Профессиональное образование – один из важнейших этапов по подготовке квалифицированного специалиста с возможностью дальнейшего карьерного, научного, личностного и иного роста. Без покорения данной ниши невозможно устроится на работу в рамках конкретного направления даже при наличии соответствующих знаний (самообразования), представлений и умений. Система профессионального образования призвана развить базовые и/или глубокие компетенции в конкретной области, отрасли, специальности и подтвердить их документально. Сегодня мы расскажем о действующих уровнях профессионального образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Какие уровни подготовки специалистов существуют?
Профессиональное образование и профессия – две неразрывные между собой категории. Стать дипломированным специалистом можно только п мере постижения соответствующей программы на базе специального учебного заведения. Документом, подтверждающим наличие профессии, то есть освоение образовательной программы конкретного уровня, является диплом.
В России принято выделять две большие группы в системе профессионального образования: среднее профессиональное и высшее. К первой категории принято относить учебу в колледжах и техникумах, а ко второй – деятельность высших учебных заведений (институты, академии, университеты и пр.).
На базе среднего профессионального образования происходит развитие рабочих кадров с минимальными знаниями и навыками в рамках конкретной отрасли или специальности. Обладатели такого диплома смогут выполнять рядовые обязанности, так как будут обладать базовыми компетенциями в рамках выбранной ими специальности. То есть спектр их дальнейшего применения довольно узок: определенная отрасль, специальность, должность преимущественно рабочего характера, на карьерный рост (глобальный – до начальника и ли директората) рассчитывать не приходится.
На базе высшего образования студенты получают более глубокие знания, которые позволяют в перспективе добиваться определенных высот: продвигаться по карьерной лестнице, развиваться в научной среде, заниматься административные вакансии и высокие чины и пр.
Выпускники каждого из уровней получают определенные возможности для развития в будущем: каждый из них находится на перекрестке, который раздваивается в пользу продолжения образования (углубление знаний) и рабочей деятельности. При этом на законодательном уровне россияне имеют право совмещать учебу и работу, но делать это следует грамотно, взвешенно и осознанно.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Краткая характеристика действующих ступеней обучения в рамках среднего профессионального образования
Система среднего профессионального образования – одна из уникальнейших ниш, которая позволяет обрести профессию и стать дипломированным специалистом в самые короткие сроки. Ее специфика проявляется в следующих моментах:
- Поступить могут еще «вчерашние школьники», имеющие на руках аттестат о среднем неполном и полном образовании – то есть выпускники 9 и/или 11 классов школы;
- Набор программ может быть ограничен с учетом возможностей учебного заведения, его материально-технической базы, педагогического состава, общей ориентации учреждения (узкоспециализированное или многопрофильное) и пр.;
- Отбор конкурсантов проводится на основе конкурса аттестатов. Сдавать ЕГЭ не требуется, а результаты ОГЭ пока что носят сугубо формальный характер и не играют роли в рамках отборочного тура;
- Обучение реализуется в рамках бюджетного и коммерческого образования. Немногие знают, но даже в рамках среднего профессионального образования действуют целевые программы! Чаще всего они затрагивают самые «насущные» отрасли, где наблюдается дефицит специалистов: здравоохранение, образование, технические специалисты (промышленность) и пр.
Обратите внимание, что поступить в колледж или техникум проще, нежели в вуз, но при этом качество подготовки дипломантов – не хуже, чем в вузе (на базе бакалавриата).
В рамках среднего профессионального образования принято выделять два уровня подготовки: профессионалитет и бакалавриат.
Особенности профессионалитета
Профессионалитет – новейший формат по подготовке рабочих кадров в ускоренном темпе. Данная ступень внедрилась в систему среднего профессионального образования в 2022 году. Конкретных результатов от ее появления пока нет, но власти возлагают большие надежды на выпускников этой ниши.
Среднее профессиональное образование |
Высшее профессиональное образование |
|
Ступени (уровни) |
Профессионалитет Бакалавриат |
Профессионалитет Бакалавриат Специалитет Магистратура |
Место обучения | Колледжи, средние профессиональные заведения, реже — вузы |
Только вузы |
Программы профессионалитета расположились между школьным и бакалаврским образованием. Их особенности проявляются в следующих аспектах:
- Продолжительность обучения сокращенная, а набор обретаемых навыков, знаний и качеств минимальный, но достаточный для работы на рабочих должностях. Средний срок обучения студента в данном случае составит около 2-3 лет!
- Программы будут реализоваться сугубо на базе колледжей и техникумов, а также на базе вузов (преимущественно при которых есть колледжи) при совместной поддержке: государство и работодатели. Инфраструктура заведения для подготовки специалиста будет создаваться совместными усилиями. Работодатель сможет основываться при колледже базовые кафедры, развивать соответствующую материально-техническую базу, устанавливать требования к качеству подготовки дипломантов, устанавливать количество необходимых мест для будущих «профессионалистов»;
- Высокие шансы на трудоустройство, так как миссия профессионалитета состоит в оперативном восполнении рабочих кадрах на производстве, в промышленности и пр.;
- Образовательные программы будут носить практико-ориентированный характер и нацелены на развитие у студентов минимального набора практических навыков в рамках осваиваемой специальности. Научно-исследовательская деятельность сводится к минимуму;№
- Перечень направлений подготовки на базе профессионалитета узкий, учитывающий острые потребности конкретной отрасли и возможности учебного заведения, потенциального работодателя. На текущий момент данная ниша занимается подготовкой специалистов для атомной промышленности, жд-транспорта, легкой промышленности, химической промышленности, АПК, фармацевтической среды, металлургии и машиностроения.
Если итоги 2022 года в рамках подготовки студентов профессионалитета будут положительными, то в 2023 году список направлений подготовки может значительно пополниться, но все намечаемые перемены будут затрагивать сугубо рабочие кадры. В перспективе в рассматриваемой нише могут появиться профессии, связанные с лесным хозяйством, топливно-энергетическим комплексом, космической промышленностью, пищевой промышленностью, IT и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Профессионалитет позволяет получить точечные, минимальные навыки в рамках выбранной профессии, которые позволят моментально приступить к трудовым будням, но в данном случае карьерный рост фактически невозможен.
Программы профессионалитета ориентированы на минимальную теоретическую подготовку, выполнение научно-исследовательских работ (курсовая работа раз в семестр, дипломная работа (ВКР) – в последнем семестре) – на минимуме и строго по профильным предметам, занятия носят практико-ориентированный характер: семинары, лабораторные работы, прохождение практики на базе профильного предприятия-партнера и пр.
Миссия профессионалитета – подготовить специалиста, который сможет выполнять базовые задания без дополнительной стажировки, подготовки, обучения. Притом профессиональное становление ведется в конкретном ракурсе: для определенной отрасли, по конкретной специальности (профессии и должности), для конкретного работодателя.
Профессионалитет имеет немало сходств с целевыми программами, но ориентирован на более быструю подготовку рабочих кадров согласно запросам отраслей.
Особенности бакалавриата
Бакалавриат – это пограничная ступень образования, позволяющая обрести не просто минимальные, а базовые знаний, умения и качества в рамках выбранной образовательной программы. Данная ниша действует как в рамках среднего профессионального, так и высшего образования.
Бакалавриат доступен на базе колледжей и университетов. Притом для поступления в рамках средне профессиональных программ достаточно иметь за плечами хороший аттестат (с высоким средним баллом), а для ее освоения при вузе – результаты ЕГЭ.
Поступить на данную ступень профессионального образования могут выпускники 11 классов, а также дипломированные выпускники по программам профессионалитета! Притом наличие ЕГЭ будет обязательным условием для участия в конкурсном отборе. О прохождении данных испытаний следует позаботиться заранее. Также следует учесть, что по отдельным направлениям подготовки могут быть предусмотрены ДВИ.
Направления бакалавриата при заведениях СПО и вузах может отличаться лишь набором дисциплин, количеством курсовых, научно-исследовательских и иных контрольно-аттестационных работ, глубиной погружения в предметы и пр. Но в целом бакалавры получают идентичные знания и полномочия, квалификацию и допуск к работе.
Признак |
Профессионалитет |
Бакалавриат |
Срок обучения |
2-3 года |
4 года |
Специальности |
Ограничены, нацелены на восполнение наиболее дефицитных профессий в промышленности |
Все существующие |
Качество подготовки |
Минимальное |
Базовое (основное) |
Варианты обучения |
Бюджет/контракт, очно |
Бюджет/контракт, очно/заочно/дистант |
Учебное заведение |
На базе утверждённых МинПросвещения колледжей и вузов |
В любых колледжах и вузах |
Документ об образовании |
Диплом о профессиональном образовании с соответствующей квалификацией |
Обучение в рамках бакалавриата может проходить в различных комбинациях и сценариях, которые абитуриент выбирает самостоятельно, исходя из текущей подготовки и возможностей:
- Очное и заочное, реже дистанционное обучение (не по всем специальностям) становление дипломантов;
- Бюджетное и платное образование, также предусмотрены целевые программы;
- Направления подготовки – все существующие, но набор программ зависит от возможностей учебного заведения.
Продолжительность освоения базовых навыков, знаний и качеств – не менее 4 лет. Выпускники получают диплом с присвоением квалификации «бакалавр» и могут рассчитывать на работу в качестве рядового сотрудника или менеджера низшего звена. Для продвижения по карьерной лестнице чаще всего требуется магистерское образование.
Программы бакалавриата успешно сочетают теоретическую (аудиторную), научно-исследовательскую (минимальную или основную), практическую подготовку с акцентом на конкретную отрасль, научную область и предметный состав образовательной программы.
Миссия бакалавриата частично совпадает с основными задачами профессионалитета и нацелена на воспитание квалифицированных рабочих и служащих на базовом уровне, то есть глубина и ширина погружения в профиль будет серьезнее, нежели на вышеописанной ступени.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Краткая характеристика действующих ступеней обучения в рамках высшего профессионального образования
Система высшего профессионального образования реализуется сугубо на базе соответствующих учреждений: университетов, институтов, академий, то есть вузов. Притом подготовка специалистов в рамках данного уровня считается самой глубокой, актуальной и востребованной.
Данный уровень по подготовке дипломантов состоит из трех основных ступеней, каждая из которых обладает уникальными чертами:
- Бакалавриат;
- Специалитет;
- Магистратура.
Обратите внимание, что только указанные относятся к категории профессионального образования при вузах. В университетах также могут действовать направлениям для аспирантуры, докторантуры и пр. Но данная ниша относится к системе послевузовского образования и нацелена на подготовку научных работников, исследователей и ученых. К профессиональному росту оно в целом не имеет прямого отношения.
Программы бакалавриата при колледжах и вузах практически не отличаются. В вузах лишь делается более серьезный акцент на профильных дисциплинах, научно-исследовательском воспитании специалистов. Обретаемые знания и навыки необходимые для работы, будут идентичными.
Ниже мы рассмотрим особенности обучения на программы специалитета и магистратуры.
Специфика обучения в рамках специалитета
Специалитет – это особая программа в системе высшего профессионального образования. Именно она изначально действовала в вузах. Она была нацелена на подготовку высококвалифицированного дипломированного специалиста с оконченным высшим образованием. Притом предметный набор, сочетание различных форм занятий и вариантов подготовки дипломанта позволяла подготовить не просто специалиста с глубокой базой, более узкими навыками и качествами, а потенциального исследователя и руководителя.
В программу специалитета входят узкопрофильные дисциплины, акцент на тех нюансах и моментах, которые не захвачены вышеописанными программами и уровнями. Чаще всего в рамках специалитета происходит погружение в организационно-управленческие предметы в действующих научных нишах: гуманитарная, техническая, естественнонаучная, промышленная и пр. Учебный процесс акцентирован на самостоятельной работе студентов, самообразовании и практике, практических занятиях: семинары, практикумы, лабораторные работы, прохождение практики на предприятии и пр.
Состав программ специалитета выглядит примерно следующим образом: до 25% аудиторные теоретические занятия (лекции), до 40% — практические занятия (семинары, практикумы, лабораторные работы), около 20% — стажировка, практика на базе профильной организации, оставшаяся часть приходится на прохождение аттестации, выполнение письменных работ и научно-исследовательских проектов, внеурочную деятельность (научные конференции, программы академической мобильности и пр.).
Чаще всего программы специалитета представлены в виде переработанных бакалаврских специальностей с акцентом на практику.
На сегодняшний день в рамках специалитета доступны не все направления подготовки, но в перспективе не исключено расширение спектра действующих программ.
Поступать на данную ступень в рамках высшего образования посильно не каждом желающему. Освоить программу посильно и возможно только дипломированным бакалаврам или выпускникам 11 классов школы (с результатами ЕГЭ за плечами). Поступить смогут сильнейшие претенденты, преодолевшие конкурсный отбор в рамках общих, льготных, целевых правил.
