Словарь первокурсника (куратор, аудитория, пары, лекция, семинар, лаба, кафедра, деканат, практика, курсовая, зачет, сессия, отчисление, перевод, групповой проект, конференция и пр.)

Поступление в колледж или вуз – это не просто переход на новый жизненный и профессиональный этап, а кардинальная смена обстановки, дополняемая новыми терминами, событиями и прочими нюансами. Как только абитуриент превратился в первокурсника, в его обиходе появляется множество новых слов и определений, порой непонятных, но важных для него. Чтобы облегчить «адаптацию» новичков, специалисты Дисхелп предлагают вашему внимаю «Словарь первокурсника», где изложены самые основные термины, требующие внимания и осознания.

Словарь первокурсника (куратор, аудитория, пары, лекция, семинар, лаба, кафедра, деканат, практика, курсовая, зачет, сессия, отчисление, перевод, групповой проект, конференция и пр.)

Поступление в колледж или вуз – это не просто переход на новый жизненный и профессиональный этап, а кардинальная смена обстановки, дополняемая новыми терминами, событиями и прочими нюансами. Как только абитуриент превратился в первокурсника, в его обиходе появляется множество новых слов и определений, порой непонятных, но важных для него. Чтобы облегчить «адаптацию» новичков, специалисты Дисхелп предлагают вашему внимаю «Словарь первокурсника», где изложены самые основные термины, требующие внимания и осознания.

Группа терминов №1. Структура образовательного учреждения.

Каждый колледж или вуз разбит на более мелкие составляющие единицы каждая из которых реализует конкретные функции и полномочия.

Ректорат – это основной управляющий орган ссуза или вуза, организующий работы всех подразделений, подписывающий самые важные документы и принимающий окончательное решение по всем возникающим вопросам и спорам. Ректора можно поставить на одну ступень с генеральным директором топовой компании. Глава ректората – ректор.

Деканат – это управленческий орган в системе менеджмента учебной организации. В его основные обязанности входит контроль за подведомственным подразделением, направлением подготовки, выполнение воспитательной и научной работой, решение «местных» проблем на уровне факультета и пр. глава деканата – декан.

Иерархия внутри учебного заведения
Внутренняя структура ВУЗа

Факультет – это структурный элемент, где обобщены родственные или смежные направления в конкретной научной или трудовой области. Если вуз занимается подготовкой специалистов разных уровней и программ, то в его составе будут присутствовать соответствующие направления подготовки и подразделения: экономфак, юрфак, физмат и пр.

Кафедра – это часть, направление и структурны компонент факультета, где обобщены профессии одной специализации, группы. Например, на экономическом факультете могут обучать стандартных экономистов и бухгалтеров, а также управленцев (ГМУ, управление персоналом), каждая специальность попадет под кураторство соответствующей кафедры: кафедра бух.учета, кафедра управления персоналом, кафедра экономики и управления и пр. Через кафедру происходит взаимодействие вуза и студентов, педагогов и подопечных помимо занятий: сдача курсовых работ на проверку и нормоконтроль, регистрация тем исследований, утверждение кандидатуры научного руководителя и пр. Главным лицом этого подразделения выступает заведующий кафедрой.

Методисты, методический кабинет – это дополнительное подразделение при каждом факультете, которое ведет «учебный и студенческий документооборот»: выдает справки по требованию учащихся, оформляет, регистрирует и курирует зачетные книжки и экзаменационные ведомости, выдачу студенческих билетов и пр.

Специальность/специализация – это определенная группа профессий, объединенных по конкретному признаку, то есть это общее направление обучения.

Образовательная программа (профиль) – это конкретное направление деятельности, обучающее более узким навыкам в рамках выбранной специальности. Например, специальность «Экономика» включает в себя следующие профили: «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет», «Финансы и кредит» и пр.

Группа терминов №2. Профессорско-преподавательский состав.

В непосредственном контакте с учащимися находятся именно педагоги. Они же выступают в качестве «лица» вуза, так как именно от качества и уровня их подготовки в перспективе может зависеть специфика подготовки дипломированных специалистов.

Преподаватель – это педагог, который занимается обучением студентов в рамках конкретной науки, по определенным предметам. По мере роста трудового стажа он может занять должность «чуть выше» — старший преподаватель, что позволит ему курировать письменные проекты студентов, заниматься разработкой методических рекомендаций к студенческим работам и пр.

Профессорско-преподавательский состав
Педагогическая иерархия в ВУЗе

Доцент – данная категория может рассматриваться, как ученое звание, а также отдельная должность заслуженных и уважаемых в учреждении преподавателей-лекторов, совмещающих преподавание с научными исследованиями, привлекающими студентов к НИР и пр.

Профессор – это высшее научное звание, которому удостаивается научный сотрудник. Чаще всего доценты и профессора занимают руководящие посты в вузах, привлекают студентов к научной деятельности, курируя их проекты и пополняя собственную публикационную копилку «кураторскими проектами».

Лектор – это педагог, который проводит лекции, разъясняя студентам все нюансы в рамках конкретной дисциплины. В обязанности лектора входит не только пояснение терминов, методов работы, но и проработка деталей: решение примеров, кейсов, разъяснение о возможностях применения теории на практике и пр.

Практик – это преподаватель, который проводит практические занятия с целью развития реальных профессиональных навыков и качеств. Также практиками называют педагогов, которые совмещают работы по полученной профессии с преподаванием в ссузе/вузе.

Штатный педагог – это квалифицированный эксперт, официально трудоустроенный в образовательном заведении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Совместитель – это преподаватель, приглашенный для обучения студентов «со стороны» и не входящий в штат ссуза или вуза. Он совмещает основную работу с «подработкой» в этом учреждении.

Научный руководитель – это преподаватель, который занимается консультированием студентов по написанию определенных проектов в рамках конкретной дисциплины. Чаще всего он выбирается/назначается при выполнении курсовых, научных и дипломных работ.

Куратор – лицо, педагог, ответственный за группу студентов: в этом случае он контролирует посещаемость занятий и явку учащихся в образовательное заведение, следит за их успеваемостью, активностью, в отдельных ситуациях взаимодействует с родителями студентов и пр.

Ассистент – это сотрудник вуза, который продолжает обучение в аспирантуре, совмещая с работой в вузе, помогая основному педагогу в проведении занятий, организации контрольных и лабораторных работ, аттестаций.

Лаборант – это научно-технический сотрудник заведения, который занимается подготовкой приборов и инструментов для организации и проведения всевозможных экспериментов, лабораторных работ. Также лаборанты задействованы в структуре кафедр в качестве помощников, делопроизводителей и пр.

Группа терминов №3. Уровни образования.

В Росси выделяют три основных образовательных ступени:

Бакалавриат – первая, фундаментальная ниша в системе профессионального образования. В ее рамках происходит формирование основных, базовых навыков специалистов в рамках конкретной профессии. Освоение данной ступени обязательно для работы по профилю в качестве рядового сотрудника, но продвигаться по карьерной лестнице будет крайне затруднительно. Выпускники бакалавриата становятся дипломированными бакалаврами. Диплом бакалавра позволяет приступить к трудовым обязанностям или продолжить обучение в вышестоящих образовательных нишах, вузах.

Магистратура – это вторая ступень образования, доступная исключительно в стенах высших образовательных заведений. По данным программам студенты обретают более глубокие знания в рамках профиля, акцент делается на научных исследованиях и практических навыках. По окончании данной ступени выпускнику присваивается соответствующая квалификация – магистр.

Уровни образования
Ступени в высшем образовании

Аспирантура – это третья, наивысшая ступень образования, где внимание сконцентрировано на воспитании исследователей, ученых. Учащийся данного уровня – аспирант, а выпускник (подготовивший и защитивший диссертацию) получает степень «кандидат наук». Чаще всего именно аспиранты устраиваются в вуз в качестве ассистентов для пополнения «преподавательской копилки» и выполнения научных исследований, пополнения публикаций по профилю.

Докторантура – это ниша послевузовского образования, позволяющая заниматься исследованиями в глобальных масштабах, а после их защиты обретать ученую степень «доктор наук».

Интернатура – это первая практическая ниша и дипломированных медиков, которая длится 1 год для обретения конкретных профессиональных навыков. В данном случае интерн углубляет теорию и обретает первый реальный практический опыт на базе медучреждения.

Ординатура – форма послевузовской подготовки, предназначенная для специалистов медицинского профиля, аналог практической аспирантуры. Учащийся в данном случае обретает статус ординатора.

Адъюнктура – послевузовская подготовка специалистов правоохранительной среды.

Обратите внимание, что поступление и обучение на каждой образовательной ступени – решение исключительно добровольно, притом начать и завершить подготовку можно в любой момент, но получить соответствующий документ об образовании – только по мере освоения полного курса, всей программы.

Группа терминов №4. Образовательный процесс.

Лекция – это вид занятий, когда педагог разъясняет предмет, тему. В этом случае от студента требуется лишь внимание, концентрация и умелое конспектирование материала. Притом на лекции может быть как устный, так и практический разбор заданий.

Семинар – это вид практических занятий, на котором студент демонстрирует выполнение домашнего задания (по заранее очерченному платную. Списку вопросов для самоизучения и самоподготовки), отвечает на вопросы, выполняет практические задания (решает задачи, кейсы, участвует в деловых играх и пр.). Семинар проходит посредством выступления студента, ответа на вопрос и обсуждения темы.

Зачет – это общая форма аттестации студента в рамках конкретной (чаще всего второстепенной или общей) дисциплины. Данная проверка проводится в стандартной форме «билет-ответ», а результат выносится в виде вердикта педагога «зачтено/ не зачтено».

Основные виды учебных занятий в ВУЗе
Образовательный процесс в ВУЗе

Аттестация – вариант проверки подготовки студентов, степени усвоения пройденных предметов и материалов.

Экзамен – уточненная форма аттестации учащегося колледжа/вуза, когда полученные знания оцениваются в рамках действующей шкалы (5-балльная система, рейтинговая система, ECTS-кредиты и пр.). Формат экзамена может быть устным, письменным, дистанционным (тестирование или онлайн-собеседование).

Коллоквиум – формат проведения занятий или аттестации студентов, когда педагог беседует с подопечным в рамках конкретной темы или дисциплины в целом для определения степени усвоения пройденного материала.

Консультация – это дополнительное мероприятие вспомогательного типа. Оно проводится перед (накануне или за несколько дней) до зачета/экзамена с целью устранения неясностей и разъяснения всех нюансов, получения ответов на интересующие вопросы. Мероприятие представляет собой встречу студентов с преподавателем-экзаменатором, разъяснительную беседу.

Пересдача – это возможность улучшить итог аттестации посредством повторной сдачи зачета/экзамена. Она возможна в случае полного провала на первом этапе или для улучшения положения выпускника при определенных условиях (например, для получения «красного» диплома или повышения среднего балла аттестации и пр.).

Пересдача с комиссией – это последний шанс учащегося исправить ситуацию. Как правило, допускается 2 пересдачи в традиционной форме, а последний вариант – созыв специальной комиссии, состоящей из квалифицированных экспертов в рамках экзаменационной дисциплины с целью всесторонней и более объективной оценки подготовки студента. Если данная аттестация прошла неудачно, то студент подлежит исключению (отчислению) из ссуза/вуза.

Научная конференция – это дополнительное мероприятие, на котором учащиеся отстаивают собственные научные работы и интерес, демонстрируя активность в части проведения изысканий, экспериментов. Оно представляет собой «слет» единомышленников или исследователей в рамках конкретного направления/дисциплины или темы, каждый из которых выступает с собственным докладом, отмечая достигнутые результаты и возможности развития по теме. Студенты участвуют в подобных мероприятиях добровольно под кураторством наставника. Притом конференция может проходить очно, заочно и дистанционно.

Аудитория – помещение, в котором проходит занятие. Оно может быть простым или оснащенным специализированным оборудованием, в зависимости о того, какой предмет преподается и пр.

Пара – это учебное занятие в высшем образовательном заведении, продолжительность которого составляет 90 минут (то есть пара стандартных академических уроков по 45 минут). Парой называют все виды занятий в вузе: лекции, семинары и пр.

Семестр – это определенный период учебы (чаще всего 4 месяца), на протяжении которого студент посещает все занятия в рамках утверждённого расписания. Как правило, учебный процесс в колледжах и вузах состоит из 2 семестров, по окончании каждого из которого наступает сессия.

Сессия – это аттестационный период учащихся. Начальная стадия представлена в виде зачетов, а основная – экзамены.

Допуск к сессии – это дополнительная мера, призванная своевременно сдать все обязательные работы, пройти необходимые мероприятия (предоставить полный конспект лекций и семинаров, отработка пропусков и пр.).

Стажировка – это вид практической подготовки студентов, предполагающий их участие в жизни конкретного объекта (предприятия, отдела и пр.), непосредственного включения в профессию в реалиях. Средняя продолжительность практики – около 3 недель. Некоторые вузы способствуют организации зарубежных стажировок.

Академическая задолженность – это невыполнение студентом своих прямых обязанностей или несвоевременная сдача, провал во время аттестации. На ее устранение выделяется дополнительное время, но ели она не будет вовремя ликвидирована, то есть риск попасть в ряды отчисленных.

Виды аттестаций
Проверка знаний студентов

Государственный экзамен – это вариант итоговой аттестации выпускников, призванный проверить степень усвоения материалов по профильным предметам, определит уровень профессиональной компетентности и подготовки студентов. Чаще всего он носит комплексный характер, включая в себя от 3 до 5 дисциплин (около вопросов и заданий). Без его прохождения получить допуск к защите дипломной работы не удастся. ГОСы проводятся в устной или письменной форме, аттестацию проводит специальная комиссия.

Отчисление студента – это вариант исключения учащегося из образовательного заведения на конкретном основании: академическая задолженность, необоснованные прогулы и неуспеваемость. Неявка на экзамен и пр.

Восстановление студента – возможность продолжить освоение профессии после отчисления путем повторного обучения по курсу или программе, начиная с момента «провала» или до его наступления. Данное право есть у каждого отчисленного индивида независимо от причины отчисления.

Перевод – это процедура по переходу на очередной этап обучения (следующий семестр/курс) или по смене профессии или учебного заведения, производимая по инициативе учащегося и согласованию с администрацией учебных центров (текущего и будущего ссуза/вуза).

Группа терминов №5. Письменные проекты.

На протяжении профессионального становления в стенах ссуза/вуза студенты выполняют множество письменных работ обязательного, дополнительного/вспомогательного или научного характера.

Самостоятельные и контрольные работы – это вид проверки знаний и навыков учащихся в рамках конкретной дисциплины по определенным темам или курсу в целом. Подобные проекты могут быть обязательными (предусмотренными учебным планом) и внеплановыми, но в любом случае о предстоящем рубеже педагог предупреждает заранее.

Курсовая работа – глубокое исследование темы в рамках конкретной (чаще всего профильной) дисциплины. Данная работа носит научно-исследовательский характер. Частота выполнения – 1 раз в семестр.

Письменные проекты
Виды письменных работ, которые выполняют студенты?

Лабораторная работа – это вид практической и научно-исследовательской деятельности студента с целью выработки навыков по работе с оборудованием, углубления теоретических представлений по предмету/теме, развитию навыков по проведению экспериментов и их интерпретации. Чаще всего проводится по естественнонаучным, техническим профилям.

Доклад, реферат – обзорный материал, описывающий основные тенденции, моменты и термины в рамках изучаемой дисциплины/темы. Чаще всего представляет собой аналитический материал.

Научная статья – это материал, констатирующий результаты исследования и интерпретирующий его в сжатой форме с акцентом на проделанные мероприятия, полученные результаты и их значимость. Научные статьи необходимы для участия в конференциях, написания диссертаций и пр.

Отчет по практике – это официальный документ, описывающий результаты прохождения практики/стажировки учащегося, где интерпретируются результаты данного этапа: теоретическое освещение, анализ ситуации объекта, интерпретация полученных результатов и определение роли практики и пр.

Преддипломная курсовая работа – курсовая работа, выполняемая студентами выпускного курса. Чаще всего она совпадает с темой ВКР и в перспективе выступает в качестве ее теоретической главы.

Отчет по преддипломной практике – это документ, описывающий этапы прохождения последней практики (преддипломной), который ложится в основу аналитической главы дипломного проекта выпускника.

Групповой проект – это вид письменной или научно-исследовательской работы, выполняемый коллективно (в составе группы или несколькими студентами одновременно).

Дипломная работа – это итоговый проект, призванный подчеркнуть знания и навыки выпускника. Он выполняется на примере конкретного объекта, автору предстоит разобраться в теме, диагностировать реальную проблему и предложить ее решение, обосновав выдвинутый механизм. Дипломная работа представляет в разных видах: ВКР, дипломный проект – у бакалавров, магистерская диссертация – у магистров, кандидатская диссертация – у аспирантов, докторская диссертация – у докторантов.

Группа терминов №6. Документы.

В процессе поступления, обучения и завершения профессиональной подготовки студенты сталкиваются с различными документами. Для первокурсника важными элементами документооборота выступают следующие понятия.

Студенческий билет – это документ, призванный подтвердить статус учащегося колледжа/вуза. В некоторых случаях он выступает в качестве пропуска в учреждение, основанием для получения «скидки или льготы» и пр. По факту, это «учебный паспорт учащегося колледжа/вуза».

Читательский билет – это документ, разрешающий пользоваться ресурсами библиотеки, посещать читальный зал, получать учебники и дополнительные материалы и пр.

Документы студентов
Какие документы сеть у студентов?

Зачетная книжка – это официальный документ, содержащий отметки о всех пройденных вариантах аттестации: сдача и защита курсовых работ, отчетов по практике, зачетов и экзаменов. «Зачетка» может храниться на урках у студентов или у методистов вуза.

Экзаменационная ведомость – это официальный документ, дублирующий все отметки из зачетной книжки. Он необходимо для восстановления и сохранности данных об учащемся его успеваемости в случае утери/восстановления файлов и пр. Все данные в зачетной книжке идентичны сведениям из экзаменационной ведомости. Притом ведомость формируется отдельно по каждому виду аттестации, дисциплине и пр. Данный документ хранится исключительно в ссузе/вузе или архиве.

«Бегунок» — это дополнительный документ, предоставляющий право на проведение пересдачи. Студент берет его заранее или вдень повторного испытания, он выступает в качестве «допуска».

Обходной лист – то официальный документ, призванный выявить долги или и отсутствие у выпускника перед получением диплома. Он включает в себя обход всех подразделений, которые были задействованы во время обучения: библиотека, методисты, деканат и пр. Важно собрать все необходимые подписи, чтобы в дальнейшем без проблем получить документ об образовании.

Диплом об образовании– это официальный документ, выдаваемый выпускникам по мере прохождения образовательной программы после защиты аттестационного проекта. Он выступает в качестве допуска/пропуска к работе в качестве специалиста.

Группа терминов №7. Окружение, события, повседневная жизнь студентов.

Посвящение в студенты – неформальное правило, праздник или мероприятие в честь зачисления абитуриента на первый курс и обретения им нового статуса.

Студент – это учащийся колледжа, техникума или вуза.

Староста – это студент, который является формальным лидером или главой группы. Через него осуществляется взаимодействие вуза с учащимися: оглашение объявлений. У старосты есть свои права и обязанности: ведение журнала посещаемости, помощь студентам в оформлении документов или пособий, льгот, взаимодействие с методистами и пр. Данный статус в вузе закрепляется документально. Выбор старосты происходит на первом курсе, но в перспективе кандидатуру можно сменить при наличии оснований.

Одногруппник – это индивид, проходящий обучение в рамках одной группы.

Однокурсник – это общий поток студентов, поступивших на факультет в одно и то же время, учащиеся одного курса.

Успеваемость студента – это количественно-качественная характеристика студента, оценивающая его успехи в учебе, степень выполнения им учебного плана и усвоения пройденного материала.

Выпускник – это индивид, завершающий обучение в колледже или вузе, учащийся старшего (последнего) курса.

Окно – это пустая пара, не предусматривающая занятий. Как правило, «окном» называют пробел между занятиями в разное время в течение одного учебного дня. Например, расписание занятий предусмотрите лекцию первой парой и семинар – третьей. Вторая пара будет считать окном.

Экватор или медиум – это середина срока обучения студента (по учебному плану).

Чем раньше первокурсник узнает «студенческую терминологию», тем проще ему будет ориентироваться в ситуациях, овладевать необходимой информацией решат проблемы и добиваться успеха на протяжении всего обучения.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!