Разбираем существующие в России уровни профессионального образования

Профессиональное образование – один из важнейших этапов по подготовке квалифицированного специалиста с возможностью дальнейшего карьерного, научного, личностного и иного роста. Без покорения данной ниши невозможно устроится на работу в рамках конкретного направления даже при наличии соответствующих знаний (самообразования), представлений и умений. Система профессионального образования призвана развить базовые и/или глубокие компетенции в конкретной области, отрасли, специальности и подтвердить их документально. Сегодня мы расскажем о действующих уровнях профессионального образования.

Разбираем существующие в России уровни профессионального образования
Профессиональное образование – один из важнейших этапов по подготовке квалифицированного специалиста с возможностью дальнейшего карьерного, научного, личностного и иного роста. Без покорения данной ниши невозможно устроится на работу в рамках конкретного направления даже при наличии соответствующих знаний (самообразования), представлений и умений. Система профессионального образования призвана развить базовые и/или глубокие компетенции в конкретной области, отрасли, специальности и подтвердить их документально. Сегодня мы расскажем о действующих уровнях профессионального образования.

Какие уровни подготовки специалистов существуют?

Профессиональное образование и профессия – две неразрывные между собой категории. Стать дипломированным специалистом можно только п мере постижения соответствующей программы на базе специального учебного заведения. Документом, подтверждающим наличие профессии, то есть освоение образовательной программы конкретного уровня, является диплом.

В России принято выделять две большие группы в системе профессионального образования: среднее профессиональное и высшее. К первой категории принято относить учебу в колледжах и техникумах, а ко второй – деятельность высших учебных заведений (институты, академии, университеты и пр.).

Какие бывают уровни профессионального образования?
Какие бывают уровни профессионального образования?

На базе среднего профессионального образования происходит развитие рабочих кадров с минимальными знаниями и навыками в рамках конкретной отрасли или специальности. Обладатели такого диплома смогут выполнять рядовые обязанности, так как будут обладать базовыми компетенциями в рамках выбранной ими специальности. То есть спектр их дальнейшего применения довольно узок: определенная отрасль, специальность, должность преимущественно рабочего характера, на карьерный рост (глобальный – до начальника и ли директората) рассчитывать не приходится.

На базе высшего образования студенты получают более глубокие знания, которые позволяют в перспективе добиваться определенных высот: продвигаться по карьерной лестнице, развиваться в научной среде, заниматься административные вакансии и высокие чины и пр.

Выпускники каждого из уровней получают определенные возможности для развития в будущем: каждый из них находится на перекрестке, который раздваивается в пользу продолжения образования (углубление знаний) и рабочей деятельности. При этом на законодательном уровне россияне имеют право совмещать учебу и работу, но делать это следует грамотно, взвешенно и осознанно.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Краткая характеристика действующих ступеней обучения в рамках среднего профессионального образования

Система среднего профессионального образования – одна из уникальнейших ниш, которая позволяет обрести профессию и стать дипломированным специалистом в самые короткие сроки. Ее специфика проявляется в следующих моментах:

  • Поступить могут еще «вчерашние школьники», имеющие на руках аттестат о среднем неполном и полном образовании – то есть выпускники 9 и/или 11 классов школы;
  • Набор программ может быть ограничен с учетом возможностей учебного заведения, его материально-технической базы, педагогического состава, общей ориентации учреждения (узкоспециализированное или многопрофильное) и пр.;
  • Отбор конкурсантов проводится на основе конкурса аттестатов. Сдавать ЕГЭ не требуется, а результаты ОГЭ пока что носят сугубо формальный характер и не играют роли в рамках отборочного тура;
  • Обучение реализуется в рамках бюджетного и коммерческого образования. Немногие знают, но даже в рамках среднего профессионального образования действуют целевые программы! Чаще всего они затрагивают самые «насущные» отрасли, где наблюдается дефицит специалистов: здравоохранение, образование, технические специалисты (промышленность) и пр.

Обратите внимание, что поступить в колледж или техникум проще, нежели в вуз, но при этом качество подготовки дипломантов – не хуже, чем в вузе (на базе бакалавриата).

В рамках среднего профессионального образования принято выделять два уровня подготовки: профессионалитет и бакалавриат.

Особенности профессионалитета

Профессионалитет – новейший формат по подготовке рабочих кадров в ускоренном темпе. Данная ступень внедрилась в систему среднего профессионального образования в 2022 году. Конкретных результатов от ее появления пока нет, но власти возлагают большие надежды на выпускников этой ниши.

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

Ступени (уровни)

Профессионалитет

Бакалавриат

Профессионалитет

Бакалавриат

Специалитет

Магистратура

Место обучения Колледжи, средние профессиональные заведения, реже — вузы

Только вузы

Программы профессионалитета расположились между школьным и бакалаврским образованием. Их особенности проявляются в следующих аспектах:

  • Продолжительность обучения сокращенная, а набор обретаемых навыков, знаний и качеств минимальный, но достаточный для работы на рабочих должностях. Средний срок обучения студента в данном случае составит около 2-3 лет!
  • Программы будут реализоваться сугубо на базе колледжей и техникумов, а также на базе вузов (преимущественно при которых есть колледжи) при совместной поддержке: государство и работодатели. Инфраструктура заведения для подготовки специалиста будет создаваться совместными усилиями. Работодатель сможет основываться при колледже базовые кафедры, развивать соответствующую материально-техническую базу, устанавливать требования к качеству подготовки дипломантов, устанавливать количество необходимых мест для будущих «профессионалистов»;
  • Высокие шансы на трудоустройство, так как миссия профессионалитета состоит в оперативном восполнении рабочих кадрах на производстве, в промышленности и пр.;
  • Образовательные программы будут носить практико-ориентированный характер и нацелены на развитие у студентов минимального набора практических навыков в рамках осваиваемой специальности. Научно-исследовательская деятельность сводится к минимуму;№
  • Перечень направлений подготовки на базе профессионалитета узкий, учитывающий острые потребности конкретной отрасли и возможности учебного заведения, потенциального работодателя. На текущий момент данная ниша занимается подготовкой специалистов для атомной промышленности, жд-транспорта, легкой промышленности, химической промышленности, АПК, фармацевтической среды, металлургии и машиностроения.

Если итоги 2022 года в рамках подготовки студентов профессионалитета будут положительными, то в 2023 году список направлений подготовки может значительно пополниться, но все намечаемые перемены будут затрагивать сугубо рабочие кадры. В перспективе в рассматриваемой нише могут появиться профессии, связанные с лесным хозяйством, топливно-энергетическим комплексом, космической промышленностью, пищевой промышленностью, IT и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Профессионалитет позволяет получить точечные, минимальные навыки в рамках выбранной профессии, которые позволят моментально приступить к трудовым будням, но в данном случае карьерный рост фактически невозможен.

Особенности программ специалитета
Особенности программ специалитета

Программы профессионалитета ориентированы на минимальную теоретическую подготовку, выполнение научно-исследовательских работ (курсовая работа раз в семестр, дипломная работа (ВКР) – в последнем семестре) – на минимуме и строго по профильным предметам, занятия носят практико-ориентированный характер: семинары, лабораторные работы, прохождение практики на базе профильного предприятия-партнера и пр.

Миссия профессионалитета – подготовить специалиста, который сможет выполнять базовые задания без дополнительной стажировки, подготовки, обучения. Притом профессиональное становление ведется в конкретном ракурсе: для определенной отрасли, по конкретной специальности (профессии и должности), для конкретного работодателя.

Профессионалитет имеет немало сходств с целевыми программами, но ориентирован на более быструю подготовку рабочих кадров согласно запросам отраслей.

Особенности бакалавриата

Бакалавриат – это пограничная ступень образования, позволяющая обрести не просто минимальные, а базовые знаний, умения и качества в рамках выбранной образовательной программы. Данная ниша действует как в рамках среднего профессионального, так и высшего образования.

Бакалавриат доступен на базе колледжей и университетов. Притом для поступления в рамках средне профессиональных программ достаточно иметь за плечами хороший аттестат (с высоким средним баллом), а для ее освоения при вузе – результаты ЕГЭ.

Поступить на данную ступень профессионального образования могут выпускники 11 классов, а также дипломированные выпускники по программам профессионалитета! Притом наличие ЕГЭ будет обязательным условием для участия в конкурсном отборе. О прохождении данных испытаний следует позаботиться заранее. Также следует учесть, что по отдельным направлениям подготовки могут быть предусмотрены ДВИ.

Направления бакалавриата при заведениях СПО и вузах может отличаться лишь набором дисциплин, количеством курсовых, научно-исследовательских и иных контрольно-аттестационных работ, глубиной погружения в предметы и пр. Но в целом бакалавры получают идентичные знания и полномочия, квалификацию и допуск к работе.

Признак

Профессионалитет

Бакалавриат

Срок обучения

2-3 года

4 года

Специальности

Ограничены, нацелены на восполнение наиболее дефицитных профессий в промышленности

Все существующие

Качество подготовки

Минимальное

Базовое (основное)

Варианты обучения

Бюджет/контракт, очно

Бюджет/контракт, очно/заочно/дистант

Учебное заведение

На базе утверждённых МинПросвещения колледжей и вузов

В любых колледжах и вузах

Документ об образовании

Диплом о профессиональном образовании с соответствующей квалификацией

Обучение в рамках бакалавриата может проходить в различных комбинациях и сценариях, которые абитуриент выбирает самостоятельно, исходя из текущей подготовки и возможностей:

  • Очное и заочное, реже дистанционное обучение (не по всем специальностям) становление дипломантов;
  • Бюджетное и платное образование, также предусмотрены целевые программы;
  • Направления подготовки – все существующие, но набор программ зависит от возможностей учебного заведения.

Продолжительность освоения базовых навыков, знаний и качеств – не менее 4 лет. Выпускники получают диплом с присвоением квалификации «бакалавр» и могут рассчитывать на работу в качестве рядового сотрудника или менеджера низшего звена. Для продвижения по карьерной лестнице чаще всего требуется магистерское образование.

Программы бакалавриата успешно сочетают теоретическую (аудиторную), научно-исследовательскую (минимальную или основную), практическую подготовку с акцентом на конкретную отрасль, научную область и предметный состав образовательной программы.

Миссия бакалавриата частично совпадает с основными задачами профессионалитета и нацелена на воспитание квалифицированных рабочих и служащих на базовом уровне, то есть глубина и ширина погружения в профиль будет серьезнее, нежели на вышеописанной ступени.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Краткая характеристика действующих ступеней обучения в рамках высшего профессионального образования

Система высшего профессионального образования реализуется сугубо на базе соответствующих учреждений: университетов, институтов, академий, то есть вузов. Притом подготовка специалистов в рамках данного уровня считается самой глубокой, актуальной и востребованной.

Данный уровень по подготовке дипломантов состоит из трех основных ступеней, каждая из которых обладает уникальными чертами:

  • Бакалавриат;
  • Специалитет;
  • Магистратура.

Обратите внимание, что только указанные относятся к категории профессионального образования при вузах. В университетах также могут действовать направлениям для аспирантуры, докторантуры и пр. Но данная ниша относится к системе послевузовского образования и нацелена на подготовку научных работников, исследователей и ученых. К профессиональному росту оно в целом не имеет прямого отношения.

Программы бакалавриата при колледжах и вузах практически не отличаются. В вузах лишь делается более серьезный акцент на профильных дисциплинах, научно-исследовательском воспитании специалистов. Обретаемые знания и навыки необходимые для работы, будут идентичными.

Ниже мы рассмотрим особенности обучения на программы специалитета и магистратуры.

Специфика обучения в рамках специалитета

Специалитет – это особая программа в системе высшего профессионального образования. Именно она изначально действовала в вузах. Она была нацелена на подготовку высококвалифицированного дипломированного специалиста с оконченным высшим образованием. Притом предметный набор, сочетание различных форм занятий и вариантов подготовки дипломанта позволяла подготовить не просто специалиста с глубокой базой, более узкими навыками и качествами, а потенциального исследователя и руководителя.

Градация уровней образования в РФ
Градация уровней образования в РФ

В программу специалитета входят узкопрофильные дисциплины, акцент на тех нюансах и моментах, которые не захвачены вышеописанными программами и уровнями. Чаще всего в рамках специалитета происходит погружение в организационно-управленческие предметы в действующих научных нишах: гуманитарная, техническая, естественнонаучная, промышленная и пр. Учебный процесс акцентирован на самостоятельной работе студентов, самообразовании и практике, практических занятиях: семинары, практикумы, лабораторные работы, прохождение практики на предприятии и пр.

Состав программ специалитета выглядит примерно следующим образом: до 25% аудиторные теоретические занятия (лекции), до 40% — практические занятия (семинары, практикумы, лабораторные работы), около 20% — стажировка, практика на базе профильной организации, оставшаяся часть приходится на прохождение аттестации, выполнение письменных работ и научно-исследовательских проектов, внеурочную деятельность (научные конференции, программы академической мобильности и пр.).

Чаще всего программы специалитета представлены в виде переработанных бакалаврских специальностей с акцентом на практику.

На сегодняшний день в рамках специалитета доступны не все направления подготовки, но в перспективе не исключено расширение спектра действующих программ.

Поступать на данную ступень в рамках высшего образования посильно не каждом желающему. Освоить программу посильно и возможно только дипломированным бакалаврам или выпускникам 11 классов школы (с результатами ЕГЭ за плечами). Поступить смогут сильнейшие претенденты, преодолевшие конкурсный отбор в рамках общих, льготных, целевых правил.

Выпускники специалитета получают диплом с квалификацией «специалист». В дальнейшем дипломант может приступить к работе или продолжить обучение на базе магистратуры или аспирантуры. Обратите внимание, что в рамках магистратуры будет производиться углубление его знаний и развитие исследовательских качеств, практика отходит на второй план. Аспирантура же призвана развивать научные тенденции и инновации в рамках уже освоенной профессии или в смежных областях.

Особенности обучения по программам магистратуры

Магистратура – в настоящее время это наивысшая ступень в рамках профессионального образования, которая позволяет усвоить предельно узкие компетенции, знания, навыки, а также подготовить дипломанта к исследовательской деятельности – совершенствованию технологий, развитию инноваций, научному развитию и пр.

Именно наличие магистерского образования выделяет претендента на должность, а также в значительной степени облегчает карьерный и дальнейший научный рост.

Специфика высшего профессионального образования

Признак

Бакалавриат

Специалитет

Магистратура

Срок обучения

4 года

5 лет

2 года

Уровень подготовки дипломанта

Базовый

Средний/высший, основной, полный

Высший, исследовательский

Аттестационная работа

ВКР

Дипломная работа/проект

Магистерская диссертация

Компетенции

Сугубо рабочие

Рабочие и управленческие

Узкоспециализированные, управленческие и исследовательские

Варианты продолжения обучения

Магистратура или специалитет

Магистратура или аспирантура

Только аспирантура

Программы академической мобильности

Редко действуют

Доступны с учетом возможностей вузов

Поступить на программы магистратуры могут только дипломированные бакалавры или специалисты. Продолжительность обучения составляет 2 года, на протяжении которых студенты занимаются преимущественно самообразованием в рамках намеченной программы: теоретические занятия на минимуме, акцент делается на выполнении магистерской диссертации, проведении исследований и развитию в более узком профессиональном сегменте – конкретная отрасль, тема и пр.

Учебная программа магистранта включает в себя аудиторную работу, научную практику, выполнение научных исследований и привлечение к научным мероприятиям, прохождение промежуточной и итоговой аттестации.

В рамках магистерской ступени действуют все направления, но каждый вуз закрепляет со собой определенный спектр программ с учетом принципов посильности, обеспеченности и качества.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности освоения программ в рамках профессионального образования в России

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: на территории РФ изначально действовала только один уровень обучения – специалитет. В дальнейшем на фоне принятия Болонского соглашения в конце ХХ века здесь образовалась триада уровней становления дипломантов: бакалавриат, специалитет и магистратура. Притом именно специалитет выделял отечественную образовательную систему среди общей мировой массы.

На сегодняшний день невзирая на выход из Болонского соглашения, в России продолжают действовать внедренные ступени и программы. Более того, власти продолжают внедрять и развивать инновации – в лице профессионалитета для восполнения острых отраслевых потребностей в специалистах.

В системе отечественного образования действует определенная градация по покорению профессиональных программ. Она стабильна, нерушима и последовательна: профессионалитет – бакалавриат – специалитет – магистратура. Существуют некоторые разветвления относительно вариантов перехода на каждый последующий уровень. Их мы представим в схеме ниже.

Варианты освоения уровней профессионального образования
Варианты освоения уровней профессионального образования

В рамках каждого уровня профессионального образования делается акцент на конкретном наборе знаний, качеств и умений. В частности, профессионалитет нацелен на воспитание квалифицированных рабочих рук, бакалавриат – базовых (основных) работников и государственных служащих, специалитет – полноценных специалистов, способных самостоятельно принимать решение в конкретной ситуации в рамках порученных компетенций, магистр – специалист высшего звена, способный оптимизировать «профильные» процессы и развивать инновации. То есть, каждый последующий уровень будет базироваться на компетенциях нижестоящей программы и углублять их. Поэтому поступить сразу в магистратуру невозможно, важно иметь за плечами соответствующие представления и умения.

Каждый абитуриент самостоятельно решает, какой уровень образования ему посилен и необходим, где он будет его осваивать. При этом саморазвитие, самообразование и дополнительное образование (как после освоения профессии, так и параллельно с ее постижением) никто не запрещал и не отменял.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!