Помощь студентам и аспирантам по диссертациям, дипломным работам. Консультации
Более 20 лет на рынке образовательных услуг!
Помощь студентам и аспирантам по диссертациям, дипломным работам. Консультации
Контрольные элементы диссертации
К контрольным элементам диссертации как правило относят «квалификационную часть». В ней показываются все элементы диссертации, описываются все этапы исследования, приводится общая характеристика всей работы. Иными словами, это краткий обзор на весь процесс исследования. Из квалификационной части должны быть понятны следующие элементы диссертации: идея работы, предмет и объект исследования, четко поставленные цели и задачи и так далее. То есть после ознакомления можно оценить смысл всего исследования, его ценность, научность, а также можно узнать квалификационные возможности автора научного труда, его логичность изложения, ясность мыслительного процесса и четкость формулировок.
Во время исследований не нужно записывать все данные и научные факты, в диссертации очень важен процесс анализа и осмысления всех процессов. Фундаментом для анализа и осмысления находится идея и замысел автора, в контексте которых будут рассматриваться известные данные и прочая информация. Идея для написания диссертации, может родиться из простых наблюдений за окружающим миром, а также в ходе другой научной деятельности либо конкретных потребностях человека. Идеей можно назвать не только само желание исследовать что-либо, но и понимание конкретных целей и возможного итога всей работы.
Идея диссертации
Идея диссертации – это изложение цели, возможного результата в перспективе, методы достижения цели и пути решения выбранной проблемы. Уточнение путей и алгоритмов приближающих конечную цель исследования.
Отдельным элементом формирования идеи диссертация является выдвижение гипотезы. Гипотеза объясняет научному сообществу способы решения представленной проблемы, а также возможность достижения определенных и конкретных результатов. Весь последующий научный труд должен будет подтвердить правоту выдвинутой ранее гипотезы и идеи в целом. Каждая гипотеза выдвигается ради последующего объяснения и подтверждения какого-либо ранее необъяснимого явления или действия, догадки. Формирование гипотезы основывается на достоверных и проверенных знаниях, а эти знания можно подтвердить с помощью опыта или эксперимента, после чего появляется почва для образования теории.
Недоработкой многих авторов научных трудов является выдвижение всего одной гипотезы, но основная масса сложных объектов нуждается в выдвижении и доказывании нескольких гипотез. Более того, выдвинутые гипотезы могут конкурировать друг с другом, то есть доказывать один и тот же процесс по-разному. Именно такая конкуренция является залогом успешного проведения исследования. На практике авторы выдвигают несколько гипотез, но не используют их в своих работах. Автору необходимо понимать, что не всегда решение проблемы может быть единственным, поэтому очень важно сформулировать несколько вариантов развития исследования и возможные исходы. Позднее, в процессе исследования, какие-то выдвинутые гипотезы подтвердятся, а какие-то гипотезы не найдут своего подтверждения. Исходя из этого, можно будет скорректировать дальнейшую работу над исследованием той или иной проблемы.
Процесс формулирования и выдвижения гипотезы можно описать в основной части диссертации, в которой будет описан основной ход работы. Это сделает всю работу более интересной и даже захватывающей. В начале написания диссертации можно описать основную гипотезу, которая в дальнейшем, в ходе работы, полностью подтвердилась.
Помимо формулировки идеи, темы и гипотез необходимо определится с объектом и предметом исследования, с этим как правило возникают небольшие трудности. Для преодоления трудностей нужно понимать разницу между объектом и предметом исследования. Чаще всего, диссертанты понимают оба понятия как синонимы, и понятия не особо отличаются друг от друга. Именно из-за этого недопонимания соискатели обозначают за объект широкую деятельность исследования, а за предмет – узкую деятельность исследования. Это неправильно и это считается серьезной ошибкой в написании диссертации.
Объект научного исследования
Объектом научного исследования выступает то, что необходимо исследовать. Это может быть определенный объект, некоторое явление, которое провоцирует поставленную проблему. Объектом можно назвать связи, свойства и отношения, которые происходят без субъекта. Субъектом в этом процессе выступает сам исследователь. Очень важно, чтобы объект исследования всегда находился в поле науки, и ни в коем случае не должен выходить за рамки этого поля.
Предмет научного исследования
Предметом научного исследования выступают определенные научные знания, которые формирует субъект проводящий исследование. Знания должны на прямую касаться объекта исследования и находится в рамках науки. Предметом исследования можно назвать ту точку зрения, опираясь на которую диссертант проводит свои исследования.
Предмет может являться производным объекта, и именно на предмете исследования должен сконцентрировать свое внимание автор научного труда. В своей работе соискателю необходимо выявить свойства, признаки объекта, опираясь на выбранный путь исследования.
Одинаковый предмет может быть рассмотрен в разных науках и с разных точке зрения. Элементарный пример это наше с вами общество, которое изучается в истории, социологии и других науках, при этом все науки изучающие общество имеют свои предметы изучения. Объект изучения должен определять свойства, связи и некие законы, а предмет должен определять конкретные границы, внутри которых будет проходить изучение и исследование данного объекта. На примере можно рассмотреть следующие объекты и предметы исследований. Объектом исследования может стать определенная технология, а ее предметом станут специфические особенности и тонкости. Объектом может стать сложная система, ее предметом могут быть закономерности развития и организации. Объектом может выступить обычный стол, а его предметом изучения могут стать особенности его устойчивости. У каждого объекта могут быть несколько предметов изучения, но в диссертации необходимо определиться и остановиться с одним определенным предметом для более плотного изучения.
Чаще всего соискателям удается определить лишь объект изучения, с определением предмета возникают трудности. Сумев определить и объект и предмет изучения, работа автора будет носить целенаправленный характер и станет более конкретной и четко сформулированной.
Цель и задачи диссертационного исследования
Поле того, как будут сформулированы предмет и объект изучения можно переходить к постановке цели и задач исследования. Под целью исследования следует понимать конечный результат, то есть то, ради чего было задумано исследование, то, к чему должен в итоге прийти диссертант. Цель определяется вначале всего исследования, и по ходу всей деятельности редко меняется. Измениться может только постановка и формулировка цели. Походу всего исследования необходимо сверять содержание диссертации с целью исследования, так как есть вероятность отклониться от заданного курса. Формулировка цели исследования может начинаться со слов «разработать», «обосновать» либо «выявить». Очень важно, своей формулировкой не запутать ни себя, ни окружающих, делая конечную цель непонятной и размазанной.
Зачастую, многие соискатели совершают грубейшую ошибку, подменяя научную цель работы практической. Конечно бывают исключения когда это сделать необходимо, но диссертация — это в первую очередь научный труд, то есть говорить надо исключительно о науке, а не о практике.
После формулировки цели, необходимо поставить целый ряд задач. Но задачи к концу исследований могут видоизмениться, так как в некоторых случаях не всегда получается найти решение задачи с помощью известных способов. Замена способа решения поставленной задачи, может изменить саму задачу. Также задача может измениться в связи с тем, что результаты могут не оправдать желание. Авторы диссертационных работ порой ставят слишком много задач, но этого делать не стоит. Достаточно будет трех-четырех четко сформулированных задач, хотя в докторской диссертации допустимо и большее количество поставленных задач. Задачи формулируются с помощью слов: изучить, установить, описать, выявить и составить, а также должны быть в форме перечисления. Грамотно поставленная задача заметно облегчает жизнь автору, так как названия глав в самой диссертации и будут сформулированные задачи. Выводы в диссертации должны четко показать, что все поставленные в начале исследования задачи полностью решены и доказаны.
Задачей может стать изучение конкретного явления или события, развитие процесса, но изучение теории и практики научной области – это основа для написания всех научных работ, то есть это задачей быть не может. Помимо этого, не стоит включать в задачи диссертации уточнение понятийного аппарата, так как это необходимо автору для личного использования, и в кандидатских диссертациях эта задача не может быть главной, как и не может помочь чем-то науке.
У большинства российских авторов диссертаций проглядывается очень слабая методологическая культура. Некоторые считают это просто формальностью, но на практике методы применить не могут, как и обосновать их целесообразность, более того знают методы только по названиям. Это объясняется тем, что в школе не преподают методологию как отдельный предмет, а в вузах этой науке уделяют мизерное внимание. Не все соискатели обучаются или обучались в аспирантуре, где и уделяется большое внимание методологической культуре.
Все соискатели начинают свою работу не с нуля, так как до них вероятно уже проводились какие-то исследование в выбранной области, возможно существуют готовые чьи-то наработки, который могут стать основой для будущих исследователей. Вся существующая информация, на которой строится работа, это теории, концепции, называются методологической основой. В начальной главе автор может ссылаться на все известные теории, добытые из литературных источников, но во время написания методологических основ, необходимо указать только одну или две работы предшествующих исследователей, на данные которых ссылается автор в своей работе.
В советское время точку зрения каждого исследователя, ученого и научного сотрудника определял диалектический и исторический материализм, который распространялся на все научные сферы и на любые этапы исследований. Сегодня необходимо освоить минимум методов научного познания, а также верно использовать их в процессе работы над диссертацией. Такие методы делятся на два вида: общенаучные и специальные. К общенаучным можно отнести дедукцию, эксперименты, индукцию, обобщение и другие. К специальным методам относят те методы, которые применяются в определённой области знаний.
Необходимо уделить пристальное внимание к правильности выбора методов, с помощью которых будет осуществляться исследование. Также нужно обратить внимание на способность автора диссертации корректно и верно обосновать свой выбор, а также умение проверить правильность результата другими способами. Выбранные методы нужно написать во введении к диссертации. В каждой главе нужно обосновать тот или иной выбор метода, а также желательный и полученный результат применения метода. Лучше всего не откладывать это на потом, так как во время защиты своей работы соискателей часто спрашивают, какими методами они воспользовались и получили те или иные результаты.
Методы научного познания близко контактируют друг с другом, но некоторые эксперты выделяют особую группу эмпирически-теоретических методов, с помощью которых можно осуществить исследование.
Эмпирические методы познания.
Наблюдение - основывается преимущественно на работе органов чувств и на его материальную деятельность. Главной задачей этого метода является выявление и фиксация поведения объекта в обычных условиях, исходя из исследования. Существует несколько требований к наблюдению: целенаправленность, планомерность, активность и систематичность. Как правило результаты наблюдений не должны зависеть от наблюдателя и его желаний. Метод дает сырую информацию о свойствах и отношениях предметов исследования. Во время наблюдения можно использовать специальные приборы, которые усиливают органы чувств, но нисколько не искажают реальной картины.
Эксперимент
Эксперимент – это частный случай наблюдения. Эксперимент должен пониматься как намеренное вмешательство в традиционные условия пребывания предметов или явлений. К примеру исследование поведения определенного объекта в экстремальных условиях, исследование определенных реакций вызванных искусственным путем не нарушая и не осложняя процесс жизнедеятельности объекта. Провести эксперимент можно не один раз, более того эксперименты можно проводить и с заменителем объекта, с его моделью.
Метод сравнение опирается на определении отличий и сходств предметов. Данный метод осуществляется только при наличии чего-то общего у предметов или явлений, а само сравнение происходит только по важным критериям.
Метод измерения осуществляется только при наличии у предмета определенного числового значения. Единственное важное требование к методу измерения – это точность и наличие приборов для измерения.
Эмпирически-теоретические методы исследования.
Метод аналогия проводится между схожими предметами по нескольким определенным критериям, после чего делается вывод о наличии у предмета конкретного признака. Одним из главных требований является сходство предметов по как можно большему количеству признаков. С течением времени обнаружив сходство, аналогия позволяет выдвинуть более смелые предложения о возможном развитии предмета.
Метод абстрагирование дает возможность отвлечься мысленно от предметов, их свойств, которые не существуют в природе. В тоже время можно выделить конкретные стороны предмета, необходимые для дальнейшего исследования. Главными условиями этого метода являются объективность и конкретика. С помощью абстрагирования можно построить некую конструкцию в форме теории или гипотезы.
Метод формализация опирается на исследовании отображений объектов с помощью математического, химического и других языков. При этом увеличивается эффективность наблюдения, обеспечивая краткостью и четкостью материала, однозначную трактовку различных терминов.
Следующий метод - анализ. Анализ – это специальное исследование предмета путем разложения на части и синтеза в какой-то целый предмет. Выделяют несколько видов анализа. 1) Прямой вид анализа, один из самых простых. Выделяя отдельные части предмета необходимо обнаружить и выделить его свойства, провести некоторые измерения и зафиксировать информацию лежащую на поверхности. 2) Возвратный вид анализа подразумевает определенные операции и синтез проводимый не механическим путем. Базой такого анализа могут стать теоретические познания и соображения, а также некая закономерность. 3) Структурно-генетический анализ выполняет сложные вычисления в самой главной части предмета, которая влияет на все процессы и свойства предмета.
Метод индукция основывается на выводах, на основе которых строятся теоретические знания. Движение мысли идет от меньшего к большему, то есть зная часть класса, можно сделать вывод о всем классе. Индукция на прямую связана с экспериментом и опытом.
Метод дедукция используется для обоснования и объяснения теории, которая была получена с помощью индуктивного метода. Движение мысли идет от большего значения к меньшему, что способствует исследованию конкретных явлений.
Теоретические методы исследования.
Метод перехода от абстрактного к конкретному дает возможность разделить объект и описать происходящее с помощью различный понятий и суждений. Затем движение идет от абстрактного познания к более конкретному, мысленно придавая объекту его целостность и многогранность.
Метод идеализация применяется в научном исследовании, в котором используются конкретные идеальные предметы не существующие в реальном мире. Конструирование этих объектов называется идеализацией, с помощью которой можно отсечь ненужные свойства, мешающие изучить процесс. Чтобы упростить сложные механизмы и системы был придуман этот метод, позволяющий выявить связи и отношения, сформулировать закон.
Метод Формализация изучает предметы и объекты с помощью отображения содержимого в знаковой форме. Метод осуществляется при помощи математического, химического и других языков. Формализация с помощью обобщенного подхода позволяет ощутить всю полноту исследуемой области. Этому методу присущи краткость и лаконичность, однозначность и фиксация знаний, что позволяет четко и строго рассуждать, и доказывать. Метод наиболее эффективен при правильном выделении содержимого объекта.
Автору диссертации необходимо выбрать из общенаучных и специфических методов те, которые понадобятся ему в процессе проведения исследования. Огромным плюсом послужит применение в исследовании сложных объектов частных методов. В диссертации могут использоваться более сложные, производные методы, но кандидату нужно знать хотя бы минимум. Данный список методов познания может помочь автору на любых стадиях написания диссертации, но не стоит откладывать это дело в долгий ящик.