Критические ошибки при выборе профессии

Перед каждым человеком как минимум один раз в жизни встает вопрос о профессиональном определении, то есть выбор профессии. Порой принять окончательное решение крайне сложно, но необходимо. Но с течением времени индивид понимает, что сделал некорректный выбор. Сегодня мы расскажем о критических ошибках, связанных с профессиональной ориентацией и обучением студента в дальнейшем.

Критические ошибки при выборе профессии
Перед каждым человеком как минимум один раз в жизни встает вопрос о профессиональном определении, то есть выбор профессии. Порой принять окончательное решение крайне сложно, но необходимо. Но с течением времени индивид понимает, что сделал некорректный выбор. Сегодня мы расскажем о критических ошибках, связанных с профессиональной ориентацией и обучением студента в дальнейшем.

СОДЕРЖАНИЕ

Признаки некорректного выбора профессии

Далеко не всегда абитуриент может сразу сделать правильный или достойный выбор специальности. Как правило, качество принятого решения в отношении профессионального становления проявляется с течением времени, в ходе обучения, а в отдельных случаях – по мере прохождения практики или трудоустройства (то есть после получения профессионального образования).

В чем проявляется некорректный выбор профессии?
В чем проявляется некорректный выбор профессии?

Чаще всего первые симптомы того, что студент осваивает подходящее для него русло проявляется по мере перехода к профильным предметам. То есть примерно ближе к «экватору» — на 2-3 курсах подготовки бакалавров. Проявляются они следующим образом:

  • Появление неприязни к определенным предметам в виду сложностей при освоении. Студенту становится крайне сложно разобраться в отдельных предметах, которые чаще всего являются основой для формирования ключевых профессиональных компетенций. Чаще всего данные дисциплины являются частью профильного блока.
  • Нежелание или отсутствие интереса к работе в качестве специалиста. Данный признак активно развивается в период стажировки или прохождения практики, когда стажер собственными глазами видит условия работы, обязанности специалиста, предъявляемые к нему требования, темп работы, нюансы и пр.;
  • Частые прогулы из-за нежелания продолжать обучение в рамках выбранной профессии. Этот симптом самый коварный. Он настигает студента врасплох и чреват порождением академической задолженности и отчислением. Как правило, учащийся начинает пропускать пары по неуважительной причине, чтобы не изучать дисциплины и не принуждать себя к ответственности, учебе, из-за неприязненных отношений с педагогом. Главное в этом деле не спутать некорректный выбор профессии и банальную лень студента.
  • Чувство «не в своей тарелке». Оно возникает у студентов выпускного курса или в ходе прохождения преддипломной практики, по окончании суза/вуза после трудоустройства. В данном случае индивиду не нравится его профессия, чем он занимается, его раздражает все вокруг, он не получает никакого удовлетворения от рабочего процесса, часто подвергается эмоциональному и профессиональному выгоранию и пр.;
  • Отсутствие интереса к исследованиям и изучаемым темам в рамках профильных дисциплин. Без выполнения курсовых работ, НИР, всевозможных отчетов не обходится ни одни студент. Чаще всего увлеченность профилем и интерес к специальности проявляется при выполнении студенческих работ, где есть шанс детальнее изучить конкретную тему, углубить познания, отточить определенные умения. При отсутствии энтузиазма и безразличии при выборе темы изыскания, поверхностном изучении и выполнении проекта заметно отношение к профессии и корректность выбора.
  • Поведение учащегося. Чаще всего, когда студент осознает, что осваивает неподходящий для него профиль, он становится безразличным, что проявляется в снижении успеваемости и активности на занятиях, бездействии на парах (не пишет конспекты, меньше отвечает на семинарах, не готовит домашнее задание, слабо готовится к зачетам и экзаменам и пр.). Притом при обучении в рамках неинтересной специальности чаще всего наблюдаются отклонения от действующих норм: напряженность, вспыльчивость и агрессивность, раздражительность, отказ от выполнения отдельных поручений и пр.
  • Несовпадение ожиданий и реальности. Чаще всего студент теряет интерес к учебе в рамках выбранной траектории из-за настигшего его разочарования. Причиной подобной ситуации становится несовпадение ожиданий и реальности, отсутствие должных знаний и представлений о профессии и деятельности специалиста, некорректное восприятие реальности и пр.

Вышеописанные признаки неправильного выбора будущей профессии – самые распространенные. Указанный перечень не исчерпывающий. Чаще всего он носит сугубо индивидуальный характер и проявляется у каждого студента по-своему. Но в любом случае, наличие подобных сигналов свидетельствует либо о некорректном выборе будущей специальности и рабочей деятельности, либо о сложностях в учебе, которые вызывают отторжение и негатив у учащегося.

Важно определить первопричину и суть отрицательных тенденций, чтобы в перспективе принять верное решение: продолжать обучение (подобрав оптимальную траекторию) или сменить направление подготовки (формат, вуз и пр.).

Критические ошибки при выборе профессии, допускаемые абитуриентами

Некорректный выбор профессии – явление неслучайное. У данной огрехи есть определённые причины, которые приводят индивидов к ошибкам, более длительному и изнурительному пути к получению финансового, морального, материального и иного удовлетворения от выполнения профессиональных обязанностей, развития в конкретном русле. Ниже мы приведем топ самых распространенных и критических проступков со стороны абитуриентов, которые они совершают в ходе выбора профессии.

Ошибка №1. Мнительность и ведомость, восприимчивость чужого мнения.

Нередко новички обсуждают свои делания, мечты и профессиональное будущее с друзьями, родителями, педагогами и получают в ответ на свое «светлое будущее» массу критики, советов и пр. В данном случае не стоит сразу все воспринимать в штыки. Главное – выделить конкретные факты за и против специальности, сопоставить свои желания с возможностями, определить посильность «ноши» и сделать окончательный выбор.

В чем проявляется мнительность и ведомость в выборе профессии?
В чем проявляется мнительность и ведомость в выборе профессии?

Нередко выбор профессии становится следствием чьего-либо воздействия. В данном случае ошибкой будет одно из следующих действий:

  • Отправиться осваивать профессию вслед за другом, так сказать «за компанию»;
  • Отказаться от собственной мечты из-за давления со стороны родителей, наставников;
  • Выбрать профессию, исходя только из соображения моды, престижа, высокого дохода и без учета собственных талантов, способностей, возможностей, интересов;
  • Последовать за «семейной династией» вопреки собственному желанию. Чаще всего здесь в основе выбора лежит давление со стороны родителей, членов семьи с акцентом на востребованность и перспективность профессии, давние корни в нише, возможности «блата» и пр.;
  • Выбрать направление «назло» или пойти вопреки критике, настояниям, натиску со стороны и пр.

Следствием данной ошибки становится неосознанный или несамостоятельный выбор специальности и места обучения, будущей профессиональной деятельности. Студент идет по готовой и заранее продуманной за него траектории, а при встрече с малейшими трудностями возникает чувство тревоги, неприязни, нежелания учиться.

Притом нередко индивид продолжает учиться под натиском «советчиков», но в результате не работает по освоенной профессии и уходит в поиск «дела по душе».

Ошибка №2. Опора на предметы ЕГЭ, любимые дисциплины в школе или колледже.

Данная огреха является второй по распространённости и приоритетности среди поступающих. Нередко абитуриенты не имеют четких представлений о своем будущем: кем они готовы трудиться вплоть до пенсии, кем они себя видят, в какой отрасли и пр. Им проще связать свою жизнь с определенной наукой или привычными действиями, что даются им легко.

На этом фоне выбор специальности и учебного заведения падает на основе любимого или посильного предмета. Он определяется просто: по нему учащийся быстро и легко выполняет любое задание, ему интересны изучаемые темы и он предпринимает попытки самообразования, он посещает дополнительные курсы по интересам мс акцентом на науку, преподаватели хвалят его и отмечают ряд достижений, успехов, способности и пр. Притом именно такие предметы становятся в центре ЕГЭ!

На что лучше опираться, выбирая профессию?
На что лучше опираться, выбирая профессию?

Ошибка абитуриента в данном случае кроется в следующих моментах:

  • Не всегда любимая дисциплина напрямую связана с профессией или предоставляет сведения о том, чем занимается специалист. Чаще всего, профиль основывается на ней, так как требует владения определёнными навыками: точные расчеты, планирование, анализ ситуации, понимание отдельных процессов и явлений, категорий и правил и пр. ;
  • В отношении одной и той же специальности в разных учебных заведениях могут быть заявлены различные комбинации ЕГЭ, притом «любимая» или посильная дисциплина в них может попросту отсутствовать или заменена на иной предмет. В данном случае может и вовсе не быть связи между профессией и дисциплиной;
  • Отсутствие четких представлений по профессии и его связи с дисциплиной. Притом нередко в школах и узах предметы осваивают на базовом уровне, а в вузах происходит тотальное погружение в науку, которая оказывается непосильной или неинтересной индивиду. Любимый предмет не может быть отождествлен с профессией, так как он не дает четких преставлений, чем будет заниматься специалист, какую роль дисциплина играет в его жизни и карьере и пр.

Выбирать профессию по дисциплине не только некорректно, но и непросто. Один и тот же предмет может соприкасаться с самыми разными областями. Например, биология ценится не только в медицине, но и биотехнологиях, организации общественного питания, спорте и пр. Химия играет немаловажную роль в развитии фармакологии, химической промышленности и пр.

Ошибка №3. Недооценка или переоценка собственных возможностей, способностей.

Чтобы не совершить данный провал, важно найти «золотую середину», что бывает крайне непросто. Чаще всего поступающие попросту не учитывают или переоценивают текущий уровень подготовки и наличие способностей в постижении предметов, полагаясь на банальное «хочу». В данном случае провал или как минимум сложности в обучении будут гарантированы, а они в свою очередь могут привести к отторжению освоенной профессии и нежеланию работать по ней.

Как правило, недооценка текущей подготовки свойственна тем, кто готов идти к мечте вопреки знаниям, не осознает специфику профессии и основополагающие предметы в ее постижении, не сумел раскрыть свои таланты и способности и подобрать им соответствующее направление развития и пр.

Переоценка возможностей и талантов свойственна «отличникам» учебы, индивидам, часто получающих похвалу за малейшие успехи, а также лицам, которым постижение предмета в рамках классической программы дается легко, но они не пробовали собственные силы в дополнительном погружении и видах деятельности.

В любом случае недооценка или переоценка текущего уровня подготовки, способностей и предрасположенностей влечет за собой разочарование и снижение «либидо» по отношению к выбранной специальности, рабочей активности. Согласитесь, что изучать и заниматься нелюбимым делом – своего ода мазохизм, который чаще всего приносит только убыток (физический, моральный, материальный и пр.).

Ошибка №4. Игнорирование ограничений по специальности, противопоказаний к обучению и работе по профессии.

Каждая профессия предполагает наличие четких прав, обязанностей и противопоказаний к освоению и работе. Учебные заведения редко обращают внимание на список «противопоказаний» к освоению направления подготовки, удовлетворяя потребности индивида в развитии и заполняя имеющиеся свободные места в группах.

Какие ограничения могут действовать в ходе выбора профессии?
Какие ограничения могут действовать в ходе выбора профессии?

Такой ход чреват рядом последствий:

  • Обучение вопреки противопоказаниям может негативно сказаться на состоянии здоровья студента: обострение хронических заболеваний, ухудшение самочувствия и пр.;
  • Освоение профессии без учета противопоказаний может оказаться непосильным для учащегося и повлечет за собой отчисление по собственному желанию или неуспеваемости по отдельным предметам;
  • Работодатель не примет на свободную вакансию индивида с явными отклонениями в состоянии здоровья, которые по закону являются прямым противопоказанием к трудовой активности. Это означает, что образование будет получено впустую, а диплом будет пылиться на полке.

Чаще всего с подобного рода препятствием сталкиваются претенденты или желающие освоить спортивный профиль, имея при этом за плечами слабую физическую подготовку. Также данная проблема наблюдается у тех, кто намерен работать на «вредном производстве»№ или в «суровых условиях», но имеет ряд заболеваний, отклонений в состоянии здоровья, которые могут сказаться на качестве работы и состоянии работника, повлечь за собой повышение травмоопасности, риск жизни и здоровья и пр. Пренебрежение действующим ограничениями может привести к инвалидности студента или работника.

Ошибка №5. Отсутствие альтернативных вариантов.

Чаще всего выбор профессии предполагает связь с определенным видом деятельности на основе собственных представлений и впечатлений, понимания и восприятия. Притом абитуриенты полагают, что специальность, соответствующая их ассоциациям и потребностям в развитии, конкретная и единственная. Поэтому они выбирают и указывают в заявлении о приеме одну конкретную образовательную программу.

Ошибка выбора кроется в следующих чертах. Во-первых, на каждом факультете предоставлены как минимум «родственные» или смежные направления обучения. Важно проанализировать каждое из них, определить особенности и возможные варианты в случае провала по основному выбору. Отказ от изучения предложений учебного заведения фактически делает выбор будущей профессии узким, основанным сугубо на личных представлениях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Во-вторых, выбор профессии не может быть конкретным и точным априори. Отказываясь изучать смежные или схожие специальности, абитуриент фактически становится заложником собственных желаний и представлений, не может объективно взглянуть на достоинства и недостатки профессии, особенности образовательных программ и обретаемых качеств и навыков. Без сравнения предлагаемых траекторий подготовки специалиста с требования по профессии на рынке труда невозможно сделать объективный и соответствующий ожиданиям, талантам и возможностям выбор! Он будет либо неполноценным (с массой недостатков, сложностей, нюансов), либо ошибочным.

Ошибка №6. Отказ от новейших и перспективных направлений подготовки, неаккредитованных программ при вузе.

Абитуриенты в погоне за престижем, модой и хорошей зарплатой стараются выбирать привычные и известные для них ниши, которые уже сумели доказать свод состоятельность, необходимость, востребованность, развиваются и пополняются новыми инструментами и фактами. Притом в большинстве случаев предпочтение отдается аккредитованным направлениям обучения. Но при этом студент и выпускник не получает никаких гарантий относительно трудоустройства, востребованности по мере получения диплома. За время освоения профессия может устареть или потребовать владения новыми методами, которые не были включены в программу обучения.

Классификация профессий
Классификация профессий

В последнее время при вузах стали чаще появляться инновационные профессии, профессии будущего. Все они акцентированы на внедрении цифровых, IT или иных технологий в классическую профессию. Притом именно их боятся абитуриенты. Причины страхов следующие:

  • Отсутствие четких представлений и понимания, чем будет заниматься специалист и какими «инструментами» орудовать;
  • Новые программы первое время являются неаккредитованными и не предоставляют студентам право на использование всевозможных льгот, отсрочек и пр. Они вызывают массу споров и сомнения относительно качества и востребованности экспертов на рынке труда;
  • Сомнения относительно потребности нового специалиста на рынке труда, в отрасли и пр.

В чем же кроется ошибка выбора профессии? Критической считается огреха, связанная с приверженностью традициям, классическому набору инструментов, что делает выпускника уязвимым и менее конкурентоспособным. Важно выбирать оптимизированные образовательные программы, с преобладанием современных подходов, инструментов, методов, инноваций.

Еще одной «оплошностью» абитуриента в выборе профессии является отсутствие сравнения обретаемых полномочий в рамках обучения с требованиями работодателя или рынка труда. Чаще всего обучение по привычным направлениям не дает достаточного набора знаний и навыков, для моментального трудоустройства и профессиональной деятельности.

Ошибка №7. Смирение и выбор профессии, как должное или необходимое.

На фоне слабого осознания или непонимания собственного предназначения, предрасположенностей, видения себя в определённом качестве, индивид приходит к выбору профессии, как к необходимости. Притом далеко не всегда данный способ оказывается оправданным и эффективным, справедливым и выгодным. В 90% случаев абитуриент выбирает профессию, как должное на основе субъективных и наиболее значимых для него факторов: доходность, условия работы, нагрузка и пр. В итоге он склоняется к некоторым направлениям или отрасли, и старается выбрать из нее соответствующее направление, поступая на него «по необходимости» — чтобы получить профессиональное образование (хотя бы такое), удовлетворить требования окружающих и собственное чувство достоинства (смог поступить – молодец).

Базовые траектории по выбору профессии
Базовые траектории по выбору профессии

В данном случае выбор профессии считается неизбежным этапом в жизни человека и он выбирает соответствующую нишу, полагаясь на текущие возможности и способности от безысходности. То есть поступление на конкретную специальность может стать единственным выходом из сложившихся обстоятельство и ситуации на текущий момент времени, при текущем уровне подготовке и пр., так сказать «последний шанс» для профессионального становления и роста.

То есть индивид выбирает не желаемую и желанную, а посильную и доступную профессию, смирившись со своей участью и пр. Именно это приводит к ошибке и разрушению личности, подготовке некомпетентного специалиста незаинтересованного в дальнейшем развитии.

Ошибка №8. Нет четких представлений по профессии, незнание деталей направления обучения и профессиональной деятельности в целом.

В данном случае абитуриент руководствуется лишь имеющимися у него незначительными познаниями и представлениями о том, чем ему предстоит заниматься и без акцента на том, что ему предстоит изучать, какие навыки вырабатывать и пр. Как правило, все это приводит к разочарованию и как следствие – низкому качеству подготовки дипломанта, отказу от работы в отрасли и пр.

Зачастую абитуриенты выбирают специальность на основе ассоциаций: лично видели трудовую активность специалиста (чем занимается, в каких условиях работает и пр.), изучили описанные шаблоны и пр. Притом нередко прохождение практики полностью опровергает их былые ощущения и представления о работе. По мере трудоустройства (то есть после окончания обучения) новоиспеченные специалисты также понимают, что освоили не те или недостаточный объем навыков, не соответствуют требованиям работодателей и пр. То есть дополнительной огрехой в данном аспекте также является отказ от сравнения описания образовательной программы и требований рынка труда, необъективное решение и выбор профиля для развития.

Таким образом, проанализировав все вышеописанные ошибки, связанные с выбором профессии, можно отметить, что основой их возникновения является банальная халатность и лень абитуриента, его бездействие или слабые стороны характера, отсутствие четких аргументов для обоснования и отстаивания собственной позиции.

Что делать студенту или эксперту, если он выбрал профиль ошибочно?

Осознание корректности и правильности сделанного выбора профессии приходит с течением времени или получением явных и четких представлений о нем, первых навыков или при непосредственном преступлении к выполнению рабочих обязанностей. Что же делать студенту или новоиспеченному специалисту в этом случае?

На самом деле, все не так критично, как кажется на первый взгляд. Любую ошибку можно исправить, главное – действовать четко и продуманно. В таблице ниже мы представим ряд классических мероприятий, которые помогут исправить сложившуюся ситуацию и освоить посильную и желаемую профессию.

Этапы

Действия студента

Действия дипломанта, практика

Шаг 1.Аналитический

Проанализировать текущее направление и выявить причины разочарования, недовольства

Шаг 2. Коррекционный

Необходимо выделить желаемые направления или критерии, поставить конкретную цель и определить спектр компетенций, которые необходимо или желает освоить студент или практикующий специалист

Шаг 3. Планирование Студенту следует оценить смежные или иные направления подготовки, подходящие под его параметры и сформировать список подходящих вариантов для переобучения, перевода на них (как внутри вуза, так и в другой вуз), дополнительного развития и пр.

Выбор новой программы или программы дополнительного образования

Практикующему специалисту необходимо уточнить направление, которым соответствуют его представления и подобрать соответствующие программы для переобучения, дополнительного обучения
Шаг №4. Решение проблемы Отчисление с текущей специальности с целью перевода на новый профиль

Отчисление с целью перепоступления

Обучение по программам дополнительного образования для расширения компетенций и восполнения пробелов, обретения желаемых качеств и навыков

Продолжение работы с параллельным обучением по новой профессии (поступление на заочное отделение, освоение онлайн-курсов, прохождение курсов повышения квалификации и пр.)

Переход на смежную должность с переобучением на базе предприятия

У студента есть ряд вариантов по исправлению ошибок, связанных с выбором профессии. Главное – не ошибиться во второй раз, выбрав новое русло. В данном случае возможен перевод на иную программу (смежную или кардинально новую), перепоступление, обучение в рамках программ дополнительного образования, освоение профессии на базе онлайн-курсов и платформ, продолжение обучения с дальнейшим поступлением на новую программу ли параллельное обучение по второму профилю.

У практикующего или новоиспеченного специалиста также есть шансы на «профессиональную реабилитацию». Он может работать по текущей специальности и учиться заочно или дистанционно по новой программе, пройти курсы или программы дополнительного образования (курсы повышения квалификации, курсы переподготовки кадров и пр.), приостановить работу и поступить на нововыбранный профиль с ноля.

Обратите внимание, что ошибочный выбор профессии – не пятно на всю жизнь, не крест, который лежит на плечах навеки. Выход из ситуации есть всегда. Главное – вовремя осознать это и постараться подобрать наиболее подходящий вариант для профессионального становления и роста.

Методы профилактики или как избежать ошибок в выборе профессии?

Не стоит выбирать будущую профессиональную плоскость в спешке. В данном случае она приведет к неосознанному или спонтанному решению, которое скорее всего не принесет удовлетворения индивиду. Поэтому старайтесь заранее продумать траекторию развития, изучив собственные желания, способности и возможности, развитие рынка труда и пр.

Как избежать ошибок, выбирая профессию?
Как избежать ошибок, выбирая профессию?

Проведите тщательный самоанализ с акцентом на личностные качества, учебные успехи, собственное видение будущего, но самое главное – все выдвинутые предположения относительно будущей профессии необходимо обосновать: что привлекает, чем предстоит заниматься, достаточен ли уровень подготовки, какие образовательные программы подходят профессии. Притом в рамках данного шага важно сопоставить именно способности и возможности с требованиями программы, рынка т руда, объективно и адекватно оценить посильность выбранной сферы деятельности и программы обучения.

Не стоит пренебрегать тестами по профориентации. Они помогут определить направления подготовки, наиболее подходящие индивиду с учетом его знаний и умений, темперамента. Для прохождения подобных этапов не обязательно обращаться к психологам или в специализированные центры. Сегодня данный инструмент находится в открытом доступен в сети интернет, а на его прохождение и получение результатов, рекомендаций достаточно иметь в запасе около 10-15 минут свободного времени.

В идеале следует тщательно изучить описание профессии на разных сайтах, через различные первоисточники, лично пообщаться с практикующими специалистами, чтобы убедиться в совпадении реалий и впечатлений, представлений, понять: чем предстоит заниматься, чему учится и пр. Обратите внимание, что консультироваться лучше с действующими практиками, а не с некомпетентными обывателями или лицами, е имеющими реальных представлений о направлении.

Подбирайте не одну образовательную программу, а несколько вариантов, которые соответствуют или подходят профессии. Учтите, что даже одна и та же программа в разных учебных заведениях может предусматривать воспитание и развитие отличных профессиональных компетенций, акцентировать внимание на разных сторонах деятельности и пр. Поэтому будьте во всеоружии, изучайте всевозможные сценарии и выбирайте посильный и приемлемый.

Упростить подбор информации поможет золотое правило «хочу+могу+буду». О нем мы писали ранее.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Критические ошибки при выборе профессии”

  • первая ошибка – самая частая. Сама лично с этим столкнулась и многие мои друзья. Я поддалась настойчивости родителей и поступила на ЭкономФак, а хотела ведь стать дизайнером. Как результат, отучилась, отработала год экономистом – не мое. Теперь учусь заочно на дизайнера и не жалею, очень нравится. Надеюсь в скором будущем сменить место работы. а вот подруги кот-то мучается на нелюбимой и сложной работе, а кто-то все же отстоял свое желание и весьма успешен. Поэтому не бойтесь разговаривать с близкими, отстаивать свои желания и мотивы.

    • Добрый день, Саша! Благодарим за ваш отзыв. К сожалению многие поддаются ведомости, восприимчивости чужого мнения и выбирают профессию, которую не хотели изначально. Вы правельно заметили, что не стоит бойтся разговаривать с близкими, отстаивать свои желания и мотивы. Рекомендуем также данную статью для прочтения: https://disshelp.ru/blog/kak-uvelichit-shansy-na-postuplenie-narashhivaem-bally-za-individualnye-dostizheniya/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *