изучить основные моменты относительно ее освоения (чаще всего вступительные испытания в вузах идентичны).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Преграда №3. Несерьезное отношение, пренебрежение индивидуальными достижениями и ДВИ.
В сознании абитуриентов поступление в вуз основывается только на результатах ЕГЭ. Притом даже проведение дополнительных испытаний не воспринимается ими всерьез, полагая, что основная часть рейтинга формируется за сет ЕГЭ. Отчасти так оно и есть.
Но как же бывает обидно, как поступающий отстает от конкурента на 1 балл и проигрывает схватку за место. Казалось бы, всего 1 несчастный балл. Притом очень обидно, если не поступил на бюджет (что случается в трети случаев), а вдвойне – если не хватило этого балла для зачисления на платное обучение (хоть такое бывает крайне редко).
Поэтому важно документально подтвердить все имеющиеся заслуги, успехи в учебе и на ином поприще (если это котируется в учебном заведении), чтобы пополнить свою копилку дополнительными баллами. Сделать это можно следующим образом: предоставить портфолио (индивидуальные достижения), тщательно готовиться и преодолеть ДВИ при вузе. Также повысить шансы на поступление помогут имеющиеся льготы и квоты. Учтите, что все подтверждающие файлы должны быть оригинальными, со всеми печатями, подписями и иными нюансами! Притом воспользоваться льготой по новым правилам можно только в одном вузе.
Не стоит пренебрегать имеющимися заслугами или привилегиями, ведь это не позорно. Наличие определенных успехов делает абитуриента более конкурентоспособным, презентабельным. Поверьте, успех поступающего зависит только от него. Вуз не в силах «подыграть ему». Поэтому при наличии любого дополнительного параметра, способного улучшить положение конкурсанта даже на 0,1-1,0 балл – используйте его. Лучше использовать все попытки, чем позже жалеть о не содеянном и/или непредставленном факте.
Преграда №4. Узкое мышление поступающего: не все шансы, отсутствие альтернатив.
Каждый абитуриент стремится подать документы на желаемый профиль, притом отказывается рассматривать смежные направления подготовки. В этом и кроется глубочайшая ошибка, угрожающая ему провалом. В погоне за профессией поступающий абстрагируется от реальности, помешиваясь на одной программе или одном заведении (куда он давно мечтает попасть). В этом случае (если вы не олимпиадников, льготник и пр.), шансы по успешное поступление устремляются к 0.
Более того, у каждой специальности можно найти «родственные программы». Их «родство» заключается в принадлежности к одной и той же сфере/отрасли, совпадении основных функций и пр. Наличие «родственных образовательных программ» позволяет абитуриенту создать альтернативные варианты поступления. Отсутствие запасных вариантов грозит провалом.
Запомните: не стоит концентрировать на чем-то одном (будь то профессия, специальность, вуз). Всегда формируйте «запасные аэродромы», чтобы минимизировать риски. Включайте в список «желаний» несколько профессий (основная + смежные), несколько вузов и пр.
Преграда №5. Малое количество или полное отсутствие бюджетных мест в отношении желаемого профиля.
С каждым годом соотношение бюджетных и коммерческих мест регулируется Минобрнауки и собственными возможностями вуза. Притом поступить на бюджетный вакант оказывается непросто на фоне следующих обстоятельств:
- Слишком высокий и жесткий конкурс за место. Данное явление наблюдается, если на одно место претендует свыше 7-8 человек. Побеждает — сильнейший. Поэтому придется либо заранее побеспокоиться о подготовке и изучать дополнительно предметы ЕГЭ, необходимые для поступления;
- Слишком высокие проходные баллы (минимальные или средние). Здесь шансы на прием полностью зависят от успехов и результатов ЕГЭ конкурсанта. Притом вузы всегда указывают «минимальные баллы», позволяющие получить допуск к конкурсу. Они не гарантируют зачисления. Важно разобраться: сколько баллов достаточно для конкурса и сколько нужно для победы в нем. Лучше всего ориентироваться на среднестатистические показатели региона и конкретного вуза, итоги прошлой приемной кампании.
Полное отсутствие возможности обучения на бюджете будет лишь в одном случае: в вузе не предусмотрено таких мест в рамках конкретной программы обучение производится только платно, притом стоимость образовательных услуг может оказаться трудно подъемной для студента.
Поэтому важно иметь альтернативу, как по вузу, так и по специальности, а также стремиться к более высоким результатам ЕГЭ и ДВИ!
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Преграда №6. Вера в мифы, чудо и полное отсутствие фактчекинга.
Нередко при выборе вуза абитуриенты стараются изучить максимум отзывов о нем. Притом подобной информации они охотно и легко поддаются, верят, без каких-либо проверок данных. Выпускники и бывшие студенты описывают вуз со всех сторон притом одни могут положительно отзываться, а другие – обливать вуз грязью (из-за собственной неприязни). Отсюда и порождаются очередные слухи и мифы относительно приема, обучения, отчисления и всех иных нюансов пребывания в вузе.
Чтобы не запутаться в информации и не попасть в уловки мошенников, злоумышленников или просто обиженных людей, важно тщательно разбираться в информации. Для этого достаточно воспользоваться правилами фактчекинга. Как минимум, сопоставьте сведения по вузу из разных источников, сравните «показания», отсеивайте противоречия и сомнения, верьте только обоснованным фактам. Как гласит народная мудрость, не верьте в чудо – чудите сами (но обдуманно и взвешенно).
Не стоит слепо верить форумам, принимая отзывы бывших или потенциальных студентов за правду. Писать подобные комментарии могут даже конкуренты! Лучше всего оценивать вуз по статистическим показателям: качество подготовки, рейтинг, престиж, конкурс за место, профессорско-преподавательский состав, предприятия-партнеры (по возможности найти отзывы именно партнеров!) и пр. Верить фактам – надежнее и безопаснее, чем слухам и мифам, не так ли?
Преграда №7. Форс-мажор.
Никто не за страхован от всевозможных непредвиденных обстоятельств, которые могут не просто изменить траекторию действий, но и полностью сорвать планы. Какие форс-мажоры могут возникнуть у абитуриента?
К числу обстоятельств способных повлиять на ход поступления в колледже или вуз, можно выделить:
- Болезнь абитуриента, из-за которой он не в силах предоставить вовремя документы приемной комиссии или явиться на дополнительное испытание при вузе. Даже официальное подтверждение недуга не позволит перенести сроки действия отдельных мероприятий и правил. Поэтому стараемся высыпаться, полноценно питаться и поддерживать иммунитет. Если почувствовали недомогание – сразу же обращаемся ко врачу за назначением, терапией и пр. Пропускать ДВИ или не предоставить в намеченные сроки документы – просто недопустимо!
- Отзыв аккредитации или лицензии у вуза. Это самый наихудший вариант, притом порой предусмотреть его в период прима документов невозможно. Если изначально лицензия была действующей (как минимум на 1-2 года вперед), то «несчастье» может постичь студента во время обучения. От этого никто не застрахован. Если же лицензия была отозвана у учебного центра в период набора, то при таком раскладе абитуриенту предстоит оперативно найти иной вариант (учреждение) с интересующей его профессией, специальностью и пр., а вуз с отозванным разрешением не сможет производить набор и дальнейшую подготовку обучения;
- Банальное невезение. От «черной полосы» в жизни застраховаться невозможно. Даже если невезения ходят за Вами п пятам, не стоит расстраиваться или бездействовать. Главное – тщательно обдумать каждый шаг, действие, а в случае провала не расстраиваться и счесть такой исход за очередной жизненный опыт. Повторных попыток в следующих годах ведь никто не исключал, главное образовавшийся gap year использовать во благо: ликвидируйте пробелы и все недостатки, которые помешали поступить ранее.
Старайтесь избегать любых неприятностей и оперативно решать возникающие на пути к поступлению в вуз преграды. Адекватно и объективно реагируйте на все изменения, своевременно изучайте правила приема в вуз, следите за новостями (будьте во всеоружии), тогда вероятность негативного исхода и появления новых сложностей будет минимальна.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!