Выпускники специалитета получают диплом с квалификацией «специалист». В дальнейшем дипломант может приступить к работе или продолжить обучение на базе магистратуры или аспирантуры. Обратите внимание, что в рамках магистратуры будет производиться углубление его знаний и развитие исследовательских качеств, практика отходит на второй план. Аспирантура же призвана развивать научные тенденции и инновации в рамках уже освоенной профессии или в смежных областях.
Особенности обучения по программам магистратуры
Магистратура – в настоящее время это наивысшая ступень в рамках профессионального образования, которая позволяет усвоить предельно узкие компетенции, знания, навыки, а также подготовить дипломанта к исследовательской деятельности – совершенствованию технологий, развитию инноваций, научному развитию и пр.
Именно наличие магистерского образования выделяет претендента на должность, а также в значительной степени облегчает карьерный и дальнейший научный рост.
Специфика высшего профессионального образования |
|||
Признак |
Бакалавриат |
Специалитет |
Магистратура |
Срок обучения |
4 года |
5 лет |
2 года |
Уровень подготовки дипломанта |
Базовый |
Средний/высший, основной, полный |
Высший, исследовательский |
Аттестационная работа |
ВКР |
Дипломная работа/проект |
Магистерская диссертация |
Компетенции |
Сугубо рабочие |
Рабочие и управленческие |
Узкоспециализированные, управленческие и исследовательские |
Варианты продолжения обучения |
Магистратура или специалитет |
Магистратура или аспирантура |
Только аспирантура |
Программы академической мобильности |
Редко действуют |
Доступны с учетом возможностей вузов |
Поступить на программы магистратуры могут только дипломированные бакалавры или специалисты. Продолжительность обучения составляет 2 года, на протяжении которых студенты занимаются преимущественно самообразованием в рамках намеченной программы: теоретические занятия на минимуме, акцент делается на выполнении магистерской диссертации, проведении исследований и развитию в более узком профессиональном сегменте – конкретная отрасль, тема и пр.
Учебная программа магистранта включает в себя аудиторную работу, научную практику, выполнение научных исследований и привлечение к научным мероприятиям, прохождение промежуточной и итоговой аттестации.
В рамках магистерской ступени действуют все направления, но каждый вуз закрепляет со собой определенный спектр программ с учетом принципов посильности, обеспеченности и качества.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности освоения программ в рамках профессионального образования в России
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: на территории РФ изначально действовала только один уровень обучения – специалитет. В дальнейшем на фоне принятия Болонского соглашения в конце ХХ века здесь образовалась триада уровней становления дипломантов: бакалавриат, специалитет и магистратура. Притом именно специалитет выделял отечественную образовательную систему среди общей мировой массы.
На сегодняшний день невзирая на выход из Болонского соглашения, в России продолжают действовать внедренные ступени и программы. Более того, власти продолжают внедрять и развивать инновации – в лице профессионалитета для восполнения острых отраслевых потребностей в специалистах.
В системе отечественного образования действует определенная градация по покорению профессиональных программ. Она стабильна, нерушима и последовательна: профессионалитет – бакалавриат – специалитет – магистратура. Существуют некоторые разветвления относительно вариантов перехода на каждый последующий уровень. Их мы представим в схеме ниже.
В рамках каждого уровня профессионального образования делается акцент на конкретном наборе знаний, качеств и умений. В частности, профессионалитет нацелен на воспитание квалифицированных рабочих рук, бакалавриат – базовых (основных) работников и государственных служащих, специалитет – полноценных специалистов, способных самостоятельно принимать решение в конкретной ситуации в рамках порученных компетенций, магистр – специалист высшего звена, способный оптимизировать «профильные» процессы и развивать инновации. То есть, каждый последующий уровень будет базироваться на компетенциях нижестоящей программы и углублять их. Поэтому поступить сразу в магистратуру невозможно, важно иметь за плечами соответствующие представления и умения.
Каждый абитуриент самостоятельно решает, какой уровень образования ему посилен и необходим, где он будет его осваивать. При этом саморазвитие, самообразование и дополнительное образование (как после освоения профессии, так и параллельно с ее постижением) никто не запрещал и не отменял.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!