Зачетная неделя и сессия – самый тревожный период в жизни любого студента, ведь именно от исхода данных испытаний зависит дальнейшая судьба учащегося: продолжит ли он осваивать специальность, появится ли у него академическая задолженность, как хорошо он преодолеет намеченные учебным планом рубежи или вовсе попадет под риск отчисления.
Подготовка к зачетам и экзаменам – ответственная миссия. Она реализуется в рамках индивидуальной траектории. Сегодня мы расскажем, в какое время суток лучше всего усваивается информация и почему.
СОДЕРЖАНИЕ
Как работает мозг и память человека в разное время суток?
В течение дня активность (физическая и интеллектуальная) человека меняется, пребывая в стадии прилива, пика или угасания. Поэтому в определенный период времени индивид может испытывать определенные сложности с постижением новых знаний и развитие соответствующих навыков.
Организм каждого человека индивидуален и уникален, поэтому период бодрствования, качество усвоения изученного материала может разниться. Единого времени для максимально эффективного обучения нет, так как биологические часы каждого человека оригинальны. Но все в же в биологических ритмах учащихся можно определить схожие тенденции. Они позволяют сформировать «режим работы мозга» с учетом его фаз активности.
Согласно результатам множества психологических исследований, ученым удалось установить примерный график мозговой активности в различное время суток.
Время суток |
Мозговая активность |
Особенности работы с информацией |
С 6 до 9 утра | Мозг пробуждается после отдыха и способен поглощать большие объемы информации | Пробуждается аналитическая активность и способности к изучению тем любого уровня сложности |
С 9 до 12 часов дня | Стимулируется кратковременная память и повышение концентрации внимания | Самое удачное время для решения монотонных задач, анализа данных, планирования дня, распределения нагрузки, решения сложных задач, требующих усидчивости
Снижение мозговой активности происходит ближе к 12 часам |
С 12 до 14 часов дня | Намечается тенденция к снижению общей продуктивности головного мозга, необходима «перезагрузка» для восполнения затраченной энергии | Время обеда и отдыха. Мозг на грани переутомления или усталости и требует смены обстановки. Поэтому в этот период целесообразно отвлечься от учебы: пообедать, пообщаться со сверстниками, прогуляться оп территории университета и пр. |
С 14 до 18 часов дня | Активная фаза, когда мозг с новыми силами может приступать к интеллектуальной деятельности | Рекомендуется снизить уровень сложности намеченных задач и заданий или сократить объем новой поступающей информации
Лучше всего работать с несложной информацией или более привычными видами занятий, повторять ранее пройденный материал |
С 18 до 21 часов вечера | В организме человека пробуждается творческая активность и генерирование новых идей, перестройка организма от сложных и монотонных задач на «новую волну» | Организму необходима эмоциональная разрядка или перестройка, поэтому важно изменить подход к делу. Порой достаточно превратить скучный или монотонный набор в игру, сменить метод работы или подход к делу или вовсе перестроиться на новое задание |
С 21 до 23 часов вечера | Настройка на отдых, период усталости | Рекомендуется отказаться от интеллектуальной активности, чтобы не заработать «хроническую усталость». Организм требует отдыха и начинает готовиться ко сну, воспринимая все меньше и менее качественно новую информацию |
С 23 часов до 3-4 ночи | Фаза активного восполнения энергии, отдыха, подзарядки организма | Следует отказаться от чтения или иного восприятия информации, активной работы мозга в пользу сна |
В течение дня организм подвергается воздействию массы факторов, которые напрямую сказываются на работе мозга и его продуктивности: памяти, оттачивании определенных навыков и пр. Если проанализировать «классические биологические часы» среднестатистического студента, то можно выделить следующие периоды активности и спада.
С утра и вплоть до обеденного времени организм на фоне «ночного насыщения» силами может активно трудиться и решать самые сложные задачи, разбирать новые темы (независимо от уровня сложности и характера), заниматься аналитической деятельность. Далее вплоть до веера мозговая активность начинает снижаться. С обеда и до 18 часов вечера рекомендуется пересмотреть объем учебы и ее характер: отдав предпочтение повторению или более легким темам и заданиям, физической активности тела и пр.
Опытные психологи и исследователи рекомендуют решать сложнейшие учебные и научные задачи до 12-14 часов дня, до обеда. Именно в данный период времени (с 6 утра и до обеда) мозг способен усвоить максимум новой информации, разобрать самые сложные задания, развить конкретные навыки и пр.
Вечером работа головного мозга снижается и постепенно сводится к нулю на фоне утомления, усталости и «переваривания» ранее поступивших сигналов. Главное – вовремя остановиться, чтобы не работать на износ и не заработать неврологические расстройства: бессонницу, головную боль, ВЧД, стресс и пр.
Перед сном (после 9 вечера) рекомендуется оставить учебу в покое, отвлечь организм спокойными видами занятий: прогулка на свежем воздухе, прослушивание любимой музыки, настольная игра и пр.
Несмотря на многочисленные исследования и определение «оптимального времени для учебы», организм человека – уникальный феномен. В зависимости от фаз активности можно выделить различные типы людей, которые будут отличаться периодом активности и спада работы мозга.
Например, тип «жаворонки» характеризуются ранним пробуждением и ранней утомляемостью. Этим лицам рекомендуется выполнять основную работу по вышеописанной схеме, отдаваясь отдыху после 6- часов вечера. Тип «совы» склонны к активной работает ночью, а днем прилив энергии у них меньший.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Самые продуктивные часы для учебы
Обратите внимание, что независимо от точки земного шара, времени года, учебный год во всех образовательных заведениях длится 9 месяцев, а обучение проводится сугубо в дневное время. Студенты очного отделения, школьники осваивают программу преимущественно до 18 часов дня (если обучение реализуется посменно), то есть в самый пик мозговой активности.
Учащиеся заочного формата постигают образовательную программу преимущественно на основе самоизучения, но сессия проходит в традиционном режиме: чаще всего в дневное время, реже – в вечернее. Экзамены и зачеты проходят также до 18 часов дня.
Если проанализировать расписание занятий, то можно отметить следующие тенденции:
- Наиболее сложные или аналитические предметы отводятся на первые пары, а дисциплины «вторичного плана» — общеразвивающие, творческие – на конец учебного дня;
- Самые сложные темы и задания подвергаются первичному освещению в начале занятия, а дополняющие фрагменты освещаются попутно. Притом нередко педагог чередует сложное и простое с целью регулирования нагрузки на мозг;
- Во время пар педагог делает небольшие перерывы, а также могут быть предусмотрены перемены для небольшой разгрузки мозга и наилучшего усвоения информации.
Таким образом, самыми продуктивными часами для постижения новых учебных и научных горизонтов считается первая половина дня, а также период до 18 часов вечера.
Но если учесть индивидуальные особенности человека, его психотип, биологические часы, то периоды активного обучения могут кардинально разниться. В среднем продолжительность предельно качественного и эффективного изучения информации составляет до 8-12 часов (то ест нормированный рабочий день с учетом небольших перерывов на отдых).
Как построить график обучения с максимальной эффективностью?
Обучение в любом образовательном заведении проходит согласно заранее разработанной траекторией: учебный план, календарно-тематический план, расписание занятий. Чтобы выработать определенный режим, студенту важно адаптироваться к новому темпу работы. В этом деле на первый план встает расписание занятий.
Учебный процесс – явление стандартное, но требующее правильно адаптации под возможности и нужды организма. Поэтому для выработки максимально эффективной траектории и графика подготовки, изучения новой информации и подготовки к экзаменам, необходимо проанализировать следующие моменты:
- Определить привычные или наиболее удобные часы для обучения с учетом действующего расписания занятий;
- Оценить учебную нагрузку и дополнительные интересы, дела, хобби и выявить дни, когда можно увеличить учебную нагрузку, выделить дополнительное время на разбор тем и заданий и пр.;
- Оценить «тяжесть предмета» или темы, от есть расставить приоритеты и определить примерное время на достаточное и уместное изучение, запоминание информации. Если дисциплина дается сложно, то целесообразно уделить ей больше внимания;
- Определить общее время на подготовку к предстоящему испытанию или занятию и построить корректный график повторения/изучения тем с учетом сильных и слабых мест учащегося;
- Учесть собственный «хронотип учащегося» и часы активности: «жаворонкам» рекомендовано постигать и повторять материалы до вечера, а «совам» – преимущественно вечером.
Для построения индивидуальной эффективной траектории обучения и повторения материала студенту необходимо учесть собственный «биоритм», учебную нагрузку, а затем грамотно расставить приоритеты и тщательно спланировать каждый шаг (соотнеся дела и время).
Опытные учащиеся и эксперты рекомендуют вначале заниматься повторением и разбором наиболее сложной информации и предметов, заданий, а затем постепенно снижать уровень сложности или характер предметов: со сложных технических переходить на более простые гуманитарные ориентиры и пр.
Согласно результатам психологических исследований, максимальная концентрация мозга длится в течение первых 20-30 минут погружения в предмет или материал, далее она постепенно улетучивается.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Когда лучше учиться: достоинства и недостатки утренней и вечерней подготовки?
Каждый студент самостоятельно выбирает время для обучения и подготовки домашнего задания, к предстоящим зачетам и экзаменам или иным аттестационным рубежам. В таблице ниже мы предоставим достоинства и недостатки изучения материалов в утреннее и вечернее время.
Изучение или повторение информации утром |
|
Достоинства подхода |
Недостатки подхода |
Мозг за ночь насытился энергией и может поглощать большие объемы информации, разбирать сложные элементы легче и быстрее | Важно сакцентироваться на учебе и выделить приоритетные или наиболее важные моменты для разбора, что спросонья бывает крайне сложно |
Привычный режим дня располагает к соблюдению учебной дисциплины | Могут возникнуть форс-мажоры (отсутствие материала, новое дело и пр.), которое повлечет за собой перестройку режима и графика, что может сказаться на качестве восприятия информации и скорости ее усвоения |
В течение дня можно проконсультироваться с педагогом или иным опытным специалистом, получить консультацию и разъяснение | Бывает трудно найти свободного эксперта, так как он может быть загружен на основной работе (ведет занятия у других студентов, находится в отпуске или на больничном и пр.) |
Особенности подготовки к занятиям в вечернее время |
|
Достоинства подхода |
Недостатки подхода |
Проще добиться тишины и создать подходящие условия для обучения | Тяжелее заставить себя разбирать темы (особенно после загруженного или трудного рабочего дня) |
Просыпается творческий подход к режиму проблем и задач, порой постижение новых вопросов происходи т неординарным путем и проще | Сложнее найти достаточный объем времени на изучение темы/предмета (порой и 24 часов в сутках не хватает на все дела) |
Сон после повторения материала будет более крепким и лучше скажется на запоминании, упорядочивании информации | Чревато перегрузками организма в случае бесконтрольного разбора вопросов, заданий и тем |
В какое время учиться или заниматься самообразованием, подготовкой к предстоящим испытаниям – решать только студенту, но в этом деле важно ориентироваться на уровень сложности программы, биологические часы и ритмы, наличие свободного времени и темп освоения информации, возможности памяти (запоминания) и пр.
В постижении и повторении материалов главное – не подпускать к себе лень и факторы, провоцирующие ее возникновение. Важно позаботиться в создании соответствующих условий для качественной подготовки с учетом собственных возможностей самочувствия и уровня познаний.
Самые распространенные вопросы о максимально эффективном построении графика подготовки к экзаменам
Проанализировав десятки психологических исследований и учтя собственный опыт, опыт других студентов в обучении и подготовке к сессии, специалисты Дисхелп готовы ответить на наиболее популярные вопросы пользователей, которые помогут в корректном планировании учебного процесса.
Вопрос №1. Когда лучше учить или повторять материал, утром ил вечером?
Согласно народной мудрости, утро вечера мудренее. Если подойти к данному вопросу сугубо с физиологической точки зрения, то правда пословицы очевидна. Человеческий организм во время сна отдыхает физически, но мозг продолжает работать круглосуточно, подавая импульсы. Ночью происходит выработка гормонов и отвлечение мозга от информации, ее переработка и укладывание в рамках кратковременной и долговременной памяти.
В идеале разбирать наиболее сложные материалы и темы, предметы и задания лучше всего в часы активности, то есть утром. Повторять уже ранее освоенный материал можно в течение дня, но вечер рекомендуется в любом случае высвободить для «разгрузки». Если освободить вечернее время не удастся, то целесообразно оставить на этот период времени минимум информации, а ее характер должен быть простейшим (то есть ранее освоенным, понятным, осознанным и пр.).
Вопрос №2. Сколько информации поглощать или повторять за один подход: много или мало?
Чтобы качество изучения и повторения материалов не хромало, важно грамотно распределить необходимый объем на несколько «присестов». Выучить или повторить весь курс за семестр за 21 день – банальное насилие над организмом.
Если объем материалов, подлежащих разбору, повторению большой, то важно распределить его не только по часам, но и растянуть (по возможности) на несколько дней. Притом можно сократить часть материалов: то что лучше усвоено и находится «на поверхности памяти», можно бегло прочитать, а то что вызывал изначально сложности – тотально вызубрить. Соответственно на беглое чтение можно выделить меньше времени, а на тотальный разбор – больше.
При планировании скорости и глубины подготовки к экзамену важно ориентироваться на текущий учебный план: расписание занятий, наличие свободного времени, характер и уровень сложности предмета/темы и пр. То есть студенту придется адаптироваться под текущие факторы, найти время и силы на повторение и пр.
В идеале объем постигаемой информации должен быть примерно равным ежедневно. Притом студенту важно руководствоваться принципами посильности и ясности данных, захватывая оптимальный объем информации (без перегрузок для организма).
Вопрос №3. С чего начать подготовку к зачету или экзамену: с простого или сложного?
Если студент может подобрать хотя бы минимальный объем информации из «глубин памяти» и хоть как-то развить поставленный перед ним вопрос, проблему, задачу, то данный момент можно отложить или просто бегло повторить. Если же материал вызывает массу проблем и сложностей, то лучше всего начать подготовку к испытанию с него, тщательно разобравшись во всех нюансах.
Притом немаловажно понять, сколько времени потребуется на погружение в задание или проблему, чтобы скорректировать темпы подготовки в перспективе.
Если тема или дисциплина дается крайне сложно, то целесообразно воспользоваться помощью со стороны: обратиться за разъяснением к педагогу, репетитору или тьютору, одногруппникам и пр.
Вопрос №4. Учитывать ли индивидуальные особенности организма при подготовке к экзамену?
За один день, сутки или раз невозможно моментально перестроить организм на нужный лад. Поэтому рекомендуется следовать уже привычной схеме и режиму. То есть нет единого подхода к постижению учебного плана или предмета, единых биологических часов и пр.
При подготовке к зачетам или экзаменам важно грамотно выстроить график обучения и повторения, чтобы он был привычен, удобен и приносил пользу. Поэтому опытные психологи рекомендуют выбирать то время, когда организм испытывает прилив энергии или активен. Например, «жаворонкам» проще учиться только днем, а «совам» — вечером и частично ночью. Но не стоит пренебрегать отдыхом для восполнения затраченной энергии, чтобы в дальнейшем не страдало качество подготовки по иным дисциплинам.
То есть важно грамотно комбинировать учебу, отдых, хобби и иные дела с возможностью сделать небольшой перерыв и полноценное восстановление.
Вопрос №5. Стоит ли заниматься накануне экзамена?
Опытные психологи отмечают, что за день до испытания необходимо отвлечься от материалов, заданий и прочих моментов по подготовке, дать организму время на восполнение сил и моральную подготовку к аттестации. Но если студенту неспокойно на душе, то можно периодически перечитывать наиболее сложные для него фрагменты.
Отказ от подготовки к испытанию за суки поможет организму восстановиться, снять усталость, привести голову в порядок (чтобы в ней были знания, а не каша из них). Но главное, отдыхать с умом, а не злоупотреблять положением.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации экспертов Disshelp по продуктивной подготовке к экзамену
Тренируйте память, так как именно от ее «насыщенности и заполненности», применения зависит качество усвоения и запоминания. Если по каким-либо причинам повторение или изучение материалов усложняется и замедляется даже в периоды активности, то важно проанализировать ситуацию и выявить причины отклонений. Если всему виной переутомление, то необходимо сделать перерыв. Если же причина в дефиците витаминов или состоянии здоровья, важно обратится к специалистам или пропить курс витаминов, препаратов, ускоряющих работу мозга и пр.
Для повышения качества усвоения информации важно не просто постоянно зубрить на протяжении нескольких часов. Каждые полчаса или перед тем, как приступить к постижению очередного вопроса или задания, делайте небольшие перерывы, дав мозгу время на «переваривание интеллектуальной пищи» и небольшой отдых, восполнение энергии.
Используйте привычные или наиболее эффективные приемы по подготовке к зачетам и экзаменам, методы по запоминанию информации. Накануне испытания эксперименты над собой ни к чему. Лучше полагаться на ранее проверенные подходы и получить достойный результат.
Подключайте всевозможные, посильные методы для подготовки к экзаменам, облегчая собственную участь. Привлекайте друзей для поиска ответов на экзаменационные вопросы, если спокойнее идти на испытание со шпаргалками – готовьте их, непонятна тема – терзайте ее с помощью наставников или разбирающихся людей. Как гласит народная мудрость, «на войне все средства хороши», так и Вы будьте во всеоружии.
Минимизируйте отвлекающие факторы и настройтесь на работу. Поверьте, тишина, покой, концентрация на материале и психологическая готовность еще никого не подводила.
Для наиболее эффективной подготовки к экзамену не перегружайте свой организм. Поверьте, сверхурочная работа еще не приводила ни к чему хорошему. Сбалансируйте все действия, объемы постигаемой информации, условия обучения, скорость изучения и повторения, стараясь избегать перегрузок (физических, умственных и пр.). Обязательно выделяйте время на отдых и не пренебрегайте питанием: оно должно быть правильным насыщенным витаминами и минералами, полноценным.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Скажу по личному опыту, учить что-то сложное, новое лучше на свежую голову, то есть с утра, а повторять уже понятное и осознанное – вечером, но главное чтобы это повторение не переутомляло.
Добрый день, Valentina! Благодарим за ваш отзыв, возможно вас заинтересует данная статья: https://disshelp.ru/blog/kakie-byvayut-vidy-ekzamenov-v-vuze/
нет единого времени для студентов, когда было бы продуктивнее и удобнее учиться. У каждого свои биологические часы, интересы, приоритеты. Поэтому качество обучения зависит только от самого учащегося. Главное не просто выбрать время, но и правильно его распределить, не забывая полноценный отдых.
Добрый день, Alexx02! Благодарим за ваш отзыв, возможно вас также заинтересует данная статья: https://disshelp.ru/blog/stoit-li-hodit-na-konsultatsiyu-po-ekzamenu/
Хочу сказать огромное спасибо за интересный блог. Недавно случайно наткнулась на него. Нашла много полезной информации, есть просто интересные статьи. Нравится, что все написано на простом и понятном языке, будто разговариваешь с другом. Надеюсь и далее все будет также. Всех благ!
Добрый день, Олеся! Благодарим за ваш отзыв. Возможно вас также заинтересуют данные статьи: https://disshelp.ru/blog/postuplenie-v-vuz-bez-ispytanij/
https://disshelp.ru/blog/poshagovaya-instruktsiya-po-napisaniyu-kratkogo-nauchnogo-doklada-s-primerami/