Особенности академической карьеры в России: как выглядит работа преподавателя в вузе

Работа педагога в вузе – занятие весьма насыщенное и даже разнообразное. Но не каждый знает и понимает, что карьерный рост в данном случае может быть не просто типичным (по должности), но и академическим – по научным успехам. Притом оба вида продвижения и достижения могут быть, как взаимосвязанными, так и параллельными. Сегодня мы расскажем о трудовых буднях педагогов и их возможностях развития и карьерно-академического роста в вузе.

Особенности академической карьеры в России: как выглядит работа преподавателя в вузе
Работа педагога в вузе – занятие весьма насыщенное и даже разнообразное. Но не каждый знает и понимает, что карьерный рост в данном случае может быть не просто типичным (по должности), но и академическим – по научным успехам. Притом оба вида продвижения и достижения могут быть, как взаимосвязанными, так и параллельными. Сегодня мы расскажем о трудовых буднях педагогов и их возможностях развития и карьерно-академического роста в вузе.

Траектория педагога: академическая карьера и должности педагога при вузе?

Работать преподавателем вуза может только квалифицированный специалист, имеющий профессиональное образование в конкретной научной области. При этом характер образования существенной роли не играет, то есть наличие именно педагогического образования для работы в вузе не обязательно. Главное – уровень подготовки и развитые личные, профессиональные качества.

Какими качествами должен обладать преподаватель вуза?
Какими качествами должен обладать преподаватель вуза?

К ключевым параметрам, необходимым педагогу вуза, можно отнести:

  • Коммуникабельность и умение находить общий язык с самыми разными людьми;
  • Тактичность и культура, этика – умение принимать рациональные решения, изъясняться грамотно, без пафоса и критики, повышенных тонов;
  • Терпение – работа со студентами ненамного проще, чем с детьми в школе. Важно уметь с ними ладить, объяснять и доносить информацию предельно просто, в каких-то ситуациях убеждать или настаивать в пределах разумного;
  • Грамотность и корректность, знание профессиональной области (науки, предмета, дисциплины) и умение пользоваться соответствующим инструментарием устно и на практике;
  • Увлеченность делом и энтузиазм, ответственность и трудолюбие. Без этого сегодня не обойтись ни в одной отрасли. каким бы престижным и солидным не был вуз, труд педагога недооценен повсеместно. Поэтому преподавателю придется порой работать «за идею», выполняя сверхурочную работу, «изобретать велосипед сподручными средствами», чтобы интересно преподнести тему студентам, заинтересовать их и пр.;
  • Бумажная работа и владение современными IT-средствами и инструментами для ведения документооборота: план-конспект занятий, учебная программа, методические рекомендации по написанию студенческих работ, подготовка материалов на занятия, подготовка заданий для проверки учащихся и пр.;
  • Ораторское искусство – умение вовлечь аудиторию в дело. Занятие, привлечь и удержать внимание, заинтересовать учащихся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Основные функции педагога в вузе
Основные функции педагога в вузе

Согласитесь, одного педагогического образования для работы в качестве преподавателя – явно мало. Путь становления будущего педагога сложен, но при этом интересен.

Карьера преподавателя вуза может начинать по-разному. Самыми типичными схемами начинающего педагога выступают следующие первичные должности:

  • Совместитель или приглашенный преподаватель. Им может стать дипломированный практик, который будет работать вне основного штата вуза, занимая временную должность. Основное место работы сохранится у него на прежнем месте (если оно есть). Чаще всего совместители ведут базовые предметы, выступая лектором-экзаменатором. В перспективе у них есть возможность карьерного роста до старшего преподавателя, а при соответствии конкретным требованиям – вплоть до доцента или профессора.
  • Ассистент преподавателя. Занять столь почетное место посильно только аспирантам. Здесь они обретают первый преподавательский опыт на официальной и законной основе, а также пополняют свою публикационную копилку совместно со студентами, выступая кураторами научных статей и работ. Параллельно преподавательской деятельности они проводят НИР, пишут кандидатскую диссертацию и готовятся к ее защите. Чаще всего им доверяют проведение простейших предметов (в рамках имеющегося у них образования и подготовки), доверяя им практические занятия. Принимать экзамены и пересдачи они не могут.
Виды преподавателей с учетом академического статуса
Виды преподавателей с учетом академического статуса

Именно с этих двух ступеней начинается карьера молодого преподавателя вуза. Если же индивид имеет за плечами профессиональное педагогическое образование, то он может претендовать изначально на более «высокую должность» и дальнейший академико-карьерный рост:

  • Старший преподаватель. На эту ступень может претендовать бывший ассистент, защитивший кандидатскую диссертацию и готовый посвятить все свое основное время работе со студентами. Чтобы занять столь важную должность, необходимо иметь за плечами минимальный педагогический опыт на нижестоящих (описанных нами выше) карьерных нишах (совместитель, ассистент, помощник преподавателя), оконченное профессиональное образование в рамках конкретной научной области. В обязанности старшего преподавателя вуза входят следующие компетенции: организация учебной деятельности (подготовка лекций и семинаров, разъяснение материалов, опрос учащихся, проверка знаний, курирование письменных проектов и НИР, привлечение студентов к научной деятельности, консультирование и аттестация учащихся в рамках подответственной дисциплины, формирование и обновление рабочей программы, организация внеучебной деятельности студентов и пр.

Нередко старшие преподаватели при вузе совмещают основные обязанности с кураторством над конкретной группой (1-2 курс).

Важно отметить, что работа в качестве старшего преподавателя – не барьер для дальнейшего роста и развития. Научный сотрудник вуза имеет полное право продолжать обучение в аспирантуре или докторантуре (параллельной работе), а по мере получения опыта и соответствующих дополнительных компетенций претендовать на вышестоящие регалии (кандидат/доктор наук, доцент/профессор) и вакансии при вузе (заведующий кафедрой, заместитель декана или декан, заместитель ректора и ректор и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Доцент. Стать доцентом посильно далеко не каждому молодому педагогу, ведь на освоение этой академической ступени уходят годы и немало сил. Для ее покорения потребуется наличие преподавательского стажа при вузе, а также подтверждение научного развития – наличие актуальных научных публикаций, научное звание, постоянное совершенствование и пополнение знаний актуальными фактами и проверенной информацией, способность отслеживать изменения и соответствовать реалиям, делиться полученными знаниями и опытом со студентами. Претендовать на роль доцента могут лица, отработавшие в качестве старшего преподавателя не менее 5 лет. При этом важно иметь за плечами не только опыт, но и ученую степень.

Доценты редко трудятся на рядовых «должностях». Чаще всего они занимают места в административном аппарате вуза, совмещая управленческую деятельность с преподавательской, а также научным развитием и совершенствованием.

Соотношение квалификации педагога и его образования, статуса
Соотношение квалификации педагога и его образования, статуса
  • Профессор. Претендовать на данный академический пост в вузе может только работник, который трудится в качестве старшего педагога (не ниже!) не менее 5 лет и имеет за плечами степень доктор наук. Здесь важно наличие консультационной практики и кураторство студенческих и аспирантских проектов, наличие публикационной активности (научные статьи, методические рекомендации, учебные пособия, соавторство и авторство в научных исследованиях и пр.). Как правило, профессора занимают руководящие посты в вузе, совмещая их с преподавательской и научно-исследовательской деятельностью.

Путь академического и профессионального развития педагога вуза непрост, но очень интересен и насыщен. Он сопровождается не только банальным карьерным ростом и повышением зарплаты, но и всесторонним совершенствованием личности, специалиста, научного сотрудника.

В целом, академическая карьера – это личное дело каждого педагога. Индивид самостоятельно решает, как и когда, чем ему заниматься, желает ли он расти и продвигаться по карьерным и академическим ступеням, завоевывать новые регалии и должности или ему достаточен имеющийся уровень подготовки и компетенций, есть ли нам все это время и силы и пр. Но каждый вуз стремится держать в своем штате сотрудников, соответствующих реалиям и актуальным условиям, поэтому развитие и академическая карьера у педагогов выходит на первый план.

Этапы становления преподавателя вуза: особенности, ограничения, нагрузка

Поступление на должность педагога в вуз – серьезное испытание, преодолеть которое посильно не каждому претенденту и желающему. Здесь, как и в целом при отборе в вуз, важно успешно пройти конкурсный отбор, в котором победит сильнейший и достойнейший участник.

Для начала следует уточнить, кто может заниматься должность педагога в любом ее проявлении:

  • Для покорения ступени совместитель или ассистент важно наличие высшего профессионального образования не ниже специалитета или магистратуры. Далее кандидату на место останется лишь предоставить свое портфолио, резюме, пройти собеседование и дождаться результатов.
  • Для перехода или поступления на должность старшего преподавателя следует учесть следующие требования: наличие преподавательского опыта работы не менее 3-5 лет, прохождение курсов по повышению квалификации, переаттестации или дополнительной подготовки, которые подтвердят актуализацию знаний, владение предметом и пр.
  • Стать доцентом сможет лишь опытный старший педагог (стаж работы не менее 5 лет) с ученой степенью кандидат наук, научным развитием за плечами (кураторство студенческих проектов, участие в научных конференциях, собственные публикации или в соавторстве и пр.).
  • Стать профессором посильно лишь старшему преподавателю или доценту (опыт работы не менее 5 лет), который сумел заполучить степень доктор наук, имеет определённые успехи в работе и учебе, науке (актуальные публикации, разработки, кураторство проектов и пр.).
Карьерный рост и академическая карьера: соотношение должности и ученой степени/звания
Карьерный рост и академическая карьера: соотношение должности и ученой степени/звания

Чем выше академическая карьера, тем больше обязанностей и преподавателя вуза:

  • Ассистент занимается только преподаванием простейших предметов, оказывает содействие старшим преподавателям и доцентам, профессорам. На их плечи ложится минимальная преподавательская нагрузка, основное время – посвящается обучению в аспирантуре и науке.
  • Старший преподаватель выполняет основную работу педагога (преподавание, документация, проектирование учебной деятельности, воспитательная функция и пр.), параллельно (при желании) осваивая научный путь и степени/звания.
  • Доцент и профессор, как правило, трудится в административном русле: на кафедре, в деканате или ректорате, но это не мешает ему параллельно выполнять функции педагога и вести лекции семинар. При этом постоянное научное развитие для него – обязательный момент.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Среди основных этапов академического роста педагога в вузе можно отметить:

#1. Предварительный – получение начального профессионального образования специалиста или магистра. Средний возраст выпускника – до 25 лет.

#2. Первичное освоение преподавательской профессии – поступление на должность совместителя, ассистента или преподавателя при соответствии заявленным требованиям. Средний возраст кандидата на место – 25-30 лет.

#3. Продвижение по карьерной и академической лестнице, сопровождающееся преподаванием дисциплин и научным развитием сотрудника: получение наставнического опыта, разработками и публикациями, обретение преподавательского стажа и пр. На данный этап уходят около 10-15 лет (средний возраст педагога достигает 30-45 лет).

#4. Этап сохранения результатов (45-60 лет). В рамках этой ступени преподаватель вуза уже имеет за плечами определенные достижения (ученые степени, регалии, продвижение по карьерной лестнице), самоутверждение и цели для дальнейшего развития или профессиональной жизни. Здесь же к нему приходят признание коллег и общества относительно его заслуг. При наличии непрерывного преподавательского стажа он начинает получать льготную пенсию (она будет выступать в качестве официальной надбавки к зарплате).

#5. Завершающая стадия. Средний возраст преподавателя здесь достигает 60-65 лет и старше. Как правило, все основные вехи академической карьеры к данному этапу уже покорены. Педагог может продолжать работать в вузе и делиться опытом и знаниями со студентами, руководить учебными и иными процессами или же задуматься об отдыхе на пенсии, если ощущает упадок сил и усталость.

Проанализировав основные вехи преподавательской работы и развития, можно отметить, что на полноценное воспитание педагога вуза уходит около 25 лет его жизни, которые он посвящает преподаванию, научному и общему своему развитию, самосовершенствованию. Но несмотря на все заслуги, не всегда его труд оказывается почетным и достойно оплачиваемым.

На пути к преподавательской карьере в вузе встречается ряд ограничений, затормаживающий процесс академического и профессионального роста. К и числу можно отнести:

  • Наличие соответствующего образования и ученой степени/звания. Для начала педагогического пути важно высшее образование (специалист или магистр), а на это уходят годы;
  • Опыт работы в качестве ассистента или педагога для карьерного роста. В среднем на каждой ступени необходимо отработать не менее 1-5 лет, чтобы достигнуть определенных научных и иных успехов, предоставить соответствующие доказательства и «вырасти» до следующей должности или регалии;
  • Обязательно наличие публикационной и наставнической активности, подтверждённой документально;
  • Нагрузка преподавателя вуза ограничена: до 36 часов в неделю или до 900 часов в год. При этом спектр его обязанностей не ограничивается только чтением лекций и проведением семинаров. На его плечи ложится проекционная работа – планирование занятий, формирование учебной программы по каждой преподаваемой им дисциплине с учетом требований ГОСТ и специализации, консультационная работа со студентами и пр. Поэтому свободного времени у преподавателей крайне мало, а отпуск ограничивается 56 календарными днями в год.

Сложности и нюансы в становлении развитии преподавателей при вузе

Ключевой барьер на пути академического, профессионального и научного развития преподавателей вуза заключается в дефиците свободного времени и истощении индивида моральное, физическое, профессиональное и пр.). Педагогу предстоит умело и успешно совмещать работу, дополнительное обучение и научное развитие (написание научных статей, кандидатских и докторских диссертаций, кураторство над студентами и аспирантами и соответствующими проектами) с личной жизнью и иными делами. Без грамотного использования правил тайм-менеджмента это просто невозможно.

С какими проблемами сталкивается преподаватель вуза?
С какими проблемами сталкивается преподаватель вуза?

Преподаватель вуза должен обладать определённым авторитетом и репутацией среди студентов. Он должен служить ориентиром для них, к которому учащиеся должны стремиться. Поэтому постоянное самосовершенствование и самообразование педагога, пополнение знаний и навыков актуальными данными и полномочиями – обязательный момент. В противном случае, студенты смогут легко и быстро превзойти своего наставника, а руководство вуза усомниться в его компетентности.

В научных работах преподаватели вуза зачастую исследуют педагогические проблемы или проблематику той научной области, в рамках которой они преподают. Притом без проведения всевозможных наблюдений, экспериментов и выполнения НИР здесь не обойтись. Самыми распространенными форматами научной деятельности преподавателей выступают: участие в научных конференциях, собственные публикации, кураторство над научными статьями студентов, наставничество при выполнении студентами курсовых и дипломных работ, написание и защита кандидатской/докторской диссертации, монографии, проведение педагогического эксперимента и формирование отчета по самоанализу педагогической деятельности, разработка учебных программ и методических рекомендаций, учебных пособий и пр.

Фактически у преподавателей колледжей и вузов есть два варианта профессионального становления и развития:

  • Вертикальный карьерный рост, предполагающий повышение по должности. Данный вариант может учитывать текущий уровень образования и опыт работы;
  • Горизонтальный карьерный рост (академическая карьера) – профессиональное и научное развитие специалиста, которое может стать опорой или фундаментом для вертикального роста, самоутверждения и признания компетентности педагога окружающими.

При умелом сочетании вертикального и горизонтального карьерного продвижения специалист обретает непоколебимый авторитет не только в вузе, но и за его пределами – в науке, отрасли, становясь более привлекательным специалистом, достойным высокой зарплаты, уважения.

Специалисты Disshelp готовы облегчить рабочее и научное бремя преподавателей вузов, взяв на себя часть их работы по разработке методических рекомендаций и учебных программ, выполнению научных статей, публикаций и работ, повышению качества текстов и их оформлению согласно заявленным требованиям и пр. Наша команда гарантирует высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход каждому клиенту.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *