Сущность и особенности непрерывного медицинского образования

Для работы медиком недостаточно иметь за плечами высшее медицинское образование. В отношении данной категории работников действует одно негласное, но обязательное для каждого правило: век живи – век учись. Современная наука и техника не стоят на месте, порождая необходимость проведения постоянных исследований и открытий, совершенствования отрасли и пр. Но вслед за этими достижениями приходится переобучаться и саморазвиваться и уже дипломированным, практикующим экспертам. В числе таких профессий, требующих обязательного дополнительного обучения, можно выделить медработников. Им предстоит получать непрерывное медицинское образование.

Сущность и особенности непрерывного медицинского образования
Для работы медиком недостаточно иметь за плечами высшее медицинское образование. В отношении данной категории работников действует одно негласное, но обязательное для каждого правило: век живи – век учись. Современная наука и техника не стоят на месте, порождая необходимость проведения постоянных исследований и открытий, совершенствования отрасли и пр. Но вслед за этими достижениями приходится переобучаться и саморазвиваться и уже дипломированным, практикующим экспертам. В числе таких профессий, требующих обязательного дополнительного обучения, можно выделить медработников. Им предстоит получать непрерывное медицинское образование.

Что это такое?

Непрерывное медицинское образование представляет собой часть дополнительного профессионального образования, предназначенного для конкретных специалистов:

  • Выпускников медицинских колледжей и вузов для получения первичной аккредитации и допуска к работе в рамках освоенной специальности;
  • Для практикующих медработников для подтверждения соответствия имеющихся компетенций требованиям отрасли, организации и реалий, а также для определения степени соответствия сотрудником занимаемой должности;
  • Для практикующих медработников в качестве способа повышения квалификации для актуализации имеющегося багажа знаний и навыков.

Важно отметить, что система непрерывного медицинского образования нацелена не только на развитие сугубо профессиональных навыков медиков и работников системы здравоохранения. В рамках данного обучения также затрагиваются аспекты личностного роста, организационные моменты и пр.

Формы непрерывного медицинского образования
Формы непрерывного медицинского образования

То есть в рамках программ непрерывного медобразования происходит всестороннее совершенствование работников медицинских заведений с учетом специфики их профессии, узости полномочий, а также дополнительное развитие индивидуальных, профессиональных, психологических и иных качеств, которые непосредственным образом могут сказаться на качестве и результатах работы.

Непрерывное медицинское образование (НМО) – это дополнительное профессиональное образование, которое является обязательным для каждого медработника и выступает в качестве обязательного условия для получения допуска к работе, построению карьерной лестницы и развития иных перспектив (научная карьера и пр.).

Периодичность и скорость прохождения НМО утверждена на законодательном уровне. Данная система подготовки кадров для системы здравоохранения представлена в виде курсов по переподготовке или повышения квалификации. Каждый сотрудник медицинской организации, имеющий за плечами профильное медицинское образование и занимающее конкретную «медицинскую должность». Обязан проходить программы непрерывного медобразования не реже чем 1 раз в пять лет. При несоблюдении данного правила возникает вопрос о соответствии им занимаемой должности, понижении в должности или пересмотре полномочий сотрудника, отстранении его от выполнения рабочих обязанностей и пр. Подобные ограничения будут действовать до тех пор, пока медик не пройдет соответствующую программу и аттестацию в рамках НМО.

Ключевые функции НМО
Ключевые функции НМО

Курсы непрерывного медобразования выполняют следующие функции:

  • Адаптационная функция. При прохождении курсов НМО слушатели актуализируют знания и профессиональные с учетом открытий, достижений, новшеств в соответствующей нише, повышая тем самым качество медицинских услуг;
  • Восполняющая функция. Она нацелена на расширение функций и полномочий работников медицинской организации, переквалифицироваться или обрести знания и навыки в смежных областях, специализациях, что позволит оперативнее устанавливать корректный диагноз;
  • Воспитательная функция программ НМО проявляется в совершенствовании личностных качеств и освоении методов психологии, общения с пациентами и коллегами, совершенствование профессиональной этики и пр.;
  • Контрольная миссия программ НМО проявляется в оценке слушателя: соотнесение его текущих знаний и умений занимаемой должности, определение пробелов в подготовке и ликвидация пробелов, изучение новейших подходов, инструментов, приемов и технологий в диагностике, лечении и пр.;
  • Мотивационная функция призвана заинтересовать медработников и подтолкнуть их к саморазвитию, изучению новых моментов. Как правило. Программы НМО ориентированы на повышение оперативности действий медработников при постановке диагноза и использование современных технологий. Средств в ходе лечения недуга, что позволяет спасти больше жизней, обрести достойную репутацию и пр.;
  • Научно-исследовательская функция, проявляющаяся в изучении новых материалов на основе опыта исследователей и практиков;
  • И пр.

Таким образом, программы непрерывного медицинского образования являются обязательной частью дополнительной профессиональной подготовки выпускников медколледжей и вузов, а также практикующих медиков. Без данного обучения ни один сотрудник не сможет полноценно и качественно оказывать медицинские услуги. НМО – это инструмент, позволяющий государству приведение системы здравоохранения в вид, соответствующий требованиям и потребностям реалий. Он оперативно обновляет знаний и навыки, а также инструментарий и технологии в медицинской среде, что непосредственным образом сказывается на качестве медуслуг и работы соответствующих центров.

Миссия курсов НМО – актуализировать профессиональные компетенции медиков, а также научить их рационально пользоваться соответствующим ресурсами при постановке диагноза и подборе методов его лечения. Как следствие повышение качества медуслуг и предоставление социальных гарантий населению.

Проходить обучение в рамках непрерывного медобразования могут только квалифицированные или новоиспечённые медики!

Принципы и правила работы системы непрерывного медицинского образования

Система НМО действует на основе конкретных принципов и правил, которые мы опишем ниже.

Принцип №1. Обязательный характер. Согласно действующим законодательным регламентам, каждый медицинский работник с профильным образованием, занимающий соответствующую специальности должность обязан проходить аккредитацию или переаттестацию, чтобы иметь допуск к профессиональной деятельности и выполнению рядовых обязанностей.

Выпускники медицинских колледжей и вузов на этапе или перед трудоустройством должны преодолеть первичную аккредитацию, где они подтвердят достаточность имеющихся компетенций для работы в текущих условиях. Чаще всего первичная аккредитация новоиспеченных специалистов выступает условием для допуска к защите ВКР, поэтому реализуется в рамках учебного процесса в качестве дополнительного требования.

Практикующие медики проходят повторную или периодическую аккредитацию, призванную оценить степень их соответствия текущим требованиям отрасли, определить возможности совершенствования (пробелы и способы их ликвидации), привести в текущий уровень подготовки в соответствие с реалиями, требованиями медорганизаций и пр. Периодическое дополнительное профессиональное обучение квалифицированных медиков должно проходит не реже 1 раза в 5 лет!

Избежать НМО можно. Но это чревато негативными последствиями: снижение зарплаты. Перевод на иную должность с более узкими или иными полномочиями, отстранение от работы и пр.

Принцип №2. Узкое назначение. Действие этого правила проявляется в том, что программы НМО предназначены только для работников или выпускников медицинской среды с соответствующим профильным образованием. Остальным желающим доступ к этой нише будет воспрещен.

Более того, обучение по программам переподготовки или повышения квалификации медиков ориентированы на конкретный сегмент: текущая специальность и должность, требования работодателя, новшества в профессиональной нише и пр. То есть здесь освещается сугубо профильная часть. Лишней информации предоставляться не будет: никаких вводных лекций, общеразвивающих предметов, банальной теории и пр. Все четко по делу и теме: научные открытия, достижения, результаты экспериментов, рекомендации, опыт практиков и пр.

Благодаря обновлению профессиональных знаний и умений специалисты смогут оперативнее и эффективнее решать проблемы, лежащие в их профессиональной плоскости.

Принцип №3. Непрерывность. Данная парадигма явно подчеркивает специфику получения новых знаний. Современные формы занятий и программы НМО позволяют заниматься саморазвитием и самосовершенствованием по профилю без отрыва от производства. То есть квалифицированный врач может работать и учится одновременно, оперативно использовать полученные знания (апробировать их на практике), предвидеть проблемы и избегать их и пр. Для прохождения аттестации, повышения квалификации ему не требуется прерывать профессиональную деятельность.

Принцип №4. Доступность. Программы непрерывного медицинского образования не требуют поступления в вуз, перемещений по городу или стране. Для их прохождения и получения соответствующего документа. Аттестации достаточно подготовить пакет документов, заполнить электронный или бумажный бланк и предоставить подготовленные и оформленные материалы работодателю, направляющему на обучение в рамках НМО.

Важно отметить, что принцип доступность не означает, что пройти курсы по переподготовке медработников сможет любой желающий. Данные программы ориентированы только на квалифицированных медиков. Перейти их техника, преподавателя математики в медсестры или врачи с их помощью не удастся.

Принципы реализации программ НМО
Принципы реализации программ НМО

В то же время рассматриваемый канон подчеркивает, что дополнительное обучение в медицинской среде доступно для каждого медработника! Да, чаще всего оно реализуется на платной основе. Но стоимость курсов незначительная (гораздо ниже по сравнению с обучением в сузе или вузе). С учетом того, что подготовку проходит практикующий сотрудник медицинского учреждения, получающий зарплату, то данная ниша для него доступна и посильна в финансовом аспекте. Притом нередко государство частично или полностью компенсирует затраты на НМО.

Принцип №5. Актуальность и инновации. Программы повышения квалификации или переподготовки медиков основываются не на классических и уже устоявшихся правилах. Базовой литературе и подходах, а сугубо на реалиях: проблемы отрасли или конкретной медицинской сферы, достижения НТП, открытия, изобретения. Научные факты, рекомендации ВОЗ и Минздрава в части лечения отдельных видов заболеваний и вирусов и пр. То есть данные формы дополнительного обучения ориентированы сугубо на профильный блок с акцентом на инновации и новшества, обновление теоретического и практического багажа специалистов. Здесь предусмотрено «восполнение пробелов» в подготовке специалистов, а не закрепление ранее пройденного материала и пр.

Реализация данного правила подчеркивает необходимость дополнительного профессионального обучения, его миссию – актуализировать уровень и качество подготовки практиков и новоиспеченных специалистов.

Принцип №6. Оперативность. Данный канон тесным образом связан с предыдущим правилом, но его суть состоит в следующем. Посредством реализации курсов НМО слушатели пополняют свой теоретический и практический багаж в кратчайшие сроки. То есть оперативно – быстро, в определенное время, с акцентом на возможности применения полученных знаний «здесь и сейчас».

Принцип оперативности гарантирует уместность и своевременность получения новых представлений, развитие соответствующих навыков, которые на данный момент времени не достает практикующему специалисту для оказания более качественных услуг в рамках его компетенций.

Принцип №7. Комплексность. Правило комплексного подхода подразумевает, что в рамках курсов НМО происходит не только узкоспециализированное (профильное). Но и всестороннее развитие специалиста: как медика, как аналитика, как диагноста, как психолога, как самостоятельная личность и пр.

Комплексный подход в развитии медработника содействует его карьерному, доходному, интеллектуальному, психологическому и физическому росту.

Принцип №8. Индивидуальный подход. Несмотря на то, что в рамках каждого медицинского направления (специальности) есть свои нюансы, обучение по программам НМО носит персонализированный характер. Так как он учитывает текущий уровень подготовки и опыт работы специалиста, проблемы, с которыми он лично сталкивался, а также достижения НТП в соответствующей среде.

Таким образом, реализация программ в рамках непрерывного медицинского образования – процесс стандартизированный с учетом действующих правил педагогики и требований ФГОС, а также учитывающий все открытия. Новшества и проблематику медицинской среды. Их посещение гарантирует ликвидацию пробелов даже у самых опытных специалистов, а также приведение уровня их компетентности с учетом реальных требований и обстоятельств.

Как организовано обучение в рамках НМО?

Реализация программ в рамках непрерывного медицинского образования происходит в рамках трех классических сценариев. Первый – очное обучение на протяжении от нескольких недель до нескольких месяцев, где слушателю предстоит прерывать профессиональную деятельность (оформлять учебный отпуск или плановый. внеплановый отпуск) и посвящать основное время постижению новшеств на базе специализированного центра (чаще всего при медицинском вузе или специализированный центр дополнительного образования с соответствующей лицензией).

Второй вариант – программы заочного формата, базирующиеся на самостоятельном постижении специальной литературы и рекомендованных первоисточников, предоставленных материалов, а также выполнение практических заданий в виде задач, кейсов, тестов и пр.

Третий вариант – самый популярный и признанный эффективным, менее затратным – дистанционный, когда слушатель регистрируется на специальной платформе или сайтах, разбирает заявленный материл. Выполняет задания и иные поручения, а затем проходит онлайн-тестирование, собеседование. То есть все обучение и взаимодействие с комиссией. Экспертами организаторами происходит на базе интернет-технологий. В данном случае знакомство с материалом происходит в свободное от работы время. Притом прерывать профессиональную деятельность – не требуется (сугубо по личному желанию и инициативе слушателя).

Варианты обучения по программам НМО
Варианты обучения по программам НМО

Обратите внимание, что независимо от формата прохождения курсов НМО каждый слушатель имеет право на законный и оплачиваемый отпуск: ученический, плановый и пр. Данные нюансы необходимо заранее согласовывать с работодателем.

Как помечали выше, непрерывное медицинское образование реализуется в двух видах:

  • Переподготовка кадров. Когда специалист решает освоить смежную медицинскую область для расширения собственных полномочий и более качественной работы, карьерного роста или повышения конкурентоспособности, обретения «универсальности» и пр.;
  • Курсы повышения квалификации, предполагающие углубление и актуализацию знаний в рамках имеющего образования и опыта работы для решения профессиональных проблем современными способами и инструментами соответствия современным требованиям работодателей и отрасли и пр.

Без прохождения указанных образовательных программ пройти аккредитацию или переаттестацию медработнику невозможно. Важно отметить, что в рамках НМО важен каждый учебный курс, участие в научных конференциях и иных семинарах медиков, микрокурсов и онлайн-программ и пр.

Схема реализации НМО строится в рамках кредитной системы (по аналогии с ECTS), где каждый шаг, формат, курс или мероприятие приносит в копилку специалиста определенное количество баллов. Чтобы получить допуск к итоговой аттестации в рамках обучения НМО важно преодолеть действующий минимальный порог зачетных единиц (баллов). Если у слушателя нет достаточного объема баллов, то он не будет допущен до аккредитации или аттестации.

1 зачетная единица равносильна одному академическому часу обучения. То есть каждый курс принесет определенное количество баллов с учетом его продолжительности и пр.

Поэтому перед тем, как отправлять документы для прохождения аккредитации или аттестации. Важно проанализировать текущий багаж и уровень подготовки, пройденные за последние 3-5 лет курсы дополнительной подготовки, участие в профессиональных конкурсах и научных профильных мероприятиях и пр. Если испытуемому не хватает зачетных единиц, то можно в короткие сроки добрать их посредством прохождения краткосрочных или иных программ в онлайн-формате или иными способами.

Все программы непрерывного медицинского образования носят узкоспециализированный характер и призваны удовлетворять потребности и решать проблемы конкретной медицинской специальности. Медучреждения. Поэтому выбранные курсы и направления НМО согласуются с работодателем, корректируются им, но при этом учитывают традиционные принципы и требования ФГОС. То есть обучение практикующего медика будет персонализированным.

В каких формах доступны программы НМО?
В каких формах доступны программы НМО?

Прохождение НМО начинается с регистрации участника и предоставления им полного пакета документов. Он включает в себя следующие файлы:

  • Официальные документы. Подтверждающие личность. Наличие профессионального медицинского образования и работу по специальности: паспорт. Диплом об образовании. Трудовая книжка (копии);
  • Заявление слушателя с просьбой зачислить его на определённую программу НМО с указанием наименования, специализации, формата обучения и пр.;
  • Портфолио. Здесь важно предоставить полный и развернутый комплект документов, подчеркивающих профессиональную деятельность на протяжении последних 5 лет (или на последнем рабочем месте) с акцентом на саморазвитие и самосовершенствование, профессиональное развитие. Слушателю предстоит предоставить полные сведения о пройденных программах дополнительного образования, онлайн-обучении, участии в различных конкурсах, семинарах, конференциях, научных работах и экспериментах и пр. также частью портфолио выступает отчет о профессиональной деятельности. О правилах его подготовки мы писали ранее.

Обратите внимание, что все пройденные программы и мероприятия должны быть описаны емко и кратко. Их характеристика будет включать в себя следующие сведения: наименование курса/мероприятия, даты его проведения, сведения об организаторах, краткое содержание (тема, проблемы, вопросы и пр.), результаты обучения/мероприятия (удостоверение, сертификат, научный доклад, публикация, наград и пр.). Учтите, что все сведения должны быть достоверными, так как каждый нюанс подлежит не просто оценке, но и перепроверке.

Далее специальная комиссия НМО оценивает предоставленный пакет документов и принимает решение о допуске ил недопуске медработника к аттестации. Финальный этап предполагает выполнение аттестационной работы с учетом характера и темы курса. Специализации и профессиональных возможностей слушателя его защиту. Также допускается проведение итоговой аттестации посредством онлайн-экзамена, онлайн-тестирования и пр.

В случае успешного завершения программы непрерывного медобразования выпускник получает сертификат, который будет активен в течение 5 лет. Далее его придется «обновить» по аналогичной схеме.

Новшества в системе непрерывного медицинского образования 2023

Система НМО в России действует давно. Но свой современный вид она обрела лишь в 2015-2017 годах. На фоне стремительно изменяющихся условий и последних событий в сфере вирусологии, эпидемиологии. Необходимость оперативного обучения и взаимодействия с коллегами, обмена опытом и самосовершенствованием вполне оправдана и очевидна.

Несмотря на «молодость» системы. В 2023 году всех «добровольцев» ожидает ряд перемен в части прохождения аттестации и программ НМО.

Во-первых, изменяется нормативная база, регламентирующая ход и процесс реализации непрерывного медицинского образования. С 1 января 2023 года в силу вступит приказ №709н, на основании которого будут внедрены реформы.

Во-вторых, для прохождения аккредитации баллы НМО будут второстепенны. Для успешного прохождения этого рубежа квалифицированным медикам достаточно пройти курсы повышения квалификации в объеме не менее 144 часов или курсы переподготовки кадров в объеме от 72 часов.

Что год грядущий готовит медикам в части реализации программ НМО?
Что год грядущий готовит медикам в части реализации программ НМО?

В-третьих, порядок прохождения переаттестации и периодической аккредитации будет реформирован. Периодичность обучения и прохождения проверки будет прежней – раз в пять лет. Но теперь возможность пройти периодическую аккредитацию получили также специалисты с немедицинским образованием. Нор данный момент пока имеет массу нюансов и сложностей в реализации.

В-четвертых, лица с иностранным дипломом о медицинском образовании, иностранных стажировках ранее были исключены из перечня по прохождения проверки и переобучения. По новым правилам, данной категории работников также предстоит своевременно проходить периодическую аккредитацию: как минимум первичную аккредитацию для допуска к работе, а также первичную специализированную (если слушатель не имеет профильного медицинского образования).

В-пятых, одной из задач НМО становится оценка степени соответствия слушателя его текущему профессиональному положению (занимаемой должности, качество подготовки и компетентность и пр.).

В-шестых, уточнен порядок подачи пакета документов для обучения в рамках НМО. Медработник можно самостоятельно зарегистрироваться на специальном сайте, завести личный кабинет ФРМР и заполнить соответствующие поля, электронную заявку и пр. Этот вариант является приоритетным. Также допускается подача документов вторым способом – почтой РФ. Этот сценарий уместен. Если в реестре медработников отсутствуют сведения о специалисте (чаще всего с такой проблемой сталкиваются новички).

Обратите внимание, что в зависимости от варианта предоставления пакета документов зависит и набор соответствующих данных.

Электронная отправка документов через личный кабинет ФРМР

Отправка Почтой РФ

Электронное заявление с отражением следующих данных:

— паспорт заявителя

— текущий сертификат медработника

-диплом о профессиональном образовании

-документы. Подтверждающие факт прохождения дополнительного профессионального образования в рассматриваемый период времени (последние 5 лет)

Копии личных документов заявителя:

-паспорт

-СНИЛС

-документ о смене фамилии (например, свидетельство о браке и пр.);

— документ об образовании;

— документы о дополнительном профессиональном образовании;

— трудовая книжка

СНИЛС Заявление о допуске к аккредитации;
Портфолио электронное (формируется автоматически в личном кабинете ФРМР) Портфолио
Если производилась смена личных данных (ФИО. Национальности и пр.), то важно предоставить соответствующий документ: новые документы или копии документа о смене данных;
Сведения о работодателе. Занимаемой должности. Копия трудовой книжки

Обратите внимание, что при подаче пакета документов через ФРМР все файлы должны быть оцифрованы, то есть отсканированы и представлены в электронном виде.

В-седьмых, набор документов для медиков с категорией может разниться. Если категория была присуждена в год или за 1 год до прохождения аккредитации, то специалисту не нужно готовить отчет о профессиональной деятельности, но в обязательном порядке следует предоставить копию выписки о присвоении категории. В этом случае портфолио будет предельно простым и минимальным и в то же время достаточным для оценивания.

В-восьмых, обновлен порядок согласования отчета о профессиональной деятельности для ИП и администрации. Ранее им не нужно было согласовывать отчет о профессиональной деятельности. Но по новым правилам они будут проходить аккредитацию на базе некоммерческих организаций. Отчеты будут согласовываться с администрацией НКО или руководителями госструктур в сфере здоровья регионального масштаба. Также допускается предоставление несогласованного документа.

В-девятых, правила аккредитации нетрудоустроенных медицинских работников реформирован. Теперь в отчете о профессиональной деятельности важно указывать дату увольнения, а период нетрудоспособности не будет учитываться. В остальном правила подготовки остается прежним.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по прохождению программ непрерывного медицинского образования

Чтобы эффективно трудиться и продвигаться по карьерной лестнице, важно своевременно пополнять знания и навыки по профилю, должности и пр. Поэтому обойтись без программ НМО новоиспечённым и действующим медикам фактически невозможно. Несмотря на добровольный характер, данная мера порой выступает основным условием для допуска к трудовой активности.

Чтобы получить допуск к аккредитации, медику предстоит пройти не один курс дополнительного профессионального образования и набрать соответствующий минимум баллов. зачетных единиц. Поэтому следует тщательно планировать график обучения с учетом рабочих будней, свободного времени, формата выбранной программы и пр.

Выбирая направление и программу дополнительного образования, согласуйте ее с работодателем, отметив ее роль и пользу, необходимость изучения и освоения. Не отказывайтесь от участия в профессиональных и научных мероприятиях для пополнения портфолио и опыта.

Перед подачей документов на прохождение аккредитации внимательно изучите требования и особенности НМО: подготовьте полный пакет документов, проверьте заявление на ошибки. Делайте осознанный выбор и принимайте самостоятельно решение о прохождении аттестации, аккредитации или присвоения категории.

Будьте готовы к тому, что по результатам прохождения курсов повышения квалификации, профпереподготовки слушателю нужно подготовить отчет или аттестационный проект, преодолеть итоговое собеседование, экзамен или тестирование.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Сущность и особенности непрерывного медицинского образования”

  • медикам необходимо постоянно учиться неспроста: ежегодно вирусы и заболевания приобретают новые формы, симптомы, силу воздействия и требуют современного или нового решения, лечения. Без дополнительного обучения узнать их невозможно, так как знания имеют одно свойство – устаревать. Только очень жаль, что чаще всего дополнительное обучение проходит дистанционно, а качество подготовки врачей при этом существенно не меняется, качество медицины заметно хромает. Необходимость дополнительного обучения медиков подчеркнута ярко, а вот недостатки не указаны.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *