Особенности разработки программ академического бакалавриата

Самой востребованной и фактически обязательной для профессионального становления ступень образования считается бакалавриат. Данная ниша доступна в стенах колледжей и университетов, но характер обучения в них может разниться. В СПО преобладает прикладной бакалавриат, а вузы стали все чаще готовить академических бакалавров. Сегодня мы поговорим об особенностях разработки академических программ бакалавриата.

Особенности разработки программ академического бакалавриата
Самой востребованной и фактически обязательной для профессионального становления ступень образования считается бакалавриат. Данная ниша доступна в стенах колледжей и университетов, но характер обучения в них может разниться. В СПО преобладает прикладной бакалавриат, а вузы стали все чаще готовить академических бакалавров. Сегодня мы поговорим об особенностях разработки академических программ бакалавриата.

СОДЕРЖАНИЕ

Что это такое?

Программы бакалавриата действуют практически повсеместно, но уровень и качество подготовки выпускников заметно разнится в зависимости от характера и научной принадлежности специальности, а также разновидности программ. На практике принято выделять два вида бакалавриата: академический и прикладной.

Академические программы бакалавриата ориентированы на подготовку специалистов с преобладанием теоретического багажа знаний. Данная ниша подходит тем индивидам, которые понимают и стремятся к развитию не только профессиональной карьеры, но и научной. То есть в данном случае наблюдается наличие в программе исследовательского и проектного блока с акцентом на минимальное или базовое научное погружение в рассматриваемую тему, проблему, специальность.

Суть и особенности академического бакалавриата
Суть и особенности академического бакалавриата

Обучение по программам академического бакалавриата призвано предоставить предельно ясные и максимально глубокие теоретические и научные представления о специальности, захватив достаточный минимум практических навыков и компетенций. То есть выпускники прикладного бакалавриата – это своего рода универсальные солдаты с широким профессиональным кругозором и базовыми навыками.

Именно выпускники академического бакалавриата в дальнейшем поступают в магистратуру и развивают современные теории, каноны, совершенствуют нормативы и иные косвенные показатели эффективности. Бакалавры-прикладники предпочитают работать на конкретном рабочем месте (где их узкие рабочие навыки применимы) и совершенствовать окружающую их среду, рабочие процессы, то есть инструментарий, оборудование, технику и пр.

Таким образом, в рамках академического бакалавриата заявлена подготовка начинающих и перспективных исследователей, преимущественно теоретиков, готовых посвятить свою жизнь гуманитарной профессии или научной карьере.

Реализация программ академического бакалавриата на базе колледжей и университетов позволяет реализовать ряд важнейших функций:

  • Общеразвивающая, проявляющаяся в расширении профессионального кругозора и повышении уровня теоретической, научной подготовки специалистов;
  • Творческая или научно-исследовательская, ориентированная на совершенствование существующих правил, теорий, методов работы на основе полученного опыта, научных достижений и свершений;
  • Аналитическая, заставляющая студентов и новоиспеченных специалистов тщательно анализировать ситуацию и обосновывать каждый шаг с научной, нормативной точки зрения;
  • Регламентирующая. В данном случае программы академического бакалавриата позволяют подготовить дипломантов, которые будут действовать четко в рамках установленных правил, инструкций, стремиться к их доработке согласно текущим условиям и достижениям НТП. То есть именно бакалавры академического плана устанавливают параметры, последовательность мероприятий для практиков, разрабатывая всевозможные общие и внутриорганизационные нормативы.

Проанализировав основные функции академического бакалавриата, можно отметить, что данные программы подчеркивают теоретическую и научную приверженность специалистов, их все стороннюю профессиональную осведомленность и стремление к совершенствованию базовых условий работы.

Специфические черты программ академического бакалавриата

Казалось бы, бакалавриат – это определенная ступень в системе профессионального образования, которая предоставляет базовый набор представлений и навыков, достаточный для работы в качестве рядового сотрудника, выполняющего фактически основную и сложную работу. На самом же деле спектр действия выпускников академического и прикладного характера кардинально разнится. Сегодня мы выделим характерные черты академических программ бакалавриата.

Особенность №1. Преобладание теории над практикой.

В данном случае следует отметить, что обучение студентов прикладного бакалавриата ориентированно на углубленное погружение в правила, регламенты, науку, методологию и методику работы, то есть всестороннее изучение деятельности специалиста на уровне инструкций, научных тенденций, аналитики и пр.

Практическая подготовка бакалавров-академиков сведена к минимуму и предоставляет лишь общие компетенции, минимальные и достаточные для старта навыки по профессии.

То есть обучение по программе академического бакалавриата ориентирована на максимально глубокое теоретическое освещение рабочих процессов: терминология, законы, правила, современные концепции и тенденции и пр.

Данная характерная черта также проявляется в соотношении форматов занятий. Основная часть программы ориентирована на аудиторную работу в виде лекций, семинаров с устными опросами и выполнением базовых (классических) задач. На долю стажировок и практики отведено минимум времени.

Особенность №2. Выпускникам при трудоустройстве предстоит проходить дополнительное обучение для более быстрой адаптации и качественной практической подготовки.

Выпускники академического бакалавриата в данном аспекте расцениваются как «универсальный солдат», обладающий достаточными представлениями о будущей работе и профессии, но требующий дополнительной подготовки перед реализацией возложенных на него обязательств. То есть ему предстоит пройти стажировку, адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к конкретному оборудованию или инструментарию (освоить его, запомнить и пр.).

Основание для сравнения

Академический бакалавриат

Прикладной бакалавриат

Сфера применения, реализации Многопрофильные и специализированные вузы Преимущественно колледжи, технические, индустриальные или специализированные вузы
Сроки обучения 4-4,5 года
Основная форма обучения Изучение теоретических аспектов, аудиторная работа, проектная и научно-исследовательская деятельность Практика или стажировка, экспериментирование и апробация данных
Роль практики Получение общих представлений о профессии, выработка минимальных общих компетенций Обретение общих и узких профессиональных навыков, расширение умений и знаний
Совместимость с профессиями Подходит больше гуманитариям Подходит больше «технарям», техническим и точным наукам
Перспективы выпускников Поступление в магистратуру, получение постдипломного образования и построение научной карьеры Трудоустройство и/или поступление в магистратуру, карьерный рост, научный рост возможен

Во время практики бакалавры-академики в основном исследуют условия работы и выполняют лишь простейшую работу по профилю с учетом уровня их подготовки (что прошли по программе, что умеют и пр.). Поэтому их практические навыки фактически сведены к минимуму и их не хватает для полноценной и качественной работы по окончании суза или вуза.

Особенность №3. Акцент на проектной деятельности, исследованиях.

Подготовка академических бакалавров предполагает не просто изучение теоретических канонов на базе учебной литературы. Они активно исследуют текущие, современные тенденции, правила, методики работы инструментарий с научной точки зрения. Поэтому именно данных студентов привлекают к участию в научных конференциях, работе на базе внутривузовских лабораторий, выполнению теоретических изысканий и фундаментальных исследований. Результаты их проектной деятельности нацелены на совершенствование основных регламентирующих моментов, правил, совершенствования подходов к выполнению намеченных заданий и пр.

То есть в ходе проектной и исследовательской деятельности именно академические бакалавры оценивают текущие каноны, правила, регламенты, условия работы и стремятся усовершенствовать их, упростив тем самым практическую деятельность специалистов. Их миссия превращается в разработку и оптимизацию методологического, законодательного, теоретического аппарата для прикладных бакалавров.

Особенность №4. Исследования академических бакалавров редко требуют проведения эксперимента и апробации.

Выполнение научно-исследовательских и студенческих работ по программам академического бакалавриата в 95% случаев основывается на эмпирических данных, научной литературе и не требует проведения всевозможных опытов, экспериментов или апробации. Для обоснования выдвинутой гипотезы им достаточно грамотно спрогнозировать или смоделировать результат, подобрать четкую доказательную базу из аналогичных исследований и подчеркнуть корректность и верность суждений, предложений, отметив посильность и реалистичность предложений.

То есть проектная и исследовательская составляющая в рамках обучения академических бакалавров сводится к проведению теоретических, фундаментальных, обзорных или аналитических мероприятий, без явной практики и апробации результатов.

Особенность №5. Академический бакалавриат свойственен преимущественно гуманитарным направлениям, где не требуется тотальная практическая сноровка.

На базе рассматриваемой профессиональной ниши ведется подготовка «теоретиков» и будущих исследователей. В виде отсутствия серьезной практической подготовки и развития базовых качеств и умений, характер постигаемых профессий сугубо гуманитарный, то есть не требующий овладения конкретным оборудованием техникой и п. Поэтому подготовка студентов приобретает соответствующее очертание: акцент на теории, развитие аналитических способностей и критического мышлений, творческий поход к решению проблем, изобретательство и оптимизация условий и правил.

Недаром технические и более узкие профессии, требующие тотального мастерства, корректности и точности действий, вынесены в рамках прикладного бакалавриата.

Направления академической ступени бакалавриата носят больше общий, универсальный характер, где учащиеся обретают стандартны знания, общие профессиональные качества и минимум практических навыков. Яркими представителями данной ниши выступают экономические, юридические, частично педагогические профессии и пр.

Особенность №6. Перспективы развития специалиста.

Выпускники академического бакалавриата чаще всего продолжают обучение в университете по программам магистратуры, а в дальнейшем успешно строят научную карьеру, трудясь при этом в исследовательских центрах, научных лабораториях, инновационных предприятиях, содействуя оптимизации отрасли и пр.

Что дает обучение в рамках академического бакалавриата?
Что дает обучение в рамках академического бакалавриата?

Выпускники прикладного бакалавриата же более утонченные. Их готовят для работы на базе конкретного предприятия или с определенным оборудованием, поэтому спектр их применения крайне узок, а их исследования сводятся к оптимизации рабочих условий, инструментария и пр. Они реже стремятся к построению академической карьеры, но по мере обретения магистерского образования пробиваются в ряды инженеров и руководителей.

Особенность №7. Специфика проектной деятельности во время обучения.

Академические бакалавры чаще всего выполняют сравнительные, аналитические и обзорные исследования, оформляя их в виде курсовых работ, докладов и рефератов, научных статей. Бакалавры-прикладники предпочитают чаще работать в лабораторных условиях или исследовать рабочие условия по месту практики, оценивая материально-техническую базу, инструментарий и оборудования, стремясь найти достойное решение по их совершенствованию (технические разработки, конструкторством, решение рабочих проблем и пр.).

При этом результаты исследований академических бакалавров носит больше описательный и рекомендательный характер, а итоги НИР прикладников – точно просчитанный и спроектированный ход действий, конкретные регламенты и инструкции, всестороннее описание условий реализации и пр.

Таким образом, подготовка студентов по программам академического бакалавриата носит больше обзорный, теоретический и исследовательский характер. Они содействуют становлению универсальных специалистов, которые могут трудиться и в качестве рядового сотрудника (но с прохождением дополнительного обучения, инструктажа и стажировки), так и в большинстве случаев успешно развивают научную карьеру.

Классическая структура и содержание программ академического бакалавриата

Реализация программ академического бакалавриата происходит согласно традиционным канонам профессионального образования. Каждая траектория подлежит тщательному планированию с учетом специфики и характера направления подготовки.

Программам академического бакалавриата свойственная типичная структура, которая будет учитывать сроки обучения, формат становления новоиспеченных специалистов, ракурс или акцент профиля (узость профессии, научный сегмент и пр.).

Чаще всего проектирование и планирование программ академического бакалавриата придерживается блочной или модульной системы с выделением соответствующих предметов и их роли в профессиональном становлении специалиста.

Классическая структура программ академического бакалавриата
Классическая структура программ академического бакалавриата

В составе образовательных траекторий академического бакалавриата можно выделить следующие основные разделы:

  • Общеразвивающий, призванный диагностировать текущий уровень подготовки и способности, а также развить и/или закрепить основные способности и умения с акцентом на специальность: расчеты, анализ данных, работа с информацией, основные теории и пр.
  • Базовый. В данном случае происходит «введение в специальность», студенты приступают к изучению общих предметов по профилю, которые разъясняют специфику работы, историю происхождения и эволюцию профессии (с разных сторон), развивают общие или минимальные компетенции в практическом сегменте (формулы, расчеты, задачи, аналитика, выдвижение тезиса/гипотезы, изучение классических законов и терминов, правил, методов и пр.);
  • Профильный. В этом срезе бакалавры-академики углубляют имеющиеся познания и навыки на основе проведения научных исследований, глубокого изучения профессиональной литературы, современных тенденций и инструментария, достижений НТП, опыт практиков и наставников и пр. В данном случае на изучение выносятся узкие дисциплины с акцентом на научные каноны, современную литературу, наблюдения, заметки, новостные обзоры реалий по специальности, исследования и проектную деятельность;
  • Вариативный. В этом случае студенты получают право выбора из действующего списка дисциплин преимущественно межпрофильного плана. Предлагаемые к выбору предметы носят междисциплинарный характер и позволяют закрепить ранее полученные навыки, а также расширить познания и умения в смежных областях, расширив спектр применения имеющегося багажа и пр. Изучение вариативных предметов носит преимущественно аудиторный и проектный характер.
  • Аттестационный. В данном сегменте предусмотрена проверка знаний в виде всевозможных контрольных работ и срезов, тестирований, промежуточных аттестаций в виде письменных проектов и их защиты (курсовые работы, отчет по практике), зачетов и экзаменов, ГОСов и защиты ВКР.

Обратите внимание, что в программе академического бакалавриата нет самостоятельного модуля по практике. На данный момент уделяется минимум времени. Как правило, он входит в состав базового и профильного блоков. Период прохождения практики мал – до 14-21 дней. Данный вид подготовки носит больше консультационный и наблюдательный характер: стажеры исследуют условия работы и функционал практикующих специалистов, изучают правила и требования к работе специалиста, сложности и проблемы в деятельности эксперта, особенности методов и инструментов и пр. Прямого личного участия в выполнении узких или конкретных полномочий они не принимают, а значит вырабатывают преимущественно исследовательские качества, нежели прикладные профессиональные.

В целом, структура программы академического бакалавриата будет выглядеть традиционно, но основной акцент в ходе обучения делается на теоретическом и научно-исследовательском погружении. Практические навыки – сведены к минимуму и чаще всего носят общий характер. Поэтому тематическое планирование дисциплин будет учитывать конкретный научный сегмент и узость профиля.

Опытные разработчики и авторы образовательных программ отмечают следующие специфические черты академического бакалавриата:

  • Соотношение теории и практики предполагает доминирование аудиторной, устной и научно-исследовательской работы. На долю практических занятий с акцентом на выработку узких навыков отводится минимум времени. В среднем соотношение теоретических и практических модулей составляет 70/30 в процентном соотношении;
  • Практическая подготовка бакалавров академического плана предполагает выработку общих профессиональных умений и компетенций. Узкие полномочия они фактически не вырабатывают, так как профиль ориентирован на подготовку будущих исследователей, теоретической, специалистов, владеющих регламентами и методологическим аппаратом.

Практические занятия ориентированы на преобразование теоретических знаний в действия: следование инструкциям, решение задач, анализ ситуации, а также предполагают устные опросы и проведение теоретических, фундаментальных исследований (проверка состоятельности и актуальности теории, выявление достоинств и недостатков правил и пр.);

  • Проектная активность и деятельность учащихся включен в теоретический или аудиторный модуль. Чаще всего с его помощью бакалавры углубляют знания в рамках наиболее важных тем, профильных предметов и пр. Притом данный вид обучения реализуется параллельно классическому учебному процессу и в его рамках одновременно: выполнение НИР может проводиться вне занятий, освещение результатов исследований – на семинарах, научных конференциях, внеклассных занятиях и пр.

Таким образом, программа академического бакалавриата будет сконцентрирована вокруг профильного блока с акцентом на определенный спектр предметов (с учетом характера, направления или узости специальности). Ее миссия – подготовить высококвалифицированных специалистов с базовыми умениями (общего профессионального характера, свойственного в целом специализации или отрасли) и глубокими научными представлениями, стремлением к совершенствованию рабочих условий и окружающей обстановки.

Этапы разработки образовательной программы академического бакалавриата

Академический бакалавриат – программ фундаментального или больше гуманитарного характера с акцентом на научные исследования, разработки методологических подходов к решению отраслевых проблем. Они чаще всего носят общий характер, но могут быть при этом ориентированы на более узкое отраслевое направление.

Основные стадии разработки программ академического бакалавриата
Основные стадии разработки программ академического бакалавриата

Разработка программ академического бакалавриата потребует предварительной подготовки специалиста. В рамках данной стадии ему предстоит выделить существенные моменты и ограничения:

  • Определение подходящей области для изучения в рамках академического бакалавриата. Чаще всего под данный фокус попадают гуманитарные, экономические, частично педагогические, социальные, юридические, управленческие парадигмы;
  • Конкретная область науки и соответствующая ей специальность, в рамках которой будет проходить всестороннее изучение и научно-исследовательское погружение, выработка начальных практических компетенций;
  • Определение современных тенденций в выбранном сегменте с констатацией существенных моментов, явлений, правил, категорий для изучения студентами. Основной ориентир – требования рынка труда с акцентом на требования по теоретической, общей подготовке, владению конкретными методиками, приемами и пр.

Вторым шагом в разработке программ академического бакалавриата станет проектирование основной траектории обучения. В данном случае важно выделить все возможные сценарии по подготовке дипломантов, конкретизировав следующие моменты:

  • Продолжительность обучения: полный и сокращенный срок;
  • Формат обучения – очно, заочно, дистанционно;
  • Формат занятий с выделением доминирующих вариаций: лекции (около четверти от учебного процесса), семинары (до трети от учебной программы) с уточнением действий (устный опрос, проектная деятельность, решение задач и кейсов, деловые игры, тестирование, работа с ПК и иными устройствами и пр.), практика (до 10-15% от общей продолжительности реализации программы);
  • Постановка цели и задач обучения с констатацией основных знаний и навыков выпускников, их перспектив.

Также на этапе проектирования образовательной программы академического бакалавриата целесообразно сформировать приблизительную подборку списка основных дисциплин, соотнеся роль каждого предмета с намеченными ориентирами и компетенциями. Притом в рамках проектной и научно-исследовательской деятельности будут выделены сугубо профильные дисциплины, наиболее важные и актуальные темы на основе современных тенденций, проблематики и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Обратите внимание, что в рамках проектирования программы академического бакалавриата важно подобрать не только сугубо профильные науки и предметы, но и смежные темы, дисциплины, которые позволяют подготовить универсального специалиста, владеющего узкими и более широкими полномочиями.

Проектирование образовательной программы академического бакалавриата нередко основывается на анализе аналогичных специальностей, тенденций рынка труда, научных достижений, востребованных и популярных подходов к решению проблем и пр.

Третий шаг по подготовке программ академического бакалавриата выступает непосредственно планирование. Здесь происходит детализация этапов погружения в профиль с фундаментальной точки зрения: распределение предметов и последовательности, глубины их изучения с учетом общего срока обучения. Затем разработчик продумывает особенности и роль всех заявленных дисциплин и приступает к тематическому планированию (подборка важнейших и интереснейших тем для освещения и формированием начальной информационной базы для изучения, самообразования и пр.), календарно-тематическое планирование (учитывающее объем часов на постижение науки), распределение формата занятий и заданий (подготовка пакетов ФОС и КОС), выделение форм аттестаций по каждому предмету и пр.

На этапе планирования программы академического бакалавриата предусмотрена разработка рабочих программ по каждому предмету с их объединением в специальность (единую программу обучения).

Четвертый шаг по подготовке траектории академического бакалавриата является формирование единой программы академического бакалавриата в виде структурированного и обоснованного документа. Он подлежит оформлению с учетом требований ФГОС, а также согласованию и утверждению/внедрению в рамках конкретного учебного заведения.

Таким образом, схема разработки специальностей на уровне академического бакалавриата придерживается классической схемы, но основной упор при этом делается на теории, научных открытиях и исследованиях, нежели на выработке практических профессиональных умений и качеств.

Услуги Дисхелп по разработке образовательных программ академического бакалавриата

Проектирование и разработка программ академического бакалавриата требует соблюдения не просто классических требований ФГОС и ГОСТ, но и специфических параметров, выдвигаемых со стороны учебного заведения и рынка труда.

Создание траектории академического бакалавриата будет учитывать специфику (основное направление и предназначение) учебного заведения (его характер, вид, специализацию) материально-техническую базу (наличие, оснащенность лабораторий и учебных классов) и подготовку профессорско-преподавательского состава, наличие партнерских связей с учебными и научными центрами и пр.

Помимо этого, при разработке программ и всех внутренних составляющих важно ориентироваться на текущие тенденции и достижения научного и технического прогресса, потребности рынка труда и рекомендации работодателей. В данном аспекте необходимо обратить внимание именно на уровень теоретической подготовки специалистов: какие теории и правила, методики, алгоритмы, инструменты должны быть за пазухой дипломанта, что поможет ему в постижении новых качеств и умений (какими категориями и правилами должен владеть, понимать индивид) и пр.

Услуги Дисхелп по разработке программ академического бакалавриата
Услуги Дисхелп по разработке программ академического бакалавриата

Специалисты Дисхелп готовы помочь в анализе действующих программ академического бакалавриата в рамках определенной отрасли, специальности, а также исследовать рынок труда на предмет последних новшеств, разработок и внедрений со стороны лидеров, рекомендаций опытных экспертов и специалистов соответствующей профессии и пр. Наши эксперты проведут социологическое, маркетинговое, экономическое и иное исследование и смогут определить актуальные и важнейшие тенденции, необходимые для освещения студентам в ходе профессионального становления на базе колледжа или вуза.

Специалисты Дисхелп также произведут подбор информационной базы для формирования фундамента образовательной программы академического бакалавриата, самообразования и дополнительного образования.

Разработка программ академического бакалавриата от Disshelp будет произведена с учетом всех заявленных клиентом требований и действующих параметров ФГОС. Наши разработчики произведут грамотный подбор дисциплин и тем для изучения, распределят теоретическую, исследовательскую и практическую нагрузку, обозначат приемлемые варианты контроля знаний.

Мы оказываем следующие виды услуг по проектированию и планированию, разработке образовательных программ академического бакалавриата:

  • Проектирование и планирование учебной траектории с акцентом на специализацию, отраслевые потребности и результаты НТП;
  • Подбор списка дисциплин и информационной базы по каждому предмету для изучения студентами;
  • Общее тематические и календарно-тематическое планирование по заявленным предметам;
  • Разработка рабочих программ, пакетов ФОС и КОС;
  • Формирование списка тем в отношении предметов, по которым заявлена проектная и научно-исследовательская работа;
  • Разработка методических рекомендаций по выполнению студенческих работ, исследований бакалавров и пр.;
  • Подготовка экзаменационных и аттестационных вопросов, заданий, тестов для проверки качества подготовки учащихся;
  • Консультирование клиентов относительно процесса разработки программ академического бакалавриата: советы по структурированию материалов, подбору информационной базы, разъяснение требований ФГОС к качеству программы и пр.;
  • Обновление, корректура и редактура старых программ с учетом новых требований и перемен в отраслевой, научной нише;
  • Оформление программ академического бакалавриата в виде структурированного документа, учитывающего все основные правила и требования ФГОС.

Специалисты Дисхелп готовы помочь ан любой стадии проектирования и формирования образовательной программы академического бакалавриата, гарантируя высокое качество услуг конфиденциальность данных, дедлайны и заявленные клиентом требования.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Особенности разработки программ академического бакалавриата”

  • очень хорошо очерчены особенности и структура академического бакалавриата. Сразу становится очевидна разница между академиком и практиком) Спасибо за разъяснение.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *