Согласитесь, что в целом студент (особенно первокурсник) не всегда видит отличия и грани между курсовой работой и отчетом по практике, преддипломной курсовой работой и ВКР, отчетом о лабораторной работе и отчетов о НИР и пр. В целом, все вполне логично: структура проектов будет во многом схожа, но наполнение – кардинально разным. Специалисты Disshelp подготовили ряд советов, которые облегчат выполнение любого студенческого проекта.
СОДЕРЖАНИЕ
Правило №1. Начните с выбора темы исследования.
Первым делом, после того как преподаватель озвучил необходимость подготовки определенного вида проекта в рамках изучаемой дисциплины, необходимо оперативно выбрать подходящую тему. Подходящая – означает совпадение интересов студента, требований специализации и осваиваемой дисциплины с рекомендациями педагога.
В данном случае студенту следует не оттягивать поход на кафедру и не откладывать знакомство со списком готовых тем. Чем быстрее он посетит данный отдел вуза, тем больше «ассортимент» готовых и утвержденных тем перед ним предстанет. Выбирая направление исследования, важно внимательно изучить весь список, постараться бегло проанализировать каждый вариант (оценить представления, привлекательность, посильность и пр.) и выбрать наиболее приемлемый вариант.
Выбор темы студенческой работы – важнейший этап, предопределяющий темп выполнения исследования и успех автора. Притом если в списке предложенных вариантов не оказалось интересуемого варианта (если студент уже знает, о чем он готов и желает писать в рамках постигаемого предмета и специальности), то можно переформулировать или самостоятельно сформировать наименование проекта.
Учтите, что тема студенческой работы будет тесным образом соприкасаться с рабочей программой по дисциплине, общим направлением обучения (специальностью). Данный момент особенно важен, если студент намерен самостоятельно формировать наименование проекта. Также следует учесть правила по самостоятельной формулировке темы исследования: краткость, емкость, простота.
Тема студенческой работы задает основное направление, отвечая на вопросы: что изучать и какую проблему предстоит решать?
Правило №2. Оперативное согласование и утверждение темы курсовой/дипломной или иной работы.
В любом случае после выбора темы автору предстоит пройти не менее важную процедуру: согласование с научным руководителем (чаще всего в его роли выступает педагог, который ведет предмет, или выбранный студентом работник/преподаватель университета) и утверждение на кафедре. О порядке утверждения темы мы писали в нашем блоге ранее.
В данном случае важно не просто подойти к педагогу с листочком, где будет написана выбранная тема. Важно для начала выбрать научного руководителя (который согласен и готов содействовать выполнению проекта), а также описать собственное восприятие намеченной траектории: что намерен изучать, что решать.
В идеале при согласовании и утверждении темы исследования студенту должен как минимум спроектировать ход работы, сформировав предварительный план. Притом он должен учитывать вид работы (курсовая работа, отчет по практике, реферат и пр.), глубину и ширину исследования, требования к проекту и пр. Притом перед проектированием и планированием работы следует предварительно изучить требования к ней.
После утверждения темы план проекта конкретизируется и также подлежит согласованию и утверждению научным руководителем. Только после этого шага следует приступать к непосредственному выполнению студенческой работы.
Правило №3. Запасайтесь материалами впрок.
Конечно, в век компьютерных и цифровых технологий поиск материалов не затрудняет жизнь студента или автора. Вместо посещения традиционных библиотек, многочасового изучения книг, студентам достаточно пару раз кликнуть мышкой, вбить тему в браузере и нажать кнопку «поиск» и за считанные секунды/минуты перед ними предстанет тысячный список подходящих ссылок.
Поиск материалов следует ограничивать. Первым ограничением станет план исследования с акцентом на дисциплину, проблему, ширину и глубину проекта. Вторым ограничением – общее количество первоисточников (минимальные требования по данному параметру можно найти в методических рекомендациях).
Этап работы с информацией |
Описание этапа |
Результаты |
1.Поиск источников информации | Всесторонний поиск информации, соответствующей или совпадающей с заявленной темой исследования, проблематикой, направлением обучения и дисциплиной, по рекомендациям наставники, анализ готовых работ по теме | Формирование общего списка подходящей литературы без распределения на важные/второстепенные |
2.Сортировка материалов | Оценка всех первоисточников и их классификация по степени важности, потребности, роли в исследовании | Формирование информационной базы, определение основных и второстепенных ресурсов |
3.Структурирование и систематизация данных | Распределение подобранной информационной и доказательной базы согласно плану НИР | Формирование чернового варианта проекта |
4.Оформление проекта | Корректура и редактура материалов с учетом заявленных регламентов и правил | Подготовка письменной работы к защите |
Учтите, больше ресурсов – не значит лучше. Важно подбирать материалы с учетом их качества, роли в исследовании. Об оптимальном количестве первоисточников в студенческих и научных работах мы писали ранее.
Несмотря на современные возможности в части подбора информационной базы студенческого исследования, новейшие или отдельные работы могут оказаться недоступными студенту: ограниченный поиск, закрытый доступ. Поэтому не стоит пренебрегать посещением внутривузовской библиотеки, где можно отыскать актуальные научные журналы и статьи, воспользоваться внутривузовской подпиской на научные площадки и библиотеки и подобрать оригинальные, наисвежайшие факты.
Учтите, что запасы научных журналов в библиотеке вуза может быть ограничено. Притом их не всегда выдают на руки. Чаще всего ознакомиться с ними моно в читальном зале. Как правило, учебные заведения выписывают подобные издания в единичных экземплярах. Поэтому не удивляйтесь, если свободных изданий не оказалось в наличии!
Приступая к поиску первоисточников в рамках утвержденной темы курсовой, дипломной работы или НИР, следует уточнить ряд дополнительных моментов:
- Требования к первоисточникам: срок публикации, качество, вид, минимальное или оптимальное количество ресурсов для раскрытия темы и пр.;
- Рекомендации научного руководителя: наиболее приоритетные авторы, надежные площадки по поиску и пр.
Упростить поиск информационной базы исследования можно посредством банального анализа готовых или ранее защищенных работ. Их можно найти на кафедре, попросить у научного руководителя, найти в Интернете.
Учите, что весомыми, важнейшими и основополагающими будет не более 2-3 работ, все остальные – вспомогательные, которые дополнят основную базу и суждения автора фактами, помогут в определении тенденций и поборе решения и пр.
Правило №4. Проверяйте все первоисточники и отбирайте приоритетные.
Подбор ресурсов при написании студенческих работ – важнейшая и ответственная миссия. В данном случае стоит ориентироваться не на количество первоисточников, а на их качество.
Курсовая или дипломная работа будет выполнена на отлично при соблюдении следующих условий:
- Все ресурсы напрямую соприкасаются с заявленной темой и поставленной проблемой исследования: описывают ее, предоставляют конкретные факты, позволяют отметить и оценить тенденции и пр.;
- Все материалы являются актуальными, а на долю справочной, учебной информации отводится минимум (дата их публикации не столь важна);
- Все собранные факты, аргументы достоверны и не вызывают сомнений, противоречий. Только на основе достоверных материалов можно обосновать авторскую позицию и выработать эффективное решение.
Самая простая схема по проверке первоисточников выглядит следующим образом. Сначала автор оценивает их уместность в рамках темы, определяя роль и значимость каждого материала (полезный или бесполезный, первичный или вторичный), затем анализирует дату публикации и определяет актуальность данных, а после сравнивает факты с иными ресурсами и аналогичными исследованиями (при совпадении ключевых параметров материал считается надёжным и достоверным).
Проверка первоисточников возможна с самого начала поиска. Важно изучать все материалы и сравнивать их между собой.
Правило №5. Начните писать проект с основной части на основе подготовленного плана исследования.
Не торопитесь следовать типичной структуре студенческой работы и готовить сначала титульный лист, оглавление, введение. Если первые два элемента носят больше формальный и оформительский характер и могут подождать, то написание вводной части целесообразно производить только по мере выполнения непосредственного изыскания – изучения и писания темы.
Поэтому не стоит мучаться. Сразу же приступайте к написанию основной части согласно утверждённому плану. Первым делом изучите все подобранные первоисточники и сформируйте теоретическую главу, а затем на ее основе приступайте к практической части (чаще всего она основывается на изучении реалий, текущей обстановки и пр.).
Основная часть – это то, что проделал и получил автор. Только при ее анализе можно подготовить введение – отметив, логику и ход исследования, а затем заключение – подчеркнув степень достижения цели и полученные результаты. Без подготовки и проработки теоретической и практической главы студенческой работы написать и оформить вводную и заключительную части невозможно!
Правило №6. Ликвидируйте дублирование данных в тексте студенческой работы.
Написание курсовой, исследовательской, дипломной или научной работы предполагает последовательное отражение фактов с учетом логичности и связности. Поэтому важно исключить повторение одного и того фрагмента в тексте изыскания.
Обратите внимание, что прибегать к использованию одного и того же ресурса можно и нужно! Ссылки на один и тот же первоисточник будут повторяться, но задействованные факты, моменты – нет. Только так формируется база исследования, основная мысль и пр. Копировать или цитировать один и тот же абзац несколько раз на протяжении работы не стоит. В данном случае повторение демонстрирует бессилие и невнимательность автора, неумение грамотно пользоваться первоисточниками и развивать гипотезу.
Задействуйте конкретный факт единожды, максимум два раза в исследовании. В выводах допустимо упоминание установленных тенденций, но в строгой увязке с дальнейшими действиями и новыми результатами.
Правило №7. Обратите внимание на последовательность, логику и связность текста: переходы, выводы.
Написание студенческой работы предполагает отражение общих и конкретных тенденций по теме с формированием авторской позиции. В данном случае важно сделать так, чтобы переходы от одного факта к другому, одного этапа к следующему был незаметен. Согласитесь, что скачки с одного термина на другой, точечное изучение правил, законов, достижений не позволит раскрыть тему ясно.
Обратите внимание на наличие и достаточность, корректность переходов, выводов. Важно сделать их емкими, но аргументированными, подчеркивающими связь между реализованной работой и намеченными действиями.
Чтобы текст студенческой работы получился логичным и последовательным, постарайтесь пересказать его связно, доступно, понятно, подчёркивая роль каждого аргумента, разъясняя его и пр.
Правило №8. Разнообразьте подачу текста.
Несмотря на довольно суровые требования к оформлению курсовой, дипломной или иной работы, ни один научный руководитель и регламент не приветствует монотонность. Описание результатов исследовательской мысли должно быть понятным, доступным и разнообразным. Это означает, что студент должен отражать данные не только словами, но и с помощью графиков (где можно ярче и проще отметить изменения, тенденции, пересечения и пр.), таблиц (грамотно скомпоновать показатели и отметить общие тенденции, проблему).
Важно отметить, что преобразование материалов в новый вид позволяет оптимизировать объем студенческой работы: при необходимости сократить или увеличить, конкретизировать отдельные моменты и обратить на них особое внимание и пр.
Оформление студенческой работы посредством одного текста без использования графических и табличных материалов может повлечь за собой недопуск к защите и доработку исследования, снижение итоговой отметки на защите. Поэтому важно изначально грамотно выбирать способ визуализации данных. О правилах подачи информации в тексте студенческих и научных работ мы уже писали и: когда и как применять таблицы, для чего нужны графики и пр.
Правило №9. Учитывайте особенности подготовки теоретической и практической главы: соотнесите их роль.
Данное правило предполагает, исключение дублирования информации и четкое определённое роли и особенностей каждого из разделов.
Теоретическая глава должна разъяснять основные моменты и правила, методы и действия, которые помогут автору в раскрытии темы. Практическая глава формируется на основе теоретической, то есть студент должен реализовать описанные каноны, действия и оценить с их помощью текущее положение дел (в науке, на практике и пр.).
Фактически, первая глава выступает «методической рекомендаций» или инструкцией по подготовке практической. При этом теория – носит общий, описательный характер, а практика – проверочный, диагностический, реализующий. В данном случае дублирование информации исключено: теория формируется на основе готовых первоисточников и их анализа, а практический раздел – на основе конкретных действий автора с реальными данными.
Правило №10. Соотносите объем и пропорциональность частей.
Написание студенческой работы требует не просто грамотной интерпретации собранных фактов, первоисточников, но и их умелого распределения по тексту с учетом общего объема и пр. Студенту предстоит подготовить равномерный текст, где будет наблюдаться примерно одинаковое соотношение глав, подпунктов и пр.
При явном нарушении принципа соразмерности разделов, проект будет выполнен неравномерно: доказательная и информационная база будет «перекошена», акцент смещен. Даже с сохранением логики исследования необходимо четкое и поэтапное, планомерное распределение фактов. Недопустимо отражение основных аргументов в одном разделе и отсутствие фактов в остальных частях.
Правило №11. Не копируй чужие работы и труды – побереги уникальность текста.
Важно использовать первоисточники только по предназначению и с учетом принципа уместности (в рамках утвержденного плана). При этом не стоит забывать о том, что студенческие и научные работы подвергаются проверке на плагиат. Поэтому не торопитесь слепо копировать готовые фрагменты и вставлять их в нужной последовательности. Для подготовки качественного и уникального материала придется постараться и тщательно переработать все первоисточники, грамотно преподнеся их в нужном свете, научном стиле, воссоздав конкретную логику повествования и пр.
Копирование в студенческих работах демонстрирует лишь неумение автора пользоваться материалами, преобразовывать и подавать их в соответствующем свете и виде, а также подчеркивает лень и низкий уровень заинтересованности, самостоятельности при подготовке проекта. Поверьте, за такой ход по головке е погладят.
Правило №12. Грамотно и корректно используйте цитирование.
Если копирование материалов в целом запрещено при подготовке студенческих и научных работ, то цитирование допустимо, но в разумных пределах.
Цитирование не должно замещать иные варианты использования первоисточника. Притом этот прием призван лишь повысить весомость заявленных фактов, авторской позиции, состоятельность гипотезы. Несмотря на то, что цитаты в меньшей степени сказываются на оригинальности текста, полагаться на этот способ подачи данных следует осторожно.
Лучше всего, чтобы в одной главе присутствовало од 2 цитат. Притом следует учесть правила по их оформлению: прямая или косвенная речь, оформление ссылок и сносок, стиль цитирования и пр.
Обязательно уточните и перепроверьте автора цитаты и корректность отражения сведений о нем.
Правило №13. Структурируйте материалы с учетом методических рекомендаций и правил по оформлению проекта, вида исследования.
Черновой вариант – еще не гарантия успеха. Как правило, он содержит массу ненужных фактов, описаний, «лирических отступлений» и не учитывает требования по оформлению. Поэтому по мере проведения основной части исследования важно грамотно структурировать полученные результаты.
В этом деле целесообразно полагаться на план проекта, методические рекомендации по выполнению работы, посильные и приемлемые способы подачи информации.
Особое внимание при оформлении текста студенческой или научной работы следует уделить следующим моментам:
- Четкая структура, наличие обязательных элементов и граф: классификация данных по главам, подпунктам;
- Особенности подачи и оформления текста: стиль, шрифт, разметки, выделения, расположение заголовков и пр.;
- Правила оформления ссылок, сносок, списка библиографии, цитат и иных списков;
- Учтите принцип соразмерности текста;
- В работе обязательно должны присутствовать обоснованные выводы, подчеркивающие достижения автора, его позицию и состоятельность гипотезы.
Не отклоняйтесь от обязательных требований по оформлению исследования. Нарушение установленных нормативов чревато недопуском к защите.
Правило №14. Самоанализ работы.
По мере подготовки исследования до его сдачи на проверку целесообразно провести самоанализ. Данный шаг следует проводить не сразу же после оформления проекта. Важно дать организму небольшую передышку (хотя бы час), чтобы восстановить силы и собрать всю волю в кулак, максимально сконцентрироваться н качестве проекта.
Самоанализа студенческой работы предполагает внимательное перечитывание и анализ подготовленного материала непосредственно автором. В данном случае можно оперативно заметить явные огрехи в оформлении, ошибки и описки в тексте, нарушение связности текста, обоснованность выводов и логическая завершенность исследования и пр. Выявленные недостатки студент может быстро ликвидировать путем доработки. Притом научный руководитель и нормоконтролеры уже не встретят этих огрех, а значит – замечаний будет меньше.
Качественный самоанализ студенческой работы – не пятиминутное дело. Важно внимательно вчитываться и переосмысливать написанное. Если автор не в силах провести данный этап, то он может обратиться к научному руководителю, который проверит и укажет на явные недостатки.
Правило №15. Вовремя сдавайте материалы на проверку.
Научный руководитель, как правило, курирует не 1 проект, а как минимум с десяток студенческих работ (а чаще всего больше). Поэтому важно своевременно сдавать материалы на проверку. Если куратор установил определенный режим, график сдачи проекта на проверку, то не стоит им пренебрегать.
Во-первых, проверка исследования по частям позволит увидеть мелкие недочеты и огрехи. Во-вторых, своевременная проверка гарантирует оперативное устранение недочетов и получение допуска к аттестации. В-третьих, поэтапная или проверка материалов по графику облегчит участь научного руководителя, поможет ему быстро проводить «наставническую» работу, помогать подопечным в совершенствовании проекта и пр.
Вовремя проверенный материал – гарантия успеха автора.
Правило №16. Доверяйте научному руководителю и не пренебрегайте его мнением, замечаниями, советами.
Научный руководитель – борец за качество исследования и проводник автора. Только он понимает студента и разделяет его рвение к раскрытию темы, выбору ракурса и фокуса изыскания, содействует грамотному и оптимальному «расследованию», помогает подобрать достойное решение и пр.
Не стоит воспринимать замечания и критику в штыки. Учтите, как недочеты, выставленные куратором, так и рекомендации по подаче информации, направлению отдельных моментов, совершенствованию работы. Более того, именно научрук формирует рецензию и/или отзыв на проект, где укажет все плюсы и минусы, а также отметит достойную отметку (рекомендованную и заслуженную) автором.
Кто, как не научный руководитель проекта, объективно оценит усилия, подготовку студента и полученный им результат, ведь ближе и теснее никто с ним не контактировал в ходе выполнения изыскания.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Правило №17. Тщательно планируйте ход выполнения НИР с учетом обозначенных сроков.
Как правило, студенты, зная о необходимости и обязанности по выполнению курсовой или научно-исследовательской работы, задумываются и приступают к ее подготовке в последний момент. В этом случае спешка, ошибки, замечания — обязательный атрибут. Притом не факт, что выполненный «на скорую руку» материал будет допущен к защите и получит положительную отметку.
Поэтому следует тщательно спланировать ход действий и график выполнения НИР, ориентируясь на сроки сдачи материалов на промежуточные проверки, дату защиты исследования.
Планирование хода выполнения студенческой работы положительно сказывается на нагрузке учащегося, качестве исследования и результатах защиты. Данный ход позволяет избежать проблем с допуском проекта к защите, вовремя сдать материал без спешки и паники, нормализовать ежедневную нагрузку.
Правило №18. Проверяйте уникальность студенческого проекта по требуемой вузом программе.
Все серьезные исследования, проводимые студентами, подлежат обязательной проверке на плагиат. Данное требование не распространяется только на выполнение рефератов и докладов.
В домашних условиях автор может проверить оригинальность подготовленного текста доступными инструментами и средствами с помощью онлайн-сервисов. Но учтите, что настройки каждого ресурса отличаются и могут не совпадать с требованиями вуза.
Все студенческие работы подлежат проверке ни уникальность по программе Антиплагиат.ВУЗ, притом перечень подключаемых модулей утверждается каждым учебным заведением самостоятельно.
Самый простой способ проверить работу на уникальность – предоставить е на кафедру и получить отчет по проверке с соответствующими недостатками. Проект придется довести до ума (то есть корректировать до тех пор, пока не будет преодолен утвержденный минимум).
Неоригинальный проект не будет допущен к аттестации!
Правило №19. Подготовьтесь к защите исследования.
Написать студенческую работу – не значит гарантировать себе успех. Помимо оформленного материала, автору предстоит сформировать дополнительный пакет документов, который подчеркнет основной ход и результаты исследования, характеристику и качество исследования, уровня подготовки автора, уровень самостоятельности и ответственности.
В составе пакета сопутствующих документов, прилагаемых к студенческой работе, будут присутствовать:
- Отзыв на проект;
- Рецензия от научного руководителя на студенческую работу;
- Индивидуальное задание;
- Презентация.
Для облегчения выступления на защите студент может подготовить доклад или защитную речь, которая выручит его в трудный час.
Правило №20. Упрощайте ход выполнения студенческой работы всеми посильными и доступными способами.
Чтобы написание и оформление курсовой, дипломной или иной работы не пошло во вред текущей успеваемости, моральному и физическому здоровью студента, важно грамотно распределить нагрузку и сделать поставленные задачи посильными.
Самый простой способ облегчить процесс написания студенческой работы – проанализировать готовые исследования и определить подходящие первоисточники, логику НИР, особенности подачи текста и пр.
Упростить ход выполнения исследования можно посредством обращения за помощью к друзьям или сторонним специалистам (под грифом строгой секретности), которые возьмут часть обязанностей или полностью миссию по выполнению проекта на себя, гарантируя высокое качество материалов, конфиденциальность данных, обозначенные сроки.
Таким образом, подготовленные нами правила подойдут для выполнения любого исследования и гарантируют автору успех на защите. Убедитесь в этом лично!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
вот посмотришь со стороны и кажется, что все так просто. Начинаешь делать проект и возникает масса вопросов «А это что? А это куда? А с этим как?», а когда получаешь кучу замечаний от научного руководителя и критику, то вообще весь энтузиазм сводится к 0. Статья правильная, общая. Хорошо что у вас в блоге можно найти дополнение к ней, уточнения. Вот все вместе упрощает работу над проектом)
Добрый день, Агния! Возможно вас также заинтересует данная статья: https://disshelp.ru/blog/obem-studencheskoj-raboty-ot-chego-on-zavisit-kakie-standarty-sushhestvuyut-kak-napisat-proekt-s-optimalnym-obemom/
отличная инструкция на все случаи жизни. Подойдет для выполнения курсовой и дипломной работы. только важно уточнить, что несмотря на одни и те же действия, глубина и ширина исследования будет разниться. Поэтому где-то потребуется больше материалов и усилий, а где-то меньше. Но в целом эти советы очень хорошо работают и позволят легко заработать как минимум четверку за исследование.
универсальные, но очень дельные советы. Порой не всегда вспоминаешь о простейших правилах, но благодаря таким блогам все встает на свои места)