Самой востребованной и фактически обязательной для профессионального становления ступень образования считается бакалавриат. Данная ниша доступна в стенах колледжей и университетов, но характер обучения в них может разниться. В СПО преобладает прикладной бакалавриат, а вузы стали все чаще готовить академических бакалавров. Сегодня мы поговорим об особенностях разработки академических программ бакалавриата.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Программы бакалавриата действуют практически повсеместно, но уровень и качество подготовки выпускников заметно разнится в зависимости от характера и научной принадлежности специальности, а также разновидности программ. На практике принято выделять два вида бакалавриата: академический и прикладной.
Академические программы бакалавриата ориентированы на подготовку специалистов с преобладанием теоретического багажа знаний. Данная ниша подходит тем индивидам, которые понимают и стремятся к развитию не только профессиональной карьеры, но и научной. То есть в данном случае наблюдается наличие в программе исследовательского и проектного блока с акцентом на минимальное или базовое научное погружение в рассматриваемую тему, проблему, специальность.
Обучение по программам академического бакалавриата призвано предоставить предельно ясные и максимально глубокие теоретические и научные представления о специальности, захватив достаточный минимум практических навыков и компетенций. То есть выпускники прикладного бакалавриата – это своего рода универсальные солдаты с широким профессиональным кругозором и базовыми навыками.
Именно выпускники академического бакалавриата в дальнейшем поступают в магистратуру и развивают современные теории, каноны, совершенствуют нормативы и иные косвенные показатели эффективности. Бакалавры-прикладники предпочитают работать на конкретном рабочем месте (где их узкие рабочие навыки применимы) и совершенствовать окружающую их среду, рабочие процессы, то есть инструментарий, оборудование, технику и пр.
Таким образом, в рамках академического бакалавриата заявлена подготовка начинающих и перспективных исследователей, преимущественно теоретиков, готовых посвятить свою жизнь гуманитарной профессии или научной карьере.
Реализация программ академического бакалавриата на базе колледжей и университетов позволяет реализовать ряд важнейших функций:
- Общеразвивающая, проявляющаяся в расширении профессионального кругозора и повышении уровня теоретической, научной подготовки специалистов;
- Творческая или научно-исследовательская, ориентированная на совершенствование существующих правил, теорий, методов работы на основе полученного опыта, научных достижений и свершений;
- Аналитическая, заставляющая студентов и новоиспеченных специалистов тщательно анализировать ситуацию и обосновывать каждый шаг с научной, нормативной точки зрения;
- Регламентирующая. В данном случае программы академического бакалавриата позволяют подготовить дипломантов, которые будут действовать четко в рамках установленных правил, инструкций, стремиться к их доработке согласно текущим условиям и достижениям НТП. То есть именно бакалавры академического плана устанавливают параметры, последовательность мероприятий для практиков, разрабатывая всевозможные общие и внутриорганизационные нормативы.
Проанализировав основные функции академического бакалавриата, можно отметить, что данные программы подчеркивают теоретическую и научную приверженность специалистов, их все стороннюю профессиональную осведомленность и стремление к совершенствованию базовых условий работы.
Специфические черты программ академического бакалавриата
Казалось бы, бакалавриат – это определенная ступень в системе профессионального образования, которая предоставляет базовый набор представлений и навыков, достаточный для работы в качестве рядового сотрудника, выполняющего фактически основную и сложную работу. На самом же деле спектр действия выпускников академического и прикладного характера кардинально разнится. Сегодня мы выделим характерные черты академических программ бакалавриата.
Особенность №1. Преобладание теории над практикой.
В данном случае следует отметить, что обучение студентов прикладного бакалавриата ориентированно на углубленное погружение в правила, регламенты, науку, методологию и методику работы, то есть всестороннее изучение деятельности специалиста на уровне инструкций, научных тенденций, аналитики и пр.
Практическая подготовка бакалавров-академиков сведена к минимуму и предоставляет лишь общие компетенции, минимальные и достаточные для старта навыки по профессии.
То есть обучение по программе академического бакалавриата ориентирована на максимально глубокое теоретическое освещение рабочих процессов: терминология, законы, правила, современные концепции и тенденции и пр.
Данная характерная черта также проявляется в соотношении форматов занятий. Основная часть программы ориентирована на аудиторную работу в виде лекций, семинаров с устными опросами и выполнением базовых (классических) задач. На долю стажировок и практики отведено минимум времени.
Особенность №2. Выпускникам при трудоустройстве предстоит проходить дополнительное обучение для более быстрой адаптации и качественной практической подготовки.
Выпускники академического бакалавриата в данном аспекте расцениваются как «универсальный солдат», обладающий достаточными представлениями о будущей работе и профессии, но требующий дополнительной подготовки перед реализацией возложенных на него обязательств. То есть ему предстоит пройти стажировку, адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к конкретному оборудованию или инструментарию (освоить его, запомнить и пр.).
Основание для сравнения |
Академический бакалавриат |
Прикладной бакалавриат |
Сфера применения, реализации | Многопрофильные и специализированные вузы | Преимущественно колледжи, технические, индустриальные или специализированные вузы |
Сроки обучения | 4-4,5 года | |
Основная форма обучения | Изучение теоретических аспектов, аудиторная работа, проектная и научно-исследовательская деятельность | Практика или стажировка, экспериментирование и апробация данных |
Роль практики | Получение общих представлений о профессии, выработка минимальных общих компетенций | Обретение общих и узких профессиональных навыков, расширение умений и знаний |
Совместимость с профессиями | Подходит больше гуманитариям | Подходит больше «технарям», техническим и точным наукам |
Перспективы выпускников | Поступление в магистратуру, получение постдипломного образования и построение научной карьеры | Трудоустройство и/или поступление в магистратуру, карьерный рост, научный рост возможен |
Во время практики бакалавры-академики в основном исследуют условия работы и выполняют лишь простейшую работу по профилю с учетом уровня их подготовки (что прошли по программе, что умеют и пр.). Поэтому их практические навыки фактически сведены к минимуму и их не хватает для полноценной и качественной работы по окончании суза или вуза.
Особенность №3. Акцент на проектной деятельности, исследованиях.
Подготовка академических бакалавров предполагает не просто изучение теоретических канонов на базе учебной литературы. Они активно исследуют текущие, современные тенденции, правила, методики работы инструментарий с научной точки зрения. Поэтому именно данных студентов привлекают к участию в научных конференциях, работе на базе внутривузовских лабораторий, выполнению теоретических изысканий и фундаментальных исследований. Результаты их проектной деятельности нацелены на совершенствование основных регламентирующих моментов, правил, совершенствования подходов к выполнению намеченных заданий и пр.
То есть в ходе проектной и исследовательской деятельности именно академические бакалавры оценивают текущие каноны, правила, регламенты, условия работы и стремятся усовершенствовать их, упростив тем самым практическую деятельность специалистов. Их миссия превращается в разработку и оптимизацию методологического, законодательного, теоретического аппарата для прикладных бакалавров.
Особенность №4. Исследования академических бакалавров редко требуют проведения эксперимента и апробации.
Выполнение научно-исследовательских и студенческих работ по программам академического бакалавриата в 95% случаев основывается на эмпирических данных, научной литературе и не требует проведения всевозможных опытов, экспериментов или апробации. Для обоснования выдвинутой гипотезы им достаточно грамотно спрогнозировать или смоделировать результат, подобрать четкую доказательную базу из аналогичных исследований и подчеркнуть корректность и верность суждений, предложений, отметив посильность и реалистичность предложений.
То есть проектная и исследовательская составляющая в рамках обучения академических бакалавров сводится к проведению теоретических, фундаментальных, обзорных или аналитических мероприятий, без явной практики и апробации результатов.
Особенность №5. Академический бакалавриат свойственен преимущественно гуманитарным направлениям, где не требуется тотальная практическая сноровка.
На базе рассматриваемой профессиональной ниши ведется подготовка «теоретиков» и будущих исследователей. В виде отсутствия серьезной практической подготовки и развития базовых качеств и умений, характер постигаемых профессий сугубо гуманитарный, то есть не требующий овладения конкретным оборудованием техникой и п. Поэтому подготовка студентов приобретает соответствующее очертание: акцент на теории, развитие аналитических способностей и критического мышлений, творческий поход к решению проблем, изобретательство и оптимизация условий и правил.
Недаром технические и более узкие профессии, требующие тотального мастерства, корректности и точности действий, вынесены в рамках прикладного бакалавриата.
Направления академической ступени бакалавриата носят больше общий, универсальный характер, где учащиеся обретают стандартны знания, общие профессиональные качества и минимум практических навыков. Яркими представителями данной ниши выступают экономические, юридические, частично педагогические профессии и пр.
Особенность №6. Перспективы развития специалиста.
Выпускники академического бакалавриата чаще всего продолжают обучение в университете по программам магистратуры, а в дальнейшем успешно строят научную карьеру, трудясь при этом в исследовательских центрах, научных лабораториях, инновационных предприятиях, содействуя оптимизации отрасли и пр.
Выпускники прикладного бакалавриата же более утонченные. Их готовят для работы на базе конкретного предприятия или с определенным оборудованием, поэтому спектр их применения крайне узок, а их исследования сводятся к оптимизации рабочих условий, инструментария и пр. Они реже стремятся к построению академической карьеры, но по мере обретения магистерского образования пробиваются в ряды инженеров и руководителей.
Особенность №7. Специфика проектной деятельности во время обучения.
Академические бакалавры чаще всего выполняют сравнительные, аналитические и обзорные исследования, оформляя их в виде курсовых работ, докладов и рефератов, научных статей. Бакалавры-прикладники предпочитают чаще работать в лабораторных условиях или исследовать рабочие условия по месту практики, оценивая материально-техническую базу, инструментарий и оборудования, стремясь найти достойное решение по их совершенствованию (технические разработки, конструкторством, решение рабочих проблем и пр.).
При этом результаты исследований академических бакалавров носит больше описательный и рекомендательный характер, а итоги НИР прикладников – точно просчитанный и спроектированный ход действий, конкретные регламенты и инструкции, всестороннее описание условий реализации и пр.
Таким образом, подготовка студентов по программам академического бакалавриата носит больше обзорный, теоретический и исследовательский характер. Они содействуют становлению универсальных специалистов, которые могут трудиться и в качестве рядового сотрудника (но с прохождением дополнительного обучения, инструктажа и стажировки), так и в большинстве случаев успешно развивают научную карьеру.
Классическая структура и содержание программ академического бакалавриата
Реализация программ академического бакалавриата происходит согласно традиционным канонам профессионального образования. Каждая траектория подлежит тщательному планированию с учетом специфики и характера направления подготовки.
Программам академического бакалавриата свойственная типичная структура, которая будет учитывать сроки обучения, формат становления новоиспеченных специалистов, ракурс или акцент профиля (узость профессии, научный сегмент и пр.).
Чаще всего проектирование и планирование программ академического бакалавриата придерживается блочной или модульной системы с выделением соответствующих предметов и их роли в профессиональном становлении специалиста.
В составе образовательных траекторий академического бакалавриата можно выделить следующие основные разделы:
- Общеразвивающий, призванный диагностировать текущий уровень подготовки и способности, а также развить и/или закрепить основные способности и умения с акцентом на специальность: расчеты, анализ данных, работа с информацией, основные теории и пр.
- Базовый. В данном случае происходит «введение в специальность», студенты приступают к изучению общих предметов по профилю, которые разъясняют специфику работы, историю происхождения и эволюцию профессии (с разных сторон), развивают общие или минимальные компетенции в практическом сегменте (формулы, расчеты, задачи, аналитика, выдвижение тезиса/гипотезы, изучение классических законов и терминов, правил, методов и пр.);
- Профильный. В этом срезе бакалавры-академики углубляют имеющиеся познания и навыки на основе проведения научных исследований, глубокого изучения профессиональной литературы, современных тенденций и инструментария, достижений НТП, опыт практиков и наставников и пр. В данном случае на изучение выносятся узкие дисциплины с акцентом на научные каноны, современную литературу, наблюдения, заметки, новостные обзоры реалий по специальности, исследования и проектную деятельность;
- Вариативный. В этом случае студенты получают право выбора из действующего списка дисциплин преимущественно межпрофильного плана. Предлагаемые к выбору предметы носят междисциплинарный характер и позволяют закрепить ранее полученные навыки, а также расширить познания и умения в смежных областях, расширив спектр применения имеющегося багажа и пр. Изучение вариативных предметов носит преимущественно аудиторный и проектный характер.
- Аттестационный. В данном сегменте предусмотрена проверка знаний в виде всевозможных контрольных работ и срезов, тестирований, промежуточных аттестаций в виде письменных проектов и их защиты (курсовые работы, отчет по практике), зачетов и экзаменов, ГОСов и защиты ВКР.
Обратите внимание, что в программе академического бакалавриата нет самостоятельного модуля по практике. На данный момент уделяется минимум времени. Как правило, он входит в состав базового и профильного блоков. Период прохождения практики мал – до 14-21 дней. Данный вид подготовки носит больше консультационный и наблюдательный характер: стажеры исследуют условия работы и функционал практикующих специалистов, изучают правила и требования к работе специалиста, сложности и проблемы в деятельности эксперта, особенности методов и инструментов и пр. Прямого личного участия в выполнении узких или конкретных полномочий они не принимают, а значит вырабатывают преимущественно исследовательские качества, нежели прикладные профессиональные.
В целом, структура программы академического бакалавриата будет выглядеть традиционно, но основной акцент в ходе обучения делается на теоретическом и научно-исследовательском погружении. Практические навыки – сведены к минимуму и чаще всего носят общий характер. Поэтому тематическое планирование дисциплин будет учитывать конкретный научный сегмент и узость профиля.
Опытные разработчики и авторы образовательных программ отмечают следующие специфические черты академического бакалавриата:
- Соотношение теории и практики предполагает доминирование аудиторной, устной и научно-исследовательской работы. На долю практических занятий с акцентом на выработку узких навыков отводится минимум времени. В среднем соотношение теоретических и практических модулей составляет 70/30 в процентном соотношении;
- Практическая подготовка бакалавров академического плана предполагает выработку общих профессиональных умений и компетенций. Узкие полномочия они фактически не вырабатывают, так как профиль ориентирован на подготовку будущих исследователей, теоретической, специалистов, владеющих регламентами и методологическим аппаратом.
Практические занятия ориентированы на преобразование теоретических знаний в действия: следование инструкциям, решение задач, анализ ситуации, а также предполагают устные опросы и проведение теоретических, фундаментальных исследований (проверка состоятельности и актуальности теории, выявление достоинств и недостатков правил и пр.);
- Проектная активность и деятельность учащихся включен в теоретический или аудиторный модуль. Чаще всего с его помощью бакалавры углубляют знания в рамках наиболее важных тем, профильных предметов и пр. Притом данный вид обучения реализуется параллельно классическому учебному процессу и в его рамках одновременно: выполнение НИР может проводиться вне занятий, освещение результатов исследований – на семинарах, научных конференциях, внеклассных занятиях и пр.
Таким образом, программа академического бакалавриата будет сконцентрирована вокруг профильного блока с акцентом на определенный спектр предметов (с учетом характера, направления или узости специальности). Ее миссия – подготовить высококвалифицированных специалистов с базовыми умениями (общего профессионального характера, свойственного в целом специализации или отрасли) и глубокими научными представлениями, стремлением к совершенствованию рабочих условий и окружающей обстановки.
Этапы разработки образовательной программы академического бакалавриата
Академический бакалавриат – программ фундаментального или больше гуманитарного характера с акцентом на научные исследования, разработки методологических подходов к решению отраслевых проблем. Они чаще всего носят общий характер, но могут быть при этом ориентированы на более узкое отраслевое направление.
Разработка программ академического бакалавриата потребует предварительной подготовки специалиста. В рамках данной стадии ему предстоит выделить существенные моменты и ограничения:
- Определение подходящей области для изучения в рамках академического бакалавриата. Чаще всего под данный фокус попадают гуманитарные, экономические, частично педагогические, социальные, юридические, управленческие парадигмы;
- Конкретная область науки и соответствующая ей специальность, в рамках которой будет проходить всестороннее изучение и научно-исследовательское погружение, выработка начальных практических компетенций;
- Определение современных тенденций в выбранном сегменте с констатацией существенных моментов, явлений, правил, категорий для изучения студентами. Основной ориентир – требования рынка труда с акцентом на требования по теоретической, общей подготовке, владению конкретными методиками, приемами и пр.
Вторым шагом в разработке программ академического бакалавриата станет проектирование основной траектории обучения. В данном случае важно выделить все возможные сценарии по подготовке дипломантов, конкретизировав следующие моменты:
- Продолжительность обучения: полный и сокращенный срок;
- Формат обучения – очно, заочно, дистанционно;
- Формат занятий с выделением доминирующих вариаций: лекции (около четверти от учебного процесса), семинары (до трети от учебной программы) с уточнением действий (устный опрос, проектная деятельность, решение задач и кейсов, деловые игры, тестирование, работа с ПК и иными устройствами и пр.), практика (до 10-15% от общей продолжительности реализации программы);
- Постановка цели и задач обучения с констатацией основных знаний и навыков выпускников, их перспектив.
Также на этапе проектирования образовательной программы академического бакалавриата целесообразно сформировать приблизительную подборку списка основных дисциплин, соотнеся роль каждого предмета с намеченными ориентирами и компетенциями. Притом в рамках проектной и научно-исследовательской деятельности будут выделены сугубо профильные дисциплины, наиболее важные и актуальные темы на основе современных тенденций, проблематики и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Обратите внимание, что в рамках проектирования программы академического бакалавриата важно подобрать не только сугубо профильные науки и предметы, но и смежные темы, дисциплины, которые позволяют подготовить универсального специалиста, владеющего узкими и более широкими полномочиями.
Проектирование образовательной программы академического бакалавриата нередко основывается на анализе аналогичных специальностей, тенденций рынка труда, научных достижений, востребованных и популярных подходов к решению проблем и пр.
Третий шаг по подготовке программ академического бакалавриата выступает непосредственно планирование. Здесь происходит детализация этапов погружения в профиль с фундаментальной точки зрения: распределение предметов и последовательности, глубины их изучения с учетом общего срока обучения. Затем разработчик продумывает особенности и роль всех заявленных дисциплин и приступает к тематическому планированию (подборка важнейших и интереснейших тем для освещения и формированием начальной информационной базы для изучения, самообразования и пр.), календарно-тематическое планирование (учитывающее объем часов на постижение науки), распределение формата занятий и заданий (подготовка пакетов ФОС и КОС), выделение форм аттестаций по каждому предмету и пр.
На этапе планирования программы академического бакалавриата предусмотрена разработка рабочих программ по каждому предмету с их объединением в специальность (единую программу обучения).
Четвертый шаг по подготовке траектории академического бакалавриата является формирование единой программы академического бакалавриата в виде структурированного и обоснованного документа. Он подлежит оформлению с учетом требований ФГОС, а также согласованию и утверждению/внедрению в рамках конкретного учебного заведения.
Таким образом, схема разработки специальностей на уровне академического бакалавриата придерживается классической схемы, но основной упор при этом делается на теории, научных открытиях и исследованиях, нежели на выработке практических профессиональных умений и качеств.
Услуги Дисхелп по разработке образовательных программ академического бакалавриата
Проектирование и разработка программ академического бакалавриата требует соблюдения не просто классических требований ФГОС и ГОСТ, но и специфических параметров, выдвигаемых со стороны учебного заведения и рынка труда.
Создание траектории академического бакалавриата будет учитывать специфику (основное направление и предназначение) учебного заведения (его характер, вид, специализацию) материально-техническую базу (наличие, оснащенность лабораторий и учебных классов) и подготовку профессорско-преподавательского состава, наличие партнерских связей с учебными и научными центрами и пр.
Помимо этого, при разработке программ и всех внутренних составляющих важно ориентироваться на текущие тенденции и достижения научного и технического прогресса, потребности рынка труда и рекомендации работодателей. В данном аспекте необходимо обратить внимание именно на уровень теоретической подготовки специалистов: какие теории и правила, методики, алгоритмы, инструменты должны быть за пазухой дипломанта, что поможет ему в постижении новых качеств и умений (какими категориями и правилами должен владеть, понимать индивид) и пр.
Специалисты Дисхелп готовы помочь в анализе действующих программ академического бакалавриата в рамках определенной отрасли, специальности, а также исследовать рынок труда на предмет последних новшеств, разработок и внедрений со стороны лидеров, рекомендаций опытных экспертов и специалистов соответствующей профессии и пр. Наши эксперты проведут социологическое, маркетинговое, экономическое и иное исследование и смогут определить актуальные и важнейшие тенденции, необходимые для освещения студентам в ходе профессионального становления на базе колледжа или вуза.
Специалисты Дисхелп также произведут подбор информационной базы для формирования фундамента образовательной программы академического бакалавриата, самообразования и дополнительного образования.
Разработка программ академического бакалавриата от Disshelp будет произведена с учетом всех заявленных клиентом требований и действующих параметров ФГОС. Наши разработчики произведут грамотный подбор дисциплин и тем для изучения, распределят теоретическую, исследовательскую и практическую нагрузку, обозначат приемлемые варианты контроля знаний.
Мы оказываем следующие виды услуг по проектированию и планированию, разработке образовательных программ академического бакалавриата:
- Проектирование и планирование учебной траектории с акцентом на специализацию, отраслевые потребности и результаты НТП;
- Подбор списка дисциплин и информационной базы по каждому предмету для изучения студентами;
- Общее тематические и календарно-тематическое планирование по заявленным предметам;
- Разработка рабочих программ, пакетов ФОС и КОС;
- Формирование списка тем в отношении предметов, по которым заявлена проектная и научно-исследовательская работа;
- Разработка методических рекомендаций по выполнению студенческих работ, исследований бакалавров и пр.;
- Подготовка экзаменационных и аттестационных вопросов, заданий, тестов для проверки качества подготовки учащихся;
- Консультирование клиентов относительно процесса разработки программ академического бакалавриата: советы по структурированию материалов, подбору информационной базы, разъяснение требований ФГОС к качеству программы и пр.;
- Обновление, корректура и редактура старых программ с учетом новых требований и перемен в отраслевой, научной нише;
- Оформление программ академического бакалавриата в виде структурированного документа, учитывающего все основные правила и требования ФГОС.
Специалисты Дисхелп готовы помочь ан любой стадии проектирования и формирования образовательной программы академического бакалавриата, гарантируя высокое качество услуг конфиденциальность данных, дедлайны и заявленные клиентом требования.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
очень хорошо очерчены особенности и структура академического бакалавриата. Сразу становится очевидна разница между академиком и практиком) Спасибо за разъяснение.