В последнее время отмечается рост открытий и инноваций, активное развитие научного и технического прогресса. Но продолжение данных тенденций немыслимо без подготовки специалистов соответствующего уровня, которые могли бы умело пользоваться багажом знаний и развивать новые тенденции в науке и отрасли. Столь кардинальным переменам содействует аспирантура и соискательство, позволяющее постичь исследовательские и инноваторские азы вместе с учено степенью «кандидат наук».
СОДЕРЖАНИЕ
Кому и для чего нужна современная аспирантура?
Согласитесь, что сегодня иметь за плечами статус исследователя или учёного – уже не столь специфично и удивительно. В последнее время отмечается повышение спроса на аспирантские программы. На самом же деле данная ниша оказывается целесообразной и необходимой далеко не для каждого практикующего или дипломированного специалиста.
Целесообразность поступления в аспирантуру чаще всего определяется личными мотивами дипломанта:
- Интерес к науке и учебе;
- Желание саморазвиваться и самоутверждаться на фоне высокой подкованности в профессии;
- Стремление совершенствовать науку, отрасль и развивать инновационные тенденции;
- Стремление к научной репутации и изобретениям, получению дополнительного дохода от патентов, авторских прав и пр.
Но далеко не всегда целесообразность оправдывает ожидания аспиранта, а завершение обучения на базе аспирантуры оказывается пригодным на практике. Поэтому необходимость освоения данной ступени проявляется в таких аспектах, как:
- Научная карьера и рост в научной среде не всегда сопровождается карьерным продвижением. Поэтому согласно многочисленным социологическим и статистическим исследованиям, поступление в аспирантуру вызывается требованиям работодателя, спекулирующим возможностями продвижения по карьерной лестнице и ростом дохода: для занятия руководящего поста важно как минимум наличие магистерского образования, в идеале – диплом аспиранта;
- Для внедрения инноваций на практике важно иметь защищенную диссертацию (затрагивающие эти самые инновации). Притом чаще всего разработки продвигаются именно на объекте исследования;
- Продолжение развития отрасли на фоне последних тенденций и новых возможностей. Важно отметить, что этот фактор «необходимости» очевиден и посилен не для всех, а для эрудированных экспертов с широким кругозором, богатой фантазией и стремлением к инновациям.
Таким образом, поступать в аспирантуру без желания развиваться и совершенствоваться, без грамотной и правильной мотивации бессмысленно. Но если шаг вперед к началу научной карьеры уже сделан, отступать назад не стоит.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Современный статус аспирантуры и аспиранта
Всем мы знаем, что согласно Болонской декларации в системе высшего образования принято выделять три образовательные ступени: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Но в отечественном понимании третья и наивысшая ниша имеет ряд специфических черт, как на законодательном, так и неформальном уровнях (в рамках ее восприятия окружающими).
Во-первых, в России аспирантуру принято относить не к системе по профессиональной подготовки, то есть воспитанию нового специалиста, а как к послевузовскому образованию – дополнительная ниша, призванная усовершенствовать познания и навыки дипломантов. В этом проявляется первая специфическая черта ее статуса.
Во-вторых, статус аспиранта двояк. С одной стороны – это учащийся аспирантуры, который должен проходить специальное обучение в рамках действующих образовательных программ. С другой стороны – аспирантура призвана воспитывать будущих ученых, кандидатов наук, поэтому доля теории сведена к минимуму, а основной акцент делается на исследовательской деятельности и научных работах.
В-третьих, в отдельных случаях аспирантурой пользуются и в корыстных целях, придавая ей новый статус и роль – освобождение от службы в армии на период обучения. Данная льгота действует в исключительных случаях, когда аспирант соответствует конкретным требованиям: учится по очной аспирантской программе, находится в призывном возрасте, осваиваемая им программа имеет государственную аккредитацию.
В-четвертых, миссия аспирантуры – подготовка научных работников и педагогических кадров, специалистов высшей квалификации, способных применять современный инструментарий, развивать новейшие тенденции и внедрять их. В этом проявляется очередной статус рассматриваемой образовательной ступени: выпускники могут трудиться, как в сугубо научной нише (изобретения, патенты), так и преподавать в вузах в рамках освоенных ими в совершенстве (по аспирантской программе) дисциплин, научной специальности и соответствующей ей научной области.
Среди специфических черт аспиранта можно отметить следующие моменты, подчеркивающие уникальность его статуса:
- Аспирантура – это не профессиональная, а научная ниша, воспитывающая инноваторов и реформаторов. Соответственно аспирант – это исследователь, стремящийся к совершенствованию среды и науки;
- Аспирант – это уже состоявшийся дипломированный специалист в конкретной отрасли и сфере. То есть обрести данный статус сможет не каждый желающий, а только дипломант!
- Аспирант – это не просто теоретик, а самый настоящий экспериментатор, который должен проверить выдвинутую гипотезу, предположение или решение проблемы лично, на практике. То есть аспирант «отвечает» за каждое свое слово;
- Аспирант – это будущий ученый, результатом которого будет научная работа, диссертация с конкретным ценным новшеством. То есть автору аттестационного проекта недостаточно просто подобрать правильны механизм, для него важно разработать новый (на основе нескольких старых и пр.) и показать его эффективность, возможности применения. Тот есть цели, масштабы исследования аспиранта гораздо шире чем у специалистов и магистрантов.
Таким образом, аспирантура призвана усовершенствовать знания, навыки дипломантов и оказать содействие в развитии отрасли, науки с акцентом сугубо на актуальные проблемы и темы, с учетом уже имеющихся достижений и опыта. Здесь происходит воспитание не профессионалов, а экспертов высшего уровня с научным уклоном.
Современный аспирант должен обладать глубокими знаниями по теме исследования, быть в курсе последних практических и научных событий в рамках исследуемой проблемы, не бояться экспериментировать и проверять собственные идеи, стремиться к более высоким, но посильным и реалистичным результатам.
Особенности поступления в современную аспирантуру
Правила приема на аспирантские программы кардинальным образом отличаются от традиционных требований, выдвигаемых к абитуриентам, устремившихся на покорение бакалавриата и магистратуры. В данном случае целесообразно выделить следующие особенности.
Первая специфическая черта приема в аспирантуру кроется в требованиях, выдвигаемых к будущим исследователям. Поступающий обязан иметь за плечами высшее профессиональное образование не ниже специалитета или магистратуры. Притом данный факт должен быть подтвержден документально. Притом когда было получено образование – не имеет значения ( в данном случае у диплома не т срока годности). Главное – наличие профессии и средней подготовки, минимальные навыки проведения исследований.
Во-вторых, приемная кампания в аспирантуру основывается на внутренних испытаниях, проводимых при университете. Здесь не требуется проходить ЕГЭ, нет никаких комбинаций и пр. Схема поступления в аспирантуру классическая и действует фактически с момента ее основания в России. Она предполагает прохождение трех испытания с акцентом на выбранный научный профиль:
- Экзамен по истории и философии наук (основной акцент будет делаться на той научной области и дисциплинах, которые соответствуют выбранной научной специальности);
- Иностранный язык (где важно понимание не общей иноязычной речи, а преимущественно профессиональной литературы, научной литературы по теме исследования и научной среде);
- Профессиональное испытание – строго по профилю в рамках ключевого предмета.
Вступительная программа реализуется поэтапно. На каждый экзамен выделяется отдельный период проведения с требованиями: предварительное предоставление реферата или эссе, устный или письменный экзамен, собеседование и пр.
Условия приема едины для всех поступающих. Будущим аспирантам важно лишь уточнять график проведения испытаний и вовремя их проходить. Чтобы подготовиться к ним, важно вовремя запрашивать в вузе перечень приблизительных вопросов и заданий, решать задания прошлых лет, по возможности посещать дополнительных подготовительные курсы и пр.
Таким образом, правила приема в аспирантуру едины для всех. Они действуют на протяжении всего периода существования данной ниши и фактически не подвергались серьезным коррективам. То есть конкурсный отбор в целом никто не отменял!
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие формы обучения действуют в современной аспирантуре?
Колоссальных перемен в данном сегменте не произошло. Традиционные форматы как действовали изначально, так и доступны сейчас. То есть очная и заочная аспирантура успешно действует и реализует соответствующие программы.
Из последних новшеств на базе «третьей ступени» образования можно отметить появление и практически повсеместное распространение дистанционного варианта обучения с возможностью онлайн-защиты диссертации. Данная мера была внедрена на фоне роста пандемии, после чего успешно прижилась и остается востребованной.
Важно отметить, что аспиранты имеют право смены формы обучения в случае острой необходимости, при наличии весомых оснований. Для этого достаточно обсудить детали перевода с научным руководителем, профильной кафедрой и деканатом/ректоратом вуза, подать соответствующее заявление. Учтите, что при смене формы обучения измениться и порядок подготовки аспиранта, сроки обучения, но при этом требования к качеству исследований, качеству образования останутся прежними!
Не путайте соискательство с заочной или дистанционной аспирантурой! Данные категории абсолютно разные: статус исследователей на период выполнения диссертации разнится, полномочия – разные, совпадает лишь цель – получение ученой степени.
Также целесообразно выделить еще два вида пребывания в аспирантуре: на бюджетной и коммерческой основе. В данном случае разнятся лишь финансовые составляющие: при бюджетном обучении – пребывание аспиранта при вузе финансирует государство, в случае с платным становлением ученого – он платит за соответствующие услуги вуза сам. Более того, аспиранту-бюджетнику при положительной репутации, успеваемости полагается стипендия.
Таким образом, условия обучения на базе аспирантуры в целом совпадают с правилами обучения на бакалавриате, специалитете или магистратуре. В данном случае аспирантские программы действуют очно, заочно и дистанционно, на бюджете и коммерции. Правила пребывания в рамках каждого формата идентичные (общие), но требования к качеству исследований, глубине погружения в предметы у аспирантов будут жестче.
Особенности учебного процесса в аспирантуре
Образовательные программы аспирантов имеют ряд сходств и отличий по сравнению с традиционным высшим профессиональным образованием (когда речь заходит о бакалавриате, специалитете и магистратуре).
Во-первых, учебный процесс очников и заочников основан на групповом подходе. В данном случае действует общая комбинация предметов в рамках теоретической, научной подготовки по более глубокому погружению в профиль. Занятия проходят согласно утвержденному расписанию, в рамках учебного плана. Самыми популярными видами аудиторной работы выступают лекции, практикумы, лабораторные работы.
Во-вторых, траектория каждого аспиранта обретает индивидуальность лишь в рамках проведения научного исследования по теме диссертации. То есть в данном случае ново испеченный исследователь-реформатор самостоятельно погружается в соответствующие азы, детали, научные каноны и достижения, проводит эксперименты и иные опыты, исследования для проверки выдвинутой гипотезы/решения и пр. В данном случае будет действовать «отдельное расписание» — индивидуальный план обучения аспиранта с констатацией этапов выполнения исследования, проведения теоретических и прикладных мероприятий, формирование отчетов по результатам НИР и их защита на профильной кафедре и пр.
Помимо этого, каждый аспирант обязан пройти научную (педагогическую) практику, подготовив соответствующий отчет к защите.
Очное обучение |
Заочное обучение |
Дистанционное обучение |
|
Вступительные испытания |
История и философия науки, иностранный язык, профильная дисциплина. Конкурсный отбор
|
||
Посещаемость занятий |
Полная, согласно расписанию
|
Частичная, согласно расписанию занятий и сессии | Не обязательно, по условиям договора |
Сессия |
Обязательна для каждого аспиранта
|
||
ВАК-публикации |
Обязательны для каждого аспиранта для допуска к защите
|
||
Бюджетная основа |
Есть
|
Нет (или редко) | Нет |
Коммерческая основа |
Есть
|
Есть | Есть |
Формат занятий |
Групповой
|
Групповой | Индивидуальный |
Научная деятельность |
Индивидуальная в рамках плана обучения аспиранта
|
Индивидуальная в рамках плана обучения аспиранта | Индивидуальная в рамках плана обучения аспиранта |
Защита диссертации, научной работы |
Есть
|
Есть | Есть |
Сугубо индивидуальная траектория научного становления аспиранта наблюдается в рамках дистанционного обучения, когда будущий исследователь занимается самоизучением в рамках намеченного пути (список литературы, задания и кейсы, написание НИР и диссертации и пр.).
Обратите внимание, что в любом случае сроки подготовки будущих кандидатов наук будут ограничены: очно – 3 года, заочно и дистанционно – до 3,5-4,5 лет. Притом независимо от формы обучения, вида траектории (групповая или частная) каждый аспирант при выполнении конкретных условий имеет право на академический отпуск, смену научной специальности, досрочную защиту и пр.
Образовательная программа аспиранта, несмотря на свою унификацию, обладает определенными специфическими чертами:
- Аудиторная работа носит групповой характер, то есть теоретические занятия (лекции, семинары, практикумы и пр.) реализуют не для каждого аспиранта отдельно, а для группы аспирантов по одной научной программе. Притом на долю сугубо теоретического погружения в профиль отводится минимум – до 15% от всего учебного процесса. Чаще всего это вводные занятия, разъяснения основных научных канонов по профильным предметам;
- Исследовательская работа начинается с самого начала научного пути, сразу после зачисления. Аспиранты выполняют различные виды проектов сугубо исследовательского, научного характера. Даже рефераты здесь обретают иной смысл и глубину исследования темы! Об этом мы расскажем подробнее ниже.
- Аттестационная часть аспирантской программы предполагает, что начинающие исследователи в конце каждого модуля будут проходить промежуточные тестирования и собеседования, а в конце семестра – сдавать зачеты и сессию, защищать отчет по НИР и отчет по исследовательской деятельности в рамках индивидуального графика обучения и пр. Более того, обязательным моментом является прохождение кандидатского минимума, который можно преодолеть на любом этапе пребывания в аспирантуре.
В целом не обязательно, но желательно принимать активное участие во всевозможных научных конференциях. Данная возможность не является прямой обязанностью и не прописана в целом в учебном плане аспиранта, но имеет место быть и играет немаловажную роль.
Таким образом, образовательные программы в аспирантуре носят комбинированный характер, где основной акцент делается на самообразовании исследователя, проведении им научных исследований, экспериментов с периодическими проверками качества полученных знаний, навыков, достижений.
Какие письменные работы выполняют аспиранты?
Начиная от приемной кампании и заканчивая обучением в рамках третьей образовательной ступени, аспиранты выполняют различные научно-исследовательские проекты:
- Аспирантский реферат – на этапе поступления в вуз для получения допуска к основным испытаниям, а также в рамках прохождения кандидатского минимума. Данный вид исследования носит научно-обзорный характер, подчеркивая особенности осваиваемой ниши (научной специальности);
- Научные статьи и ВАК-статьи. Данные виды научных работ связаны с темой диссертации, рассматриваемой проблематикой, подчеркивают ее актуальность и емко описывают ход или определенный этап НИР. Полученные результаты. Данные письменные работы обязательны для каждого аспиранта, притом для допуска к защите диссертации каждый аспирант обязан подготовить и опубликовать, «самоцитировать» не менее 2-3 ВАК-статей;
- Отчет по научной (педагогической) практике, отчет по НИР. Данные исследования носят промежуточный характер и призваны доказать успешное усвоение пройденного материала, развитие исследовательских навыков и качеств, своевременное выполнение «аспирантских обязанностей» по выполнению индивидуального графика обучения и соответствующей программы;
- Кандидатская диссертация или монография. Данный вид исследований является аттестационным трудом и обязателен к представлению Диссовету для присвоения соответствующей ученой степени. Но если аспирант по каким-либо причинам не намерен защищать диссертацию, то он может предоставить аттестационной комиссии выпускную аттестационную научную работу, после защиты которой он сможет получить диплом аспиранта.
Обратите внимание, что все исследования и научные проекты будут соприкасаться с научной специальностью и темой кандидатской диссертации. Они позволяют оценить знания и навыки исследователя на каждом этапе погружения в ход аспирантской программы, подчеркнуть полученные результаты и степень разрешения проблемы, все нюансы и перспективы дальнейшего развития темы (науки и отрасли). Притом все указанные материалы обязательны для каждого покорителя степени «кандидат наук».
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Аспирантура и диссертация: защита быть или не быть?
Ни для кого не секрет, что даже бюджетное обучение в рамках третьей ступени образования оказываются не совсем бесплатным. Аспирантам приходится выискивать средства для научного развития:
- Финансирование научной деятельности в рамках намеченной темы;
- Внесение различных организационных взносов и сборов для участия в научных конференциях, размещению научных статей и ВАК-статей в соответствующих изданиях;
- При необходимости (согласно договоренности) покупка рецензий в отношении подготовленных работ (внутреннее/внешнее рецензирование научных статей до публикации, рецензирование научной работы до защиты и пр.);
- Приобретение научной литературы для изучения материалов в рамках выбранного направления подготовки, темы/проблемы НИР и диссертации и пр.
Согласно подсчетам специалистов, средний траты аспиранта за весь период обучения, связанные с подготовкой научных статей, проведением исследования и подготовкой диссертации к защите составляют около 50-200 тысяч рублей! Столь внушительная сумма посильна далеко не каждому аспиранту (особенно, если он учится очно и едва ли может совмещать работу и научную деятельность).
Обучение в аспирантуре предполагает выдачу двух официальных документов:
- Диплом аспиранта, который в целом не зависит от того, будет представлена защита диссертации Диссовету или нет. Научная работа может быть защищена в общем порядке без присуждения ученой степени. В этом случае дипломант имеет право продолжить научные исследования, заниматься преподавательской деятельность в соответствующей научной области и пр.
- Диплом кандидата наук. Этот документ является основанием для признания исследователя уже состоявшимся ученым и важен сугубо для присвоения соответствующей степени «кандидат наук». В этом случае происходит защита кандидатской диссертации перед Диссоветом.
Важно отметить, что ГосДума обеспокоена снижением доли выпуска квалифицированных кандидатов наук, поэтому не исключено, что в скором времени завершить аспирантуру без защиты кандидатской диссертации будет невозможно. Представители власти в 2022 году уже внесли на рассмотрение соответствующий нормативный проект.
По своей сути, именно присуждение кандидатской степени, защита диссертации является логическим завершением освоения аспирантской программы.
С какими трудностями сталкиваются современные аспиранты?
У каждого исследователя на своем научном пути возникают определенные нюансы и преграды. Одних они парализуют, отталкивают от продолжения научной карьеры, других же — подстегивают и повышают качество их работы, достижений.
Согласно социологическим исследованиям, ученым удалось отметить наиболее распространённые проблемы, с которыми аспиранты сталкиваются в ходе своего превращения в кандидата наук:
- Сложная учебная программа и высокие академические требования к аспирантам. С данной проблемой чаще всего сталкиваются дипломанты, сменившие направление подготовки в научной карьере: поступившие на смежный от основной профессии научный профиль, перешедшие на кардинально новый научный сегмент (развитие вне основной профессии);
- Потеря интереса к теме исследования. Данная проблема встречается на фоне научного и эмоционального выгорания аспиранта, погружения в тему с нового ракурса (когда содержание диссертации начинает отличаться от изначальной гипотезы, замысла, тематики);
- Трудности с подготовкой научных статей и ВАК-публикаций. Аспирантам бывает трудно совмещать проведение глобального и промежуточных исследований, то есть параллельно готовить диссертацию, писать и публиковать-ВАК статьи, посещать дополнительные научные мероприятия и пр. Более того, трудности могут возникать с подбором подходящего ВАК-издания на фоне таких параметров, как срочность публикации, требования к качеству материалов, соответствие ВАК-издания паспорту научной специальности, стоимость публикации и пр.
- Финансирование научной деятельности. Это самый животрепещущий вопрос для каждого исследователя и аспиранта. Государство финансирует лишь минимальный объем инструментов и возможностей для выполнения качественной НИР, поэтому аспирантам приходится участвовать в грантах, проектах, искать инвестора для совместной проектной деятельности и пр. Поверьте, найти официальное и легальное финансирование для научной деятельности бывает непросто.
- Совмещение аспирантуры и работы. Конечно же, прожить на аспирантскую стипендию вряд ли удастся. Возраст аспиранта уже солидный – от 23-24 лет. Согласитесь, что зависеть от родителей при таком статусе уже стыдно. «Очникам» совмещать работу и обучение в аспирантуре крайне сложно, поэтому идеальный для них вариант – работа в вузе (при аспирантуре).
- Неопределенные перспективы после присвоения ученой степени. Казалось бы, кандидат наук – звучит гордо, престижно, но как пользоваться данным статусом – понимает не каждый аспирант. Именно непонимание и неопределенность порой пугает выпускников аспирантуры, а будущем усложняет их карьерный и научный рост.
Таким образом, современная аспирантура претерпела немало перемен, но сумела сохранить былые традиции, стержень, дополнив их современными инструментарием, методологией ради повышения качества образования и научного развития страны. Теперь у современных аспирантов больше возможностей для построения научной карьеры, успешного саморазвития и развития науки/отрасли, внедрения инноваций и пр. Притом жесткие требования и условия обучения в аспирантуре закаляют молодых исследователей, подталкивая их к более высоким научным результатам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
современная аспирантура в целом мало чем отличается от изначальной. Все новшества связаны с развитием новых отраслей и профессий. Появился лишь новый способ освоения – дистанционный, но не по всем программам, а роль аспиранта осталась прежней. Отдельное спасибо за выделение основных моментов обучения в аспирантуре, ее роль и предназначение. Не все понимают данные моменты и стремятся поступить ради каких-то выплат, отсрочек.
Насколько я пониманию, суть аспирантуры, основной учебный процесс остался неизменным. Коррективам подвергаются лишь аспирантские программы и тема кандидатской диссертации, список вопросов в рамках кандидатского минимума. По поводу того, что хотят отметить окончание аспирантуры без защиты диссертации, считают, что давно пора. Толку учиться в ней, если не планируешь стать ученым? Заниматься саморазвитием можно и самостоятельно.
Добрый день, MiRON42! Благодарим за ваш отзыв, возможно вас также заинтересует данная статья: https://disshelp.ru/blog/vybiraem-mezhdu-soiskatelem-uchenoj-stepeni-i-aspiranturoj/