10 веских причин обучаться на очно-заочной форме обучения

В настоящее время в России насчитывается свыше двух сотен вузов, предлагающих более тысячи направлений подготовки. Перед абитуриентами предстает не просто широкий ассортимент заведений и предложений, но и есть выбор формата обучения. На практике выделяют как минимум 4 распространенных и популярных варианта: очный, заочный, дистанционный и очно-заочный. Сегодня мы подробнее расскажем о последнем виде.

10 веских причин обучаться на очно-заочной форме обучения
В настоящее время в России насчитывается свыше двух сотен вузов, предлагающих более тысячи направлений подготовки. Перед абитуриентами предстает не просто широкий ассортимент заведений и предложений, но и есть выбор формата обучения. На практике выделяют как минимум 4 распространенных и популярных варианта: очный, заочный, дистанционный и очно-заочный. Сегодня мы подробнее расскажем о последнем виде.

СОДЕРЖАНИЕ

Понятие и особенности очно-заочного образования

Очно-заочное образование представляет собой официальный вариант обучения на базе среднего и профессионального (как среднего, так и высшего) заведения. Этот формат также называют «вечерним» из-за специфичного режима и расписания учебного дня.

Впервые о данном формате заговорили еще в период существования СССР. Она предназначалась в большей степени для «рабочей молодёжи», которая стремилась к новым знаниям по личной инициативе или настоянию руководства. Но сегодня очно-заочное обучение действует практически в каждом образовательном заведении и может быть выбрано учащимся добровольно. Наибольшее распространение рассматриваемый формат получил в сфере высшего профессионального образования.

Специфические черты очно-заочного обучения в вузе
Специфические черты очно-заочного обучения в вузе

Среди специфических черт очно-заочного образования можно выделить следующие моменты. Во-первых, погружение в учебу происходит по окончании «классического рабочего дня», то есть в вечернее время. Согласитесь, теперь понятно, почему второе наименование этой формы подготовки является «вечерней».

Важно отметить, что посещать занятия при учебном центре придется не каждый день, а согласно утвержденному расписанию. Как правило, на освоение заявленных учебным планом предметов отводится около 3 дней в будние дни, также допускается учеба по субботам или выходным. Занятия проходят с 17.00-18.00 до 22.00. притом количество пар ограничено в среднем 2-3 в день.

Во-вторых, продолжительность подготовки «студентов-вечерников» немного дольше, чем на очном отделении и нередко совпадает с заочным образованием. Как правило, подготовка дипломантов очно-заочного формата длится на год дольше, чем у очников. То есть бакалаврам придется осваивать профиль в течение 5 лет, магистрантам – 3 года и пр. Согласитесь, что «более длинный учебный путь» вполне оправдан: учеба проходит не ежедневно, количество пар – меньше и пр.

В-третьих, в рамках очно-заочного обучения возможно утверждение индивидуального расписания или графика обучения. В данном случае студент может выбрать более узкое направление погружения в профессию, отказаться от малозначимых для него предметов и следовать по наиболее интересной для него тропе.

Важно отметить, что в целом организация учебного процесса на базе очного-заочного обучения выглядит классически. Образовательная программа будет содержать в себе теоретические и практические подходы к воспитанию специалиста. Обучение будет сочетать аудиторную работу с выполнением письменных проектов и исследований, прохождением практики (которая чаще всего протекает на рабочем месте). При необходимости учащемуся предстоит вовремя отрабатывать пропуски, но в большинстве случаев педагоги снисходительны и идут на уступки. Студенты-вечерники обязаны своевременно проходить промежуточную и итоговую аттестацию, а для получения заветного документа о профессиональном образовании — подготовить дипломную работу и защитить ее.

Фактически, ни один студент не обходится без выполнения курсовых работ, отчетов по практике и дипломного проекта. Помимо этого, учебный план может содержать иные виды исследований. Более того, вечерники имеют право участвовать во внеурочной деятельности в свободное от учебы и иных дел время: посещать внутривузовские секции дополнительного развития, участвовать в научных конференциях или иных соревнованиях, посещать курсы по повышению квалификации или по профессиональной переподготовке и пр. Главное – грамотно рассчитать нагрузку и силы, чтобы преуспевать во всем и везде.

Таким образом, очно-заочный формат подготовки дипломированных специалистов предполагает погружение в специальность на специфичных условиях, но при тесном взаимодействии с преподавателями и учебным заведением. Он не требует отрываться «от производства» (работы), отказываться от иных важных дел. Обучение реализуется сугубо в вечернее время и имеет четкие ограничения, чтобы не перегружать индивида и предоставить ему время на отдых и пр.

Кому и почему подходит очно-заочное обучение: 10 причин для обучения на вечернем отделении?

Подготовка в рамках очно-заочного формата подходит далеко не каждому желающему. Опытные эксперты и работодатели, даже власти отмечают что получать первое профессиональное образование лучше всего на очном отделении. Недаром ведь ввели ограничение в части заочного обучения: получить первое профессиональное образование бакалавра заочно теперь невозможно.

Ниже мы представим 10 наиболее распространённых и весомых причин, по которым абитуриенты выбирают и поступают на вечернее отделение.

Причина №1. «Запасной аэродром» и наиболее легкий путь для поступления на выбранную специальность, конкретное учебное заведение.

Как правило, абитуриенты стремятся поступить на бюджетные места в рамках очных программ. Но требования к поступающим в данном случае довольно жесткие. Все зависит от утверждённого минимального порога проходных баллов, среднестатистических показателей поступивших в минувшие года. Как правило, в рамках очно-заочного образования данный показатель находится ниже, чем по очным направлениям. Но при этом наблюдается неформальное равенство между очным и вечерним обучением: работодатели отмечают что качество подготовки выпускников в обоих случаях идентично, одно другому не уступает.

Нередко вечерний формат обучения рассматривается, как «запасной аэродром» из-за более низких проходных баллов и увеличения шансы на поступление в рамках выбранной специальности или в конкретное учебное заведение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Причина №2. Привлекательная стоимость обучения.

На сегодняшний день вечернее образование на базе вузов чаще всего предусмотрено на платной основе, а количество бюджетных мест в рамках этого сценария сведено к минимуму. Но несмотря на это, абитуриенты все чаще устремляются на очно-заочные программы. Всему виной – привлекательная и более доступная стоимость образовательных услуг.

По статистике, обучение в рамках вечерних программ обходится в среднем на 20-25% дешевле, чем на очном отделении, а качество подготовки дипломанта при этом не страдает.

Причина №3. Возможность совмещения учебы и иных не менее важных дел.

Вечернее обучение – уникальный шанс развиваться в выбранном направлении без ущерба себе, работе, интересам, иным делам. Более того, индивид в процессе освоения выбранной профессии может убедиться в том, что она ему подходит, он готов трудиться в данной отрасли, в качестве определенного специалиста и пр. Обретаемые знания и навыки можно успешно применять на практике, расширяя свои полномочия, демонстрирует стремление к развитию и совершенствованию, повышает конкурентоспособность.

Как правило, студенты очно-заочных направлений – работающая молодежь: днем они трудятся на предприятии, а вечером постигают новую специальность или продолжают развитие в рамках уже имеющегося образования на вышестоящих ступенях. В этом случае учеба не мешает работе и иным делам.

Самые распространенные основания для обучения на очно-заочном отделении вуза
Самые распространенные основания для обучения на очно-заочном отделении вуза

Причина №4. Сроки приёмной кампании отличаются от классического отбора в рамках очного и заочного обучения.

Вечерние программы – это самый настоящий «запасной аэродром» для абитуриента. Об этом мы писали в ходе раскрытия первой причины, по которой абитуриенты выбирают данный формат. На самом деле есть еще одно не менее важное специфическое свойство рассматриваемого варианта. Прием документов на подобные программы проводится дольше, ем на очное и заочное становление студентов. А это значит, что поступающий может сначала проверить собственные силы в рамках конкурсного отбора на очное или заочное отделение. В случае провала или минимальных шансов на зачисление забрать документы и подать их на вечерний вариант.

Фактически, очно-заочный вариант – спасение утопающего абитуриента, предоставляющее ему реальный шанс стать студентом, освоить желаемую профессию в более удобном формате с минимальным ущербом для себя.

Причина №5. Щадящая учебная нагрузка.

Несмотря на сверхактивность студентов, очно-заочный формат предполагает облегченный вариант обучения с равномерно распределенной нагрузкой в течение всего периода пребывания в вузе.

Согласитесь, посещение по 2-3 пары через день или всего несколько дней в неделю в вечернее время потребует меньших сил, нежели учеба на очном отделении. Во втором варианте студент проводит по 6 и более часов на занятиях в будние дни, полностью отдаваясь учебе и оставляя минимум времени на хобби, интересы, а возможности совмещения обучения и работы сводятся к нулю.

Освоение программы в рамках вечернего образования более лояльно, равномерно и тщательно спланированно, что гарантирует достойное качество подготовки выпускника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Причина №6. Тесное взаимодействие с преподавателями в сочетании с самообразованием.

Несмотря на стабильный, но более редкий режим обучения, в рамках вечерней формы подготовки специалистов отмечается совпадение с очным и заочным вариантами. В частности, студент обязан посещать аудиторные занятия и взаимодействовать с преподавателями во время лекций, семинаров, где будет происходить разбор наиболее важных и сложных тем, предметов, практических задач и пр. В то е время около 50% образовательной программы будет вынесено на самоизучение. При этом все непонятные моменты учащийся сможет уточнить, восполнить во время встреч с лектором.

То есть во время вечерней обучения при вузе наблюдается грамотное совмещение аудиторной и самостоятельной работы учащегося с развитием таких качеств, как ответственность, самодисциплина, профессионализм и пр.

Причина №7. Одобрение со стороны работодателей.

Очно-заочное образование получило положительные отзывы не только со стороны абитуриентов и студентов, но и работодателей. Они отметили высокое качество подготовки выпускников (аналогичное очному обучению), возможности развивать специалиста без отрыва от производства и пр. Более того, организации приветствуют данный способ подготовки, предоставляя студентам оплачиваемый учебный или дополнительный отпуск, сокращая рабочий день в период сессии работника, позволяя проходить практику по осваиваемой программе на предприятии и пр.

Какие льготы полагаются студенты очно-заочного отделения вуза?
Какие льготы полагаются студенты очно-заочного отделения вуза?

То есть у студента-вечерника больше возможностей для реального профессионального развития, а также сохранения независимости и самостоятельности (наличие рабочего места в период обучения. Совмещение работы и учебы, перспективы карьерного роста и т. д.).

То есть работодателям удобно, когда сотрудник обучается в рамках очно-заочного обучения, так как даже на период сессии они могут продолжить выполнять свои рядовые функции (зачеты и экзамены также проходят в вечернее время).

На сегодняшний день редко, но можно встретить целевые программы в рамках вечернего обучения при вузах.

Причина №8. Выпускник очно-заочного обучения может продолжить профессиональное становление по вышестоящим ступеням образования.

Вечернее профессиональное образование действует в отношении различных направлений подготовки, преимущественно на базе бакалавриата, специалитета и магистратуры. При этом выпускник очно-заочного формата имеет право поступать на общи основания и выбирать любой доступный и приемлемый для него формат подготовки. То есть у дипломированного вечерника действуют те же права, что и у иных выпускников, а перспективы дальнейшего роста зависят от освоенной ступени.

Бакалавры могут поступать на программы специалитета или магистратуры, вы выпускники специалитета и магистранты – претендовать на построение научной карьеры на базе аспирантуры и пр. то есть градация ступеней образования остаётся прежней.

Причина №9. Возможность построения индивидуальной траектории обучения.

Если в рамках очного и заочного обучения студент следует четко спланированной программе и плану обучения, то в рамках очно-заочного формата у него есть возможность обговорить с администрацией учебного заведения индивидуальный план развития. Как правило, построение персональной программы будет удовлетворять общим правилам ФГОС и действующим образовательным программам в заведении, но в большей степени ориентировано на потребности учащегося, его текущую профессию, место работы и пр.

Индивидуальный план обучения в рамках вечернего образования позволяет пересмотреть глубину погружения и объем академических часов в отношении заявленных предметов, выделить наиболее важные области и темы и углубиться в них.

Утверждение индивидуального плана подготовки студента-вечерника возможно только по согласованию с администрацией учебного заведения.

Причина №10. Обучение в небольших группах.

Очно-заочные программы, как правило, планируются на небольшое количество человек. В среднем в каждой группе набирается до 15 студентов, что фактически гарантирует индивидуальный подход к каждому из них. В данном случае контакт учащихся с педагогом более плотный, тесный. У студентов есть возможность уточнить все детали и нюансы, оперативно ликвидировать пробелы в знаниях, отработать пропуск занятия и пр.

Таким образом, вечерний формат по подготовке квалифицированных специалистов доступен на всех уровня профессионального образования и позволяет освоить интересуемую профессию с минимальным ущербом: дешевле, в более упрощенном порядке и небольшой и равномерной учебной нагрузкой, без отрыва от работы и иных дел.

Сравнительная характеристика очно-заочного образования

Как гласит народная мудрость, все познается в сравнении. Чтобы выделить специфические черты, а также достоинства и недостатки вечернего обучения, важно сравнить его с действующими форматами подготовки. В таблице ниже мы приведем соответствующую сравнительную характеристику.

Признак для сравнения

Очное обучение Заочное обучение Дистанционное обучение

Вечернее обучение

Уровень образования Профессионалитет, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура Частично бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура Бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура Бакалавриат, специалитет, магистратура
Продолжительность обучения Бакалавриат – 4 года,

Специалитет – 5 лет, магистратура – 2 года, аспирантура – 3 года

Бакалавриат – 4,5 года, специалитет – 5,5 лет, магистратура – 2,5 года, аспирантура – 3-4 года Бакалавриат – 5 лет, специалитет – 6 лет, магистратура – 3 года
Формат занятий Аудиторная работа, практика Аудиторная и самостоятельная работа, практика Самообразование, практика Аудиторная работа и самообразование, практика
Контакт с педагогами Тесный, прямой, ежедневный Средний, преимущественно в период сессии Минимальный в живом виде, чаще — онлайн Тесный, живой, согласно расписанию занятий
Проходные балы при поступлении Высокие Средние Низкие Низкие, средние
Стоимость обучения Высокая Средняя Минимальная Средняя, минимальная
Совмещение учебы и работы Невозможно

Возможно

Если проанализировать данные выше представленной таблицы, то можно сделать следующий вывод:

  • Очно-заочная форма обучения предполагает самое длительное пребывание в учебном заведении и более долгий путь по профессиональному становлению специалиста. Продолжительность постижения выбранной специальности будет длительным, но размеренным;
  • Учебная нагрузка при вечернем формате подготовки – самая щадящая: минимум пар в неделю. При этом наблюдается и самостоятельная работа студентов, тесный контакт с преподавателями, обмен опытом и пр.;
  • Поступить на очно-заочные программы проще, чем на очные варианты, а стоимость обучения будет в разы привлекательнее. Более того, студент может совмещать работу и учебу и полностью содержат себя сам (в том числе оплачивать образовательные услуги вуза);
  • Выпускники вечернего отделения обладают теми же правами в части дальнейшего развития, что и очники, заочники и пр. На основе поученного диплома об образовании они могут трудиться по специальности или поступать на вышестоящие уровни образования, строить профессиональную и научную карьеру.

Таким образом, в рамках очно-заочного образования отмечается часть каждого из действующих иных вариантов обучения: очного, заочного и даже дистанционного. Столь специфичная комбинация позволяет воспитать высококвалифицированных специалистов без ущерба отрасли, личной жизни и интересам учащегося.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки вечернего обучения в вузе

У каждой палки два конца. Поэтому, выбирая очно-заочный вариант обучения, важно взвесить все за и против, оценить собственные силы в покорении выбранной специальности с учетом специфических черт соответствующего формата.

Положительные стороны вечернего обучения

Отрицательные стороны вечернего обучения

Шансы на поступление выше благодаря низким проходным баллам и более длительным срокам приема документов, конкурс на место ниже, чем у очников Студенты-вечерники не получают стипендии и не могут пользоваться в вузе социальными и иными льготами. Они находятся на самообеспечении (за исключением учебников и пр.)
Обучение проходит преимущественно в малых группах или вовсе в рамках частной траектории, что позволяет педагогу выработать индивидуальный подход к каждому студенту и помочь в ликвидации пробелов каждому из них Освоение специальности потребует больше времени. Быстро завершить подготовку не удастся, та к как программа будет растянута на более долгий срок (учеба приходится на несколько дней в неделю)
Можно совмещать учебу и работу, иные дела. Главное – корректно рассчитывать время и силы Удвоение нагрузки на организм, так как учиться приходится после рабочего дня. Времени на отдых и личную жизнь фактически не остаётся
Возраст абитуриентов не играет роли и не имеет ограничений В рамках вечернего формата доступны далеко не все направления подготовки
Присутствуют основные виды деятельности, содействующие профессиональному и личностному развитию: аудиторная работа, самообразование, письменные проекты, аттестации и пр. То есть учебный процесс в любом случае будет построен по классическим канонам и полностью соответствовать требованиям ФГОС Учащимся по очно-заочной форме не предоставляется место в общежитии. Вопрос с местом проживания на период обучения или сессии придется решать самостоятельно и за свой счет

Казалось бы, у вечернего обучения нет недостатков. Но на самом деле практически каждому плюсу можно найти соответствующий минус.

Совмещение учебы и работы – это хорошо. Такой тандем позволяет развивать дуальное образование и оперативно пользоваться полученными знаниями на практике, оттачивая тем самым мастерство. Но на самом деле рассматриваемая комбинация в рамках вечернего обучения усложняет жизнь студента. Согласитесь, то после напряженного рабочего дня сил организма на исходе, поэтому программа может даваться крайне сложно из-за банальной усталости, перенапряжения. Более того, столь усиленный режим может привести к эмоциональному и профессиональному выгорания, упадку сил.

Несмотря на то, что качество подготовки очников и вечерников идентично, возможности пребывания в вузе кардинально разнятся. Так, вечерники не могут претендовать на получение академической стипендии, пользоваться льготами и пр. В данном сегменте наблюдаются явные ограничения прав учащихся.

В рамках вечерней подготовки при вузе освоить специальность в короткие сроки не удастся. Поэтому важно грамотно рассчитывать собственные силы и стремления к развитию. Порой длительное обучение приводит к перегоранию, отказу от новой профессии.

Учтите, что далеко не все профессии можно освоить на очно-заочном отделении. Перечень подобных направлений ограничен.

Немаловажным моментом является отсутствие или «бездействие» льгот. Пожалуй, самым существенным разом данное правило сказывается на молодых людях призывного возраста, которых могут в любой момент отозвать от учебы для службы в рядах российской армии. Долг родине никто не отменял. Притом неважно, аккредитована ли специальность. Поэтому, поступая на вечернюю форму обучения обязательно уточняйте все нюансы и оценивайте шансы на обучение и дальнейшее развитие.

Еще одним интересным фактом, подчеркивающим и достоинства, и недостатки вечернего обучения при вузе является возможности по переводу студента. Скорость обучения в рамках вечернего формата ниже, чем на всех остальных вариантах. Поэтому при переводе учащегося на иные профили или способы обучения возникает серьезная академическая разница. Минимальная разница в постигаемых предметах, темах наблюдается при переводе на заочное или дистанционное обучение, максимальная – при переходе на очный формат. Учтите, что ликвидировать академическую разницу важно до первой сессии.

Рекомендации специалистов Дисхелп для студентов вечернего отделения

Перед тем как подать документы в вуз с указанием вечерней формы подготовки, важно внимательно изучит условия обучения и сопоставить их с текущими условиями. Обязательно оцените учебный план и посмотрите расписание занятий (примерные дни недели, время обучения и пр.). Соотнесите указанные моменты с текущими условиями (график работы или иные обязанности и дела).

Очно-заочное обучение не подойдет лицам, работающим посменно, так как они не смогут постоянно отпрашиваться с работы на учебу, а наличие пропусков способно породить академическую задолженность и повысить риск отчисления. Данный сценарий ориентирован на офисных сотрудников или лиц с нормированным рабочим днем (без ночных смен и пр.).

Обучение по вечерним программам предполагает сочетание самостоятельной работы студента и аудиторной работы. В данном случае важно грамотно организовать свой день, выдели время на отдых, подготовку домашнего задания и учебу в целом. Притом важно не переутомляться и в то же время оперативно готовиться к предстоящим парам.

На базе очно-заочного образования предусмотрена теоретическая, исследовательская и практическая подготовка. В данном случае аудиторная работа отнимает около трети от учебного процесса и равномерно распределена в течение учебного года и всего периода обучения. Освоение части программы выполнение письменных работ отводится на самообразование учащегося, но может быть ограничено по времени. Для допуска к сессии студенту предстоит оперативно ликвидировать все долги, сдать предусмотренные ученым планом письменные работы (курсовая, лабораторная работа, отчет по практике или отчет о НИР).

Старайтесь максимально разгрузить себя либо по работе, либо по учебе. Если возникают сложности при совмещении указанных дел, то целесообразно оценить собственные возможности и принять решение. Для начала обговорите с работодателем возможности по снижению рабочей нагрузки (хотя бы на период сессии): оформление отпуска, уход на больничный. Делегирование полномочий и пр. Если руководство не идет на уступки, то постарайтесь облегчить учебное бремя. Студент может обратиться в вуз с просьбой формирования индивидуального плана и графика обучения. Также есть еще один вариант– достаточно обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, которые помогут в выполнении студенческих работ, решении задач, подготовке к зачетам и экзаменам и пр.

Высвободить время на дела или отдых поможет грамотное распределение дел (планирование дня), грамотная расстановка приоритетов. Тайм-менеджмент еще никого не подводил.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “10 веских причин обучаться на очно-заочной форме обучения”

  • где-то читала, что получать первое высшее образование можно только очно. Даже заочно запретили. А вечернее образование разрешается?

    • Добрый день Олеся! Согласно последним новшествам, получать образование впервые заочно запретили, но в отношении очно-заочного обучения подобных уточнений не было. Но все же, лучше осваивать специальность впервые очно. Вечерняя подготовка больше подходит людям с образованием и опытом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *