Виды образовательных программ и направлений при вузах: гражданские, военные, медицинские и пр.

На сегодняшний день в России насчитывается свыше 200 вузов, каждый из которых предлагает целый набор специальностей на любой вкус и цвет. В одних случаях они могут принадлежать к одной конкретной отрасли – подобные направления подготовки предпочитают узкоспециализированные институты (экономические, технические, геологические, юридические вузы и пр.). В другом – ассортимент образовательных программ зашкаливает и превосходит десятки видов. Этот сценарий практикуется в многопрофильных заведениях. Сегодня мы расскажем о существующих классификациях направлений подготовки при вузах.

Виды образовательных программ и направлений при вузах: гражданские, военные, медицинские и пр.
На сегодняшний день в России насчитывается свыше 200 вузов, каждый из которых предлагает целый набор специальностей на любой вкус и цвет. В одних случаях они могут принадлежать к одной конкретной отрасли – подобные направления подготовки предпочитают узкоспециализированные институты (экономические, технические, геологические, юридические вузы и пр.). В другом – ассортимент образовательных программ зашкаливает и превосходит десятки видов. Этот сценарий практикуется в многопрофильных заведениях.

Сегодня мы расскажем о существующих классификациях направлений подготовки при вузах.

Образовательные программы согласно уровню образования

Самое первое и простое основание для классификации действующих специальностей в любом профессиональном учебном заведении – по ступеням образования. В рамках данной ниши можно выделить следующие разновидности:

  • Образовательная программа бакалавра: считается самой простейшей, предназначено для подготовки базы (основных рабочих знаний и навыков) для выполнения простейших видов работ в определенном сегменте, на конкретной должности или профессии;
  • Направление специалитета считается промежуточным звеном между бакалавриатом и магистратурой. Притом по финалу он приравнивается к первой ступени, а по возможностям продолжения обучения – и к бакалавриату, и к магистратуре. Уровень подготовки дипломантов средний с развитием базовых и исследовательских качеств;
Варианты освоения образовательных программ на всех ступенях высшего образования
Варианты освоения образовательных программ на всех ступенях высшего образования
  • Магистерская программа. Данный комплекс дисциплин нацелен на подготовку преимущественно руководящих кадров (инженеров, управленцев). Основной акцент делается на научно-исследовательской деятельности с параллельным погружением в теоретические азы профильных предметов.
  • Аспирантский уровень основывается на подготовке научных работников и ученых (кандидатов наук). Именно здесь происходит становление будущих инноваторов и реформаторов, способных не только пользоваться традиционными инструментами и подходами, но и изобретать новые.

Обратите внимание, что каждый уровень образования предполагает более глубокое погружение в профиль: постепенное увеличение роли профильных предметов, переход от учебной к исследовательской, а затем научной деятельности.

По мере освоения бакалаврской и специалитетской ступени дипломант обретает профессию и соответствующую ей квалификацию. В рамках магистерской ниши выпускник обретает профессию и статус «исследователь». Аспиранты, успешно прошедшие государственную аттестацию, обретают официальный статус ученого (кандидат наук) и могут заниматься, как профессиональной, так и научной деятельностью.

Также в рамках данной градации можно выделить еще два вида образовательных программ:

  • Общеобразовательные. Данный комплекс дисциплин, заданий и занятий свойственен преимущественно в довузовской нише — школы, лицеи, гимназии, центры детского развития и творчества и пр.
  • Профессиональные. Этот вид характерен сугубо для учебных центров, где занимаются становление дипломированных специалистов независимо от осваиваемой ступени: училища колледжи и техникумы, институты и университеты и пр.

Таким образом, все специальности, действующие в рамках среднего и высшего профессионального образования классифицируют согласно их принадлежности к конкретной ступени.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Образовательные программы согласно характеру и обретаемым знаниям, навыкам

Каждая специальность по-своему уникальна, но все их можно распределить на две большие группы.

Первая – гуманитарная. В данном случае студенты осваивают те направления подготовки где не требуется прикладывать существенных физических усилий. Здесь будет присутствовать освоение теоретических и научных канонов, определенной техники и методов работы. Обретаемые знания и навыки в данном случае будут сводиться к аналитической, учетной, организационной, социальной деятельности. К данной нише относят такие виды профессий, как экономические и управленческие, психологические, педагогические, юридические и пр. Здесь принято размышлять и разбираться в реалиях, оценивать содержание работы (образно).

Общая классификация образовательных программ по характеру предметов и обретаемым навыкам
Общая классификация образовательных программ по характеру предметов и обретаемым навыкам

В рамках гуманитарных направлений подготовки будут доминировать теоретические, научные и исследовательские азы, а предметы будут изучать явления и процессы в социуме.

Нередко гуманитарные профили приравнивают к исследовательским видам деятельности.

Вторая – техническая. В данном случае студентам предстоит погружение преимущественно в технические, физико-математические и иные точные и естественные науки, оттачивание работы с промышленным или иным оборудованием и инвентарем и пр. Данная категория нацелена на разработки и внедрение инноваций, где важна точность, кропотливость. «Технари» предпочитаю оценивать суть в математической, физической и иной точной позиции.

Технические профессии приравнивают к прикладным видам обучения, где без НИР и ОКР практики не обойтись.

Образовательные программы по отраслям народного хозяйства

Данная классификация самая распространённая и обширная. Притом чащ всего абитуриенты выбирают интересующий их профиль в рамках этой ниши, разделяя все профессии на соответствующие им научные и отраслевые области:

  • Экономические;
  • Юридические;
  • Педагогические: лингвистические спортивные, переводческие, филологические и пр.;
  • Медицинские;
  • IT-программы;
  • Творческие: музыкальные, архитектурные, дизайнерские, танцевальные, актерские и режиссерские и пр.;
  • Технические: строительные, промышленные и пр.;
  • Агропромышленные;
  • Естественно-научные: сельскохозяйственные, экологические, биологические, и пр.;
  • Социальные: психологические, частично правовые и пр.

Продолжать данную градацию можно бесконечно.

Виды образовательных программ по отраслям
Виды образовательных программ по отраслям

Если подойти к классификации образовательных программ в рамках отраслевой принадлежности глобально, то можно распределить все специальности на две группы:

  • Военные, призванные защищать родину, действовать в ЧС, помогать обществу в наведении порядка, оказывать содействие в сложных жизненных и финансовых ситуациях и пр.;
  • Гражданские. К данному основанию относят все профессии не связанные с военной средой.

Обратите внимание, что освоение военных профилей и дальнейшая трудовая (профессиональная) деятельность в рамках освоенной ниши приносит дипломанту массу привилегий: досрочный выход на пенсию, льготы, дополнительные выплаты, социальная поддержка и пр.

Также в рамках данной категории можно выделить узкие и комбинированные направления профессиональной подготовки. Узкие ориентированы на подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих тотальными знаниями и навыками, применимыми в конкретных условиях. Комбинированные профили призваны подготовить универсальных солдат» или специалистов с широкими полномочиями, способных трудиться в рамках отрасли, занимая при этом различные (смежные) должности и пр.

Образовательные программы в зависимости от формата обучения

Всем известно, что обучение в колледже или вузе возможно в рамках действующих форматов: очно, заочно, дистанционно. В данном случае целесообразно выделить соответствующую градацию образовательных программ, ведь в каждом случае методистам и руководству учебной организации предстоит сформировать соответствующий план подготовки дипломантов.

Очные программы считаются самыми масштабными и подробными. В данном случае все материалы разбиваются на лекционные семинарские, исследовательские и практические и пр. подготовка очников происходит в режиме реального времени, где наблюдается живой контакт с педагогами и одногруппниками, обязательное ежедневное посещение занятий при вузе согласно расписанию, выполнение домашнего задания и письменных проектов, сдачу зачетов и экзаменов и пр.

Заочные программы предполагают выделение основного материала на самоизучение, на долю лекций и аудиторной работы отводится минимум времени. В данном случае живой контакт с педагогами происходит в период сессии. Об особенностях заочного обучения мы уже писали ранее, поэтому данный момент пропустим.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Дистанционные образовательные программы предполагают полное самообразование согласно траектории и графику, утвержденному вузом. В данном случае все взаимодействие происходит с помощью интернет-технологий: электронные учебники, письменные проекты, онлайн-зачеты и экзамены, тестирования, онлайн-защита и пр. Подробнее о дистанционном обучении указано в одной из наших ранних статей.

На сегодняшний день появилась новая разновидность образовательных программ – с частичным применением дистанционных технологий. Данный формат уместен, как в очной, так и заочной трактовке. В этом случае часть программы переносится в дистанционный формат, а остальное – остается в ранее утвержденном (изначальном) режиме. Обратите внимание, что новый вариант освоения профессии позволяет комбинировать традиционную систему подготовки кадров с современными (техническими, IT возможностями).

Образовательные программы по степени легальности и проверки на качество

Каждый вуз осуществляет образовательную деятельность на основе специальной государственной лицензии. При этом он имеет право реализовывать образовательные программы аккредитованные и неаккредитованные.

Первая группа специальностей предполагает, что Минобрнауки или Рособрнадзор провел экспертизу заявленного набора дисциплин и комплекса практических, исследовательских заданий. Освоение подобных направлений чревато обретением ряда преимуществ: диплом государственного образца, гарантия качественного образования, действие всех причитающихся льгот и квот, возможности продолжения обучения и развития научной карьеры и пр.

Виды образовательных программ в зависимости от аккредитации специальности
Виды образовательных программ в зависимости от аккредитации специальности

Неаккредитованные специальности носят частный характер: они были разработаны вузом, но не успели пройти аккредитацию (в виду отсутствия выпусков и возможности оценить качество подготовки дипломантов, вуз не направлял профиль на экспертизу и пр.). Отсутствие аккредитации не является помехой в реализации программы. В данном случае выпускникам будут вручены дипломных негосударственного образца.

Обратите внимание, что в одном и том же учебном заведении могут действовать как аккредитованные, так и неаккредитованные специальности. Данный момент целесообразно уточнять еще на момент поступления или выбора университета.

В зависимости от срока реализации и полноты специальности

В рамках данной категории принято выделять программы полного и сокращенного характера.

Полные образовательные программы предполагают полноценное обучение в рамках действующего формата согласно намеченному плану. Они действуют при получении первого профессионального образования. В их составе присутствуют все модули: общеразвивающий, базовый, профессиональный, вариативный и пр. Погружение в профессию происходит на поэтапной основе.

Сокращенные специальности действуют в рамках онлайн-обучения (интенсивы), курсов по переподготовке кадров, второго и последующего высшего образования и пр. В данном случае акцент делается на изначальном тотальном погружении в профильные дисциплины.

Первый вариант рекомендовано выбирать лицам, впервые осваивающим профессию. Второй вариант посилен подготовленным специалистам или лицам, готовым к резкому погружению в специальные дисциплины.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Образовательные программы в зависимости от целевой аудитории и выбранной траектории обучения

Согласно общепринятым нормам, в рамках профессионального образования реализуют классические (традиционные) направления подготовки, а также индивидуальные.

Традиционные программы предполагают точное соблюдение требованиям ФГОС и в большинстве случаев являются аккредитованными. Они основаны на четкой последовательности и изучении утвержденного набора предметов в самых разных формах. Траектория обучения тщательно спланирована заранее и проходит в групповом режиме.

Классификация программ обучения по продолжительности и способу реализации
Классификация программ обучения по продолжительности и способу реализации

Индивидуальные программы учитывают ряд дополнительных факторов: персональные особенности студентов, предоставляют возможности выбора отдельных предметов или формата подготовки и пр.

Важно отметить, что любая классическая образовательная программа с легкостью может быть трансформирована в индивидуальную, но обратная операция допустима далеко не всегда.

Сходства и отличия образовательных программ

В рамках каждой градации есть свои особенности, схожие и отличительные черты, подчеркивающие уникальность специальности.

Среди очевидных сходств образовательных программ (независимо от их вида и предназначения) можно выделить:

  • Все программы тщательно проектируются и планируются, утверждаются и реализуются в рамках каждого учебного заведения с учетом материально-технических возможностей, подготовки педагогического состава и пр.;
  • Аккредитация – не является обязательной процедурой для допуска программы к реализации;
  • Погружение в профессию будет постепенным по принципу «от простого к сложному»;
  • Все программы содержат в себе аудиторную, исследовательскую, практическую, аттестационную части;
  • Образовательные программы могут реализовываться строго по назначению в определенном формате, притом каждый из них будет прорабатываться отдельно и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Среди явных отличий образовательных программ следует отметить:

  • Каждая программа акцентирована не просто на отрасли, а на развитии определенных навыков, профессиональных качеств и может содержать различные профильные предметы;
  • Глубина погружения в специальность зависит от осваиваемой ступени образования, формата;
  • Сроки реализации направления зависят от уровня образования и действующих регламентов, полноты и цели заявленного комплекса предметов и пр.;
  • Студент может выбирать наиболее интересные и близкие ему предметы в рамках вариативного модуля, расширяя спектр профессиональных полномочий и собственных возможностей, уровень эрудиции и пр.

Обратите внимание, что сегодня вузов, реализующих один профиль или направления подготовки для одной отрасли крайне мало. Для повышения конкурентоспособности и привлечения абитуриентов учебные центры предпочитают реализовывать несколько различных направлений или комбинированные образовательные программы (очные бюджетные полные, очные платные сокращенные и пр.).

Таким образом, выбирая образовательную программу для освоения, важно учесть не просто ее состав и то, чему и как она учит, но и ее разновидность. Оценка данного критерия позволит понять сущность и предназначение профиля, его специфику и соответствие потребностям абитуриента, социума, рынка труда и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Виды образовательных программ и направлений при вузах: гражданские, военные, медицинские и пр.”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *