Наверняка каждый из Вас не раз задумывался, почему у разных образовательных заведений при одних и тех же стандартах, правилах и законах действуют различные требования по отношению к абитуриентам, имеются особенности в приемной кампании? Давайте же разбираться, как вузы определяют перечень вступительных испытаний, устанавливают «проходную планку» в рамках отбора.
СОДЕРЖАНИЕ
Правила приема в вуз: общие или индивидуальные?
Казалось бы, по всей стране действуют одни и те же законодательные акты, правила, регламентирующие процесс поступления в колледж или высшее образовательное заведение. Так почему же нет одного унифицированного документа, а в каждом «монастыре свой устав»?
Согласно действующим концепциям, каждый учебный центр вправе «персонализировать» правила приема под себя с учетом своего положения и возможностей, но при этом должны быть соблюдены общие требования и параметры. Отсюда и вытекает, что правила приема носят общий характер, прописывая схему или траекторию абитуриента, обязательные этапы и экзамены, перечень документов, но каждое заведение адаптирует их под «себя», прописывая дополнительные критерии.
Отсюда и происходит «персонализация» общих правил приема, которые выступают в качестве стандартных (унифицированных) и индивидуальных критериев отбора поступающих. В любом случае данные требования выполняют конкретную миссию:
- Позволяют отобрать на каждое направление наиболее подходящих кандидатов, имеющих хорошую базу знаний;
- Бюджетные места достаются лишь тем, кто хорошо работал и готовился на протяжении многих лет, заслужил свое «место под солнцем»;
- Конкретизируют количество доступных вакантов с учетом возможностей вуза и потребности отрасли во избежание избытка квалифицированных специалистов определенной профессии, регулируя тем самым отношения по принципу «хочу (желания абитуриента) – могу (подготовка поступающего) – буду (предложения вузов)»;
- И т.д.
Стандартная схема приема абитуриентов выглядит следующим образом: учебное заведение публикует правила приема – абитуриент знакомится с ними, изучая основные моменты – поступающий собирает пакет обязательных документов и предоставляет их приемной комиссии в установленные сроки – при необходимости проходит ДВИ – ожидает результатов отбора – поступает/не поступает.
Общие параметры, действующие в отношении абитуриентов согласно текущим правилам приема
Давайте проанализируем основные моменты отборочного этапа, действующего на базе колледжей, вузов и определим общие моменты, распространяющиеся на все учреждения.
Приемная кампания базируется на следующих понятиях и моментах:
- Категория «абитуриент». Под этим термином поступают непосредственно то лицо, индивида, которые планирует и намерен освоить определённую профессию. Здесь существенных ограничений нет – подавать документы в вуз может каждый желающий, имеющий за плечами как минимум среднее полное образование. Для ссузов достаточно предъявить аттестат за 9 классов, для вузов важен аттестат за 11 классов школы. Также возможно поступать на основе уже имеющегося профессионального образования – дипломов колледжей и вузов.
- Перечень обязательных документов, представляющий собой основные файлы, характеризующие личность и подготовку поступающего: паспорт (ФИО, прописка), документ об образовании (уровень подготовки, характеристика учащегося), результаты ЕГЭ (важно для вузов, так как демонстрирует уровень подготовки по профильным предметам, соотносящимся с направлением подготовки), результаты медкомиссии (оценка состояния здоровья, наличие противопоказаний для определенных профессий, уровень физического развития кандидата на место и пр.) и пр. Отсутствие или «просрочка действия» даже одного, казалось бы незначительного файла, не позволяет получить допуск к конкурсу, поэтому будьте максимально ответственны и внимательны, проверяйте «сроки годности» каждого файла;
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- ДВИ. Дополнительные испытания могут быть обязательными и утвержденными в отношении конкретных специальностей со стороны Минобрнауки, а также добровольной инициативой вуза с целью отбора сильнейших претендентов и подготовки более качественны кадров для отрасли.
- Проходной балл. Под ним понимают суммарное количество баллов по всем ЕГЭ и ДВИ. От их количества зависит судьба абитуриента, его возможности по участию в конкурентной борьбе, положение в рейтинге поступающих и вероятность поступления на бюджет/контракт.
- Льготы, квоты и пр. Данные понятия являются некими привилегиями для поступающих, которые позволяют сузить «конкурентный круг» и повысить шансы на зачисление. Для их подтверждения необходимо предъявить дополнительный документ, удостоверяющий право на пользование льготами/квотами, их действие и основание для использования.
- Вариант предоставления документов. В настоящее время доминирует дистанционная форма приема, когда поступающий направляет документы в цифровом/отсканированном виде в вузе, а после прохождения конкурса получает «приглашение» и вместе с согласием о зачислении предоставляет оригиналы (лично, по почте и пр.).
- Сроки приема документов. Период действия приемной кампании един для всех учреждений. Важно их учитывать, так как никто не станет ждать, «прощать» погрешности и пр. Притом все учреждения обязаны в конкретные даты вывешивать списки рекомендованных к зачислению и приказ о зачислении.
Указанные 4 категории утверждены на законодательном уровне и являются обязательными к исполнению. В отношении них можно выделить следующие общие моменты:
- Абитуриентом может быть любое лицо без ограничения в возрасте, но получить высшее образование бесплатно (в рамках каждой ступени образовательной иерархии: бакалавр, магистр/специалист, аспирант) можно только 1 раз в жизни;
- Количество дипломов о высшем образовании может быть не ограничено: поступать можно хоть каждый год или по мере каждого выпуска на разные профили, осваивать их и пр. Но учтите, что каждое последующее образование в вузе будет возможно только на коммерческой основе;
- Поступить в вуз без ЕГЭ невозможно. Пока что исключением могут стать лишь основания для заочников и дистанционщиков, где вместо ЕГЭ можно пройти внутренние испытания (по тем же предметам, что и нужны для комбинации ЕГЭ по профилю).
Индивидуальные параметры приема в ссузах и вузах
Каждый вуз обязан следовать четким регламентам: предоставлять услуги соответствующего качества, прививать студентам конкретные знания и навыки, пригодные для работы и пр. Но при этом у него есть право устанавливать дополнительные критерии отбора поступающих.
К данной категории параметров отборочного тура относят:
- Определение количества бюджетных и коммерческих мест;
- Определение годовой стоимости обучения и варианты оплаты (частями, полная сумма и пр.);
- Конкретизация минимальных проходных баллов и выведение среднестатистического порога на основе результатов прошлых приемных кампаний;
- Определение перечня вступительных испытаний для каждого факультета, специальности – утверждается список дисциплин и минимальный балл по каждой из них;
- Утверждение перечня документов, необходимых для подтверждения льгот/квот, возможности их использования (количество выделенных мест);
- Условия зачисления вне конкурса: список лиц и котируемых достижений в учебе, позволяющих поступать без участия в конкурсе: призеры олимпиад, внутривузовские олимпиады и пр., перечень сопутствующих документов;
- Список дополнительных испытаний с уточнением: специальность – формат экзамена (устный/письменный/тест, очный/заочный/онлайн) – предмет – расписание ДВИ;
- И т.д.
От чего зависят правила приема и отбора абитуриентов?
Каждый ссуз или вуз учитывает два основания при отборе конкурсантов: общие (обязательные) и частные (индивидуальные).
Как мы отмечали выше, общие стандарты утверждены Минобрнауки и обязательны к исполнению. Индивидуальные параметры предполагают учет «внутренних» факторов:
- Вид учебного заведения и его местоположение: главный корпус или филиал, город-миллионник или небольшой населенный пункт;
- Наличие квалифицированных педагогов, способных подготовить кадры для конкретной отрасли на соответствующем уровне;
- Уровень загруженности педсостава;
- Материально-техническая база учебного заведения: наличие специального оборудования, лабораторий, современных инструментов для становления специалистов конкретной отрасли;
- Финансирование со стороны государства (сколько бюджетных мест профинансировано из средств государственного бюджета),
- Сколько мест может быть предоставлено на коммерческой основе с учетом материально-технических ресурсов (свободные места аудитории и пр.) и подготовки профессорско-преподавательского состава;
- Среднестатистические показатели региона, в котором располагается вуз или его подразделение: средний балл ЕГЭ выпускников, потребности рынка труда, рекомендации работодателей и предприятий-партнеров и пр.;
- Рейтинг и престиж вуза в стране и регионе, городе;
- Качество подготовки, состав образовательной программы и отзывы выпускников, уровень трудоустройства дипломированных специалистов в рамках освоенной профессии;
- и пр.
Как правило, перечень вступительных испытаний, от которых, по сути, и зависит исход приемной кампании, утверждается исходя из следующей ситуации: разработанные Минобрнауки параметры (дисциплины и их комбинации), рекомендации и инициатива вуза (в части проведения ДВИ).
Поэтому не стоит сильно удивляться, почему одна и та же специальность может иметь разные характеристики и требования для поступающих в разных вузах. Выбирайте оптимальный для себя вариант: посильную программу, подходящие условия обучения и качество подготовки с учетом проходных баллов, стоимости профстановления и пр.
О том, как правильно выбрать будущий вуз или профессию, мы писали ранее. Можете почитать на досуге, чтобы понять последовательность мыслей и действий, оценить взвешенность решения. Остались вопросы – задавайте, Мы готовы к диалогу и поделимся как личным опытом, так и просто дельным советом.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!